ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (Герцен.) 4) Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. (Пушкин.) 5) Калиныч провёл нас в избушку, увешанную пучками сухих трав. (Тургенев.) 6) На стенах, оклеенных зелёными обоями с розовыми разводами, висели три картины, писанные масляными красками. (Тургенев.) 7) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу, вымощенную серыми камнями, усеянную жёлтой листвой. (М. Горький.) 8) Старик сидел на корме, едва видимый в облаке водяной пыли и проносимой ветром пены. (Серафимович.) 9) Дед Щукарь, стремительно увлекаемый в сени, так и не успел кончить фразы. (М. Шолохов.) 10) Между палатками желтели расчищенные в траве и посыпанные песком дорожки.
3. Отметьте номера слов, в которых пишется е.
1) Вкач..нный на гору камень; 2) вкач..нный в сосуд раствор; 3) вмеш..нный в историю свидетель; 4) вмеш..нный в тесто; 5) выкач..нный из подвала бочонок; 6) выкач..нный воздух; 7) довеш..нной бельё; 8) довеш..нный до нормы товар; 9) домеш..нные до готовности мусс; 10) домеш..нное тесто; 11) завеш..нные шторами окна; 12) завеш..нные портретами стены; 13) закач..нный в баллон газ; 14) закач..нный в угол мяч; 15) навеш..нные для покупателей продукты; 16) навеш..нные знаки на дверях; 17) обвал..нная поленница дров; 18) обвал..нная в сухарях котлета.
Ответ: 1, 4, 5, 8, 10, 11, 14, 16, 17.
IV. Самостоятельная работа
1. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ (-ющ-) или -ащ-(-ящ-).
а) Ре..щий, кол..щий, стел..щий.
б) Стро..щий, гон..щий, мол..щий.
2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем- (-ом-) или -им-.
а) Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.
б) Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.
3. Укажите гласную в причастиях прошедшего времени — действительных и страдательных — перед формообразующими суффиксами
а) Закач..нный — закач..вший (газ в баллон).
б) Прове..нное — прове..вший (на току зерно).
4. Каким словам — причастиям или прилагательным — принадлежат краткие формы в цепочках?
а) девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразова..ы.
б) девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образона..а вновь, а лишь реконструирова..а.
5. В каких словосочетаниях пишется -нн-?
а) Мочё..ые яблоки.
б) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.
в) Сельдь вымоче..а в молоке.
6. В каких словосочетаниях пишется -
н-?
а) Кипячё..ое молоко.
б) Кипячё..ое на медленном огне молоко.
в) Вскипячё..ое молоко.
г) Некипячё..ое молоко.
7. Вставьте пропущенные буквы.
а) Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном, мощё..ом дворе. (Р. Штильмарк)
б) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещрё..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала. (Е. Водовозова)
8. Раскройте скобки согласно правилам правописания не с причастиями.
а) Вспоминает (не)конченный путь, слишком рано оборванный праздник. (П. Антокольский)
б) Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом. (Р. Штильмарк)
в) А двоечников — человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год бляха. (В. Конецкий)
Ответы:
1. — а) ущ-(-ющ-), б) -ащ-(-ящ-);
2. — а) вм-(-ом-), б) -им-;
3. — а) буква а, б) буква я;
4. — а) имя прилагательное, пишется нн, б) страдательное причастие, пишется н;
5. — б);
6. — а), г);
7. — а) -н-, б) -нн-;
8. — а) слитно, б) слитно, в) раздельно.
V. Итоги урока
— От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?
— От чего зависит выбор гласной в суффиксах причастий прошедшего времени?
— Почему в суффиксах страдательных причастий настоящего времени пишется суффикс -енн-?
Домашнее задание
1. Выучить записи в тетради; учебник стр. 88, упр. 186.
2. Повторить слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Урок 36 (27)
Слитное, раздельное и дефисное написания
Цели урока:
Закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
1. Упр. 199 проверяется «по цепочке».
2. Один ученик готовит сообщение на тему «Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи».
II. Работа по теме урока
1. Пишутся слитно:
2. Пишутся через дефис
3. Пишутся раздельно
4. Объяснительный диктант.
Строить работу по-новому, говорить по-английски и по-немецки, встретиться где-нибудь, брести еле-еле, делать шиворот-навыворот, в конце концов договориться, остаться с глазу на глаз, поделить поровну, купить зонт подешевле, кисло-сладкий компот, конференц-зал, косноязычный автор, лимонно-жёлтый, любишь-не-любишь, мать-и-мачеха, полдома, Салтыков-Щедрин, пол-России, гори цвет, трёхэтажный, юго-запад. (50 слов.)
