Файл: Тема физическая культура и спорт в древнем мире введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Морская Академия (1715 г.) - 1 октября 1715 г., на базе старших курсов Навигацкого класса школы преподавали фехтование, плавание, парусный и гребной спорт. Академия морской гвардии являлась военным учебным заведением ВС РФ для подготовки специалистов флота. Морская академия была организована из учеников Московской математико-навигацкой школы. Кроме этого, учеников было велено взять также из Новгорода и Нарвы (Нарвской навигационной школы).
Ученики Академии, преимущественно дворяне, числились на военной службе и были на полном государственном обеспечении. Инструкцию, которой регулировалась учёба и служба в академии, утвердил Пётр I - он собственноручно написал перечень наук, чему должно было «учить детей». В 1752 году была преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус.
Требования к дворянину включали умения: верховой езды, фехтования и танцев → основные средства ФВ в учебных заведениях: фехтование (рапиры, эспадроны) и танцы. Издается специальная литература и открываются школы фехтования. В конце XVIII века приобретают популярность стрельба, плавание. Кроме этого в быту у дворян охота, игры в мяч и шашки.
Система военно-физической подготовки русской армии - реформы XVII и XVIII вв. оказали влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии. С введением регулярной армии и флота формируется система ФВ - упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, смелости, решительности, умения быстро выполнять приемы стрельбы и штыкового боя, совершать длительные марши, преодолевать водные и другие препятствия.
Основная форма: занятия в лагерях (не военные училища и не армия, а в первую очередь отдых, в программу которого входят занятия по военной подготовке.) и двусторонние учения (манёвры - двусторонние учения стратегического (оперативно-стратегического) и оперативного (оперативно-тактического) масштаба с привлечением органов управления, войск и сил военных округов (флотов), а также объединений и соединений различных видов и родов войск ВС, характеризующиеся большим пространственным размахом.), муштра (система воинского обучения и воспитания, основанная на индивидуальной и коллективной строевой подготовке, многократном повторении шаблонных приёмов и суровой воинской дисциплине)
и строевая подготовка (первичная дисциплина обучения военнослужащих и подразделений умению составлять строй и передвижению в строю, является главной и первоначальной дисциплиной с которой начинается знакомство молодых военнослужащих с военной службой).
Система А.В.Суворова: основные средства физической тренировки - бег, прыжки, лазанье, переноска предметов и т.д. (Проверкой системы стал Итальянский поход - пеший марш в зной с полной выкладкой 80 км за 36 часов). Флот: бег по корабельным снастям (вантам, снасям стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна, и реям, горизонтальному рангоутному дереву, подвешенному за середину при помощи боргов и бейфута к мачте или стеньге, а трейлраннинг / trail running - спортивная дисциплина, подразумевающая бег по природному рельефу в свободном темпе или в рамках соревнования), гребля, плавание, парусное дело (совокупность всей оснастки, предназначенной для перемещения судна по воде при помощи ветра, к парусному вооружению судов относят собственно паруса, рангоут, т. е. общее название устройств для постановки парусов, выполнения грузовых работ, подъёма сигналов, и такелаж, т. е. общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами).
Теоретики:
-
В.Н.Татищев (1686-1775) - классификация наук на нужные (важные и необходимые во многих сферах), полезные (упрощенные, для людей, на случаи и трудности жизни), щегольские (изысканные и дорогие, т. е. науки «для богатых и утонченных», доступные им), любопытные (науки, которые смотрят глубже ради новых открытий и информации для уже существующих) и вредительские (опасные и вредные для людей науки, используемые для войны, убийства и неэтичных опытов). Пример нужных наук: домоводство, медицина, законоучение, фехтование и стрельба из пистолетов. -
И.И.Бецкий (1704-1795) - требование закаливания, соблюдения правил гигиены, «забавы» (совокупность исторически сложившихся форм традиционных игр и видов физической активности с выраженным явно или в редуцированном виде военно-прикладным сюжетом), способствующие физическому развитию детей, учет возрастных особенностей в процессе воспитания (очевидно, разный возраст есть разные восприятия и знания, поэтому и нужны индивидуальные подходы для каждого юного человека). -
Н.И.Новиков (1774-1818) - ФВ как часть общего воспитания. Важнейшие средства ФВ: подвижные игры, особенно с мячом, борьба, ходьба, умеренный бег (Бег трусцой (джоггинг, англ. jogging - «шаркающий» бег) - бег со скоростью 7-9 км/ч, скорость передвижения несколько больше, чем при быстрой ходьбе), соблюдение режима питания и отдыха, активное применение физических упражнений наряду с разъяснением их пользы, русские народные танцы (один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества, он возник на основе трудовой деятельности человека). -
А.Н.Радищев (1749-1802) - требование всестороннего развития человека: сочетание умственного, физического и нравственного воспитания. ФВ: труд, игры, бег, метания, прыжки, верховая езда, стрельба, закаливание, выполнение правил гигиены, избегать излишеств в питании.
