Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К концу 60-х гг. стала очевидна нереальность постулатов третьей Программы КПСС (1961). В связи с этим было объявлено, что в СССР построен развитой социализм. Брежнев ввел этот термин в 1967 г. на торжественном заседании в честь 50-летия Октября. Концепция «развитого социализма» не ставила под сомнение вывод о победе социализма в СССР и в то же время позволяла отодвинуть вопрос о коммунистическом строе на неопределенное будущее.

В реальной жизни многое не соответствовало концепции «развитого социализма». Разрыв между словом и делом углублялся. Демократические процессы не поощрялись. Происходило огосударствление КПСС, рос ее аппарат, партийные органы все больше подменяли бесправные Советы и другие структуры управления и самоуправления. Сама партия все больше походила на административную, нежели политическую организацию, рядовые коммунисты отстранялись от участия в выработке ее тактики и стратегии. Вместе с тем распространялись настроения самоуспокоенности, все чаще желаемое выдавалось за действительное.

В середине 60-х гг. продолжался поиск новых форм и методов управления экономикой. Сложились два подхода по вопросу реформирования экономики: продолжение приоритетного развития тяжелой промышленности (Л. Брежнев) и ориентация на развитие легкой промышленности и сельского хозяйства (А. Косыгин). В основу согласованной хозяйственной реформы были положены разработки группы экономистов под руководством Либермана, изложенные в октябре 1965 г. в двух постановлениях: «Об улучшении планирования и стимулирования производства и экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме». В целом реформа не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли (создавались фонды материального стимулирования, социально-культурного и бытового развития и самофинансирования производства), провозглашался хозрасчет, вводилась твердая, не зависящая от прибыли плата за используемые предприятиями производственные фонды, финансирование промышленного строительства с помощью кредитов, не допускалось изменение планов без согласования с предприятиями.

В экономическом развитии страны 60—80-х гг. можно выделить три периода: вторая половина 1965 года — попытка реализации экономического курса Либермана; 70-е гг. —усложнение хозяйственного положения страны; 1983—1984 гг. — попытки экономических преобразований Ю. Андропова.


С 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа, задуманная еще в хрущевский период, но затем свернутая. Перед экономической реформой 1965 г. стояли те же задачи, что и перед хрущевскими преобразованиями: разрешение кризисных явлений советской плановой экономики. При этом задуманные реформы не затрагивали социальную и политическую систему общества и не ставили под сомнение механизм партийного руководства.

На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. было заявлено о необходимости увеличения капиталовложений в сельское хозяйство с одновременным стимулированием производительности труда. Фактически это означало попытку интенсификации сельского хозяйства. В аграрном секторе намечались меры по решению социальных проблем села, повышались закупочные цены, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу сельхозпродуктов, увеличивались капитальные вложения.

На развитие сельского хозяйства в 1966—1980 гг. было направлено почти 400 млрд. руб., но использовались они крайне не эффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию. В конечном итоге принятые меры не принесли желаемых результатов. СССР, обладавший самыми богатыми в мире черноземными почвами, становился самым крупным импортером зерна и продуктов питания. К середине 70-х гг. экономические преобразования в сельском хозяйстве приобретали все более дотационный и экстенсивный характер.

Параллельно с преобразованиями в сельском хозяйстве развивалась реформа промышленности. Активную роль в ее разработке и осуществлении сыграл глава правительства А. Н. Косыгин. Начало преобразованиям положил сентябрьский 1965 г. пленум ЦК КПСС, решения которого определяли три главных направления реформы: изменение плановых показателей и отчетности, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах их труда.

Число плановых показателей для предприятий было снижено в три раза. В дополнение к валовому показателю (т. е. стоимости произведенной продукции), определяющему ранее эффективность производства, вводился отчетный показатель стоимости реализованной продукции. Предприятие теперь было заинтересовано не только произвести, но и продать продукцию. Более того, оно получало относительную производственную самостоятельность в вопросах внутреннего планирования выпуска продукции. В целях материального стимулирования производства часть прибыли предприятия оставалась в его распоряжении.


Результаты одной из самых удачных, восьмой пятилетки (1966—1970) были значительными: производство средств производства выросло на 51%, предметов потребления — на 49%.

Однако постепенно эффект реформы стал затухать. Хозрасчет не дошел до рабочих мест. Слабо были затронуты реформой торговля, снабжение, финансы, ценообразование. Кроме того, экономическая реформа 60-х гг. не сопровождалась переменами в управленческой сфере. Расширение самостоятельности предприятий плохо сочеталось с усилением административных и экономических полномочий ведомств.

В условиях командно-административного управления хозяйством работа предприятий велась не на потребителя, а на план. В этой связи многие хозяйственники заботились не о росте национального достояния, а о том, как вложить в производимый продукт побольше материалов и труда, чтобы оценить его дороже.

События в Чехословакии в 1968 г. укрепили советское руководство во мнении о необходимости ужесточения контроля над проводившимися в СССР экономическими реформами. Более того, реальным становился и сам отказ от реформ. К концу 60-х гг. возобладала тенденция к ограничению прав предприятий, быстро возрастало количество плановых показателей, участились корректировки планов. Реализация реформы практически прекратилась.

Девятая пятилетка (1971—1975) вошла в историю народного хозяйства как пятилетка материального благосостояния, поскольку впервые в истории советского народного хозяйства главной задачей становилось повышение материального благосостояния населения.