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Отметить номера слов, которые пашутся через дефис
1) (Пол)армии, 2) (полу)ботинки, 3) (пол)города, 4) (полу)драгоценный, 5) (исконно)русский, 6) (пол)луны, 7) (гори)цвет, 8) Иван(да)Марья, 9) (полу)остров, 10) (пол)чайной ложки, 11) (юго)запад, 12) (Римский)Корсаков, 13) (северо)восточный, 14) (южно)американский, 15) (яхт)клуб, 16) (ярко)синий, 17) (чёрно)белый, 18) (лево)бережный, 19) (мало)помалу, 20) кто(то).
Ответы:
1, 6, 8, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20.
2. Отметить номера слов, которые пашутся слитно
1) (Много)летний, 2) (жилищно)строительный, 3) (народно)освободительное движение, 4) (историко)филологический факультет, 5) (Восточно)Европейская равнина, 6) (Санкт)Петербург, .7) (свеже)испечённый, 8) (быстро)ходный, 9) (пол)ночный, 10) (девяти)летний, 11) (древне)русский, 12) (чисто)шерстяной, 13) (седо)бородый, 14) (ярко)красный, 15) (северо)осетинское искусство, 16) (средне)азиатский, 17) (шахматно)шашечный, 18) (ниже)перечисленный, 19) (научно)исследовательский, 20) (историко)архивный.
Ответы:
1, 7-13, 15, 16, 18.
3. Отметить номера слов, которые пишутся слитно
1) (Средне)месячная зарплата, 2) (лево)бережная низменность, 3) (скопи)дом, 4) (мышь)полёвка, 5) (обще)народный, 6) (ниже)перечисленный, 7) (норд)ост, 8) (крупно)габаритный, 9) (40)летие, 10) (сорока)летие, 11) (научно)просветительский, 12) (легко)раненый в голову, 13) (народно)поэтический, 14) (трёх)тонка, 15) (бледно)зелёный, 16) (медико)судебный, 17) (водо)проводный, 18) (общественно)исторические законы, 19) (пол)города, 20) (пол)Европы.
Ответы:
1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 14, 17, 19.
4. Проверочный диктант
Пол-января кожевенно-обувная фабрика превышала среднесуточную норму производства товаров. Сорокалетний мужчина, опытный сталевар чугунолитейного завода, в светло-сером костюме пошёл в восьмилетнюю школу на собрание к сыну. Железнодорожным транспортом на авиастроительный завод доставили высокоточные станки. Низкорослый вечнозелёный кустарник с бледно-розовыми цветами рос в северо-западном районе города. В полдесятого утра в штаб-квартиру видного военачальника по междугородному телефону сообщили о международном конфликте на почве междоусобицы. В пол-листа на полметра были нарисованы плодово-ягодные культуры: пол лимона, пол-ананаса и полсливы. Поезд на полустанке в полтретьего ночи стоит полминуты. За полчаса и пол-Москвы не объедешь. Исследователи затратили полмиллиона рублей и изучили пол-Африки. В пятиэтажном доме размещалась фотолаборатория судоремонтного завода. Прядильно-ткацкая фабрика находилась недалеко от целлюлозно-бумажного комбината. Багрово-красный закат окрасил бледно-голубое небо. Проворная сороконожка во время землетрясения убежала из зоомагазина. Телепередача рассказывала о новом строительно-технологическом факультете. Иссиня-чёрные провода высоковольтной линии передавали ток мощностью в несколько миллионов киловатт-часов. На выпукло-вогнутой поверхности отражался ярко-красный свет. Литературно-художественные произведения переводили с помощью англо-русского словаря.
Домашнее задание
Выполнить упр. 200.
Урок 37
Контрольный диктант с грамматическим заданием
по теме «Морфология и орфография»
Цель урока:
Проверка знаний учащихся по теме «Морфология и орфография»
Ход урока
I. Диктант
Дубечня — так называлась наша первая железнодорожная станция — находилась в семнадцати верстах от города. В течение нескольких часов я шел туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.
В Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний деревянный этаж у водокачки. Было довольно-таки жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора. Ни одного дерева не виднелось вокруг.
Походив часа два, я заметил, что от станции куда-то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора. Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда.
