ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— главное слово — сгущало
— На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? (Именные, глагольные, наречные.)
— Словосочетания какого вида вы писали? (Именные, глагольные.)
• Именные: волны шитые, шелками лиловым, шелками красным, шелками жёлтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым.
• Глагольные: шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, сгущало дым.
— Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями относятся к глагольным словосочетаниям? (Шитые — причастие, особая форма глагола; проблистав — деепричастие, неизменяемая форма глагола.)
— Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.
• Управление (шитые шелками, сгущало дым, проблистав‚ над синью, проблистав янтарями).
• Согласование (шелками лиловым, шелками красным, шелками жёлтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым).
3. Выборочно-распределительный диктант.
(Под диктовку учителя учащиеся записывают словосочетания, распределяя их в три колонки.)
Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, отвлечённый взгляд, говоришь шёпотом, раскорчёванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.
Ответ:
— Объясните правописание гласных после шипящих.
4. Самостоятельная работа по упр. 209, 210, 211 с последующей взаимопроверкой под руководством учителя.
III. Итоги урока
— Дайте определение словосочетания.
— Назовите виды словосочетаний.
— По какому принципу они подразделяются?
— Назовите словосочетания в зависимости от вида связи.
Домашнее задание
1. Подготовить связный ответ о словосочетаниях.
2. Выполнить упр. 212, 213, 215, 216.
3. Повторить правописание гласных после шипящих.
Ответы к упражнению 212:
Проявить интерес к проблемам учащихся, вызывать интерес у читателей; защищать интересы учащегося на совете старшеклассников, учитывать интересы учащихся в проведении праздничного огонька; скрывать своё мнение о руководителе группы, высказывать мнение по поводу дня самоуправления, игнорировать мнение друзей о книге; давать надежду оступившемуся, утратить надежду на исправление, оправдать надежды товарищей на победу.
Урок 41
Простое предложение
Цели урока:
Обобщение знаний по темам «Члены предложения», «Простое предложение»; закрепление навыков постановки знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым).
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
1. Проверка домашних упр. 212, 213, 215, 216.
2. Связный ответ по теме «Словосочетание».
3. Словарный диктант «Гласные после шипящих и ц»:
Ажурный, жёлудь, жюри, ожёг руку, печёнка, пощечина мажорный, марципан, на цыпочках, никчёмный, решетчатый трущоба, цикорий, чёботы, шёлковый, шоколад, чёт — нечёт, шомпол, прожорливый, циферблат, чащоба, чопорный, шоу, чечётка, девчонка, кумачовый, медвежонок, плащом, тучей.
II. Работа по теме урока
1. Анализ текста.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
(С. Есенин)
— Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.
— Определите тип и стиль речи. (Описание поздней осени, художественный.)
— Какие предложения по наличию грамматических основ встречаются в этом отрывке? (Первое предложение сложное, с бессоюзной связью, состоит из трех простых предложений. Второе предложение простое.)
— К какому виду относятся данные предложения по наличию второстепенных членов предложения? (В первом предложении: первые два — нераспространённые третье — распространенное так как есть второстепенный член предложения. Второе предложение распространенное.)
— Подчеркните все члены предложения, назовите вид сказуемых. (В первом предложении все сказуемые составные именные, во втором — простое глагольное сказуемое.)
2. Обобщение по теме «Тире в простом предложении».
Синтаксический разбор предложения.
Искусство — это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падения духа, самоотверженности и мужества, поражений и побед. (Ю. Бондарев.)
— Выполните синтаксический разбор предложения, укажите части речи.
— Вспомните, какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вы знаете.
Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если:
• Подлежащее и сказуемое выражены существительными или числительным в именительном падеже. (Высота западной вершины Эльбруса — пять тысяч шестьсот сорок два метра. Семью семь — сорок девять.)
• Оба главных члена выражены неопределённой формой глагола. (Жизнь прожить — не поле перейти.)