Радищев провозгласил право простых людей на образование, труд и отдых. Радищев горячо отстаивал необходимость единства нравственного, умственного и ФВ. «Не забывайте никогда,» - писал он, - «употреблять ваших телесных сил и чувств. Употребление оных умеренное укрепит их и послужит ко здравию вашему и долгой жизни". Царское правительство боялось революционно-просветительной деятельности Радищева и приговорило его к пожизненной ссылке в Ишимский острог на неделю.
Вопрос 2. XIX век
В I половине XIX века продолжались процессы развития ФК и ФВ, заложенные в XVIII веке. Физическое воспитание народа полностью отдавалось самому народу. Именно поэтому так различаются система военного воспитания с саморазвивающейся народной физической культурой, куда входили и кулачные бои, и хороводы, и катание на санках с гор, а также борьба и плавание. Все это принимало яркие краски народных увеселений, не имея строгой системы и специальных упражнений.
Т. к. все перечисленное выше, не имело строгих правил, соответственно, не было и системы тренировок. Физкультура простого народа носила случайный «стихийный» характер. Жизнь крестьянства была в те времена весьма нелегка, если учесть, что в петровские времена было столько войн и других катаклизмов. Но все же в целом, русские простые люди отличались всегда хорошей физической силой, ловкостью, серьезным подходом к любому делу и огромной выносливостью. Тяжелый труд земледельцев и охотников делал свое дело и без специальных тренировок. А в военное время приходилось быть очень стойкими, чтобы хорошо сносить тяготы военных походов.
Сохранялась сословная дифференциация. Это разделение общества на различные сословные группы, которые занимают в нем разное положение. Неравенство заключалось в неравномерном распределении дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами и слоями населения. Представители низших сословий были в той или иной мере зависимы от представителей высших, несли многочисленные повинности.
Народные массы - это такие классы и социальные слои, которые приводят в движение общественное производство, живут за счет собственного труда, т. е. массы трудящихся. Сейчас это политическое клише, применяемое некоторыми авторами для обозначения малообразованной части населения, состоящей также из работников физического труда и членов их семей. Сохраняются традиционные формы и содержание ФВ.
В дворянском ФВ преобладали:
-
Фехтование - выход учебных пособий 1843 и 1852 гг. «Изложение техники и тактики фехтования, разработка и обоснование методики обучения»; -
Стрельба из пистолетов - как дуэль, строго регламентированный дуэльным кодексом вооружённый поединок, или как особого рода тренировки, занятие исключительно для дворян, простолюдины и разночинцы к ней касательства иметь не должны; -
Верховая езда - обучение искусству верховой езды было привилегией дворянства и начиналось с малолетства, верховая езда создала предпосылки для особых форм межплеменных экономических, социальных и правовых отношений; -
Плавание 1827 г., школа плавания – саженки являлись прообразом появившегося в конце XIX века кроля, старинный стиль саженки характеризуется поочередным выбрасыванием вперед то одной, то другой руки, с обязательным поворачиванием головы влево-вправо; -
Гребля и парусный спорт, 1846 г., в СПб открытие яхт-клуба - 25 сентября (7 октября) 1846 г. Николаем I был подписан устав Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба, первого официального яхт-клуба России, история парусного спорта в России восходит ко времени Петра I, когда в апреле 1718 г. императором был основан в Санкт-Петербурге «Невский потешный флот»; -
Охота - самая достойнейшая из дворянских забав, любима и почитаема многими из представителей этого класса была псовая охота на зайцев, но это удовольствие стоило немалых затрат, и зачастую любители охоты тратили огромные деньги на покупку и содержание охотничьих собак; -
Игры в мяч - те же игры, что и у простых крестьян, дворяне также играли в килу, лапту, как и все, кто мог себе это позволить; -
Шашки и шахматы - цель в шашках всегда было лишить противника возможности хода путём взятия или запирания всех его шашек, а шахматыф были азартной игрой, поскольку включали в себя игральные кости (тавлеи), но впоследствии кости исчезли из шахматного набора, а словом «тавлеи» начали обозначать шахматные фигуры; -
Танцы - танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество, это было «в крови» и воспитывалось с детства, и поскольку тон дворянскому балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.
