ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 38
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Раздел 6
СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ
Урок 39
Принципы русской пунктуации
Цели урока:
Обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»; закрепление навыков правописания.
Ход урока
I. Словарный диктант «Трудные случаи написании наречий»
До свидания, до востребования, за границу, за полдень, за упокой, за глаза, в одиночку, в общем, в обрез, в обнимку, в обхват, в обмен, в охапку, в отместку, в убыток, в упор, в аккурат, в открытую, на ощупь, на совесть, без толку, с ходу, на ходу, без ведома, без умолку, без зазрения совести, точь-в-точь, бок о бок, еле-еле, впопыхах, вперевалку, вприпрыжку, врастяжку, вразлад, обок, оземь, кряду, искони, изначала, наискосок, насмарку, понаслышке, невдомёк, навзрыд.
II. Обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
1. Анализ текста
Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки...
И вдруг улыбнулась погодка: выпал чистый мягкий снежок, с неба тучи ушли, солнышко проглянуло, и так-то сделалось славно в лесу! Сахарный снег блестит-переливается, все деревья цветными сделались: ёлки — с коричневой шкуркой, сосны — с жёлтенькой, осинки — с зелёненькой, берёзки — с пёстренькой, будто в родимых пятнышках. И над всем лесом голубое небо сияет! (Э. Шим)
— Обоснуйте постановку знаков препинания.
— В каком разделе языкознания (лингвистики) представлены правила постановки знаков препинания? (Пунктуация.)
2. Составление тезисного плана к ответу на вопрос «В чём заключаются принципы русской пунктуации?».
— Какие принципы русской пунктуации вам известны? Найдите ответ на стр. 107—108 учебника. (Задание даётся по вариантам)
Вариант I
— Составьте план и подготовьте небольшое сообщение по этому материалу.
Примерный план:
• Основное назначение пунктуации:
а) расчленение речи на части;
б) каждая часть — носительница определённого значения.
• Грамматические (синтаксические) правила:
а) функции запятой как знака препинания;
б) особенности употребления точки с запятой.
• Смысл высказывания — основа смыслового расчленения.
Вариант II
— Составьте тезисный план ответа по материалам упр. 225.
Примерный план:
• Смысловой (логический) принцип. В основе правил лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.
• Грамматический (синтаксический) принцип. Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическим (синтаксическим) принципом.
• Интонационный принцип. Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на её составные части.
— На примере записанного вами текста докажите, что все три принципа русской пунктуации реализуются одновременно.
(После выразительного прочтения текста, при котором учащиеся демонстрируют интонационное оформление текста, делая паузы на месте знаков препинания, указывается на синтаксическое значение однородных членов предложения, обращается внимание на пропуск членов предложения. Можно особо поработать над интонацией смыслового отделения слов и словосочетаний. Учащиеся показывают различие в чтении восклицательных и невосклицательных предложений. Можно провести эксперимент: расставить знаки препинания в других местах и понаблюдать, как изменится смысл предложения.)
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
— Один из принципов русской пунктуации называется синтаксическим. Что изучает синтаксис?
Синтаксис (от греческ. sintaxis — составление) — раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части:
• учение о словосочетании
• учение о предложении [простое предложение (односоставное, неполное, звукосоставное), осложнённое предложение, сложное предложение (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное)].
— Определите вид предложения, расставьте знаки препинания в предложениях разного вида, выполните синтаксический разбор предложений. (Предложения записываются под диктовку.)
1) Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории. (сложноподчинённое) 2) По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла. (сложносочиненное) 3) Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве. 4) Если надо родиться поэтом, то надо родиться и народным, чтобы выразить своею личностью характеристические свойства своих соотечественников. (сложноподчинённое с несколькими придаточными) 5) Скоро все угомонились: притихли птицы, застыл воздух, потух костёр. 6) И моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным... (
простое, с однородными членами с обобщающим словом)
— Сделайте синтаксический разбор четвертого и пятого предложений, составьте схемы предложений.
Образец (4 предложение):
По цели высказывания повествовательное.
По эмоциональной окраске — невосклицательное.
Сложное с подчинением. Состоит из трёх предложений. Главное предложение второе, к нему присоединяются два придаточных условия и цели. Соединение параллельное.
Первое предложение — простое, односоставное, безличное, полное, распространённое.
Второе предложение — простое, односоставное, безличное, полное, распространённое.
Третье предложение — простое, односоставное, безличное, полное, распространённое.
Схема: (если), [ ], (чтобы).
Образец (5 предложение):
По цели высказывания — повествовательное.
По эмоциональной окраске — невосклицательное.
Сложное, бессоюзное. Состоит из 4 предложений.
Первое предложение — простое, двусоставное, полное, распространённое.
Второе предложение — простое, двусоставное, полное, нераспространённое.
Третье предложение — простое, двусоставное, полное, нераспространённое.
Четвёртое предложение — простое, двусоставное, полное, нераспространённое.
Схема: [ ]: [ ], [ ], [ ].
IV. Итоги урока
— Что изучает пунктуация?
— Что изучает синтаксис?
— Назовите принципы русской пунктуации.
Домашнее задание
1. Упр. 224 (устно), 232 (письменно).
2. Отработать написание наречий и подготовиться к взаимодиктант
Урок 40
Словосочетания
Цели урока:
Обобщение знаний по теме «Словосочетания»; отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях; закрепление навыков правописания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Синтаксический разбор и схемы предложений записываются на доске (заранее).
2. Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.
— Что изучает пунктуация?
— Назовите принципы русской пунктуации.
3. Взаимодиктант «Трудные случаи написания наречий» (диктуют слова с предыдущего урока).
II. Работа по теме урока
1. Повторение и обобщение знаний.
— Что такое словосочетание? (Это соединение двух и более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения.)
— По каким законам происходит соединение слов в словосочетание? (По законам подчинения, поэтому в нём различают главное слово и зависимое.)
— Назовите виды словосочетаний. От чего зависит вид словосочетания?
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие словосочетания:
• именные: яркие цветы (главное слово — существительное), очень скромный (главное слово — прилагательное), две подруги (главное слово — числительное); кто-то из ребят (главное слово — местоимение);
• глагольные: смотрит вдаль (главное слово — глагол);
• наречные: вместе с сестрой (главное слово — наречие).
— Назовите виды связи между словами в словосочетаниях.
Согласование — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарёю (зарёю (какой?) — согласование в женском роде, единственном числе, творительном падеже.
Управление — это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое, представленное наречием).
— Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? (Нет, это предложение.)
— А что ещё не является словосочетанием? (Слова с предлогами — за домом; слова, соединённые сочинительной связью, — умный и обаятельный.)
2. Синтаксический разбор предложения.
Качались волны, шитые шелками, лиловым, красным, жёлтым, золотым, и, проблистав над синью янтарями, сгущало небо свой жемчужный дым. (В. Брюсов)
— Обоснуйте постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, укажите части речи, составьте схему предложения.
Схема: [ ], и [ ].
— Объясните правописание гласных после шипящих.
— Выпишите словосочетания.
• волны шитые — главное слово — волны
• шитые шелками — главное слово — шитые
• шелками лиловым — главное слово — шелками
• шелками красным — главное слово — шелками
• шелками жёлтым — главное слово — шелками
• шелками золотым — главное слово — шелками
• проблистав над синью — главное слово — проблистав
• проблистав янтарями — главное слово — проблистав
• свой дым — главное слово — дым
• жемчужный дым — главное слово — дым
• сгущало дым