Файл: Тема физическая культура и спорт в древнем мире введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФВ в российских школах - осуществление школьной реформы привело к пересмотру и системы ФВ. Гимнастика и игры в гражданских учебных заведениях либо не предусматривались, либо считались необязательными. В российской школе физическое воспитание - обязательная часть учебной программы. Систему школьного физического воспитания составляют прежде всего физические упражнения. Основные средства такого воспитания - гимнастика, игры, туризм, спорт. Занятия физкультурой носят более спортивный характер, чем в западных, особенно американских, учебных заведениях.
Это ведет к тому, что многие дети «выпадают» из занятий, так как не в состоянии выполнить пресловутые обязательные нормативы в беге, прыжках, на спортивных снарядах и т.д.
Школьная реформа - контрреформа первой половины 70-х гг. XIX вв. была направлена на фактическое восстановление сословного характера школы, укрепление командно-административных структур управления, усиление контроля за педагогами и учащимися, придания содержанию образования однозначно классицистского характера.
1889 г. - «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях», определялись задачи ФВ, методика обучения, давался перечень физических упражнений. Гимнастику дополняли подвижные игры. К преподаванию привлекались офицеры (особая категория должностных лиц в иерархии армейской и флотской службы, имеющих профессиональную военно-специальную подготовку и персонально присвоенное воинское звание) и унтер-офицеры (военнослужащий младшего командного (начальствующего) состава в российских и многих иностранных вооруженных силах), т.к. физическая подготовка в армии имела большие традиции и была лучше развита.
Раздельное обучение - практика обучения, в которой учащиеся мужского и женского пола обучаются не в смешанных, а в раздельных учебных подразделениях, или даже в разных учебных заведениях или учебно-воспитательных учреждениях.
В женских учебных заведениях - танцы это обязательный предмет. На уроке танца в детской школе искусств учащиеся знакомятся с простейшими танцевальными шагами, рисунками танца (расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке в определенной последовательности, рисунок организует движения исполнителей, оказывает на зрителя определенное психическое воздействие), упражнениями на
ориентировку в пространстве (оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека, дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственных представлений), элементами классического и народного танцев, исполняют хореографические этюды (маленькое законченное произведение, которое по своему содержанию и по качеству приближается к самостоятельному сценическому номеру) и передают в движении образное содержание музыки.
Высшие женские курсы - учебные заведения системы высшего образования для женщин в Российской империи. Первые высшие женские курсы - Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве - появились в 1869 году. Женские курсы, особенно курсы Герье и Бестужевские, сыграли важную роль в развитии женского образования в России.
Средние учебные заведения на 1913 г. были представлены мужскими и женскими учебными заведениями. Мужские: гимназий - 441, прогимназий - 29, реальных училищ - 284, 32 и 27 технических училищ. Женские: гимназии 873, прогимназии 92.
Система военно-физической подготовки - поражение в Крымской войне (1853-1856) и военные реформы 1860-70-х гг. (про гимнастику было выше, но конкретнее, Военная реформа Александра II) имели большое и в целом прогрессивное значение для постановки боевой и физической подготовки войск.
Военная реформа Александра II - одна из «великих реформ», проведённых в период царствования Александра II. Предусматривала переход от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным. Их можно условно разделить на две части: организационные и технологические. По мнению некоторых историков, в частности А. Г. Агеева, военная реформа Александра ІІ была одной из наиболее успешных из «Великих реформ».
Поражение России в Крымской войне наглядно продемонстрировало ветхость её военной машины и необходимость всеобъемлющего реформирования. Доклад Военного министерства от 15 января 1862 года ставил следующие задачи:
-
Превратить резервные войска в боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободить их от обязанности обучать в военное время рекрутов. -
Подготовку рекрутов возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами. -
Всех заштатных «нижних чинов» резервных и запасных войск в мирное время считать в отпуску и призывать только в военное время. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новые части. -
Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировать батальоны внутренней службы.
Быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 года была начата планомерная реорганизация армии и флота и сокращение численного состава войск и сил.
1859г - «Правила для обучения гимнастике в войсках», определена цель гимнастики: развитие у солдат физических (быстрота, выносливость, сила, ловкость, гибкость) и волевых качеств (ложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути), приобретение навыков.