• Один главный член выражен инфинитивом, а другой — существительным. (Наша задача — помочь нуждающимся.)
• Перед сказуемым стоит указательная частица это или вот, тире ставится перед этой частицей. (Хорошо учиться вот ваша задача.)
— А какие исключения из правил постановки т между подлежащим и сказуемым вы знаете?
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:
• Сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами. (Школьный двор как цветущий сад.)
• Подлежащее выражено личным местоимением. (Он порча, он чума, он язва здешних мест.)
• При сказуемом есть отрицательная частица не. (Бедность не порок.)
Но если логическое ударение падает на подлежащее, то тире может ставиться и в этих случаях.
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
— Запишите и обоснуйте постановку знаков препинания в данных предложениях (первые 4 предложения можно прокомментировать вслух «по цепочке», остальные — самостоятельно).
1) Дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды. (В. Распутин.) 2) Любовь не вздохи на скамейке и не гулянья при луне. (С. Щип.) 3) В этом городе знать три языка — ненужная роскошь. (Чехов.) 4) Тут главное — не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. (Шолохов.) 5) Пушкиногорье — это не только памятник историко-литературный, это и своеобразный ботанический и зоологический сад, замечательный памятник природы. (
Гейченко.) 6) Уметь читать — это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. (В. Сухомлинский.) 7) Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. (К. Паустовский.) 8) Одно дело — говорить много, другое — говорить дело. (Софокл.) 9) Каллиграфия и живопись — изысканные занятия, но стоит заразиться алчностью, и они уподобятся рыночному торгу. (Ху Цзынчэн.) 10) Брак словно танго: для него нужны двое, и иногда приходится отступать, чтобы продолжить танец. (Маргарита Уайт.) 11) Лучший способ защититься — не уподобляться (Марк Аврелий.)
Домашнее задание
1. Подготовить ответ на вопросы 3—9 на стр. 102.
2. Упр. 208.
3. По данному началу создайте свой текст (сочинение-миниатюру). Озаглавьте сочинение.
Пример:
Весёлый денёк
Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки...
И вдруг улыбнулась погодка...
(Продолжите описание зимнего дня в лесу (в парке) в ясную солнечную погоду.)
Небо сегодня чистое, ясное. Солнышко светит ярко, и снег в его лучах переливается, играет драгоценными камушками. Как изменилась природа! Едешь по лесу. Тихо. Ветер совсем не дует. Деревья все в снегу стоят белые-белые, и ярко выделяются на них удивительные зимние птички — снегири. Небо голубое, ясное, как летом. Снегири довольные, греются на солнышке и радостно клюют рябину.
Хорошо кругом! Приятно наблюдать за этим «обыкновенным чудом» природы!
(Второе или третье задание учащиеся выполняют по выбору.)
4. Повторите правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Урок 42
Простое предложение
Цели урока:
Систематизация знаний учащихся по теме «Простое предложение»; закрепление навыков правописания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Взаимопроверка упр. 208 (задания 1, 2 заранее записаны на дос ке).
2. Учащиеся задают друг другу вопросы 3—9 на стр. 102.
3. Прослушать 2—3 сочинения, отметить достоинства, недостатки.
4. Словарный диктант на тему «-н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных»:
Жжёный, пуганый, некипячёный, стираный-перестиранный, организованный, купленный, брошенный пленённый, раненый, нежданный, священный, бешеный, названый, посажёный, некрашеный, хорошо организованный, спортсмены организованны и дисциплинированны, обстрелянный пристрелянная цель, юноша взволнован, поле засеяно, глаженый, кошеный, исписанный, плавленый нерешённый, асфальтированный, рассеянный, сеяный, негашеный, мороженый, взволновано ветром, выкачанный газ.
II. Работа по теме урока
— Дайте определение предложения
Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них.
— На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? (Именные, глагольные, наречные.)
— Словосочетания какого вида вы писали? (Именные, глагольные.)
• Именные: волны шитые, шелками лиловым, шелками красным, шелками жёлтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым.
