Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, без необходимой технической и агрономической обеспеченности. Однако проблему доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно осложняло бездорожье. Из виду упускался и тот факт, что осваиваемые районы в значительной степени являлись зонами рискованного земледелия, где нередкими были засухи и пыльные смерчи.

Освоение целинных земель оказалось сложной задачей не только на этапе организации этого процесса, но и в последующем, когда появились экологические проблемы. Введение в севооборот новых земель, хотя и помогло на коротком отрезке времени решить зерновую проблему, ожидаемого эффекта не принесло. В 1963 г. страна впервые начала закупку продовольствия за рубежом: в этом году было приобретено за валюту до 40% зерна.

Начиная с 1958 г. новые трактора, сельхозмашины и орудия стали свободно продаваться колхозам за наличный расчет или с предоставлением на эти цели кредита. На практике ликвидация МТС оказалась невыгодна для большинства колхозов, не имевших достаточного числа профессиональных кадров для обслуживания техники. В 1958-1961 гг. впервые за последние 30 лет в стране отмечалось сокращение парка сельскохозяйственных машин. Находясь в пользовании колхозов, они быстро выходили из строя, а необходимых ремонтно-технических служб вовремя создано не было.

По инициативе Хрущева были предприняты попытки реформ управления народным хозяйством: с 1957 г. упразднялись отраслевые министерства, учреждались территориальные органы управления — советы народного хозяйства (совнархозы). Сама по себе идея децентрализации была разумной, и на первых порах совнархозы дали положительный эффект: расширились возможности специализации и кооперирования в рамках районов, хозяйственники стали лучше «видеть» друг друга, сокращался административный персонал. Вместе с тем наблюдалась разбалансированность в руководстве отраслями, снижение роли единой научно-технической политики.

При Хрущеве пышно расцвела рапортомания, рождавшая «мыльные пузыри» успехов и починов. Один из таких починов по сдаче мяса («рязанская афера») закончился разорением хозяйства, а его организатор, секретарь обкома КПСС Ларионов — застрелился.

Активное внедрение по инициативе Хрущева американских технологий возделывания кукурузы, хотя и дало эффект в ряде регионов, во многих местах превратилось в бюрократическую кампанию, не учитывавшую конкретных условий земледелия.


К числу позитивных явлений в экономике страны относилось появление новых отраслей в промышленности. В 1954 г. в СССР впервые в мире была сооружена атомная электростанция, развивались радиоэлектроника, ракетостроение. Ежегодное производство автоматических и полуавтоматических станков и линий выросло с 10 комплектов в 1950 г. до 115 в 1955 г. СССР вступил в эпоху НТР, механизации, автоматизации. Мощными темпами развивалась химическая промышленность. На транспорте паровозы были заменены тепловозами и электровозами.

Внимание к вопросам научно-технического обеспечения экономического роста усилилось после июльского (1955) Пленума ЦК КПСС. В течение 1956—1960 гг. было создано и внедрено 12,9 тысячи новых образцов машин, приборов, оборудования, что было в 3 раза больше, чем за предыдущую пятилетку. Это обеспечило рост общего объема промышленной продукции за 1950—1960 гг. в 3 раза, а темпы ее прироста составляли не менее 10% в год.

Были проведены ряд важных мер в социальной области: для подростков вводился 6-часовой рабочий день, для рабочих и служащих рабочий день был сокращен на 2 часа в субботу и предпраздничные дни, увеличились государственные пенсии, повышалась зарплата низкооплачиваемым работникам. 50 млн. человек получили отдельные квартиры (так называемые «хрущевки»).

У советских людей возникли новые ожидания в связи с объявленным после XXI съезда КПСС (1959) положением о полной и окончательной победе социализма, о вступлении СССР в период «развернутого строительства коммунизма» и заявленными по этому поводу грандиозными социально-экономическими программами.

В принятой на XXII съезде в 1961 г. третьей Программе КПСС провозглашалось, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Планировалось за 10 лет (1961—1970) превзойти США по производству продукции на душу населения, а за 20 лет (к 1980 г.) создать материально-техническую базу коммунизма. Обещалось бесплатное содержание детей в садах, ввести бесплатное пользование квартирами, коммунальными услугами, транспортом и т. д.

