Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К концу 1991 г. все государства СНГ были признаны мировым сообществом, их приняли в состав ООН. Российская Федерация стала преемником СССР в Совете Безопасности.

Проблемы, возникшие между бывшими союзными республиками в результате распада СССР, стали обсуждаться и решаться на встречах глав правительств и других представителей власти стран СНГ. Самыми серьезными проблемами стали границы, вооруженные силы, экономика.

Проблема границ являлась исключительно сложной. Ранее внутренние, межреспубликанские границы СССР были во многом номинальными. В новых условиях требовалось установить реальные границы независимых государств.

Для России проблема границ приобрела особую остроту. Значительные территории, где проживало так называемое «русскоязычное» население, оказались за пределами суверенной Российской Федерации. Миллионы русских в одночасье оказались «за границей». Наибольшую остроту приобрела ситуация с русскоязычным населением в таких регионах, как Приднестровье, Крым, Прибалтика, Закавказье, Средняя Азия.

Не меньшую сложность приобретала проблема вооруженных сил. Каждое независимое государство проявляло стремление к созданию собственной армии, при этом подчиняя себе войска СССР, находившиеся на данной территории, формируя национальные части, вводя свою присягу (особенно активно эти процессы проходили на Украине).

Несмотря на договоренности по совместным стратегическим силам СНГ, споры по армии перешли в конфликты. Наиболее острые из них имели место на Украине по поводу раздела Черноморского флота (включающего 380 военных кораблей и 70 тысяч человек личного состава), стратегической и заправочной авиации.

Процесс деления армии сказался очень болезненно на обороноспособности, на моральном духе и на судьбах военнослужащих и их семей.

В мае 1992 г. по распоряжению Президента Ельцина было создано Министерство обороны России. Президент принял на себя функции Верховного Главнокомандующего и исполняющего обязанности министра обороны, но затем им стал получивший звание генерала армии П. Грачев.

Крайне серьезной становилась проблема экономических связей. Республики, вошедшие в СНГ, больше думал о своих экономических интересах, «тянули одеяло на себя». К концу 1993 г. почти все государства СНГ ввели собственные денежные единицы. В 1992—1993 гг. проводилась политика по установлению разного рода экономических барьеров, создавались таможни, запрещался вывоз товаров и т. п.


Тем не менее, экономическая ситуация на пространстве бывшего СССР продолжала ухудшаться. Рушились межреспубликанские и межотраслевые связи. Объем национального дохода СССР в 1991 г. упал на 12%, производство продовольствия — в среднем на 8%, в том числе мяса, масла, сыра, консервов — на 13—14%. В декабре 1991 г. дефицит бюджета Союза и республик составил 300 млрд. руб., внутренний долг — 1 трлн. руб., внешний — 70 млрд. долларов. Золотой запас к этому времени сократился с 2300  до 200 тонн.

Руководство России начало подготовку к преобразованиям в экономике. Ельцин возглавил новое правительство (затем и. о. премьера был назначен Е. Гайдар). Основным содержанием реформ правительства стала «либерализация» (освобождение) цен и заработной платы с одновременной приватизацией собственности. Предполагалось, что такой подход позволит раскрепостить производство и в конечном счете наполнить прилавки магазинов.

Ельцин пообещал, что к весне 1992 года наступит «облегчение», а осенью — стабилизация. Однако программа «либерализации» вызвала скачок цен (уже в январе 1992 г. цены подскочили в 6—8 раз). С резкой критикой форм и методов реформы выступили вице-президент А. Руцкой и Председатель ВС РСФСР Р. Хасбулатов. Они высказался за смену правительства.

Стабилизация не наступила ни осенью 1992 г., ни в 1993 г. Состояние российской экономики в эти годы можно оценить как состояние глубокого затяжного кризиса. Основными показателями этого кризиса стало падение производства, разрушение хозяйственных связей, инфляция, резкое падение условий жизни подавляющего большинства населения. В 1992—1993 гг. национальный доход сократился на 14—17% в год, объем промышленного производства — на 16—18%. Введение свободных цен на энергоносители повлекло за собой повышение цен на продукты и промтовары.