• Глагольные: шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, сгущало дым.
— Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями относятся к глагольным словосочетаниям? (Шитые — причастие, особая форма глагола; проблистав — деепричастие, неизменяемая форма глагола.)
— Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.
• Управление (шитые шелками, сгущало дым, проблистав‚ над синью, проблистав янтарями).
• Согласование (шелками лиловым, шелками красным, шелками жёлтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым).
3. Выборочно-распределительный диктант.
(Под диктовку учителя учащиеся записывают словосочетания, распределяя их в три колонки.)
Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, отвлечённый взгляд, говоришь шёпотом, раскорчёванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.
Ответ:
-
Согласование
Управление
Примыкание
Громкий шорох, холщовый мешок, золочёное кольцо, новое шоссе, вскипячённое молоко, отвлечённый взгляд, раскорчёванные пни, серый пиджачок.
Сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, ночёвка в лесу, три шофёра, ягоды крыжовника, совершить прыжок, рисовать карандашом.
Горячо спорить, говоришь шёпотом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.
— Объясните правописание гласных после шипящих.
4. Самостоятельная работа по упр. 209, 210, 211 с последующей взаимопроверкой под руководством учителя.
III. Итоги урока
— Дайте определение словосочетания.
— Назовите виды словосочетаний.
— По какому принципу они подразделяются?
— Назовите словосочетания в зависимости от вида связи.
Домашнее задание
1. Подготовить связный ответ о словосочетаниях.
2. Выполнить упр. 212, 213, 215, 216.
3. Повторить правописание гласных после шипящих.
Ответы к упражнению 212:
Проявить интерес к проблемам учащихся, вызывать интерес у читателей; защищать интересы учащегося на совете старшеклассников, учитывать интересы учащихся в проведении праздничного огонька; скрывать своё мнение о руководителе группы, высказывать мнение по поводу дня самоуправления, игнорировать мнение друзей о книге; давать надежду оступившемуся, утратить надежду на исправление, оправдать надежды товарищей на победу.
Урок 41
Простое предложение
Цели урока:
Обобщение знаний по темам «Члены предложения», «Простое предложение»; закрепление навыков постановки знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым).
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
1. Проверка домашних упр. 212, 213, 215, 216.
2. Связный ответ по теме «Словосочетание».
3. Словарный диктант «Гласные после шипящих и ц»:
Ажурный, жёлудь, жюри, ожёг руку, печёнка, пощечина мажорный, марципан, на цыпочках, никчёмный, решетчатый трущоба, цикорий, чёботы, шёлковый, шоколад, чёт — нечёт, шомпол, прожорливый, циферблат, чащоба, чопорный, шоу, чечётка, девчонка, кумачовый, медвежонок, плащом, тучей.
II. Работа по теме урока
1. Анализ текста.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
(С. Есенин)
— Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.
— Определите тип и стиль речи. (Описание поздней осени, художественный.)
— Какие предложения по наличию грамматических основ встречаются в этом отрывке? (Первое предложение сложное, с бессоюзной связью, состоит из трех простых предложений. Второе предложение простое.)
— К какому виду относятся данные предложения по наличию второстепенных членов предложения? (В первом предложении: первые два — нераспространённые третье — распространенное так как есть второстепенный член предложения. Второе предложение распространенное.)
— Подчеркните все члены предложения, назовите вид сказуемых. (В первом предложении все сказуемые составные именные, во втором — простое глагольное сказуемое.)
2. Обобщение по теме «Тире в простом предложении».
Синтаксический разбор предложения.
Искусство — это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падения духа, самоотверженности и мужества, поражений и побед. (Ю. Бондарев.)
— Выполните синтаксический разбор предложения, укажите части речи.
— Вспомните, какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вы знаете.
Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если:
• Подлежащее и сказуемое выражены существительными или числительным в именительном падеже. (Высота западной вершины Эльбруса — пять тысяч шестьсот сорок два метра. Семью семь — сорок девять.)
