Файл: Тема физическая культура и спорт в древнем мире введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Введение


  1. Возникновение физической культуры. ФК и ФВ в первобытном обществе.

  2. Особенности физической культуры в странах Древнего Востока.

  3. Физическая культура и физическое воспитание в античном мире.

  1. Древняя Греция;

  2. Древний Рим.



Вопрос 1. Возникновение физической культуры и физического воспитания
Возникновение ФК и ФВ относят к первобытному обществу на стадии позднего палеолита как составную часть антропосоциогенеза.

Верхний (поздний) палеолит (40-12 тыс. лет назад) - наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения (последняя из ледниковых эпох в рамках плейстоценового или четвертичного цикла ледниковых периодов), когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошёл относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: шательперонская, ориньякская, солютрейская, граветтская и мадленская археологические культуры.

Северная и Южная Америка были колонизированы людьми 16-15 тыс. лет назад, через существовавший в древности Берингов перешеек (Берингия - биогеографическая область и палеогеографическая страна, связывавшая северо-восточную Азию и северо-западную Северную Америку - Берингийский сектор Голарктики), который был позже затоплен повышением уровня мирового океана и превратился в Берингов пролив. Древние люди Америки, палеоиндейцы скорее всего сформировались в самостоятельную культуру около 13,5 тыс. лет назад. В целом, на планете стали преобладать сообщества охотников-собирателей, которые использовали различные типы каменных инструментов в зависимости от региона.

ФК как составная часть общей культуры возникла в условиях первобытного общества. Объективные предпосылки - трудовая деятельность первобытного человека, потребности общества, и условия существования. Субъективные предпосылки - развитие мышления человека, формирование системы символов и знаков.

Биологическая основа - часть какого-либо предмета, на которой укрепляются остальные его части; каркас, остов. Но в данном случае - это потребность человека в двигательной деятельности.
Физическая или двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве.

ФК и ФВ в первобытном обществе - первобытное общество 2.000.000 лет до н.э. - 5.000 лет до н.э. Характерные особенности первобытного общества определяют и особенности физкультуры и физвоспитания в это время:

    1. Отсутствие врожденных программ поведения, необходимость соперничать с природой → основные требования к человеку: выносливость, физическая сила, навыки добывания пищи → необходимость обучения, ФВ и закалки → их обязательность для всех членов сообщества.

    2. Синкретичность (сочетание разнородных философских начал в одну систему, без их объединения), неразделенность сфер деятельности, мифологичность сознаниятесная связь ФВ с обрядами и прежде всего инициаций - обрядов посвящения, при переходе из одной возрастной группы в другую, где демонстрировалось и доказывалось владение ЗУНами и выносливость.

Мифологическое сознание (термин был введён русским философом, писателем и видным деятелем советской культуры Алексе́ем Фёдоровичем Ло́севым) - особая форма человеческого сознания, для которой миф не фикция, а подлинная необходимость. Для такого сознания миф не вымысел, а инструмент, который содержит в себе определённую структуру, характеризующую диалектически необходимую категорию бытия.

Мифологическое сознание появилось как необходимость объяснить особенности понимания бытовых вещей и явлений. Ведь человек зачастую даже не замечает, как наделяет предметы личным, эмоциональным определением, отрешаясь от бытового восприятия.

Для определения философской системы мифа А. Ф. Лосев основывался на неоплатонической диалектике, используя в качестве основного инструмента феноменологию мифологического смысла. Суть подхода - он позволяет рассматривать концепцию мифологического сознания без формирования более широкой теоретической модели. По мнению Алексея Лосева, миф не нуждается в усложнении, т. к. он представляет собой самое настоящее и реальное - нашу жизнь.

Инициация (лат. initiatio «посвящение; совершение таинства») или посвящение - обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо общественной группы или мистического общества. Среди обрядов перехода особое место занимают обряды инициации, или посвящения. История религии различает 3 категории посвящения - 3 перехода.



Первая - коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту (совершаются в возрасте 6и или 12и лет), а также ритуалы, проходящие индивидуально или в узких группах. Вторая - все виды обрядов вступления в тайное общество или братство. Третья - мистическое призвание, которое на уровне первобытных религий представляет призвание шамана или вождя. Отличительная особенность третьей категории посвящения - более сильное религиозное переживание, по сравнению с тем, которое выпадает на долю других членов сообщества.

ЗУНы - это Знания, Умения и Навыки. Знание в педагогике - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.). Умение - владение способами (приемами, действиями) применения на практике усваиваемых знаний. Навык - автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства (составной элемент умения).

    1. Жёсткая поло-возрастная иерархия общества → раздельное физическое воспитание мальчиков и девочек. Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка (не являются обязательными, я считаю).

Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики.

    1. ФВ возникает и развивается как обучение навыкам охоты, собирательства, рыболовства, позднее земледелия и скотоводства → прикладной характер ФК и ФВ.

Древнейшей формой организации ФВ были игры - классификации игр (иди в данном случае - инстинктивный способ получения и развития навыков людьми и животными в момент отсутствия непосредственной угрозы для жизни, характеризуется тенденцией к повторению и отсутствием цели как мотива к удовлетворению физиологических потребностей):

  1. По социальным функциям:

  1. Воспроизводство трудового процесса - это процесс постоянного и беспрерывного возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения. Эффективное регулирование процессов воспроизводства трудовых ресурсов обеспечит достижение стабильного экономического роста.

