Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нестабильный, противоречивый характер российской внешней политики в значительной степени объяснялся сложной внутренней ситуацией в стране. Отсутствовали приоритеты международной деятельности, которые бы четко отражали коренные национально-государственные интересы Российского государства. Многие наблюдатели отмечали, что даже в «ближнем зарубежье» российская дипломатия в этот период явно не успевала за происходившими событиями.

Заметные изменения внешнеполитического курса России произошли в начале 1996 г., когда на посту министра иностранных дел А. Козырев был сменен Е. Примаковым, ранее являвшимся руководителем внешней разведки. Наметилось более твердое отстаивание интересов России как в Европе, так и Азии, укрепление позиций нашей страны на Ближнем Востоке. Российское руководство крайне негативно отнеслось к возможности расширения на восток структур НАТО.

В 1996 г. произошли серьезные сдвиги (в значительной степени связанные с предвыборной борьбой за президентское кресло в России) в интеграционных процессах внутри СНГ. Россия, Белоруссия, Киргизия и Казахстан заключили соглашения о более тесном экономическом сотрудничестве; наиболее активно предполагалось развивать хозяйственные связи России и Белоруссии.

Происходившие события отражали объективный процесс восстановления разрушенных экономических связей на территории бывшего СССР, в которых нуждались все государства постсоветского пространства. Вместе с тем, изменения во внешнеполитических ориентирах позволило Б. Ельцину упрочить свое положение в преддверии новых президентских выборов.

Следует отметить, что в 1993 г. внутренняя ситуация в Российской федерации отличалась крайней нестабильностью. Противостояние законодательной (Верховный Совет) и исполнительной власти (президент и правительство) достигло опасной черты. Обострение политической борьбы во многом происходило на почве личностного соперничества между президентом Б. Ельциным и председателем Верховного Совета Р. Хасбулатовым, а также поддерживающим последнего вице-президентом А. Руцким.

На пресс-конференции 19 августа 1993 г. Б. Ельцин обвинил Верховный Совет в том, что его деятельность носит «все более антинародный характер», а Дом Советов («Белый дом») превратился в «оплот сил реванша». 1 сентября Б. Ельцин отстранил от должности вице-президента А. Руцкого и первого вице-премьера В. Шумейко «в связи с ущербом, который был нанесен государственной власти в результате взаимных обвинений в коррупции».


21 сентября президент своим указом № 1400 распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет России, изменил действующую Конституцию страны, объявив проведение выборов в новый орган — Федеральное Собрание, а также референдума по новому проекту Конституции.

Проект новой Конституции, обсужденный Конституционным Советом, в котором не принимали участие представители оппозиции и руководство парламента, был утвержден Президентом. Положения о проведении выборов и референдума по Конституции были также введены в действие решениями Президента.

Верховный Совет России, полагая, что он защищает существующую Конституцию, объявил Президента Ельцина отстраненным от власти и привел к присяге 22 сентября вице-президента А. Руцкого. 23 сентября открыл свою работу Съезд народных депутатов России.

Президентские силы предприняли меры по выдворению парламента из Дома Советов, установив его блокаду, отключив телефоны, электричество, воду и т. д. В ответ защитники «Белого дома» стали готовиться к вооруженной борьбе.

Попытки руководства Русской православной церкви наладить диалог между противоборствующими сторонами успеха не принесли. Обе стороны были готовы к решительному столкновению. 3  октября 1993 г. в Москве начались столкновения оппозиционно настроенных манифестантов с милицией; пролилась первая кровь в схватках на улицах, в боях за мэрию, телецентр «Останкино», «Белый дом». Лидеры оппозиции, в частности А. Руцкой, пошли на решительные действия, рассчитывая на поддержку армии и правоохранительных органов. Однако помощи они не получили. Лишь некоторые военнослужащие выступили на стороне парламента (среди них ряд крупных военных чинов: В. Баранников, В. Дунаев, А. Ачалов, В. Макашов).

Президент Б. Ельцин объявил 3 октября в Москве чрезвычайное положение, а 4 октября — комендантский час. После ввода в Москву воинских частей сопротивление сторонников парламента было подавлено. Утром 4 октября был начат обстрел и штурм «Белого дома»; к 17 часам он был захвачен, а находившиеся в нем люди арестованы.