Это была очень старая и, как оказалось, давно заброшенная усадьба. В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины.
Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушенный выросшей травой и кустарником.
Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Было густо и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Чем дальше вглубь, тем было просторнее.
Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. По ту сторону речки находилась деревушка Дубечня. Голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой, И теперь все это: и плес, и мельница, и уютные берега — принадлежало инженеру. (241 слово.)
(А. П. Чехов.)
II. Грамматическое задание
1. Озаглавить текст.
2. Выполнить синтаксический разбор первого предложения из последнего абзаца (I вар.); второго предложения из последнего абзаца (II вар.).
3. Выполнить фонетический разбор слов вправо (I вар.), ещё (II вар.).
4. Выполнить морфологический разбор любой самостоятельной части речи (одно слово).
5. Выписать 3 причастия и разобрать их по составу (I вар.). Выписать 3 наречия и разобрать их по составу (II вар.).
3. Отметьте номера слов, в которых пишется е.
1) Вкач..нный на гору камень; 2) вкач..нный в сосуд раствор; 3) вмеш..нный в историю свидетель; 4) вмеш..нный в тесто; 5) выкач..нный из подвала бочонок; 6) выкач..нный воздух; 7) довеш..нной бельё; 8) довеш..нный до нормы товар; 9) домеш..нные до готовности мусс; 10) домеш..нное тесто; 11) завеш..нные шторами окна; 12) завеш..нные портретами стены; 13) закач..нный в баллон газ; 14) закач..нный в угол мяч; 15) навеш..нные для покупателей продукты; 16) навеш..нные знаки на дверях; 17) обвал..нная поленница дров; 18) обвал..нная в сухарях котлета.
Ответ: 1, 4, 5, 8, 10, 11, 14, 16, 17.
IV. Самостоятельная работа
1. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ (-ющ-) или -ащ-(-ящ-).
а) Ре..щий, кол..щий, стел..щий.
б) Стро..щий, гон..щий, мол..щий.
2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем- (-ом-) или -им-.
а) Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.
б) Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.
3. Укажите гласную в причастиях прошедшего времени — действительных и страдательных — перед формообразующими суффиксами
а) Закач..нный — закач..вший (газ в баллон).
б) Прове..нное — прове..вший (на току зерно).
4. Каким словам — причастиям или прилагательным — принадлежат краткие формы в цепочках?
а) девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразова..ы.
б) девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образона..а вновь, а лишь реконструирова..а.
5. В каких словосочетаниях пишется -нн-?
а) Мочё..ые яблоки.
б) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.
в) Сельдь вымоче..а в молоке.
6. В каких словосочетаниях пишется -
н-?
а) Кипячё..ое молоко.
б) Кипячё..ое на медленном огне молоко.
в) Вскипячё..ое молоко.
г) Некипячё..ое молоко.
7. Вставьте пропущенные буквы.
а) Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном, мощё..ом дворе. (Р. Штильмарк)
б) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещрё..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала. (Е. Водовозова)
8. Раскройте скобки согласно правилам правописания не с причастиями.
а) Вспоминает (не)конченный путь, слишком рано оборванный праздник. (П. Антокольский)
б) Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом. (Р. Штильмарк)
в) А двоечников — человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год бляха. (В. Конецкий)
Ответы:
1. — а) ущ-(-ющ-), б) -ащ-(-ящ-);
2. — а) вм-(-ом-), б) -им-;
3. — а) буква а, б) буква я;
4. — а) имя прилагательное, пишется нн, б) страдательное причастие, пишется н;
5. — б);
6. — а), г);
7. — а) -н-, б) -нн-;
8. — а) слитно, б) слитно, в) раздельно.
V. Итоги урока
— От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?
— От чего зависит выбор гласной в суффиксах причастий прошедшего времени?
— Почему в суффиксах страдательных причастий настоящего времени пишется суффикс -енн-?
Домашнее задание
1. Выучить записи в тетради; учебник стр. 88, упр. 186.
2. Повторить слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Урок 36 (27)
Слитное, раздельное и дефисное написания
Цели урока:
Закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
1. Упр. 199 проверяется «по цепочке».
2. Один ученик готовит сообщение на тему «Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи».
II. Работа по теме урока
1. Пишутся слитно:
-
Правило
Примеры
Существительные с соединительными гласными о и е; прилагательные, образованные от сложных существительных.