Российское правительство так и не смогло выработать эффективной программы выхода из кризиса. Стремясь сократить бюджетный дефицит, оно пошло по пути повышения налогов. В результате совокупные налоги на производителей, предпринимателей достигли 70—80%. Естественно, это не стимулировало развитие производства.

Серьезные трудности переживала оборонная промышленность. Резко сократились военные заказы (в 1991 г. — на 30%, в 1992 г. — еще на 30%); непродуманная конверсия еще более усложнила ситуацию.

С началом реформ исключительно актуальное значение приобрела для Российской Федерации проблема национально-государственного устройства. Существовалаопасность, что Россия повторит судьбу СССР. Но в 1992 г. процессы распада государства удалось остановить. 31 марта был подписан
Федеративный договор представителями 18-ти национальных республик Российской Федерации (за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии). Этот документ определил взаимоотношения между субъектами Российской Федерации и закрепил административное устройство государства.

Важнейшим для дальнейшего развития Российской Федерации как суверенного государства стал вопрос ее конституционного устройства. Конституция РСФСР уже не соответствовала новым реалиям. Разработка и предварительное обсуждение проекта новой Конституции начались в 1991—1992 гг. Документ был разработан в Конституционной комиссии под руководством народного депутата О. Румянцева.

Были подготовлены и внесены на рассмотрение VI Съезда народных депутатов России и альтернативные проекты от оппозиции: от левых парламентских фракций и от Российской Коммунистической рабочей партии. Официальный проект был в большей мере ориентирован на западные конституционные образцы; предложения от оппозиции стремились сохранить многое из опыта советского периода. VI Съезд решил не обсуждать подробно проекты новой Конституции, перенеся этот вопрос на специально посвященный этому вопросу съезд. Были лишь внесены некоторые поправки в действующую Конституцию.

Однако это решение не удовлетворило ту часть политических сил, которая активно поддерживала усиление власти Президента в противовес Съезду народных депутатов и Верховному Совету. Со стороны правительственных партий, блока «Демократическая Россия» все настойчивее стали раздаваться голоса о вынесении на референдум такого варианта Конституции, в котором бы не было места Съезду народных депутатов. Последний рассматривался как учреждение «консервативное» и «неэффективное», тормозившее реформы.

1992 год прошел под знаком борьбы между сторонниками президентской республики (где верховные полномочия принадлежат Президенту) и парламентской республики (где Президент находится под контролем законодательного органа, который формирует ответственное перед ним правительство).

Нарастающая конфронтация политических сил проявилась в декабре 1992 г. в ходе подготовки и проведения VII Съезда народных депутатов России. По настоянию Съезда был смещен исполняющий обязанности премьера Е. Гайдар и назначен новый глава правительства — В. Черномырдин.

В 1991—1992 гг. происходило становление внешней политики суверенной России. Ее активность резко возросла после ликвидации союзного МИДа и вступления России в права преемника СССР в международных делах. Бывшие посольства и представительства СССР за рубежом перешли под юрисдикцию России.


Внимание всего мира привлекла содержательная сторона формирующейся российской внешней политики: курс на поддержание международной стабильности, на разоружение, на добрососедские и взаимовыгодные отношения со всеми странами мира, отказ от идеологии «холодной войны», «блоковой» политики.

Одной из особенностей начального этапа становления внешней политики России являлась приоритетность ее «западного» направления. Это стало заметно и по первым международным акциям российского президента. Б. Ельцин совершил поездки в США, Францию, ФРГ. Эти и другие визиты были идеологически оформлены таким образом, чтобы продемонстрировать отказ «новой» России от «коммунистических оков» и выход ее на «цивилизованный путь развития», доказать лояльность нового российского руководства ценностям западной цивилизации.

Стремительно менялся характер отношений с США. В выступлении Б. Ельцина в Совете Безопасности ООН, а также при встречах с Дж. Бушем было заявлено, что «холодная война» закончена, что Россия и США «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников», что «их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством». В ходе переговоров с президентом США Б. Клинтоном Ельцин подчеркивал, что Россия рассматривает западные страны, в том числе США, в качестве «своих союзников».

