Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Становление мировой социалистической системы было сложным процессом. Она объединила в себе страны с различным уровнем экономического и политического развития, отличные друг от друга по культуре и национальным традициям. В связи с этим требовалось многообразие подходов к осуществлению социалистической идеи в этих странах с учетом их национальных особенностей. Однако целый ряд обстоятельств привел к тому, что с незначительными модификациями во всех странах оказалась внедренной административно-командная система управления советского образца.

В качестве причин данного явления следует выделить следующие. Во-первых, неприятие новых политических реалий руководителями Запада заставило восточноевропейские страны опираться лишь на экономическую, политическую, военную и моральную помощь Советского Союза.

Во-вторых, лидеры коммунистических партий, ставших в этих странах правящими, пройдя ранее подготовку в структурах Коминтерна, и многие годы прожив в Москве, находились под сильнейшим политическим и моральным влиянием сталинского руководства. Став у руля государственного руководства, они перенесли в свои страны авторитарные методы управления.

В-третьих, укрепив свои позиции в мире, Сталин и его окружение монополизировали право на истину в социалистическом строительстве, ввели в практику отношений между странами методы силового давления, унификацию форм и методов социалистического строительства.

В 1948 г. произошел разрыв отношений Советского Союза и Югославии. Руководство этой страны обвинялось в проведении враждебной СССР политики и в предательстве дела социализма. В следующем году все договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между двумя странами были разорваны.

Необходимо отметить, что следствием советизации стал рост антисоциалистических настроений в странах Восточной Европы, особенно ярко проявлявшийся при каждом случае недовольства внутренней политикой своего руководства. Об этом свидетельствуют, например, выступления трудящихся в ГДР и Польше в 1953 г. Эти выступления были направлены против тоталитарных режимов, в них проявилось стремление народов к созданию действительно демократической власти.

Можно сказать, что процесс утверждения социалистических порядков в Восточной Европе имел противоречивый характер. Наряду с энергичным послевоенным восстановлением народного хозяйства, активным развитием производительных сил, присутствовала неудовлетворенность широких народных масс своим материальным положением и царящими в их политическими порядками.


Наличие двух мировых систем, их взаимоотношения являлись решающим фактором мирового процесса в течение последующих десятилетий. Именно их противостояние наложило свой отпечаток на многие явления общественной жизни.

Идея антифашистской солидарности, окрепшая в годы мировой войны, была заменена идеей атлантической солидарности, направленной против социализма. Народы и правительства всех стран были поставлены перед выбором, однозначность которого вытекала из послания президента Г. Трумэна конгрессу. «В нынешний момент мировой истории, — подчеркивал он, — почти каждая страна должна сделать выбор между исключающими друг друга путями жизни».

Американская сторона не только призывала, но и активно подталкивала народы мира к выбору в пользу западных ценностей. Такая политика нашла отражение в оказании странам финансовой и военной помощи.

Идея военно-политического влияния США на развитие тех или иных странах получила название «доктрины Трумэна». Наряду с политическим и военным воздействием важным инструментом усиления влияния США стала экономическая помощь, оказанная в соответствии с планом, выдвинутым государственным секретарем США Маршаллом. «План Маршалла» предусматривал поощрение частных американских инвестиций в европейскую экономику, кредитование частного предпринимательства, выделение безвозмездных субсидий и займов из федерального бюджета США для восстановления европейских стран. С апреля 1948 г. по декабрь 1951 г. американская помощь составила примерно 17 млрд. долларов. Соглашение с США подписали 17 европейских стран.

Политические условия, выдвигаемые США при предоставлении помощи, были расценены СССР и его союзниками как посягательство на свою независимость. В результате они отказались от участия в реализации этого плана.

Вошедший в политический оборот в 1947 г. термин «холодная война» стал обозначать состояние военной, политической, экономической, идеологической и психологической конфронтации между государствами. Позиция Запада в послевоенном мире была закреплена созданием военных блоков. В 1949 г. оформился Североатлантический военно-политический блок западноевропейских государств (НАТО). Идеологическим обоснованием создания такого союза явились утверждения о «советской угрозе».

Необходимостью защищать ценности «свободного мира» оправдывался постоянный рост военных расходов. За первые 5 лет существования НАТО эти расходы увеличились с 18,5 до 65,5 млрд. долларов.


Свою лепту в послевоенный раскол мира внес и Советский Союз. Разрабатывая внешнеполитическую стратегию, советское руководство исходило из концепции непримиримой борьбы между двумя враждебными лагерями – социалистическим (во главе с СССР) и империалистическим (США). Это определило стиль советской дипломатии того времени.

Министр иностранных дел СССР А. Вышинский привнес во внешнеполитические дискуссии терминологию «разоблачительства». Основное внимание уделялось не аргументированному разъяснению предложений СССР, а обсуждению позиций другой стороны. При внесении, например, в ООН предложения о Пакте мира (1952) главный акцент был сделан не на новой конструктивной идее, а на предложении осудить США и Англию за подготовку новой войны. В итоге предложение СССР привело лишь к острой политической конфронтации.

Такая дипломатия не способствовала оздоровлению внешнеполитической обстановки. По данным опроса, проведенного Институтом общественного мнения Геллапа, в конце 40-х — начале 50-х гг. большинство американцев было уверено в неизбежности войны с Советским Союзом.

Таким образом, в результате раскола мира на две противоборствующие системы в начале 50-х гг. человечество подошло к той черте, за которой «холодная война» грозила перерасти в «горячую». Противостояние стран восточного и западного блока грозило привести мир к ядерной катастрофе.