  2. Обучение навыкам - процесс целенаправленного усвоения теоретических и практических навыков, основанный на длительном чтении, прослушивании информации и проигрывании типичных ситуаций, характерных для определенного навыка. Учебные действия приобретают в результате многократного повторения автоматизированный характер.

  3. Магический обряд - действие с использованием ритуальных предметов (свечей, икон, лаврового листа, сковороды, веника), когда сам ритуал - набор практик, освященных традициями, обычаями или нормами. Магия - действия, связанные с верой в способность человека влиять на силы природы, предметы, животных, судьбу людей, подчиняя себе сверхъестественные силы или манипулируя ими с помощью заклинаний, амулетов и определённых обрядов.


  1. По двигательным навыкам:

  1. Манипуляционные - владение, манипулирование предметом, активное обращение с различными предметами при преимущественном участии передних, реже - задних конечностей, а также других эффекторов (малых небелковых молекул): челюстного аппарата, хобота (у слона), хватательного хвоста (у широконосых обезьян), щупалец (у головоногих моллюсков), клешней (у раков).

  2. Локомоционные- владение собственным телом, характеризуют особенности передвижения человека, его ходьбу, бег (локомоция: от лат. locus - место и motio - движение). Иногда в локомоционных движениях отображаются признаки внешности и физического состояния человека.

Локомоторные навыки - это те, в которых тело движется в пространстве, не локомоторные навыки - это те позы, которые тело принимает без перемещения основания опоры. Основные двигательные навыки должны быть комбинированными с манипулятивными навыками, создавая специальные движения, необходимые во многих действиях.

  1. Трофейные (захваченные у соперника) - владение навыками захвата и удержания предмета. Захват - это операция (или устойчивая совокупность операций), позволяющая осуществить удержание какой-либо части тела соперника с целью дезорганизации его активности и проведения того или иного действий. Захват предмета - способ, которым можно манипулировать предметом вручную (удерживать и/или перемещать). Способ захвата, например, пальцами, кистями рук, обхват (силовой захват), вид захвата и точка захвата, определяют в зависимости от характера рабочего задания и степени трудности манипулирования удерживаемым предметом.

  2. Социальные (прежде всего - иерархические) - владение навыками совместной деятельности, доминирования и подчинения. То есть любая компетенция, способствующая взаимодействию и общению с другими, где социальные правила и отношения создаются, передаются и изменяются вербальным и невербальным способами. Процесс обучения этим навыкам - социализация. Отсутствие таких навыков может вызвать социальную неловкость. Они позволяют грамотно вести диалог, повышать качество коммуникации, а также держать под контролем свои эмоции.

3. По характеру (особенно наглядно изменение характера в единоборствах, например, в фехтовании):

  1. Натуралистический - натуралистический интеллект связывают с умением общаться с природой, со способностью ее «читать» и понимать. Это способность к пониманию флоры и фауны. Такая способность основывается на понимании взаимодействия природы с цивилизацией, симбиотических взаимоотношений, жизненных циклов природы.

  2. Символический - возможность определить символическое мышление как способность думать о текущей ситуации у нас имеется. Такой тип мышления позволяет представить реальность окружающей среды в уме в соответствии с жизненным опытом. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) подробно рассказал о символическом мышлении, когда приступил к определению и объяснению различных стадий когнитивного развития людей с раннего возраста.

  3. Состязательный - в состязательных играх главное хорошая и честная командная работа. На соревнованиях важно понимать близких по команде, знать, что они чувствуют, и играть вместе ради победы.


Спортивные игры (вобрали признаки и элементы всех видов игр) - уже в родовом обществе игры и физические упражнения выделяются в самостоятельные виды деятельности, превращаясь в средство воспитания подрастающего поколения и развлечения взрослых (тренировка и самоутверждение).

Для ФК первобытного общества характерны: тесная и непосредственная связь с трудом, бытом и магией, бесклассовый характер (общество без определенных социально-экономических классов, одна из целей коммунизма, термин может применяться в отношении обществ первобытно-общинного строя), доступность и обязательность для всех членов рода или племени. Спорт как самостоятельная сфера деятельности отсутствует.

Вопрос 2. Особенности ФК в странах Древнего Востока
В IV - III тысячелетии до н.э. складываются древнейшие цивилизации (некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, дописьменному состоянию общества и культуры). Рабовладельческие общества (рабовладельческий строй - первая в истории человеческого общества общественно-экономическая формация, основанная на эксплуатации людей людь) в отличие от первобытного не едины, раскалываются и сферы деятельности человека.

Меняются социальные роли человека, меняются и требования к нему → ФК и ФВ, сохраняя прикладной характер - обучения, формирования навыков и закалки,- дифференцируются (разделяться, расчленяются) уже по социальному признаку (фактор социальной активности, функционирующий исключительно в процессе социального взаимодействия людей и способный формировать иерархию социальных групп). Особенности:

  1. Разделение ФВ:

  1. Военная подготовка: стрельба из лука, верховая езда, фехтование на мечах и т.п., сосредоточена в правящем / военном сословии, целенаправленна и относительно систематизирована;

  2. Трудовая подготовка: формирование трудовых навыков, сосредоточена в общинах и сохраняет традиционное содержание и методику.

При этом культивируются именно военные упражнения, как наиболее престижные. Это различного рода упражнения в оружии и в маршировке. В древние строгие времена у римлян гимнастические упражнения мальчиков и юношей служили приготовлением к предстоящей ими военной службе, но они имели значение лишь общей подготовки и приучения к выносливости.