Однако реальная жизнь выглядела иначе. Проводившиеся в конце 50-х гг. преобразования, непродуманные реформы привели к сбоям в выполнении шестого пятилетнего плана (1956—1960). Выход был найден в введении семилетки (1959—1965), в результате которой предполагалось "догнать и перегнать" Америку и выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения..

В 1960 г. на таежной реке Конде была обнаружена нефть. 22 июня 1960 г. мощный фонтан обозначил появление Шаимского месторождения. В 1964 г. было принято решение о его эксплуатации, что стало отправной точкой в промышленной добыче нефти в Тюменской области.


К 1965 г. СССР занял первое место в мире по добыче железной руды, угля, производству цемента, действовало почти 50 тысяч механизированных и автоматических линий. За годы семилетки жилой фонд страны вырос на 40%, в 1964 г, впервые были введены пенсии для колхозников. Но уже в 1963—1964 гг. темпы роста производства замедлились, снизилась производительность труда, многие задания не были выполнены.

Валовая продукция сельского хозяйства за семилетку увеличилась на 14%, в то время как по плану ее рост намечался на 70%. Нехватка техники и удобрений сдерживала рост урожайности, необоснованно ограничивался размер личных подсобных хозяйств колхозников. С 1958 г. поголовье коров в личном подворье сократилось с 22 до 10 млн.

На рубеже 50—60-х гг. правительство допускало одну ошибку за другой. В сельском хозяйстве реанимируется метод директив 20—30-х гг. — что, как и когда сеять; колхозная собственность и личное подсобное хозяйство стали рассматриваться как пережиток частной собственности, в связи с чем последовали ряд ограничительных мер: некоторые колхозы преобразовывались в совхозы, ликвидировались подсобные хозяйства в пригородах, появлялись ограничения для колхозников (высокие налоги на скот, фруктовые деревья и т. д.). Подрывались материальные стимулы труда крестьянства.

Одновременно Советский Союз продолжал оказывать крупную материальную помощь странам Азии, Африки, Латинской Америки, что значительно сокращало внутренние продовольственные ресурсы и вело к росту антиправительственных настроений в СССР.

В 1962—1964 гг. в стране усиливалась социальная напряженность. Ухудшилось продовольственное снабжение городов. Большое недовольство населения вызвало повышение цен на мясные и молочные продукты в 1962 г. В результате последовали выступления в целом ряде городов: Риге, Киеве, Челябинске, Ленинграде и др. В Новочеркасске, где эти меры совпали со снижением расценок на предприятиях, началась забастовка. События в этом городе в июне 1962 г. закончились трагически: по решению комиссии ЦК КПСС во главе с А. Микояном и Ф. Козловым были введены войска, которые открыли огонь по колоннам демонстрантов. Были убитые и раненые.

В этих условиях Н.Хрущев попытался улучшить систему управления народным хозяйством. В ноябре 1962 г. на пленуме ЦК он провел решение о разделении партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Предполагалось, что производственный принцип, положенный в основу построения парторганов, обеспечит более результативное руководство экономикой. На местах образовывались по 2 обкома партии, по 2 самостоятельных Совета депутатов трудящихся и их исполкома. Одни должны были обслуживать население, занятое в промышленности, а другие - в сельском хозяйстве. На практике попытка достичь более эффективного управления экономикой привела лишь к еще большей путанице в административном аппарате, росту опасений партработников за свои посты и сферы влияния.

11.3. Духовная жизнь
Процессы, происходившие в советском обществе в середине 50-х — начале 60-х гг., обозначались сначала в западной, а потом и в отечественной обществоведческой литературе термином «оттепель» (по названию одноименной повести И. Эренбурга).

Период «оттепели» сопровождался появлением целого ряда крупных произведений литературы и искусства, чему в немалой степени способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий", "От всего сердца"».