Водопровод, водопроводный
Существительные и прилагательные с иноязычными элементами анти-, авиа-, авто-, био-, гелио-, гидро-, зоо-, интер-, контр-, макро-, микро-, моно-, нео-, радио-, стерео-, теле-, ультра-, фото-, экстра-.
Зоомагазин, авиапочта, антирелигиозный
Искл.: микро- и макромир, контр-адмирал.
Сложные существительные, первая часть которых является глаголом на -и.
Горицвет, сорвиголова, скопидом.
Сложные существительные, прилагательные, наречия, первой частью которых является числительное в родительном падеже.
Пятитомник, пятитомный.
Прилагательные, образованные от словосочетаний.
Рельсопрокатный (прокатывать рельсы), глубокоуважаемый
(глубоко уважать).
Слова с полу-, пол-, если слово начинается с согласной.
Полушубок, полчаса.
2. Пишутся через дефис
-
Правило
Примеры
Сложные существительные, образованные без соединительной гласной.
Жар-птица, дизель-мотор.
Сложные существительные, в состав которых входят частицы, союзы, предлоги.
Не-тронь-меня (название травы), Ростов-на-Дону. Искл.: мальчик с пальчик.
Сложные существительные, образованные с корнем -пол-: если второй корень начинается с гласной, если второй корень начинается с буквы л, если второй корень является именем собственным.
Пол-оборота, пол-лимона, пол-Москвы.
Сложные существительные с иноязычными элементами вице-, леиб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-
Экс-чемпион.
Названия единиц измерения.
Киловатт-час.
Названия политических партий и их сторонников.
Социал-демократ.
Биологические термины.
Мышь-полёвка.
Названия промежуточных сторон света.
Юго-восток
Имена собственные (написание определяется по словарю).
Римский-Корсаков,
Эльзас-Лотарингия.
Прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис, и образованные из равноправных слов (можно вставить союз и); со значением цвета; обозначающие качество с дополнительным оттенком.
Юго-восточный, русско-английский (русский и английский словарь), бледно-розовый, кисло-сладкий.
Сложные прилагательные, первой частью которых является числительное, написанное цифрами.
12-бальный,
40-летие
Неопределённые местоимения с приставкой кое-, суффиксами -то, -либо, -нибудь.
Кое-кто, кто-либо, с кем-нибудь, кто-то.
3. Пишутся раздельно
-
Правило
Примеры
Предлоги с существительными и местоимениями.
В городе, около меня.
Словосочетания, включающие наречия на -ски- (о других случаях раздельного написания наречий см. урок № 32).
Рабски услужливый, дьявольски коварный, исторически неизбежный.
Сложные прилагательные, в состав которых входит наречие, не следует смешивать с обычными сочетаниями из наречия и прилагательного (или причастия), пишущимися раздельно. В этом случае первая часть сочетания в качестве отдельного члена предложения отвечает на вопросы Как? Каким образом? В какой степени? В качестве первой части подобных словосочетаний обычно выступают наречия.
Диаметрально противоположный, окончательно уничтоженный, абсолютно точный, жизненно важный, исконно русский, истинно революционный, подлинно научный, прямо противоположный, резко отрицательный, смертельно опасный, строго последовательный.
4. Объяснительный диктант.
Строить работу по-новому, говорить по-английски и по-немецки, встретиться где-нибудь, брести еле-еле, делать шиворот-навыворот, в конце концов договориться, остаться с глазу на глаз, поделить поровну, купить зонт подешевле, кисло-сладкий компот, конференц-зал, косноязычный автор, лимонно-жёлтый, любишь-не-любишь, мать-и-мачеха, полдома, Салтыков-Щедрин, пол-России, гори цвет, трёхэтажный, юго-запад. (50 слов.)
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Отметить номера слов, которые пашутся через дефис
1) (Пол)армии, 2) (полу)ботинки, 3) (пол)города, 4) (полу)драгоценный, 5) (исконно)русский, 6) (пол)луны, 7) (гори)цвет, 8) Иван(да)Марья, 9) (полу)остров, 10) (пол)чайной ложки, 11) (юго)запад, 12) (Римский)Корсаков, 13) (северо)восточный, 14) (южно)американский, 15) (яхт)клуб, 16) (ярко)синий, 17) (чёрно)белый, 18) (лево)бережный, 19) (мало)помалу, 20) кто(то).
Ответы:
1, 6, 8, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20.