Включают: бег, прыжки в высоту (дисциплина лёгкой атлетики, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов, составляющие прыжка - разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление) и в длину (у мужчин атлетов мирового класса, начальная скорость при отталкивании от доски достигает 9,4-9,8 м/c.), с шестом (дисциплина, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы, здесь спортсмену нужно пройти над планкой (не опрокинув её), используя легкоатлетический шест), упражнения в равновесии на бревне (вид гимнастического многоборья, где ведущую роль играет умение сохранять устойчивость тела с помощью точности движений и тонкости чувства равновесия), лазание по лестнице (передвижение по специальным гимнастическим снарядам с помощью рук или рук и ног, шведская стенка - это гимнастический снаряд, вертикально стоящая широкая лестница с перекладинами), шесту (для развития пластики, улучшения координации и растяжки, владения собственным телом, хорошая нагрузка на мышцы), канату (одно из древнейших физических упражнений, входит во многие нормативы, укрепляет мышцы рук и сноровку), упражнения на коне (комбинации маховых движений ногами, а также кругов ноги вместе и ноги врозь, проходок по коню, соскока, конь - один из снарядов в спортивной гимнастике) и брусьях (отжимания на брусьях - упражнение для проработки трицепсов и грудных мышц, а также для укрепления плечевого пояса, брусья есть практически в каждом спортзале).
«Правила для обучения употребления в бою штыка» - гимнастика и штыковой бой стали основными дисциплинами обучения в армии.
Издательство: Военная типография, СПБ.
Год: 1861.
Русский язык: дореформенная орфография (т. е. до 1918 г.).
Оглавление - Уставная инструкция по обучению штыковому бою с иллюстрацией приёмов:
-
Исполнение команд «К бою готовсь!», «Коли!», движения, отбивы, обманы. -
Правила употребления в бою ударов в соединении с движениями, отбивами и обманами. -
Бой на штыках. -
Описание принадлежностей, для обучения употребления штыка в бою.
1879г - «Наставление для обучения войск гимнастике», оборудование гимнастических площадок и полосы препятствий, открытие учебно-гимнастических курсов для офицеров и унтер-офицеров.
Издал: Комиссионер военно-учебных заведений В. Березовский.
Типография: М. М. Стасюлевича. Санкт-Петербург 1906 год.
Русский язык: дореформенная орфография.
Оглавление:
-
«Приготовительныя упражненiя»; -
«Бегъ»; -
«Приктическiя упражненiя»; -
«Прiложения»; -
«Наставление для обученiя войскъ полевой гимнастикъ»; -
«Описанiе чертежей и устройства преградъ гимнастическаго плаца».
Ведущую роль в формировании системы сыграли:
-
П. Ф. Лесгафт (1837-1909) - разработка программы ФВ для военных гимназий (низшие учебные воспитательные заведения, возникшие в Российской империи в эпоху реформ военно-учебных заведений в 1860-х годах, ля подготовки к поступлению в юнкерские училища) и кадетских корпусов (начальные военно-учебные заведения с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере), готовивших офицерские кадры, обоснование необходимости подбора упражнений в зависимости от профессии солдат и необходимости специальной физической подготовки войск.
Он классифицировал упражнения на общие, подготовительные и специально применяемые к военным занятиям. В физическую подготовку войск включал бег, прыжки, метания, борьбу, игры, упражнения на снарядах, плавание.
-
Генерал А. Д. Бутовский (1838-1917) - разработка документов и программ по физической подготовке. Руководил курсами офицеров-воспитателей, преподавал историю, теорию и методику физических упражнений. Делил упражнения на общеразвивающие (специально разработанные движения, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе) и прикладные (упражнения, помогающие развивать и совершенствовать жизненно необходимые, естественные двигательные навыки).
Бутовским было написано более 70 работ по физическому воспитанию и его истории, в их числе: «Полевая гимнастика в государствах Западной Европы»; «Записки по истории и методике телесных упражнений»; «Проект инструкции для преподавания танцев в кадетских корпусах»; «Опыт руководства для обучения плаванию в кадетских корпусах»; «Афины весной 1896 года (О первых олимпийских играх)»; «Вопросы физического воспитания и спорта на Международном конгрессе в Брюсселе, летом 1905 г.»; «Вопросы школьной гигиены и физического воспитания на международных конгрессах в 1910 г.»; «Война и военный быт в работах Калло и его современников». Им было написано также много статей для журналов и газет.
-
Генерал М. И. Драгомиров (1830-1905) - рассматривание физической подготовки как средства воспитания у солдат необходимых физических и морально-волевых качеств, различий в физической подготовке у пехотинцев (основной род войск в сухопутных войсках, ВС государств), кавалеристов (род войск, ранее род оружия, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась лошадь) и артиллеристов (военнослужащий, организационно относящийся к артиллерии).