В армии:
-
Фехтование - с 1830 г. Введено в кадетских корпусах (9го мая, на плацу, в присутствии большого стечения публики, устраивались состязания по стрельбе, фехтованию на рапирах и гимнастике, причем призы победителям вручали авторитетные высокопоставленные военнослужащие); -
С 1838 г. - введено в гвардейских полках (первоначально фехтованию обучались лишь по 2 нижних чина с каждого полка; это происходило в фехтовальной школе майора Вальвиля, С 1834 года обучение фехтованию было усилено: из каждого батальона полк должен был посылать по 2 рядовых в гвардейскую фехтовальную школу); -
Гимнастика - обязательна во всей армии, 1850г «правила для обучения войск гимнастике» (гимнастика была введена в виде опыта в пехотном и отдельном гвардейском корпусах, огромное влияние на развитие гимнастики оказала Крымская война 1851-1856 гг., которая показала неподготовленность русских солдат, и в 1856 г. была создана правительственная комиссия для пересмотра программ воспитания и обучения в армии).
II половина XIX века стала в России эпохой модернизации и реформ, затронувших и ФК и ФВ. 60-70 года XIX века в России называют эпохой Великих реформ. Комплекс мер, предпринятых Александром II, коснулся всех сторон жизни общества. И начало модернизации положила реформа 1861 года - раскрепощение крестьян. В крупных промышленных центрах России наибольшее развитие получили бокс, борьба, плавание, лыжный, конькобежный, парусный, гребной и велосипедный спорт. Новые клубы и кружки были более демократичными, чем появившиеся в I половине XIX века:
-
1860 г. - Петербургский речной яхт-клуб; -
1860 г. - Первая гребная гонка на Неве; -
1867 г. - Московский речной яхт-клуб; -
1886 г. - Свешников выиграл международные гонки на Темзе; -
1890 г. – «Интернациональный приз» в Петербурге, победил Свешников; -
1898 г. - образование Всероссийского союза гребных и парусных обществ и клубов; -
1860г - С.-Петербург, лаун-теннисный кружок «Нева»; -
1868г - С.-Петербургский теннисный и крикетный клуб, теннисные клубы в Москве, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Воронеже, Саратове, Н. Новгороде, Таганроге и т.д.; -
1853-60 гг - Петербургский шахматный клуб, в1862г - возрождение, но использовался для политической деятельности и был закрыт. -
1870-е гг. - усиленное развитие шахмат. -
1899 г. - в Москве Всероссийский шахматный турнир, победитель М.И. Чигорин. -
1885 г. - Петербургский кружок тяжелой атлетики, (доктор Краевский). -
1896 г. - Тяжелоатлетическое обществво «Геркулес», клуб «Санитас» (Лебедев), атлетические кружки и платные школы. -
1897 г. - Всероссийский чемпионат по борьбе и поднятию тяжестей. -
1889 г. – «Петербургский кружок любителей спорта» (Москвин): легкая атлетика, футбол, плавание и др. виды спорта. -
1897 г. - I официальные соревнования по легкой атлетике: бег, прыжки в длину и с шестом, толкание ядра, метания копья и диска, бег с препятствиями. -
С 1895 г. - регулярные футбольные матчи. -
1901 г. - Петербургская футбольная лига. -
1883 г. - I соревнования велосипедистов, строительство велотреков (в Москве использовался Манеж). -
1864 г. - Петербург, клуб конькобежцев. -
с 1881 г - соревнования по конькобежному спорту и фигурному катанию. -
1851 г. - Петербург "Императорский фехтовальный зал". -
1860 г. - I соревнования на звание чемпиона России (эспадроны и рапиры). -
1863 г. - Петербургское гимнастическое общество "Пальма". -
1868 г. - Московское гимнастическое общество - Турнерская система. -
1883 г. - Москва "Русское гимнастическое общество" шведская и сокольская система. -
1885 г. - Первое соревнование по гимнастике.