• Оба главных члена выражены неопределённой формой глагола. (Жизнь прожить — не поле перейти.)
• Один главный член выражен инфинитивом, а другой — существительным. (Наша задача — помочь нуждающимся.)
• Перед сказуемым стоит указательная частица это или вот, тире ставится перед этой частицей. (Хорошо учиться вот ваша задача.)
— А какие исключения из правил постановки т между подлежащим и сказуемым вы знаете?
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:
• Сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами. (Школьный двор как цветущий сад.)
• Подлежащее выражено личным местоимением. (Он порча, он чума, он язва здешних мест.)
• При сказуемом есть отрицательная частица не. (Бедность не порок.)
Но если логическое ударение падает на подлежащее, то тире может ставиться и в этих случаях.
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
— Запишите и обоснуйте постановку знаков препинания в данных предложениях (первые 4 предложения можно прокомментировать вслух «по цепочке», остальные — самостоятельно).
1) Дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды. (В. Распутин.) 2) Любовь не вздохи на скамейке и не гулянья при луне. (С. Щип.) 3) В этом городе знать три языка — ненужная роскошь. (Чехов.) 4) Тут главное — не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. (Шолохов.) 5) Пушкиногорье — это не только памятник историко-литературный, это и своеобразный ботанический и зоологический сад, замечательный памятник природы. (
Гейченко.) 6) Уметь читать — это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. (В. Сухомлинский.) 7) Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. (К. Паустовский.) 8) Одно дело — говорить много, другое — говорить дело. (Софокл.) 9) Каллиграфия и живопись — изысканные занятия, но стоит заразиться алчностью, и они уподобятся рыночному торгу. (Ху Цзынчэн.) 10) Брак словно танго: для него нужны двое, и иногда приходится отступать, чтобы продолжить танец. (Маргарита Уайт.) 11) Лучший способ защититься — не уподобляться (Марк Аврелий.)
Домашнее задание
1. Подготовить ответ на вопросы 3—9 на стр. 102.
2. Упр. 208.
3. По данному началу создайте свой текст (сочинение-миниатюру). Озаглавьте сочинение.
Пример:
Весёлый денёк
Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки...
И вдруг улыбнулась погодка...
(Продолжите описание зимнего дня в лесу (в парке) в ясную солнечную погоду.)
Небо сегодня чистое, ясное. Солнышко светит ярко, и снег в его лучах переливается, играет драгоценными камушками. Как изменилась природа! Едешь по лесу. Тихо. Ветер совсем не дует. Деревья все в снегу стоят белые-белые, и ярко выделяются на них удивительные зимние птички — снегири. Небо голубое, ясное, как летом. Снегири довольные, греются на солнышке и радостно клюют рябину.
Хорошо кругом! Приятно наблюдать за этим «обыкновенным чудом» природы!
(Второе или третье задание учащиеся выполняют по выбору.)
4. Повторите правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Урок 42
Простое предложение
Цели урока:
Систематизация знаний учащихся по теме «Простое предложение»; закрепление навыков правописания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Взаимопроверка упр. 208 (задания 1, 2 заранее записаны на дос ке).
2. Учащиеся задают друг другу вопросы 3—9 на стр. 102.
3. Прослушать 2—3 сочинения, отметить достоинства, недостатки.
4. Словарный диктант на тему «-н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных»:
Жжёный, пуганый, некипячёный, стираный-перестиранный, организованный, купленный, брошенный пленённый, раненый, нежданный, священный, бешеный, названый, посажёный, некрашеный, хорошо организованный, спортсмены организованны и дисциплинированны, обстрелянный пристрелянная цель, юноша взволнован, поле засеяно, глаженый, кошеный, исписанный, плавленый нерешённый, асфальтированный, рассеянный, сеяный, негашеный, мороженый, взволновано ветром, выкачанный газ.
II. Работа по теме урока
— Дайте определение предложения
Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них.