Файл: Тема физическая культура и спорт в древнем мире введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гимнастика: бег, ходьба, прыжки, лазание, преодоление препятствий (для тренировки военнослужащих, с целью повышения боевой и физической подготовки, приобретению навыков преодоления типичных препятствий, встречающихся на поле боя), штыковой бой (одна из разновидностей рукопашного боя, когда колюще-режущим оружием выступает штык, а приклад используется в качестве ударной силы). В штыковом бою использовались подвижные чучела. М. И. Драгомиров разработал тренировочную полосу по преодолению препятствий (для тренировки военнослужащих, с целью повышения боевой и физической подготовки и приобретению навыков преодоления типичных препятствий, встречающихся на поле боя).

Для кавалеристов - вольтижировка (зрелищный вид конного спорта, сочетающий в себе акробатику, гимнастику и верховую езду, и спортсмен-вольтижер выполняет упражнения на лошади, двигающейся по кругу диаметром 12-15 метров), гимнастика (военно-спортивные состязания в армии, использование шлемов специального вида, поножей, конских наглавников и наглазников), упражнения с препятствиями (соревнования по преодолению препятствий в определённом порядке и определённой сложности и высоты, проходящие на конкурном поле, прим. конкур - наиболее зрелищный вид конного спорта) и холодным оружием (Одна из разновидностей фехтования, характеризуемая работой с коротко-клинковыми типами холодного оружия или макетами, имитирующими коротко-клинковое холодное оружие).

Развитие научно-теоретических основ ФВ - во II половине XIX века вопросы воспитания в том числе и физического стояли очень остро и были предметом ожесточенных споров либералов (непоколебимость прав и личных свобод человека), консерваторов (идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам) и демократов (революционеров, метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников).

Просветительская деятельность российской интеллигенции во второй половине XIX - начале XX века во многом способствовала формированию отечественной науки о физическом воспитании. Целая плеяда блестящих умов внесла свой вклад в это благородное дело.


Анализ истории возникновения Теории Физкультуры (ТФК) как науки позволяет выделить следующие этапы (Круцевич Т.Ю. 2003).

Первый этап - накопление эмпирических знаний о влиянии двигательных действий на организм, полученные человеком в результате повседневной деятельности. Это привело к осознанию «эффекта упражняемости», к познанию способов передачи опыта и явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений и вместе с тем всей системы ФВ.

Второй этап - создание первых методик по ФВ - охватывает периоды рабовладельческих государств Древней Греции и средние века (период с IV по XIV века). Методики создавались опытным путем. Примером этому могут служить системы воспитания молодежи в древнегреческих городах Спарте и Афинах, древней Персии, Египте. Первоначально развивались частные методики обучения конкретным действиям: владению орудиями труда, охоты, войны, выполнению отдельных упражнений - плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбы и т.п. В средние века появились 1ые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию.

Третий этап - интенсивного накопления теоретических знаний о физическом воспитании период эпохи Возрождения (XIV-XVI века) до конца XIХ века. Развитие наук о человеке, о его воспитания и обучения, о его лечении побуждало философов, педагогов и врачей обращать внимание на проблемы физического воспитания.

Происходит накопление философских, педагогических и медицинских сведений о сущности физического воспитания. Уже в эпоху Возрождения педагоги - гуманисты рассматривали физическое воспитание как обязательность воспитания в целом.

Развитие знаний и выяснение специфики процесса физического воспитания определило существенное отличие его целей, принципов, средств, методов от умственного воспитания, что послужило выделению его в самостоятельную область знаний - науку о собственно физическом (телесном) воспитании.

Создаются различные системы взглядов (теории), касающиеся педагогических и социологических аспектов физического воспитания. Точки зрения итеории:

  1. Н. Г. Чернышевский (1828-1889) - цель воспитания в гармоническом развитии человека. ФВ - его составная часть, против искусственных средств и методов. Средства ФВ: бег, гребля, плавание, прыжки, метания, лазанье (передвижение по специальным гимнастическим снарядам с помощью рук или рук и ног, способ, при котором движение левой ногой сочетается с движением левой рукой или правой ногой и правой рукой), катание на коньках и санях } полезны как для детей так и для взрослых.


Особое значение вопросам гигиены - свод правил поведения человека в быту или на производстве, а именно личная гигиена, существует не просто так. Человек должен хотя бы минимально ухаживать за собой ради того, чтобы его, мягко говоря, неопрятность и беспорядочность не задевала всех мимо проходящих. Существует немало людей, которые плохо ухаживают за собой или не ухаживают совсем, и есть те, кто очень остро на это реагирует и кого это может искренне задеть. Поэтому вопросы гигиены и имели значение и до сих пор имеют в приличном людском обществе.

  1. Н. А. Добролюбов (1836-1861) - ФВ в единстве с умственным и нравственным. «Нельзя назвать совершенно здоровым такой организм, в котором какая-нибудь сторона развивается в ущерб другой». Основные средства ФВ: народные игры и физические упражнения, которые наиболее эффективны при выработке трудовых и военных навыков.

Добролюбов выступал противником повсеместного и чрезмерного увлечения немецкой гимнастикой, противопоставляя ей народные виды физических упражнений в том числе и народов России (Киргизия, Башкирия).

