Файл: Лекция философия в ее историческом развитии тема философия древнего мира мифологическое мировоззрение как предпосылка философии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛЕКЦИЯ 1.
ФИЛОСОФИЯ В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФИЛОСОФИИ
Особенности мифологического сознания
Мифология (от греческого mifos – предания, сказание и logos – слово, понятие, учение) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Это древние сказания различных народов, в фактической форме выражающие отношения человека к миру и опосредованно постигающие социальные (общественные) отношения. Для мифологии характерно предметно-чувственное, образное мышление и тесная связь с религией. Особенностью этого типа мировоззрения было то, что человек не делал различий между объективным и субъективным. На практике это выражалось в том, что все, что, воздействует на ум и чувства, считалось реально существующим. Сливались в единое целое символ и то, что он обозначает, поэтому не видели разницы между действием и символическим ритуалом. Например, попадание копьем в изображение животного в процессе ритуала перед охотой воспринималось как неизбежность удачной охоты.
Другой особенностью мифологии был антропоморфизм, то есть очеловечивание, персонифицирование сил природы. По мнению человека того времени, основой всего происходящего вокруг, в том числе и с самого человека, является результат действия каких-либо живых существ (богов, леших, русалок и т. д.), во многом похожих на самих людей.
Важное место в мифологии играли идеологический аспект, в первую очередь вопрос о месте человека в обществе, смысле жизни, и этические проблемы. Мифологическое изложение – это общеобязательный взгляд на вещи, модель соответствующего устроения человеческих отношений через освящение высшим авторитетом и божественной санкцией. Основной темой мифов был показ божественного источника существующих порядков, обоснование устройства общества, его законов и правил поведения.
Человек и мир в представлении древнего человека
В мифах перед нами предстает нерасчленимая картина мира, где природа человека и божества составляет неразрывное единство.
Человек рассматривался как часть общества, которая включалась в природу, зависящую, в свою очередь, от космических сил.
Мир в целом рассматривался как «ты», по отношению к нему человек являлся пассивной стороной, он получает впечатление о мире, т.е. характерен эмоциональный тип знания (опасно – безопасно, вредно – безвредно – полезно), сам же мир непредсказуем.
Мир в представлении древнего человека носил одушевленный характер, любое явление связывалось с жизнью. Природа представлялась как живое «ты», поэтому описание событий велось в форме рассказа, какой-либо анализ и выводы отсутствовали.
Миру в целом присущи строжайшая упорядоченность и иерархия. Особенно ярко это выражено в космологии. Структура мира изображается либо в виде «мирового дерева», либо в виде «мировой горы» как середины макрокосма. Ось упорядоченного пространства в свою очередь делится на две подсистемы: вертикаль (небо – земля – вода или подземный мир) и горизонталь (4 – 8 сторон света).
Серединой мира для человека всегда являлась своя страна, она лучше других мест.
Пытаясь рассматривать причинно-следственные связи, действующие в мире, человек их связывал с личностными силами (уже упомянутыми богами, лешими и т. д.), которые наделялись сознательностью и волей. Поэтому в поисках причин происходящего он искал ответ не на вопрос как все происходит, а кто все это осуществил, т. е. происходил поиск целенаправленной силы.
Человек и мир людей (общество)
В мифологии человек рассматривается как существо, неразрывно связанное с конкретными людскими общностями. Сам человек выступает в единстве физического и психологического начал: тела и души. Главная роль отводится сердцу как основе жизненных сил, и голове как обиталищу души. При этом лицо считалось выражением сущности человека, глаза – зеркалом души, а уста – ее выразителями. Таким образом, преобладало внимание к эмоциональному началу, сочетавшемуся с представлениями о неразделенности психической деятельности с органами – проводниками и возбудителями этой деятельности.
При полной включенности человека в общинную жизнь, выражающейся в подробнейшей регламентации всех сторон личной и общественной жизни через освященные традиции и обычаи, происходило постепенное выделение индивида из человеческой общности на основе роста внимания к человеческому интеллекту. В мифах появляется мысль о том, что человек, имея характер, может делать свой выбор, но даже в этом случае его рассматривали как личность, неразрывно связанную с общностью. Это выражалось в положениях о том, что хороший человек – это член хорошего общества, а норма и доблесть для него – вести себя, как ведет себя общество в целом, по традиции.
С появлением классового общества происходит рост «выпадений», т.е. усиливается процесс индивидуализации, в связи с чем требования к индивиду еще больше повышаются.
В социальной структуре наиболее важное значение придавали семейно-родовой группе, следом за ней шла возрастная, локальная (по признаку местожительства), крайне редко на тот момент обозначалась сословная принадлежность.
В отношениях с другими племенами была характерна ксенофобия (недоверие, страх перед чужаками). Утверждалась богоизбранность своей группы, на основании чего декларировалась свобода действий по отношению к другим группам.
Человек и царственность (государство)
В мифологическом мировоззрении государство воспринималось в сравнении с прошлым опытом, т.е. когда оно еще отсутствовало. В этой связи государство рассматривалось как нечто чуждое. В глазах человека государство носило двойственный характер: с одной стороны, оно принадлежит к миру людей, с другой – миру богов. Связанная с государством царственность виделась как сила, упорядочивающая мир. Сам царь считался посредником между людьми и богом. От богов он передает людям их волю, а перед богами представляет людей. Важнейшей обязанностью царя считалась забота о подданных, обеспечение порядка и спокойствия, забота о благосостоянии и справедливости, строительно-хозяйственная и военнополитическая деятельность.