Острейший внутриполитический кризис был разрешен 12  декабря 1993 г., когдасостоялись выборы в Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации) и референдум по проекту Конституции. В референдуме приняло участие 54,8% от числа граждан, имевших право голоса, «за» высказалось 58,4%, «против» — 41,6%.

В Думу были избраны представители движения «Выбор России», блока «Явлинский—Болдырев—Лукин», Партии российского единства и согласия (ПРЕС), Демократической партии России (ДПР), Либерально-демократической партии России (ЛДПР), Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), Аграрной партии, объединения «Женщины России».


В январе 1994 г. обе палаты Федерального Собрания начали свою работу. Председателем Государственной Думы был избран И. Рыбкин, депутат от Аграрной партии; Председателем Совета Федерации — В. Шумейко, бывший первый вице-премьер правительства.

В стране была введена новая система представительной власти, новая Конституция, новый герб (ранее, 30 ноября 1993 г., Б. Ельцин подписал указ № 2050 «О государственном гербе Российской Федерации», узаконивший символ двухглавого орла).

В 1994—1996 годы в России сохранялась сложная социально-экономическая обстановка. Дестабилизирующим фактором оставалась ситуация в Чечне, где развернулась военная операция по подавлению сепаратистских сил. На этом фоне «красной нитью» первого президентского послания 1994 г. о положении в стране (с такими посланиями согласно новой Конституции Президент должен обращаться к Федеральному Собранию ежегодно) стала идея гражданского согласия. Таким образом была сделана попытка вывести президента за границы «демократического» движения, представить его как общенационального лидера, стоящего над всеми общественно-политическими силами.

Стремясь связать различные политические силы обязательствами перед государством и тем самым стабилизировать ситуацию, партиям и общественным движениям было предложено подписать договор об общественном согласии. При этом в качестве объединяющей основы выдвигалась идея ненасильственного решения политических проблем. Президент заявил, что «ни одна проблема не стоит того, чтобы ради нее проливать кровь».

В соответствии с новой Конституцией РФ президент получил статус главы государства и был наделен большими полномочиями. Он «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства», с согласия Думы назначает председателя Правительства РФ, принимает решение об отставке правительства; назначает и освобождает федеральных министров; утверждает военную доктрину страны; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; подписывает и обнародует федеральные законы; назначает референдум; назначает выборы Государственной Думы.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного суда, Верховного суда и Арбитражного суда, Генерального прокурора, а Государственной Думе — кандидатуру на должность Председателя Центробанка РФ. Президент может распустить Государственную Думу, сам же он может быть отстранен от должности только на основании обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления.


Принятие новой Конституции позволило укрепить национально-государственный строй Российской Федерации. Современное федеративное устройство РФ представляет собой синтез сформировавшейся в советское время системы национально-территориальных образований и административных единиц и нового их статуса, дающего равные права всем субъектам Федерации.

Согласно Конституции в РФ входит 89 субъектов Федерации шести видов: республики (21), края (6), области (49), города федерального значения (2), автономная область (1), автономные округа (10). Государственным языком на всей территории РФ является русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах власти и учреждениях наряду с государственным языком Федерации.




ПРЕЗИДЕНТ

(Верховный Главнокомандующий

Вооруженными Силами)








СОВЕТ

Безопасности3

____________________

Секретарь3




Администрация Президента3

_________________________________________

Руководитель

Администрации3




Высшее

командование

Вооруженных

Сил РФ3




ФЕДЕРАЛЬНОЕ

СОБРАНИЕ




ПРАВИТЕЛЬ-СТВО РФ




КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Совет Федерации










19 судей5

178 членов —

по 2 представителя




Председатель

Правительства4







от каждого

субъекта РФ1

(по одному от представительных и исполнительных органов)




Заместители

Председателя Правительства3





Верхов-ный

суд5




Высший

Арбит-ражный

суд5




Гене-раль-ный

прокурор5




Председатель

Совета Федерации




Федеральные

министры3



















Государственная Дума

450 депутатов













Председатель

Государственной Думы