Сенсацией стало заявление Б. Ельцина о том, что российские ядерные ракеты больше не будут нацелены на США. В 1994 г. президенты Ельцин и Клинтон выступили с обоюдными заявлениями о перенацеливании направленных друг на друга ядерных ракет.

Серьезным испытанием для молодой российской дипломатии стали отношения с Японией. Главным препятствием для их улучшения являлась территориальная проблема, возникшая после окончания Второй мировой войны. Японские власти оспаривали решения конференций союзных держав, положения подписанного ею в Сан-Франциско в 1951 г. договора, в котором предусматривался отказ этого государства от Сахалина и Курил. Российские власти долго не признавали существования территориальной проблемы в отношениях с Токио. Из-за этой проблемы до сих пор не заключен мирный договор с Японией.

Во время визита М. Горбачева в Японию в апреле 1991 г. советской стороной была признана необходимость решения территориального вопроса. Не заявляя об этом открыто, в руководстве бывшего СССР пришли к выводу, что решение проблемы должно быть найдено путем возвращения к совместной Декларации 1956 г., согласно которой Хабомаи и Шикотан — два из четырех островов Южно-Курильской гряды — будут переданы Японии после заключения мирного договора. В Токио эта позиция была расценена как первая уступка, как успех, который следует развивать. Российские руководители заявили, что Россия будет строить свои отношения с Японией не как «победитель и побежденный» и что необходимо осуществить «территориальное размежевание на основе принципов законности и справедливости, следуя нормам международного права». Кроме того, Президент России Б. Ельцин неоднократно подтверждал свою приверженность «поэтапному решению» этой проблемы, а в ходе официального визита в Токио в октябре 1993 г. заявил, что Россия выполнит все обязательства СССР перед Японией, в том числе и Декларацию 1956 г.


Тем не менее, в дальнейшем решение территориальной проблемы найдено не было, длительный переговорный процесс не привел к конкретным результатам.

Российское руководство предпринимало усилия для развития экономических связей с Южной Кореей. Одновременно наблюдалось охлаждение в отношениях с КНДР, проявившееся, в частности, в отказе от продления договора о дружбе и взаимной помощи с этой страной. Наблюдалось также свертывание контактов с Кубой – ранее надежным стратегическим союзником СССР.

В 1993 г. Б. Ельцин посетил Китай. В результате отношения с этим государством стали развиваться более активно. Традиционно добрососедские связи России сохранялись с Индией (официальный визит Президента России Б. Ельцина состоялся в январе 1993 г.).

Очень неспокойными стали южные границы России. С падением в Афганистане просоветского политического режима кризис в этой стране не только не завершился, но получил свое дальнейшее развитие. Борьба перешла в область национально-этнического и кланового противоборства.

Приход к власти в Афганистане исламских сил самым непосредственным образом повлиял на ситуацию в южных республиках СНГ. В Таджикистане дело дошло до гражданской войны. В ходе этой борьбы оппозиция открыто апеллировала к помощи афганского движения «Талибан».

Еще одной серьезной проблемой для российской внешней политики стали события в бывшей Югославии. Первоначально руководство России не проявило последовательности, ориентируясь скорее на действия западных стран, чем на собственные интересы. Была допущена неоправданная спешка в признании независимости Хорватии и Словении. Вслед за этим последовало дипломатическое признание Боснии и Герцеговины, где происходили ожесточенные столкновения мусульман и сербов. Однако при образовании Союзной Республики Югославии (СРЮ), состоящей из Сербии и Черногории (традиционных союзниц нашей страны), российское руководство долго колебалось в вопросе о поддержке этого государства. Более того, российские власти присоединилась к санкциям против Сербии, предложенным США. Это вызвало негативную реакцию не только в Сербии и Черногории, но и в самой России.

С конца 1993 г.  внешнеполитическое ведомство стало более твердо отстаивать особую позицию России в югославских делах, что вызвало рост напряженности во взаимоотношениях с ведущими странами Запада.

Неудовольствие ряда влиятельных западных кругов вызвало и противодействие России планам форсированного расширения НАТО за счет принятия в его состав государств Восточной Европы и Прибалтики. Наблюдалась опасная тенденция приближения натовских вооруженных сил к границам России.