Файл: Тема физическая культура и спорт в древнем мире введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Спартанская система воспитания представляет собой (наряду с афинской) одну из двух основных педагогических систем, сформировавшихся в эпоху классической Греции, и оказавших влияние на становление и развитие всей древнегреческой педагогики. И пусть Древняя Спарта не дала Греции ни одного философа, ни один историк не может упрекнуть родину знаменитого спартанского законодателя Ликурга в том, что ее воины хоть раз показали тыл своему врагу.

Воспитатели-педономы (греч. paidonómos, от páis - дитя и némo – управляю, т. е. должностное лицо в Спарте (Древняя Греция), назначавшееся советом старейшин (Герусия) для наблюдения за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями детей и подростков) назначаются и контролируются государством. Главная цель - не допускать слабости и изнеженности. → Суровые условия жизни, приучение к голоду, холоду, большим физическим нагрузкам.

Основные виды: метания копья и диска, борьба и кулачный бой, бег и прыжки, военные игры, пляски и хоровое пение, необходимые для совершения обрядов и подбадривания в бою, охота на диких зверей, для всех возрастов + криптии (истребление рабов-илотов, а именно земледельцев, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами, которых делали козлами отпущения в обществе, причем специально, эти истребительные операции были военные, а по сути карательные) для эфебов. Система распространяется и на девочек.

  1. Афинская система - ФВ как основа и часть гармонического воспитания гражданина. До 7 лет ребенок в семье. С 7 до 16 лет посещение мусической школы - обучение чтению, письму, счёту, музыке и пению (умственное воспитание). С 13 до 16 лет гимнастическая школа (физическое воспитание).

Афинская система воспитания является одной из наиболее известных и общепризнанных систем воспитания и обучения. Элементы афинской системы используются в ряде современных образовательных систем и технологий. Несмотря на то, что Афины являлись демократическим государством, получить образование там могли только дети обеспеченных родителей, т. к. афинские школы были платными. Дети из малообеспеченных семей получали образование от своих родителей (элементарная грамота, ремесленные навыки и т.д.). Дети рабов и вовсе не имели права на образование.

Мусическая школа - это частное платное образовательно-воспитательное учреждение в Афинах. Мусическое воспитание
(от греч. musike - общее образование - духовная культура, букв. - искусство муз), система умственного, эстетического, нравственного воспитания в Др. Греции, включавшая литературное и музыкальное образование, знакомство с основами наук, изучение ораторского искусства, политики, этики, философии.

Палестра (греч. Παλαίστρα) - частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет (на острове Самос была палестра для взрослых мужчин). В общем смысле слово палестра может употребляться как обозначение площадки для упражнений в гимнасии или как синоним учреждения, в котором молодые люди обучаются различным видам спорта.

Гимнасий (др.-греч. γυμνάσιον, от др.-греч. γυμνάς - «обнажённый», др.-греч. γυμνασία - «упражнение, практическое учение, практика») - воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки.

Первоначально гимнасий представлял собой простую квадратную площадку для физических упражнений, обсаженную двумя рядами тополей (сообщение Павсания). Передняя часть более позднего гимнасия как раз и есть палестра.

С 16 до 18 занятия в гимнасии: физические упражнения + занятия философией, политикой, литературой; регулярное посещение гимнасия и постоянные физические упражнения и тренировки обязательны для всех граждан.

С 18 до 20 лет занятия в отрядах эфебов - изучение военного дела, физическая подготовка, охрана границ. Виды – как в Спарте, но без криптий. На девочек система не распространяется.

Соревнования Древней Греции - в каждом полисе ежегодные игры в честь богов-покровителей. Всеэллинские, Общеэлинские, панэллинские игры - общенациональные празднества (греч. πανήγυριν, ср. панегирик) в Древней Греции, устраивавшиеся в честь богов, они возникли как спортивные состязания, к которым впоследствии добавились и другие дисциплины. Первоначально панэллинские игры состояли из следующих этапов, так называемых «периодов»:

  • в Олимпии - олимпийские игры;

  • в Дельфах - пифийские;

  • в Немее и около Коринфа - истмийские).

Пифийские игры

(Πύθια) - проводились один раз в четыре года в Дельфах в честь бога Аполлона. Победители награждались лавровыми венками, так как лавр считался священным деревом Аполлона.

Истмийские игры (Ίσθμια) - проводились 1 раз в 2 года вблизи Коринфа и посвящались богу Посейдону. Победителям вручали пальмовую ветвь и венок, который в древнейшее и в императорское время плелся из сосновых ветвей, а в классическую эпоху - из сельдерея.

Немейские игры (Νέμεα) - проводились один раз в два года близ Немеи в честь бога Зевса. Наградой для победителей служили венки из веток оливы или из сельдерея.

Олимпийские игры (Ὀλύμπια) - самые значимые, раз в 4 года, с обязательным перемирием (настолько регулярны, что являлись основой отсчета времени - олимпиада - 4-хлетний перерыв между играми). Победители получали вначале ценные призы, потом венки (из ветвей священного дерева Аполлона лавра, оливкового дерева, отсюда лауреат), пальмовые ветви, право на сооружение статуи, занесение имени в особые списки т.е. славу.

I олимпийские игры 776 г. до н.э. - до II века до н.э. участвуют только свободнорожденные граждане, только мужчины. Каждый участник 10 месяцев готовился дома и 1 месяц в Олимпии (под контролем судей, решающих вопрос о допуске к участию). С XXXVII Олимпиады (632 г. до н.э.) участвуют дети. В начале бег на стадию (192 м.), позднее все виды.

