Файл: Садвакасова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу Лицей 19.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План семинара-практикума

Данные последнего опроса ВЦИОМ (29.09.21-8.10.21)

ПРИЧИНЫ:

Цель:создание условий для формирования и развития читательской грамотности ученика 5-11 классов, способного успешно решать образовательные задачи, социализироваться в обществе

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- формировать способность извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- развивать умение самостоятельно выбирать книги для чтения;

- формировать способность работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Задачи:

Компоненты читательской грамотности.

Что такое читательская грамотность?

Чтение - универсальная техника получения знаний в современном обществе,

а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др.)

Читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности:

Показатели сформированности читательских действий:

Требования к уровню читательской грамотности

Сравнительная характеристика учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Типы ситуаций

«Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать».

ВЫВОД:

Типы текстов

Сплошные тексты - без визуальных изображений

(газетные статьи, эссе,

романы)

АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ УЧЕБНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (по итогам исследования магистрантов программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ):

Анализ заданий на развитие ЧГ в двух линиях учебников по литературе

Особая значимость работы по формированию и оценке читательской грамотности связана с тем, что изменились цели школьного образования:

Необходимо четко понимать отличительные особенности заданий для формирования и оценки читательской грамотности:

Было бы неправильным думать, что чтение непрерывных (сплошных) текстов − включая литературные тексты – теряет свою ценность.... НО

Новые вызовы:

Если в конце XX века основным и преобладающим

подходом при формировании и оценивании читательской грамотности школьников была

направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные

тексты,

ЗАЧЕМ???

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста.

Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину.

Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.

В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить

Методические рекомендации для разработки заданий для развития читательской грамотности обучающихся.

Примеры из кейсов

Задания, направленные на развитие этого умения, могут быть сформулированы следующим образом:

Актуальная форма заданий

Актуальная форма заданий

Примеры из кейсов

Примеры из кейсов

• Прочитайте информацию о сетевом этикете и подготовьте памятку «Как правильно писать электронные письма».

В текстах о мёде и пчеловодстве найдите высказывания, которые можно отнести к фактам и мнениям. Выпишите их по три в два столбика.

Важно учитывать условия переноса сформулированных выводов и обобщений в контекст собственных действий:

• составьте план действий, опишите порядок действий или определите приоритет, выберите доминирующую идею, выберите наиболее рациональный способ действия;

• используйте информацию для решения поставленной задачи с привлечением фоновых знаний;

• сформулируйте на основе проведенного анализа собственную гипотезу;

• сделайте прогноз развития событий, результата предпринятых действий на основе анализа текста;

• оцените вероятность похожего развития событий в новом контексте.

Примеры из кейсов

• Опираясь на приведенные данные, рассчитайте количество продуктов, которое необходимо для удовлетворения суточной нормы йода в организме взрослого человека.

Выделите продукты, которые требуют осторожности в употреблении для профилактики передозировки йода.

Представьте себя на месте Николая Шиллинга.

Что могло стать основанием для выдвижения гипотезы о существовании неоткрытых земель в северной части Баренцева моря?

Приведите три версии рассуждений, которые могли бы стать основой для выдвижения этой гипотезы.

Сопоставления уровней читательской грамотности по PISA с таксономией Блума-Андерсона + глаголы действия, которые управляют деятельностью учащихся.

РЕКОМЕНДАЦИИ : глаголы-действия, соответствующие уровням ЧГ.

Интернет - ресурсы

Интернет - ресурсы



Текст 2

Более 76% россиян считают себя добрыми, следует из результатов опроса, который проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Указывается, что чаще всего в своей доброте уверены женщины и молодежь от 25 до 34 лет (по 82%), а также люди среднего возраста (до 41 года) – 81%.

По мнению 28% респондентов, отличительными качествами доброгочеловека являются готовность помочь и поддержать, а 27% опрошенных видят доброту в отзывчивости и отсутствии безразличия.

Как показал опрос, 72% респондентов уверены, что к добрым людям нельзя относить тех, кто проявляет это качество только к своим близким. Среди своего окружения большинство опрошенных – 75% – также

видит добрых людей.

Текст 3.