2. Отметить номера слов, которые пашутся слитно
1) (Много)летний, 2) (жилищно)строительный, 3) (народно)освободительное движение, 4) (историко)филологический факультет, 5) (Восточно)Европейская равнина, 6) (Санкт)Петербург, .7) (свеже)испечённый, 8) (быстро)ходный, 9) (пол)ночный, 10) (девяти)летний, 11) (древне)русский, 12) (чисто)шерстяной, 13) (седо)бородый, 14) (ярко)красный, 15) (северо)осетинское искусство, 16) (средне)азиатский, 17) (шахматно)шашечный, 18) (ниже)перечисленный, 19) (научно)исследовательский, 20) (историко)архивный.
Ответы:
1, 7-13, 15, 16, 18.
3. Отметить номера слов, которые пишутся слитно
1) (Средне)месячная зарплата, 2) (лево)бережная низменность, 3) (скопи)дом, 4) (мышь)полёвка, 5) (обще)народный, 6) (ниже)перечисленный, 7) (норд)ост, 8) (крупно)габаритный, 9) (40)летие, 10) (сорока)летие, 11) (научно)просветительский, 12) (легко)раненый в голову, 13) (народно)поэтический, 14) (трёх)тонка, 15) (бледно)зелёный, 16) (медико)судебный, 17) (водо)проводный, 18) (общественно)исторические законы, 19) (пол)города, 20) (пол)Европы.
Ответы:
1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 14, 17, 19.
4. Проверочный диктант
Пол-января кожевенно-обувная фабрика превышала среднесуточную норму производства товаров. Сорокалетний мужчина, опытный сталевар чугунолитейного завода, в светло-сером костюме пошёл в восьмилетнюю школу на собрание к сыну. Железнодорожным транспортом на авиастроительный завод доставили высокоточные станки. Низкорослый вечнозелёный кустарник с бледно-розовыми цветами рос в северо-западном районе города. В полдесятого утра в штаб-квартиру видного военачальника по междугородному телефону сообщили о международном конфликте на почве междоусобицы. В пол-листа на полметра были нарисованы плодово-ягодные культуры: пол лимона, пол-ананаса и полсливы. Поезд на полустанке в полтретьего ночи стоит полминуты. За полчаса и пол-Москвы не объедешь. Исследователи затратили полмиллиона рублей и изучили пол-Африки. В пятиэтажном доме размещалась фотолаборатория судоремонтного завода. Прядильно-ткацкая фабрика находилась недалеко от целлюлозно-бумажного комбината. Багрово-красный закат окрасил бледно-голубое небо. Проворная сороконожка во время землетрясения убежала из зоомагазина. Телепередача рассказывала о новом строительно-технологическом факультете. Иссиня-чёрные провода высоковольтной линии передавали ток мощностью в несколько миллионов киловатт-часов. На выпукло-вогнутой поверхности отражался ярко-красный свет. Литературно-художественные произведения переводили с помощью англо-русского словаря.
Домашнее задание
Выполнить упр. 200.
Урок 37
Контрольный диктант с грамматическим заданием
по теме «Морфология и орфография»
Цель урока:
Проверка знаний учащихся по теме «Морфология и орфография»
Ход урока
I. Диктант
Дубечня — так называлась наша первая железнодорожная станция — находилась в семнадцати верстах от города. В течение нескольких часов я шел туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.
В Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний деревянный этаж у водокачки. Было довольно-таки жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора. Ни одного дерева не виднелось вокруг.
Походив часа два, я заметил, что от станции куда-то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора. Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда.
Это была очень старая и, как оказалось, давно заброшенная усадьба. В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины.
Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушенный выросшей травой и кустарником.
Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Было густо и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Чем дальше вглубь, тем было просторнее.
Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. По ту сторону речки находилась деревушка Дубечня. Голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой, И теперь все это: и плес, и мельница, и уютные берега — принадлежало инженеру. (241 слово.)
(А. П. Чехов.)
II. Грамматическое задание
1. Озаглавить текст.
2. Выполнить синтаксический разбор первого предложения из последнего абзаца (I вар.); второго предложения из последнего абзаца (II вар.).
3. Выполнить фонетический разбор слов вправо (I вар.), ещё (II вар.).
4. Выполнить морфологический разбор любой самостоятельной части речи (одно слово).
5. Выписать 3 причастия и разобрать их по составу (I вар.). Выписать 3 наречия и разобрать их по составу (II вар.).