Бег на стадию (греч. στάδιον, лат. stadium) - бег с одного конца стадиона до другого на дистанцию в одну олимпийскую стадию. Первый и единственный вид состязаний с 1-й по 13-ю Олимпиаду (724 до н. э.). Олимпиады по традиции считались по именам победителей в этом состязании, прежде чем были пронумерованы в последовательном порядке. Запрещены в 394 г. н.э. как враждебные христианству.

Атлеты, победившие во всех четырёх панэллинских играх, получали почётный титул периодоника(греч. περιοδονίκης - победитель периода, в Древней Греции почётный титул, который получал атлет, победивший во всех панэллинских играх).

В эпоху эллинизма(период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта в 30 г. до н. э.) панэллинскими играми стали также называть состязания не общегреческого, а местного значения.

Древний Рим - римское общество начинает формироваться в VIII-VI веках до н.э. и просуществовало до IV в. н.э. Это одна из цивилизаций Древнего мира, государство Античности, получил своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков и древних греков.


Официальным языком древнеримского государства был латинский. Неофициальным гербом империи был Золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) с хризмой (монограмма Иисуса Христа - скрещённые буквы Хи и Ро).

Религия в Древнем Риме в течение большей части периода существования была политеистична (Политеизм (от греч. πολύς, «многочисленный, много», + греч. θεός, «Бог, божество», - «многобожие» - система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь). Христианство как религия зародилось на территории оккупированной Римской империей Палестины.

Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы).

Своеобразие римской цивилизации определяет и своеобразие ФК и ФВ. Иные по сравнению с Древней Грецией ценности: патриотизм как подчинение личности интересам государства, мужество как дисциплинированность, обесцененность труда. Общество военизировано и специализированно, прагматично. ФВ проводится в школах, но более специализированно и не имеет такого формирующего личность значения.

Основное внимание уделяется ФВ воинов: бег, прыжки, скачки, лазанье, борьба, плавание - без одежды и в полном вооружении, пешие марши с грузом (40-60 фунтов) со скоростью 4 мили в час в течение светового дня, обращение с инструментом (топор, лопата и т.д.), тренировки постоянны и обязательны для всех, включая ветеранов. И параллельно с этим формируется система состязаний как зрелищ.

Пешие марши с грузом (40-60 фунтов) - это относительно быстрый марш с грузом на расстояние. Это и обычные военные учения, и гражданское мероприятие. Груженый марш известен как форсированный пеший марш в армии США. Согласно Вегетиусу (писатель Поздней Римской империи, конец 4 века), во время 4х-месячной начальной подготовки римского легионера (воин), заряженные марши преподавались до того, как новобранцы когда-либо брали в руки оружие. Поскольку любой строй будет разделен отставшими сзади или солдатами, движущимися с разной скоростью.


Стандарты менялись со временем, но обычно новобранцы сначала должны были пройти 20 римских миль (29,62 км или 18,405 современных миль) с весом 20,5 кг за 5 летних часов, что было известно, как «обычный шаг» или «военный темп». (Римляне разделили дневное время на 12 равных часов. В зависимости от точного дня года и широты продолжительность «летнего часа» могла быть разной.

5 летних часов не являются точными, но могут указывать время примерно на 6 часов. Затем они переходили на «более быстрый шаг» или «полный темп», и им требовалось пройти 24 римских мили (35,544 км или 22,086 современных миль) за 5 летних часов с грузом 20,5 кг (45 фунтов). Тренировки также включали несколько форсированных маршей на 20-30 миль, за которыми часто следовало строительство основных оборонительных сооружений для ночной позиции. В некоторых случаях каждый член римского отряда шел с суди, чтобы помочь в строительстве обороны.

Соревнования по фехтованию, кулачному бою, борьбе, езде на колесницах (азарт, пари, состязаются профессионалы, зачастую рабы). Проводятся «Императорские игры», в которых участвуют, кроме атлетов, артисты, певцы, танцоры, музыканты.

Императорские игры - общественные празднества в Древнем Риме, включавшие атлетические состязания, гонки колесниц, кулачный и звериный бои, сценическое разыгрывание сражений (в т. ч. морских), театральные постановки и конкурсы музыкантов-исполнителей.

Подобно древнегреческим агонам, игры у римлян тесно соотносились с религиозным культом; несмотря на общий упадок религиозности в эпоху расцвета римского государства, их число увеличивалось, а обстановка становилась роскошней. Гладиаторские бои подчинялись собственному календарю состязаний (munera), но включались в программу игр при императоре Калигуле.

Особенностью римской культуры являются гладиаторские бои - поединки натуралистического характера с настоящим оружием, до смерти противника.

Гладиаторские бои - гладиатор (лат. gladiator - «мечник», от gladius - «меч», «гладиус») является бойцом из Древнего Рима, сражавшегося с подобными себе на забаву публике на специальных аренах за право быть освобожденным от рабства. Такие бой как раз и отличались зрелищностью, разнообразностью по классам и жестокостью. Победитель всегда здесь только один.

Возникают как магические обряды жертвоприношения при погребениях и со временем развиваются в зрелище, сохраняя и даже усиливая кровавый характер. Известны с 264 г. до н.э., запрещены в 404 г.н.э.