Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итогом законодательской работы и ответом на претензии Собора стал декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918 г.). Этой мерой было осуществлено отделение церкви от государства, лишение ее прав юридического лица и собственности, передача богослужебных предметов и зданий во временное пользование религиозными объединениями, отделение школы от церкви.

Предпринимаемые властями меры вызвали неоднозначную реакцию в обществе: по стране прокатилась волна возмущений, сопровождавшаяся решительными действиями по закрытию храмов, конфискации церковных имуществ, преследованию духовенства и верующих. В феврале 1918 г. в Солигаличе вспыхнули волнения в связи с появлением слухов о намерении большевиков снять с могил кресты и ограды и переделать их на плуги. Власть перешла в руки восставших, но с помощью подошедших военных частей восстание было разгромлено, а виновные арестованы.

Немалое беспокойство в обществе вызвало исключение из школьной программы закона Божьего. К властям через прессу обращались обеспокоенные родители, призывая разрешить преподавание этого предмета для желающих. В Костромской губернии острая обстановка сложилась в населенных старообрядцами Варнавинском и Ветлужском уездах. Последовавшие здесь волнения в 1918 – 1919 гг. были определены властью как явление, всецело исходящее из политической отсталости крестьян и их религиозно-сектантского фанатизма.

Бесперспективность вооруженной борьбы с антицерковной политикой становилась очевидна. Восстания уступали место организуемым духовенством крестным ходам и проповедям, содержавшим послания Патриарха. Самое известное из них от 19 января 1918 г. объявляло анафему гонителям православной веры, что было сочтено большевиками объявлением войны. Вместе с тем отказ Патриарха Тихона благословить белое движение поставил церковь в нейтральную по отношению к советской власти позицию. Подтверждением такого подхода стало послание от 25 сентября 1919 г. «О прекращении борьбы с большевиками». Выполнение его носило односторонний характер, поскольку власть преследований в отношении духовенства не прекратила.

При реализации положений декрета «О земле» была начата национализация монастырских имуществ. Местными органами были составлены соответствующие инструкции о зачислении земельных угодий в запасной фонд и учете монастырских зданий и капиталов. В дальнейшем было выдвинуто требование ликвидации монастырей как «очагов контрреволюции».


Эти мероприятия совпали с усилиями власти по созданию сельскохозяйственных артелей и коммун (например, в Боголюбском монастыре был создан совхоз). В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1921 – 1922 гг. любые факты сопротивления конфискаций расценивались как подтверждение эксплуататорского характера церкви, ее стремления удержать награбленные у народа ценности.

В годы новой экономической политики проводилась более терпимая по отношению к религии политика. Но уже в середине 1920-х гг. «религиозный НЭП» стал сдавать свои позиции. В 1925 г. был создан Союз Безбожников – массовая организация, ставившая своей целью объединение всех атеистов для борьбы с религией. Через несколько лет к названию Союза добавилось слово «воинствующий» (СВБ), четко определявшее формы и методы его работы. Первоначально занимаясь индивидуальной агитацией и пропагандой, читками газет и журналов «Безбожник», докладами и лекциями, в том числе в подростковой среде, СВБ перешел вскоре к требованиям закрытия церквей и снятия колоколов.

В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против ряда служителей церкви. Некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем заключен в тюрьму.

После смерти Тихона в апреле 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Петр, но в декабре 1925 г. он был также арестован и сослан. Его преемник митрополит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали декларацию, в которой обязывали священников, не признавших советской власти, отойти от церковных дел. Против такого решения выступила группа священников, объединившихся вокруг митрополита Иосифа. Многие из них были высланы на Соловки.

В 1924—1926 гг. большинство членов ЦК Коммунистической партии поддержали идею о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Однако единого мнения по методам и путям строительства социализма не было. В руководстве партии и страны к концу 20‑х гг. оформились по этому вопросу две стратегические линии.

Первую отстаивали Н. Бухарин (член Политбюро, редактор «Правды», секретарь Исполкома Коминтерна), члены Политбюро А. Рыков (председатель Совнаркома) и М. Томский (председатель ВЦСПС). Они выступили за одновременное достижение нескольких взаимосвязанных целей: повышение жизненного уровня широких масс, высокие темпы развития народного хозяйства, рост удельного веса «социалистического хозяйственного сектора».


Эти руководители заявляли о необходимости развития кооперации, отвергали волевые решения по повышению промышленных или резкому снижению сельскохозяйственных цен, а также усилению налогового давления на крестьянство, понимали пятилетний план как прогноз основных тенденций в развитии экономики с неизбежными поправками в будущем. Был сформулирован план создания регулируемого рынка с обязательным использованием товарно-денежных отношений и преодолением имеющихся диспропорций экономическими методами. В работах крупнейших экономистов того времени Н. Кондратьева, А. Чаянова, Л. Юровского выдвигались предложения о развитии товарно-социалистической системы хозяйства, об экономическом равновесии.