Народные виды физических упражнений и игр - один из источников формирования современных видов спорта. В XVIII веке среди простого народа бытовали излюбленные физические упражнения, к которым в первую очередь можно отнести борьбу и кулачный бой. Борьба и кулачный бой проводились в праздничные дни, когда на соревнования приходило много зрителей. Были выработаны неписаные правила соревнований, которых неуклонно придерживались противники.

Добролюбов также выступал против применения средств, унижающих человеческое достоинство. Средством поддержания дисциплины считал заботливое отношение учителя к ученику, пример учителя. Решительно осуждал физические наказания. Выступал против непоследовательности Н. И. Пирогова в применении физических наказаний.

  1. Е. А. Покровский (1834-1895) - детский врач, редактор журнала «Вестник воспитания». «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России» (1884г) очень подробно описал быт русского народа, его игры и методы закаливания. Е. А. Покровский собирал детские вещи и принадлежности со всей России: колыбели, каталки, куклы, одежду, рецепты детской еды, детские игры народов, населявших Россию.

Около 100 уникальных экспонатов и 69 рисунков, переданных им в Музей педагогики, попали затем в Политехнический музей, но там не сохранились, а частично были переданы в другие музеи и ныне составляют часть коллекции РЭМа, что доказано современными исследователями.


В ФВ отдавал предпочтение народным играм, которые способствуют укреплению организма ребенка и воспитывают у него самостоятельность. Рекомендовал занятия греблей, плаванием, лыжным спортом. К гимнастике относился отрицательно, считая, что гимнастические упражнения не оказывают такого широкого воздействия на организм детей как игры.

  1. Е. М. Дементьев (1850-1918) - санитарный врач, «Гимнастика или игры», «ФВ юношества в отношении к современной системе школьного воспитания». Был противником чрезмерного увлечения и насаждения немецкой и шведской гимнастик, пропагандировал широкое использование в практике ФВ детей народных игр и естественных упражнений. Опубликовал сборник игр, который способствовал развитию в России футбола, тенниса и хоккея. Солидарен с Покровским в отрицании гимнастики.

Ученик и соратник Покровского врач-гигиенист Е.М.Дементьев (1850-1918) в своих работах «Гимнастика или игра», «Физическое воспитание юношества в современной системе школьного воспитания» и других разделял взгляды учителя. Дементьев считал, что игры способствуют оживлению деятельности внутренних органов, благотворно влияют на нервную систему, развивают органы чувств и воспитывают волю. Но в отличие от Покровского предпочтение отдавал спортивным играм: футбол, хоккей, волейбол, теннис и др. Его сборник игр на протяжении многих лет был лучшим руководством для преподавателей ФВ.

  1. П. Ф. Лесгафт (1837-1909 гг.) - российский биолог, анатом, антрополог (антропология 0 совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной и культурной средах), врач, педагог и прогрессивный общественный деятель (распространитель передовых идей и знаний, просвещения). Также известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии (наука о жизни, существовавшей до начала голоценовой эпохи или в её начале, в прошлые геологические периоды) и научной системы физического воспитания (исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, с мировоззренческими, научно-методическими, программно-нормативными, организационными основами).

Разработка основ теории развития человеческого организма, влияния естественной гимнастики на организм, 2 года изучал ФВ в Европе. Критиковал немецкую и шведскую системы за не научность и считал их вредными для школы.
Известные цитаты:

  1. «Необходимо помнить, что нельзя ребёнка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом».

  2. «Предупреждая все требования и постоянно направляя ребёнка во всех его действиях и размышлениях, всегда делают его негодным к жизни; такие дети становятся разве только исполнительными, но, к сожалению, очень эгоистичными и самоуверенными».

  3. «Всё, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется - распадается».

Создал свою систему ФВ:

  1. ФВ как составная часть гармонического развития (целостное воспитание, которое включает интеллектуальные, духовные и физические составляющие, всесторонне развитая личность учится анализировать мысли и действия, контролировать желания, делать выводы и добиваться поставленных целей в жизни);

  2. Строгий учет возрастных и половых особенностей (всегда важный и актуальный фактор, подчеркивающий, что все мы люди разные, и для каждого из нас требуется свой собственный подход, подходящий именно нам по возрасту, полу, возможностям и общему физическому и психологическому состянию);

  3. Основное средство - естественные упражнения: бег, прыжки, метания, борьба, игры, экскурсии и простые гимнастические упражнения;

  4. Избегать показа физических упражнений, чтобы заставить тем самым учащихся анализировать свои движения, сравнивать и различать их между собой (порой человек сам должен определить, что ему лучше и полезнее, когда имеющиеся предложения или установки не помогают или не подходят);

  5. Процесс физического образования состоит из этапов обучения, физические упражнения используются в соответствии с задачами обучения и учетом возрастных особенностей детей;

  6. Подготовка специалистов в области спорта - система подготовки кадров для деятельности в области физической культуры и спорта является одной из важных составляющих института образования в каждой стране, эта система входит в качестве существенной части в ту сферу социальной деятельности, которая связана с физической рекреацией населения, спортом, активным досугом, физическим воспитанием детей и молодежи.