В художественной культуре появились новые имена: Ф. Абрамов, В. Астафьев, Г. Бакланов, Ю. Бондарев, А. Вознесенский, И. Друцэ, Е. Евтушенко, В. Липатов, Ю. Марцинкявичус, Р. Рождественский, В. Чивилихин и др.

На этом фоне позиция партийного руководства во главе с Хрущевым выглядела противоречивой и непоследовательной: с одной стороны, осуждался культ Сталина, говорилось о необходимости демократизации; с другой — пресекались даже робкие попытки интеллигенции способствовать процессам десталинизации общества.

В 1954 г. была осуждена деятельность редакции журнала «Новый мир»; А. Твардовский на посту редактора журнала заменен К. Симоновым. В 1958 г. он был снова возвращен на должность редактора. Хрущев выразил надежду, что Твардовский сделает необходимые выводы из «дружеских бесед».

В поучительных выступлениях Хрущева разъяснялась позиция руководства по идеологическим и культурным вопросам, часто допускался субъективизм в оценках художественных произведений и их авторов. Специальная идеологическая комиссия ЦК КПСС следила за содержанием произведений и проводила беседы с «провинившимися» деятелями культуры, «не понимавшими политики партии».

Осуждению и остракизму подверглись произведения В. Дудинцева, Б. Пастернака и др. Публикация на Западе запрещенного властями романа Пастернака «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя в крайне тяжелое положение. В октябре 1958 г. он был исключен из Союза писателей и вынужден был отказаться от Нобелевской премии. В то же время Хрущев поддержал публикацию повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки. Особенно жестко творческие искания интеллигенции подверглись нападкам на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства, состоявшаяся 8 марта 1963 г.


Попытки А. Фадеева изменить стиль руководства Министерства культуры завершились опалой, а затем и самоубийством этого писателя. В своем предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии». Впрочем, Хрущев не отказывался использовать в работе с творческой интеллигенцией способности ярких личностей. Так, в 1960 г. министром культуры была назначена весьма либеральная по своим взглядам Е. Фурцева.

С 1958 г. началась реформа школы, срок обучения был увеличен до 11 лет. Вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование и получение производственных специальностей. Но материальные возможности для решения проблемы политехнизации созданы не были, эффективных результатов не последовало.

Число лиц, получивших среднее, общее и специальное образование, росло в СССР с каждым годом. Этому способствовала сеть дневных и вечерних профессионально-технических училищ в городах и сельской местности, где в течение 1-3 лет молодежь наряду со специальностью приобретала базовое школьное образование.

В целом период второй половины 50-х — начала 60-х гг. был отмечен большими достижениями в развитии науки и техники, системы образования. По ряду позиций СССР вышел на первое место в мире. За атомной электростанцией был создан атомный ледокол, открылся Институт ядерных исследований.

В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР. Создавались и другие научные центры. Только в системе АН СССР за 1956—1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тысячам.

Однако, как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. Над соответствующими заданиями работали крупнейшие ученые страны — С. Королев, М. Келдыш, А. Туполев, А. Сахаров, В. Челомей, И. Курчатов и др.

Постепенно возрождалась генетика, хотя Хрущев по-прежнему поддерживал Т. Лысенко.

Огромное впечатление на весь мир произвел запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г. А 12 апреля 1961 г. в космос впервые полетел человек — советский космонавт Ю. Гагарин. СССР обретал позиции крупнейшей по своему научному потенциалу державы, способной решать глобальные вопросы мирового развития.
11.4. Внешняя политика
После смерти Сталина во внешней политике Советского Союза определилось два направления. Министр иностранных дел В. Молотов, считая, что «перерыв» в «холодной войне» необходим, высказывался, тем не менее, в пользу жесткого противостояния империалистическим государствам. Другой точки зрения придерживался Председатель Совета Министров СССР Г. Маленков. Он выступал за мирное сосуществование, справедливо полагая, что мирное будущее советского народа зависит в основном от развития отношений СССР с Западом. С этим был согласен и Н. Хрущев. Последняя позиция определила направленность внешней политики СССР в 50-е гг. Руководители страны выезжали во многие страны мира, стремились создать более открытый образ Советского Союза.