Вторую линию олицетворяли члены Политбюро И. Сталин, В. Куйбышев, В. Молотов и др. Они отвергали возможность сбалансированного, с учетом потребностей различных отраслей и групп населения, экономического развития, предлагали форсированное развитие тяжелой промышленности, коллективизацию деревни, рассматривали планы как директивы, обязательные для выполнения, поддерживали идею о способности рабочего класса опровергнуть объективные экономические законы, утверждали неизбежность обострения классовой борьбы. Такой политический курс был ориентирован на укрепление жесткой партийно-государственной системы, признание возможности значительных жертв ради достижения «светлого будущего».

Каждая из этих групп имела свою социальную и политическую базу. Группу Бухарина поддерживала часть партийной интеллигенции и хозяйственников, квалифицированные рабочие-коммунисты и зажиточные крестьян. Они осознавали бесперспективность командно-бюрократических методов, искали пути превращения промышленного рабочего в реального хозяина на предприятии.

Их мысли отражались в письмах, приходивших в ЦК партии: «хозяйственникам вместо ежемесячного оклада дать процент из доходов предприятия», передать предприятия коллективам, чтобы они «стали прямыми непосредственными хозяевами производства», идти по пути постепенного смягчения форм диктатуры пролетариата и «в недалеком будущем» отменить партийную монополию.

Но большинство членов партии поддерживали Сталина. Партийная и государственная бюрократия не хотела расставаться с рычагами власти. Крестьянская беднота и часть рабочего класса требовали решительных мер по перераспределению богатства, считая себя обманутыми революцией. В этих условиях руководство страны испытывало мощное давление низов, требовавших скорейшего воплощения социалистических идеалов.


Серьезное влияние на политику властей оказывала также оценка международного положения, придававшая уверенность в новом приливе «революционной волны» в капиталистическом мире, в приближении полосы «больших империалистических войн».

Открытое столкновение двух политических позиций — Бухарина и Сталина — произошло в 1928—1929 гг. Начало ему положил «хлебный кризис» осени 1927 г. Крестьяне перестали продавать хлеб государству, требуя повышения закупочных цен. К январю 1928 г. хлеба было заготовлено на 128 млн. пудов меньше, чем год назад.

Сталин считал, что кризис хлебозаготовок вызван нарушением экономических пропорций. Слишком слабая промышленность не может обеспечить выпуск необходимых товаров. Товарный голод не позволяет получить у крестьян хлеб экономическим путем в обмен на промтовары. В то же время мелкое крестьянское хозяйство в принципе не способно удовлетворить потребности растущей промышленности. Крупный же производитель — кулак — сознательно саботирует хлебозаготовки.

Сталин предложил сконцентрировать все финансовые и материальные ресурсы на решении проблемы индустриализации и заняться переустройством сельского хозяйства через создание высокотоварных коллективных хозяйств, которые не только эффективнее индивидуальных, но и больше соответствуют социалистическому идеалу.

Иного мнения придерживался Н. Бухарин. Он полагал, что к кризису привели чисто субъективные моменты: не был создан резервный фонд промтоваров; рост денежных доходов деревни не был сбалансирован налогами, что обострило товарный голод; были установлены низкие закупочные цены на хлеб. Бухарин предложил устранить все названные причины. Он не был против создания крупных коллективных хозяйств, но считал, что основой аграрного сектора еще длительное время должны оставаться индивидуальные крестьянские хозяйства.

На «места», для ознакомления со сложившейся ситуацией, выехали руководители партии. Сталин провел три недели в Западной Сибири и на Алтае. Применение насилия, чрезвычайные меры, конфискация хлеба, аресты стали массовым явлением в этот период. В 1928 г. Сталин заявляет о переплатах деревни за подъем индустрии как о «дани», «сверхналоге», вызванного необходимостью «сохранить и развить» темпы индустриализации.

Сталинская позиция вызвала возражения Бухарина и ее сторонников. Борьба в руководстве партии заметно усиливалась. В начале 1929 г. Бухарин был обвинен в секретных переговорах с Л. Каменевым. Решением ЦК ВКП(б) он был снят с поста редактора «Правды», а в ноябре 1929 г. выведен из состава Политбюро. Сторонника Бухарина, председателя СНК А. Рыкова освободили от занимаемого поста. На эту должность в 1930 г. был назначен В. Молотов.


Разгром группы Бухарина не означал прекращения борьбы за выбор тех или иных путей развития СССР. Основой противостояния являлось недовольство в обществе реальным положением дел в стране, несовпадение провозглашенных идеалов и проводимой политики, сама атмосфера подавления свободной мысли.