СССР во второй половине 50-х —

середине 60-х гг.


11.1. Попытки преодоления культа личности
Рубежным событием в развитии советского общества стал XX съезд КПСС (1956). На закрытом заседании 25 февраля Н. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Из этого доклада многие делегаты впервые узнали о масштабах репрессий, о фальсификациях при вынесении судебных приговоров и т. д. Доклад не публиковался, но он был зачитан на собраниях членов партии и комсомола с приглашением беспартийных активистов (в СССР впервые опубликован в 1989 г.).

Вместе с тем выводы Н.Хрущева оказались весьма односторонни. Все преступления 30-х - начала 50-х гг. приписывались исключительно Сталину и его личным качествам, а к жертвам культа личности были отнесены преимущественно коммунисты. Таким образом, доклад обходил стороной вопрос об ответственности всего сталинского руководства за многочисленные репрессии. В этом же духе 30 июня 1956 г. было принято Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий», которое официально устанавливало пределы критике сталинизма.


В 1957 г. была восстановлена национальная автономия балкарского, ингушского, карачаевского, калмыцкого и чеченского народов. Но не были официально реабилитированы крымские татары, немцы Поволжья, турки-месхетинцы, другие выселенные этнические группы (в ноябре 1989 г. в своей декларации Верховный Совет СССР безоговорочно осудил насильственное переселение народов в сталинскую эпоху как антигуманный и преступный акт.)

Однако ряд руководителей партии и государства оказались недовольны даже таким уровнем демократизации. В июне 1957 г. в Кремле собрался Президиум ЦК КПСС. Семь его членов (Молотов, Маленков, Каганович, Ворошилов, Булганин, Первухин и Сабуров) выступили против Н. Хрущева и его политического курса. Три члена Президиума (Микоян, Суслов и Кириченко) поддержали Хрущева, но большинством голосов было принято решение о его смещении.

Н. Хрущев этому решению не подчинился. По его требованию был созван Пленум ЦК КПСС, большинство участников которого поддержали главу партии. Хрущев сумел также опереться на армию в лице возвращенного им на пост министра обороны маршала Г. Жукова и КГБ во главе с И. Серовым. Противники Хрущева потерпели поражение и были охарактеризованы как «антипартийная группа». Впоследствии они были смещены с занимаемых постов и направлены на второстепенные должности. Позиции Хрущева еще более усилились.

Однако эти события имели и отрицательные последствия: Хрущев сконцентрировал в своих руках огромную партийную и государственную власть (он занял пост Председателя Совета Министров). Политический курс стал зависеть от его личных пристрастий и настроений. Утопические оценки достижений социализма, не всегда продуманные реформы влекли за собой усложнение внутреннего положения в стране.

Стремясь укрепить свои позиции как единоличного лидера страны, Хрущев инициировал отставку Г.Жукова. 26 октября 1957 г. на заседании Президиума ЦК он был освобожден от обязанностей министра обороны СССР. Через 3 дня Жуков был выведен из состава Президиума ЦК и ЦК КПСС. Чуть позже, в марте 1958 г., был смещен с поста председателя Совета Министров Н. Булганин. Эта мера позволила Хрущеву совместить посты первого секретаря и главы правительства.

В начале 60-х гг. субъективистские тенденции в действиях Хрущева еще более усилились. Наиболее ярко это выразилось в проведенной по его инициативе перестройке партийных органов, в результате чего они были разделены на промышленные и сельскохозяйственные. Этот шаг привел к негативным последствиям: партия
обрела дополнительные властные функции, подменяя нередко в своей деятельности государственные органы, беря на себя оперативное руководство хозяйством; резко выросла численность партаппарата. При этом критика реформ не допускалась.

Несмотря на ряд позитивных изменений в общественной жизни, попытки демократического обновления страны оказались противоречивыми, половинчатыми, незавершенными. Советский союз продолжала жить в условиях административно-командной системы управления, с полновластием партийно-государственного лидера. Реформы осуществлялись верхушечным путем, большая часть общества в них не участвовала. Упор делался на изменения организационно-структурных звеньев. Бюрократизм не только не ослаб, но даже усилился; выборы оставались только формой, властные функции определялось по принципу назначенства, номенклатуры. Поиски путей обновления сочетались с приверженностью волюнтаристским и субъективистским подходам, с попытками решать новые задачи старыми методами.
11.2. Экономическое и социальное развитие
В начале 1950-х гг. экономика страны требовала дальнейших серьезных преобразований.

На сентябрьском (1953) Пленуме ЦК КПСС по инициативе Н.Хрущева были приняты меры по подъему сельского хозяйства: увеличены в 3 раза закупочные цены на зерно, картофель, технические культуры; введено авансирование труда колхозников; списаны долги прежних лет, увеличены государственные расходы на социальное развитие села; отменен налог на подсобное хозяйство. На работу в сельское хозяйство были направлены тысячи специалистов.

В начале 1954 г. Хрущев по сути признал наличие кризисной ситуации в сельском хозяйстве. Было решено увеличить сбор зерновых за счет освоения целинных и залежных земель в районах Казахстана, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока. На февральско-мартовском пленуме ЦК 1954 г. освоение целины было признано основным направлением развития сельского хозяйства. На целину отправились свыше 30 тысяч добровольцев, в основном молодежь.

Первые результаты были хорошими: в рекордном урожае зерновых 1956 г., достигшем 125 млн. т., доля целинного хлеба составляла около 40%, увеличилось производство мяса и молока. За первые пять лет было освоено 42 млн. гектаров земли. Однако урожайность продолжала оставаться низкой, освоение земель проходило в спешке