Царь считался залогом коллективного благополучия и процветания, поэтому должен быть без изъянов.
Человек и мир богов
Выше уже упоминалась неразрывная и постоянная взаимосвязь мира людей и мира богов как частей единого целого. Боги постоянно и активно присутствовали почти во всех сферах жизни человека, в большинстве его действий.
Для мифологического мировоззрения был характерен политеизм, т. е. многобожие. И все они располагались по рангам и ступеням (далекий бог – близкий бог), что было отражением социальной картины того времени.
В центре мироздания помещался творец вселенной. Отношение к нему было двойственным: как творца его почитали, но из-за того, что он был «одноразового» действия и далек от повседневных забот человека, к нему относились с равнодушием. Наиболее почитаемыми были так называемые близкие боги – это божественные силы, присущие божественным и земным институтам, обусловливающие их суть и управление ими. Примером могут служить многочисленные античные божества:
Гермес – бог торговли, Гефест – бог огня и кузнечного ремесла, Марс – бог войны и т. д.
Близкий бог мог выступать и в качестве личного бога, каждый человек имел нескольких духов-защитников, что было следствием растущей индивидуализации человека, осознающего себя личностью. Иметь личного бога означало быть удачливым и счастливым. Конкретно эта связь воспринималась как бог-отец и человексын.
Как уже отмечалось при общей характеристике мифологического мировоззрения, в нем происходило слияние, совмещение объекта и его заместителя. В данном случае люди не делали различия между божеством и его изображением – идолом, который воспринимался как живой бог, живое существо со всеми процессами жизнедеятельности. Отдельные элементы этого отношения сохраняются и в современных мировых религиозных культурах (деревянные фигуры Иисуса Христа, Богоматери в католицизме, иконы в православии). Дух божества мог обитать во многих идолах, различных образах.
Функцией идола в данном случае было приближение бога к человеку.
Сам человек рассматривался не только как богосотворенное, но и как богоподобное существо, что также сближало человека и бога.
Основной божественный замысел виделся в сотворении человека ради него самого и для служения богам. Считалось, что мир также сотворен для человека. Сам же человек берет на себя бремя богов по своему самообеспечению.
Единство богов и людей выражалось не только в том, что боги незримо и зримо присутствовали среди людей, но и в том, что между ними были возможны интимные связи, вследствие чего рождались люди-полубоги, например известный всем Геракл.
Социально-политическая сфера, как уже говорилось также имеет божественное освящение. Сами отношения между человеком и богами строятся на основе договора, завета, а так как законы и порядки носят божественный характер, их нарушение считалось вызовом богам. Хотя существовало убеждение в неизменности божьей воли, однако признавалась самостоятельная роль судьбы, которая могла повлиять на миропорядок, сам человек обладает свободой выбора прохождения жизненного пути праведным или неправедным способом.
Идеальный человек. Нравственные ценности и нормы
Можно выделить три уровня в системе моральных ценностей. В первый включаются положительные и отрицательные свойства самого индивида. Конкретно это выражалось через следующее: жизнь для человека рассматривалась как наивысшее добро, при этом высшими личностными благами в жизни считались долголетие и здоровье (болезнь и ранняя смерть – самые страшные несчастья). К высшим личностным благам добавлялись и материальные, выражающиеся в достатке. Но в то же время богатство не рассматривалось как замена праведности, хотя бедность также считалась злом. Положительную оценку в глазах соплеменников получал трудолюбивый человек, даже боги и цари рисовались как неутомимые труженики. Праздность соответственно подвергалась осуждению. Из других положительных личностных качеств, которые следовало бы в себе развивать, люди того времени называли также отвагу и храбрость, но обязательно сочетающиеся со скромностью, кротостью и смирением. Уже тогда сложилось представление о мудрости как добре и высшем благе для человека.
Второй уровень включает моральные оценки отношений индивида и человеческих общностей, в которых он состоял. В этой сфере человек прежде всего должен был выступать как примерный семьянин, муж, отец (нужно учитывать, что женщина не обладала никакими правами). Злом считалось все, что разрушает семью. Семейная жизнь рассматривалась как залог долголетия. В отношении к другим людям высоко ценились такие качества, как милосердие и сострадание, напротив, осуждались алчность и корыстолюбие. В целом главный принцип, которому призывали следовать, – праведно жить, мыслить и действовать в праведной общности.
Третий уровень охватывает морально-этические нормы в области отношений индивида к божествам. В этом случае идеалом выступал тихий человек, что выражалось в его терпеливости, сдержанности, скромности. Он должен был молчаливо принимать и одобрять сотворенный богом миропорядок. Высшей добродетелью при взаимоотношениях с богами считалось послушание (из десяти библейских заповедей пять представляют собой требования послушания). Для свободного человека в некоторых исключительных случаях допускалось непослушание, но оно могло носить только временный и частный характер и служило средством проверки, укрепления и углубления послушания.
ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Общий настрой восточной культуры – обнаружить безличные абсолюты: или верховное начало бытия (природоцентризм), что характерно для индийской философии, или в обществе, понимаемом как иерархически организованное общежитие людей (социоцентризм), как в китайской философии.
Индия и Китай на Востоке, Греция на Западе стали теми центрами, где в середине I тысячелетия до нашей эры стали возникать первые философские учения. Рождение философского мировоззрения было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске.
В основе этого феномена лежат несколько причин: это и скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарноденежных отношений, ослабление родоплеменных связей, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологии в лице сословия жрецов, критика традиционных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний.