Файл: Тема физическая культура и спорт в древнем мире введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Когда молодые люди с наступлением 17-летнего возраста набирались в войско, их ожидал целый ряд упражнений, имевших целью приучить их к маршировке в такт в строю. Но сколь скоро они поступали в состав легиона настоящими солдатами (milites, ср. Dilectus militum - Набор войска), то начинались специальные упражнения, производившиеся в период Империи в определенные, законом установленные сроки; кроме того, полководцы, смотря по обстоятельствам и по энергии, с которою они вели свои дела, еще от себя устраивали различные упражнения.

  1. Сохраняется тесная связь с магией и обрядами, выделяются ритуальные игры (например, в Центральной Америке ритуальная игра в мяч). Мезоамериканская игра в мяч, или тлачтли (исп. juego de pelota, аст. ullamaliztli), - совмещённая с ритуалами спортивная игра, распространённая среди народов доколумбовской Мезоамерики. В разных местах в игру играли по-разному, причём американские индейцы и сейчас играют в современный вариант, который называется улама (улламалицтли от науатль ōllamaliztli: ōllamas «играть в игру с мячом» + ōllei «резина»), или пок-та-пок.

  2. Возникновение и развитие игр-развлечений - имитация трудовой деятельности, военных действий, ролевые игры. Игра возникла на ранней стадии развития человеческого общества. Множество теорий о происхождении игры сгруппированы вокруг двух основных положений. Одни утверждают извечность, неизменчивость игры и ее первичность по отношению к труду, другие, наоборот, считают, что именно труд порождает игру и определяет ее развитие. Эти две противоположные точки зрения отвечают взглядам идеалистов и материалистов.

Игра отличается от труда тем, что в процессе ее не создаются какие-нибудь ценности, но она отражает его основные признаки. В жизни человеческого общества труд гораздо старше игры, поэтому естественно-исторической основой возникновения и развития игры является труд.

В первоначальном виде игры являлись частью искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека. Игры были неразделимы с природой, пением, танцами, музыкой. Передаваясь из поколения в поколение, игры выполняли обучающую функцию.

По мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления, игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становятся богаче по своему содержанию, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия.

Выделившись в относительно самостоятельный вид деятельности, игры всегда определялись укладом жизни общества, что отражалось не только на их содержании, но и на задачах воспитания детей в соответствии с законами данного общества. С зарождения, игры являлись своеобразной школой, в которой молодые люди получали физическую и духовную закалку, познавали окружающий мир, учились трудиться, действовать в коллективе и добиваться победы. Поэтому ошибочно рассматривать подвижную игру только с точки зрения физического развития. Ее воздействие на человека значительно шире.


Вопрос 3. Физическая культура и физическое воспитание в античном мире
Древняя Греция - цивилизация Древней Греции занимает особое место в истории ФК. (ИМЦ - Институт мировых цивилизаций, негосударственная автономная некоммерческая организация высшего образования).

Древняя Греция, Эллада (др.-греч. Ἑλλάς) - общее название территорий городов-государств, которые населяли, в основном, древнегреческие племена: эолийцы, ахейцы, ионийцы и дорийцы. Этническая карта Греции оставалась однородной и практически не изменялась на протяжении всей античной эпохи.

ФК в Древней Греции начала складываться в глубокой древности. Почитание богов сопровождалось торжественными процессиями, состязаниями атлетов, а иногда и музыкантов.

Торжественная процессия (от лат. procedere - двигаться вперед) - в широком смысле всякое вообще торжественное и общественное шествие многих лиц, в частности же - торжественное шествие духовенства с различными священными предметами. Шествие - одна из форм публичных мероприятий, массовое торжественное прохождение людей в связи с каким-либо знаменательным событием или согласно обычаю, обряду, или протестное прохождение с каким-либо требованием; процессия. В немецкоязычных государствах шествие с факелами, устраиваемое в знак уважения к известному лицу - Факельцуг.

Особенно большое значение имели состязания атлетов, что связано с военным делом, т.к. войско представляло собою ополчение полноправных граждан полиса (вооружённые формирования из лиц, по каким-либо причинам не привлекаемым для службы в постоянных войсках, являющихся обладающими всеми законными правами живущими здесь людьми по именному документу) → обязательность ФК для всех мужчин полиса: гражданин = воин = атлет.

Воинские потребности определяли культивировавшиеся виды:

    1. Бег - тот же цикл движений, что и при ходьбе, те же действующие силы и функциональные группы мышц, но отличием бега от ходьбы является отсутствие при беге фазы двойной опоры («фазы полёта», в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей):

  • Простой на короткую дистанцию - спринт подразумевает преодоление отрезков до 400 метров. Среди классических олимпийских дистанций выделяют 100, 200, 400 метров в одиночных соревнованиях и 4×100, 4×400 в эстафетном беге, показывать хороший результат позволяет скоростная выносливость;

  • Долгий на длинную дистанцию - совокупность легкоатлетических беговых дисциплин на стадионе, объединяющая дистанции, к которым относят 5000 м (5 километров по шоссе), 10 000 м (10 километров на шоссе), соревнования на дистанциях свыше 10 000 метров очень редко проводятся на стадионе, а чаще на шоссе, По классификации ИААФ их относят к категории «пробегов» (шоссе);

  • Без вооружения - бег, к которому могут относиться первые два в стандартном виде, т. е. налегке, человек нагружен по минимуму, при таком беге у него ничего не должно быть при себе (сейчас - только форма и обувь для бега, если при таковом не предусматриваются дополнительные средства защиты или элементы формы);

  • В полном вооружении - бег гоплитов, «гоплитодром» (греч. ὁπλίτης, hoplitodromos), т. е. бег в шлеме, поножах и со щитом на 2 стадии, позднее из вооружения оставили только щит, добавлен в Олимпийские состязания на 65-й Олимпиаде в 520 до н. э. (атлеты соревнуются обнажёнными, как и в других Олимпийских видах, за исключением скачек), бегом гоплитов игры и завершались;


    1. Прыжки (в длину) - двигательное действие, относящееся к горизонтальным прыжкам, прыжок в длину требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств, он входил в соревновательную программу античных Олимпийских игр, является современной олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин с 1948 года;

    2. Метание - это упражнение в толкании или бросании специальных снарядов на дальность (форма, размер и вес снаряда строго регламентированы международными правилами соревнований), в зависимости от способа выполнения, легкоатлетические метания делятся на бросок из-за головы над плечом (копье, граната), бросок с поворотами (диск, молот), толчок (ядро):

  • Копья - метание специального спортивного снаряда на дальность, требует от спортсменов силы и координации движений, является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1908 года, для женщин с 1932 года;

  • Диска - метание специального спортивного снаряда на дальность, требует от спортсменов силы и координации движений, является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года, для женщин с 1928 года;

  • Дротиков (Дартс) - спортивная игра, заключающаяся в метании коротких стрелок дротиков с пёрышками в круглую мишень (возникла в Англии в 18 в.), в прошлом использовались различные виды мишеней и правил;

  • Ядра - соревнования по метанию на дальность толкающим движением руки специального спортивного снаряда, требует от спортсменов взрывной силы и координации, для мужчин дисциплина есть с 1896 года, а для женщин с 1948 года;

    1. Борьба - единоборство 2х спортсменов по определенным правилам (разным для отдельных видов), в котором соперники стремятся положить друг друга на лопатки (виды спортивной борьбы - классическая греко-римская, вольная, дзюдо, самбо);

    2. Кулачный бой (Пигмахия, от древнегреч. «pyg» и «mahi», «кулак» и «поединок») - кулачный бой был одним из основных упражнений в Олимпийских играх, был известен и среди аркадийцев, но в Спарте он не имел большой популярности, несмотря на то что спартанцы первые ввели его в разряд военных упражнений;

    3. Панкратион (др.-греч. πανκράτιον ← πᾶν- «всё» + κράτος «сила, мощь») - возрождённый древний олимпийский вид единоборств, слово происходит от названия боевого искусства, впервые включённого в соревнования античных Олимпийских игр, включился в олимпийскую программу многоборья в 648 до н.э., вероятно до этого времени неизвестный;

    4. Езда на колесницах (греч. ἁρματοδρομία harmatodromia, лат. ludi circenses) - гонки на колесницах или колесничные бега, один из популярнейших видов спорта в Древней Греции, Римской империи и Византии, гонки на колесницах представляли опасность для лошадей и колесничих, получавших во время состязания серьёзные травмы или даже погибавших;

    5. Верховая езда - искусство или практика катание на лошади, в частности, может относиться к положению всадника в седле и включает в себя способность всадника ездить правильно и с эффективными вспомогательными средствами, один из видов любительского спорта или досуга;

    6. Плавание (степень крайнего невежества, «он не умеет ни читать, ни плавать», так говорили в древней Греции о человеке, недостойном называться гражданином, об абсолютно никчемном человеке, и с тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека) - вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций;

    7. Стрельба из лука - сложносоставной греческий лук, метательное оружие древних греков. На Крите сложносоставные луки делались из пары рогов дикого козла, соединенных вставкой из мягкого дерева, и стрела, пущенная из такого лука летела с невероятной скоростью (до 149 м/с), могла насквозь пробить деревянный щит и серьезно ранить воина даже в бронзовом панцире.


Критские лучники были хорошо известным классом воинов, чьи специальные навыки широко использовались как в древних, так и в средневековых войнах. Они особенно ценились в армиях, таких как армии греческих городов-государств, Македонии и Древнего Рима, которые не могли привлекать значительное количество опытных лучников из своего местного населения.

Древнейшие описания состязаний атлетов в «Илиаде» ок.3.600 лет назад как развлечение, демонстрация наилучших качеств личности, как обрядовые действия (закреплённые в традиции символические действия, сопровождающие важные моменты жизни человека и коллектива, помимо собственно обрядовых действий, обряд могут включать также процессии, речевые, музыкальные и танцевальные формы, изготовление обрядовых предметов или изображений и т. п.) и в то же время все элементы спортивного состязания: правила, призы, конфликты и т.д.

Прикладное (военное и магическое) назначение физического воспитания и физической культуры традиционно, но в Древней Греции была особенность, выделяющая её из других древних цивилизаций. Это система ценностей, в которую входили равноправие и справедливость, доблесть (мужество в сражении и в жизни), патриотизм (слава гражданина - это слава его города), умение умерять страсти рассудком и слава - общественное признание - как важнейшая социальная ориентация, цель жизни человека. → важно не только одержать победу, но и убедить в ней свидетелей, т.е. победить прилюдно и по правилам} → появление спорта как особой сферы человеческой деятельности и создание особой сложной и многогранной системы физического воспитания и соревнований.

ФВ в Древней Греции - афинскую демократию принято считать одной из наиболее развитых форм среди античных рабовладельческих государств. Интересно, что вся государственная деятельность была направлена на гражданина, его благо. Полноправным же гражданином мог считаться человек, достигший 18ти-летнего возраста и происходящий от свободных афинских граждан. Об этом свидетельствовала запись в демах (специальные списки молодых жителей Аттики).

Особой привилегией каждого гражданина считалось его право на свободу и независимость. Носить оружие в Афинах мог только свободный человек. Подобно Спарте, в Афинах наивысшим почетом для воина считалось умереть на поле боя, защищая свою родину. Требовательная жертвенная эпоха войн и кровопролитий окрасила многие шлемы афинских воинов багряным румянцем.
В целом:

  1. Общая система ФВ называлась гимнастикой (от греч. гимнос - обнажённый, т.к. занимались обнаженными) и включала:

  • палестрика- упражнения (пятиборья): бег, прыжки, метания, борьба, панкратион, плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, езда на колеснице, игра в мяч;

  • орхестрика - танцевальные упражнения под музыку, или же ритуальные танцы, которые и использовались в древних культовых обрядах и перед палестрикой, видимо в качестве разминки, они состояли из движений с мячом, акробатических упражнений, театральных и боевых танцев;

  • игры (в основном для детей) - с палкой, колесом, клюшкой, шаром и др., философы, которые рано поняли важность игры в социализации и формировании характера, приветствовали участие в играх.

  1. 2 метода применения:

  • гимнастика - общее физическое развитие, система физического воспитания, которая объединяла военное обучение (бег, борьба, метание копья, плавание …) и традиционные обряды, танцы в физическую культуру, основными задачами которой были: эстетическое, военное, гигиеническое и нравственное воспитание человека;

  • агонистика (греч. agonistikos - способный к борьбе) - специальные тренировки к выступлениям, один из важнейших элементов греческого бытия и культуры, принцип состязательности, благородного соревнования и отдельных личностей, и групп, и полисов с целью достижения наилучшего результата, наградой за который становились общественное признание и почёт.

Складывается 2 цивилизационных центра → 2 системы ФВ.

  1. Спартанская система - ФВ как военно-физическая подготовка, цель - воспитание воина. До 7 лет ребенок в семье и ответственность за его воспитание несут родители. С 7 до 17 лет занятия и жизнь в казармах. С 17 до 21 года физическая и военная подготовка в отрядах эфебов (юношей). Это общности молодых людей-граждан полиса. Становясь эфебом, молодой гражданин подвергался докимасии (от δοκιμάζω - испытывать, проверять, иначе - проверка новых граждан древнегреческого общества на возможность предоставления им всей полноты гражданских прав и свобод) с целью проверки возможности наделения его всеми гражданскими правами, заносился в списки своего дема (др.-греч. δῆμος, dēmos) - территориальный округ в Древней Аттике, основная хозяйственная, культовая, политическая и административная единица, начиная с конца VI века до н. э.).