Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исторически сущность нэпа заключалась в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики, при одновременном сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата. Тактической целью нэпа являлся выход из кризиса, а стратегической – построение социализма.

Новая экономическая политика в целом включала административно-рыночную систему хозяйства при государственной собственности на крупную и значительную часть средней промышленности, транспорт, банки, при сохранении неэквивалентного обмена с деревней (отчуждение части сельхозпродукции в форме продналога) и авторитарного политического режима.

Государственный строй СССР отличался в 1920-е гг. строго иерархической структурой власти, отрицавшей политическую оппозицию, но допускавшей наличие в экономике разнообразных форм собственности. Отсюда проистекала внутренняя противоречивость политического режима в стране. Его дальнейшая эволюция была возможна либо к правовому обществу на основе демократизации хозяйственной и политической жизни, либо в русле последовательного огосударствления экономики при одновременном ужесточении контроля властей над всеми сферами жизни общества. Последний вариант означал формирование в стране тоталитарного строя.

Первые шаги в реализации нэпа оказались крайне трудными. Голод 1921 г. привел к гибели около 5 млн. человек в Поволжье, на Украине и ряде других регионов. Массовая безработица сочеталась с высокой преступностью, бандитизмом. Углублялись инфляционные процессы. Стоимость рубля в 1921 г. упала по сравнению с 1913 г. в 5600 раз. За 1922 г. цены выросли в 256 раз, а за 1923 г. — в 263 раза. Восстановление экономики началось с сельского хозяйства и легкой промышленности. Этому способствовало введение параллельной валюты – червонца, обеспеченного золотом. Был восстановлен единый государственный банк, появились кооперативные банки, кредитные и страховые товарищества, биржи.

В начале 1924 г. была проведена денежная реформа (ее авторы — Е. Преображенский, Г. Пятаков). На твердые дензнаки было обменено около 900 квадриллионов старых рублей в соотношении 1 червонец на 60 тысяч советских денежных знаков. Червонцы выпускались (в отличие от совзнаков) не для покрытия бюджетного дефицита, а для нужд хозяйственного оборота, в интересах урегулирования денежного обращения. На мировом валютном рынке до 1927 г. червонец стоил около 6 долларов.

В феврале 1924 г. было объявлено о выпуске государственных казначейских билетов СССР. Тогда же было прекращено печатание совзнаков, а затем - выпуск их в обращение. Одновременно на большей части территории страны в обращение были введены новые образцы червонцев с гербом СССР.


Численность армии была сокращена почти в 10 раз. Был повышен уровень выработки электроэнергии, добычи нефти, угля, выпуск металлорежущих станков. Вместе с тем абсолютное отставание от ведущих капиталистических стран после семи лет войны и разорения росло. Сохранялись внутренние противоречия между необходимостью обновления основных фондов и ограниченными возможностями накопления, между растущим населением деревни и низкой производительностью труда в сельском хозяйстве, невозможностью дать работу миллионам людей в промышленности.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране проявлялась и в росте диспропорций в соотношении цен на промышленные и сельскохозяйственные товары ("ножницы цен"). В условиях сравнительно быстрого восстановления сельского хозяйства и отставания фабрично-заводской промышленности резко упала покупательная способность крестьян.

Трудности со сбытом промышленных товаров ощущалась уже весной 1923 г., а осенью разразился настоящий кризис сбыта, что стало следствием снижения заготовительных цен на важнейшие зерновые культуры и чрезмерного повышения отпускных цен на промышленные товары. Крестьяне, несмотря на большую нужду в товарах промышленного производства, не могли их приобретать из-за слишком высоких цен.

Эта ситуация привела к кризису сбыта промышленных товаров при одновременно сохраняющемся их огромном дефиците. Выход был найден путем снижения оптовых цен, повышения цен на сельхозпродукцию посредством увеличения государственных закупок.

Весной 1927 г. на биржах труда было зарегистрировано 1,5 млн. безработных. Большая часть крестьян и рабочих находилась в крайне тяжелых материальных условиях. Низкая товарность крестьянского хозяйства вела к снижению экспорта сельхозпродуктов (главного источника валюты) и, в связи с этим, препятствовала увеличению импорта необходимого промышленного оборудования.

Эти и другие проблемы, сопровождавшиеся экономическими стачками рабочих и жалобами населения на рост бюрократизма в госаппарате, привели к обострению положения в партии. Здесь проявились и различные представления о путях дальнейшего развития страны, и рост властных амбиций у ряда высокопоставленных деятелей (Л.Троцкий, И.Сталин, Г.Зиновьев, Л.Каменев, Н.Бухарин и др.), и сложные межличностные отношения в среде большевистской элиты. Внутрипартийные трения дополнились тяжелой болезнью, а затем смертью Ленина.


В 1924 г. была провозглашена политика «лицом к деревне». В начале 1925 г. были разрешены долгосрочная аренда земли, выделение крестьян из общины на хутора и отруба, создание кредитных товариществ, отменялся ряд ограничений на использование наемного труда, снижалась общая сумма единого сельскохозяйственного налога, который теперь полностью брался в денежной форме.