Из интервью с Гузель Санжаповой из Москвы, которая собрала 1,5 миллиона рублей на «медовый» проект спасения умирающей уральской деревни. «Нужен большой запас терпения, чтобы начать двигаться к своей цели, – говорит Гузель Санжапова. – Коллеги и знакомые первое время скептически относились к идее менять ситуацию в уральской деревне с помощью меда и ягод». По словам предпринимательницы, когда начинаешь дело, не стоит обращать на это внимание, потому что нет цели убедить скептиков – первые результаты и так покажут жизнеспособность идеи. Гузель Санжапова говорит, что остановить умирание деревни можно за четыре шага. Нужно дать людям работу, позаботиться и развить инфраструктуру, установить связи производителя с рынком, связать людей из городов с жителями деревень.

Коды Задания

3.6. Согласны ли вы с точкой зрения автора на жизненную цель? (См. текст 1) Обоснуйте

2.6 Как иллюстрирует содержание текста 1 деятельность Гузель Санжаповой?

3.5 Ознакомьтесь с результатами опроса ВЦИОМ. Найдите противоречие. С чем оно связано?

4.1 Пользуясь материалами текстов, напишите статью «Жизненная цель» для толкового словаря

4.4 В фильме «Заплати другому» для изменения мира мальчик придумал цепочку добра: бескорыстно помочь трем незнакомым людям, каждый из которых также поможет трем незнакомцам. Таким образом, число добрых дел будет возрастать в геометрической прогрессии.

Это утопия?

Или идею можно воплотить в жизнь?

К чему это приведет?

Новые вызовы:

Если в конце XX века основным и преобладающим

подходом при формировании и оценивании читательской грамотности школьников была

направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные


тексты,

то в XXI веке актуальным становится формирования читательских умений при работе с множественными текстами, которые «включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.

ЗАЧЕМ???

  • Во-первых, качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA);
  • во-вторых, качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA)
  • «Нужно бежать со всех ног,
  • чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать

    как минимум вдвое быстрее!»

    («Алиса в стране чудес»)

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Так тест PISA оценивает следующие читательские умения: 1. Найти и извлечь информацию. 2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста. 3. Осмыслить и оценить содержание и форму текста. 

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста.

Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину.

Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.

Современному школьнику важно научиться понимать информацию - из многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что предусматривает, помимо анализа, синтеза, интеграции и интерпретация информации, формирование таких умений, как сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся, а иногда противоречащих по содержанию, источников.

В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить

информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, объединенных одной темой, проблемой, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями

, критически оценивать информацию и делать собственный вывод.

Методические рекомендации для разработки заданий для развития читательской грамотности обучающихся.

  • 1. Нахождение и извлечение информации из текста.
  • Задания, направленные на развитие этого умения, могут быть сформулированы следующим
  • образом:
  • • определите место в тексте, где содержится необходимая информация;
  • • найдите в тексте и запишите информацию (примеры), которая иллюстрирует определенную
  • мысль автора/процесс;
  • • найдите в тексте, таблице, диаграмме, графике, картинке информацию (примеры), которая под-
  • тверждает или опровергает приведенное высказывание;
  • • определите наличие или отсутствие информации по заданной теме.

Примеры из кейсов

  • Прочитайте текст. Ответьте на вопросы: в чем заключается проблема мусорных свалок в России
  • и какой вред экологии наносят несанкционированные свалки? Какая наука была основной сферой деятельности А. М. Бутлерова? Свой ответ обоснуйте цитатами из текста.

    Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: в чем главная особенность электронной переписки?

  • Интерпретация текста предполагает получение такой информации, которая сообщается не явно
  • (выявление опосредованных связей, извлечение подтекста, определение позитивной или негатив-
  • ной окраски текста).
  • Интеграция подразумевает умение связать части текста, единицы информации, определить
  • объединяющую их идею.

Задания, направленные на развитие этого умения, могут быть сформулированы следующим образом:

Актуальная форма заданий

Актуальная форма заданий

  • Примеры из кейсов
  • Опираясь на информацию, представленную в тексте, объясните значение выражений:
  • • «пить чай по-купечески»;
  • • «музыкальность самовара»;
  • • «баба на чайник»;
  • • «сахарная голова».
  • Какова основная идея этих плакатов? Кому они адресованы? Какие маркетинговые приемы использовали авторы этих плакатов? Для чего? Какой из плакатов производит большее впечатление? Почему?
  • Выпишите из текста 5 фактов, которые отражают основную идею этого текста.