Наряду с этим были поставлены задачи ускорения научно-технического прогресса, соединения достижений НТР с преимуществами социализма, совершенствования хозяйственного механизма, перевода экономики на интенсивные пути развития. Однако ни в одном из названных направлений не было получено масштабных результатов; сами решения остались на бумаге, отражая типичный для того времени показной стиль руководства.

Девятая пятилетка стала и тем тревожным рубежом, с которого началось снижение темпов роста национального дохода. Свою роль сыграл также углубляющийся разрыв меду уровнем производства и потребления; именно в эти годы рельефно формируются черты хозяйственного кризиса — нарушение важнейших пропорций, связей между накоплением и потреблением, между спросом и предложением, между денежной и товарной массой.

Вместе с тем эксплуатация новых богатейших нефтяных месторождений в СССР позволяла отчасти снимать напряженность в социально-экономической жизни страны. Превращение Советского союза в крупнейшего нефтяного экспортера совпало с мировым энергетическим кризисом 70-х гг. Обострившаяся обстановка на Ближнем Востоке вследствие арабо-израильской войны 1973 г. привела к скачку цен на нефть. В этой ситуации Советский Союз получил возможность увеличить экспорт своей нефти в обмен на твердую валюту.


Так, если в 1960 г. доля нефти и нефтепродуктов в советском экспорте составляла 11-12%, то уже в 1981 г. – почти 38 . Нефтедоллары позволяли решить многие из социальных проблем, стоявших перед страной, не прибегая к радикальным экономическим и политическим реформам.

Тем не менее, десятая пятилетка (1976—1980) отразила нарастающие кризисные черты в состоянии экономики, снижение ее управляемости. Правительство пыталось продолжить курс на повышение материального благосостояния, но попытки повысить денежные доходы из-за колоссального дефицита оказались малоэффективными. Вслед за этим была выдвинута масштабная социальная программа, включавшая совершенствование условий труда, улучшение здравоохранения, образования, сферы обслуживания.

Стратегически этот курс был связан с формированием социалистического образа жизни, поворотом к социальным проблемам, соблюдением принципа учета свободного времени работников. Однако экономика, переживавшая серьезные трудности, не могла обеспечить решение поставленных задач.

К концу 70-х гг. в кризисе оказались все звенья, вся цепочка хозяйственной деятельности, в том числе структура, управление, технический прогресс, распределительные отношения, рынок. В этой ситуации правительство прибегло к системе чрезвычайных мер: увеличивается экспорт сырья, продажа спиртных напитков, насыщение госбюджета за счет фондов предприятий.

В 70—80-е гг. были выстроены громадные, по своему уникальные территориально-производственные комплексы и предприятия, в том числе Западно-Сибирский ТПК (нефтяники Тюмени добыли миллиардную тонну нефти) по добыче и переработке нефти, Павлодарско-Экибастузский и Канско-Ачинский по добыче угля, Саяно-Шушенский и Братско-Усть-Илимский по обработке алюминия и цветных металлов и др.

Создается единая энергосистема, охватывающая территорию с численностью населения более 200 млн. человек. Были введены новые мощности Чернобыльской, Курской, Белоярской, Армянской, Билибинской АЭС, построено несколько новых атомных станций. Вступили в действие такие предприятия, как КАМАЗ, ВАЗ, БЕЛАЗ. Летом 1974 г. ЦК КПСС принял постановление "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали".

Однако в целом промышленность СССР не справлялась с поставленными задачами; по наиболее значимым показателям усиливалось отставание от передовых стран Запада. По итогам десятой пятилетки каждое четвертое промышленное предприятие не выполнило плановых заданий.


Рост заработков все менее соответствовал реальной покупательной способности зарплат. Возросшие денежные доходы оседали на счетах сберегательных касс, не воплощаясь в реализованные потребности. Возможности приобретения качественных и дорогостоящих товаров на трудовые доходы становились все более ограниченными. Это вело в конечном счете к падению заинтересованности в результатах труда и, следовательно, к снижению темпов роста уровня производительности труда. Застойные явления в промышленности становились преобладающими.

Острый характер приобрели трудности в развитии сельского хозяйства. Вложенные здесь в 70-е — начале 80-х гг. огромные капиталы не принесли желаемых результатов, средства использовались нерационально, не улучшались хранение и переработка продукции. У крестьянства не было заинтересованности в конечных результатах труда. Введенная с середины 60-х гг. в колхозах гарантированная зарплата в значительной мере закрепляла уравнительные основы крестьянского подхода к труду.

Низкий уровень социального развития села, ликвидация «неперспективных деревень» привели к растущей миграции в города. При этом уходили наиболее квалифицированные работники, молодежь. С другой стороны, недостаточный уровень механизации и экстенсивный характер производства подразумевал сохранение большой доли лиц, занятых в аграрного секторе — до 20% работающего населения. Этот показатель в 2 раза превышал мировые стандарты. СССР все больше закупал за рубежом мяса, рыбы, масла, сахара, зерна. За 20 лет импорт вырос в денежном выражении более чем в 10 раз.

В этих условиях достаточно спорным выглядели положения Конституции 1977 г. о построении в СССР развитого социализма. Основной Закон провозглашал переход от диктатуры трудящихся к общенародному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.

В начале 80-х гг. была разработана специальная Продовольственная программа, утвержденная майским (1982) Пленумом ЦК КПСС. Однако этот документ не предусматривал коренной перестройки системы хозяйствования. Все, как и раньше, сводилось к увеличению дотаций, списыванию долгов, к поставкам машин и тракторов. К середине 80‑х гг. продовольственная проблема обострилась настолько, что во многих регионах приходилось вводить нормированное потребление продуктов.