Одновременно была сделана уступка политическим интересам частного собственника. Это выразилось в предоставлении избирательных прав крестьянам, нанимающим рабочую силу, кустарям, ремесленникам, мелким торговцам, имеющим не более одного взрослого работника. Подчеркивалась необходимость строгого соблюдения законов, развития экономических методов управления, повышения роли Советов всех уровней, стремления сохранять социальную стабильность в деревне и городе. Перевыборы Советов в 1926 г. показали повышение политической активности беспартийных крестьян, служащих, увеличение количества независимых беспартийных депутатов.

Впрочем «новый курс» оказался непоследовательным и уже вскоре подвергся серьезной коррекции. Осенью 1925 г. нэп пережила новый кризис. Стремление ускорить развитие тяжелой промышленности требовало дополнительных денежных средств. Неурегулированность проблемы долгов царского и Временного правительств, которые большевики отказались признать, не давала надежду на получение иностранных кредитов. Концессии также не дали желаемого результата.

С 1925 г. государство обращается к торговле водкой, отказавшись от лозунга «социализм и водка несовместимы» (продажа спиртных напитков была прекращена с началом Первой мировой войны). Увеличивалась денежная масса, вызывая товарный голод, трудности в хлебозаготовках, рост спекуляции. Власть уповала на административные меры: ограничение частной торговли и продажи сложных машин зажиточным крестьянам, высылка нэпманов. Партийное руководство было встревожено ростом оппозиционных настроений в обществе (требования крестьян о создании крестьянского союза, сокращение доли коммунистов в сельских Советах, выступления интеллигенции с требованиями либерализации режима).

Вместе с тем в годы нэпа наблюдался рост национального дохода. В 1925—1926 гг. он превысил уровень 1921 г. в 2,3 раза. Улучшение экономических показателей создавало условия для повышения материального положения рабочих, крестьян, служащих. Средняя продолжительность рабочего дня составила 7,4 часа. Все занятые в промышленности имели право на ежегодный отпуск не менее двух недель. Повышалась заработная плата рабочих, которая в 1926 г. в среднем по промышленности составляла 94% от уровня 1913 г.


В свою очередь восстановление сельского хозяйства привело к росту доходов крестьянства. В 1925 г. валовой сбор зерна почти на 21% превысил среднегодовой сбор наиболее благоприятного для России пятилетия 1909—1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводческом производстве.

На предприятиях широко использовались хозрасчет и хозяйственная самостоятельность трудовых коллективов. Во второй половине 20-х гг. удалось преодолеть «ножницы» в ценах на промышленные товары и сельхозпродукты.

Вместе с тем, положительные тенденции в хозяйственной жизни СССР тормозились крайне низкой производительностью труда и слабой технической и технологической базой экономики. Сохранялась масса неграмотных людей, неспособных активно участвовать в экономической и общественно-политической жизни страны. Советский Союз оставался «изгоем» в системе международных отношений того времени, лишенный возможности участвовать в межгосударственном хозяйственном и культурном сотрудничестве. На экономическую и социально-политическую стабильность страны продолжали негативно влиять целый ряд факторов, в том числе социокультурного, национального и регионального свойства.

9.3. Образование СССР
Событием, ознаменовавшим строительство нового типа государства, стало утверждение Совнаркомом проекта Декларации прав народов России 2 ноября 1917 г.. В ней провозглашались основные положения советской национальной политики. Народы России получили право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельных государств; отменялись национальные привилегии и ограничения; осуждалась политика натравливания одной нации на другую.

В ходе гражданской войны на территории бывшей Российской империи образовался ряд независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г. три последние республики образовали Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику).

В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Это значительно облегчало процесс объединения.

В большевистской партии существовали различные точки зрения на принципы построения многонационального государства. В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) создало комиссию для подготовки проекта усовершенствования федеративных отношений между республиками. Под руководством Сталина комиссией был подготовлен проект резолюции «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками». Этот проект предусматривал вхождение республик в состав Российской Федерации на автономных правах.

Полной поддержки сталинский проект «автономизации» в республиках не получил. Армения и Азербайджан выступили в его поддержку без особых замечаний. Белоруссия высказалась за сохранение старых отношений, которые давали больше самостоятельности. Грузия вообще отвергла сталинский проект. Украина высказалась за его серьезную переработку, настаивая на соблюдении равноправия для всех участников.

В. Ленин подверг план «автономизации» критике. Он полагал, что Сталин торопится, и на данном этапе с учетом внутренней и международной ситуации советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. При этом за каждой республикой должно сохраниться право свободного выхода из государственного союза.

30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I Всесоюзный съезд Советов. Он утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Значительную часть своих полномочий республики передавали центральным органам в том числе вопросы международного представительства, обороны, государственной безопасности, внешней торговли, транспорта, связи, бюджета, денежного обращения. В ведении союзных республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.