Примеры из кейсов

  • Примеры из кейсов
  • Опираясь на информацию, представленную в тексте, объясните значение выражений:
  • • «пить чай по-купечески»;
  • • «музыкальность самовара»;
  • • «баба на чайник»;
  • • «сахарная голова».
  • Какова основная идея этих плакатов? Кому они адресованы? Какие маркетинговые приемы использовали авторы этих плакатов? Для чего? Какой из плакатов производит большее впечатление? Почему?
  • Выпишите из текста 5 фактов, которые отражают основную идею этого текста.

  • оцените соответствие содержания текста, его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций,
  • инфографики и т. п.) поставленным целям;
  • • оцените форму текста (структуру, стиль, оформление и т. д.), рациональность авторских приемов;
  • • оцените полноту, достоверность и релевантность представленной информации;
  • • найдите и укажите противоречия, содержащиеся в тексте, укажите причины наличия противоречия;
  • • обоснуйте собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

Примеры из кейсов

• Прочитайте информацию о сетевом этикете и подготовьте памятку «Как правильно писать электронные письма».

В текстах о мёде и пчеловодстве найдите высказывания, которые можно отнести к фактам и мнениям. Выпишите их по три в два столбика.

Прочитайте правила хорошего тона, размещённые в одном из сетевых сообществ. Отметьте правила, которые вы всегда соблюдаете, и правила, с которыми вы не согласны. Приведите два примера, когда вы или ваши собеседники нарушали правила сетевого этикета и это привело к коммуникативной неудаче.

Важно учитывать условия переноса сформулированных выводов и обобщений в контекст собственных действий:

• составьте план действий, опишите порядок действий или определите приоритет, выберите доминирующую идею, выберите наиболее рациональный способ действия;

• используйте информацию для решения поставленной задачи с привлечением фоновых знаний;

• сформулируйте на основе проведенного анализа собственную гипотезу;

• сделайте прогноз развития событий, результата предпринятых действий на основе анализа текста;

• оцените вероятность похожего развития событий в новом контексте.

Примеры из кейсов

• Опираясь на приведенные данные, рассчитайте количество продуктов, которое необходимо для удовлетворения суточной нормы йода в организме взрослого человека.

Выделите продукты, которые требуют осторожности в употреблении для профилактики передозировки йода.

Представьте себя на месте Николая Шиллинга.

Что могло стать основанием для выдвижения гипотезы о существовании неоткрытых земель в северной части Баренцева моря?

Приведите три версии рассуждений, которые могли бы стать основой для выдвижения этой гипотезы.



Источники текстов для составления заданий
Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования». – Москва, 2021г
  • Можно дополнить «констатирующие» («знаниевые») вопросы аналитическими (в соответствии с таксономией Б.Блума)
  • +

  • «Прогнозирование».

Сопоставления уровней читательской грамотности по PISA с таксономией Блума-Андерсона + глаголы действия, которые управляют деятельностью учащихся.

РЕКОМЕНДАЦИИ : глаголы-действия, соответствующие уровням ЧГ.

  • 1в уровень: чертить, распознавать, пдписывать, выбирать, записывать, читать наизусть, перечислять, повторять.
  • 1а уровень: подбирать, делать вывод, находить несколько единиц явной информации, определять главную тему.
  • 2 уровень: обосновывать, устанавливать связь, подтверждать, описывать, пересказывать, преобразовывать, предсказывать.
  • 3 уровень: применять, составлять, решать, конструировать, сообщать, истолковать значениеслова или фразы.
  • 4 уровень: анализировать, сортировать, классифицировать,сравнивать, дискутировать.
  • 5 уровень: критически оценивать, рецензировать, раскрывать тему, давать оценку, выводить заключение.
  • 6 уровень: объединять, сочинять, разрабатывать, проектировать, формулировать, составлять план.

Интернет - ресурсы

Интернет - ресурсы

  • https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/0be6c140-073d-420e-93c7-3e90bc5d5ea5.pdf
  • https://rg.ru/2020/04/14/rodina-kuhnya-chichkbn.html\
  • Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Н.П.Забродина, И.Е.Барсуков, А.А.Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш.Мошниной]. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с
  • http://alternathistory.com/aleksandr-chichkin-yaroslavskij-otets-yaponskogo-chuda/
  • http://goldring.ru/news/show/105570
  • https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/264c5e7d-be40-4ad4-9fbb-aa5e4773432c.pdf
  • http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html