Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предоставлять им займы (краткосрочные, среднесрочные и частично долгосрочные) для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Фонд стремится также содействовать международному сотрудничеству в валютной области и расширению торговли. Для достижения этих целей Фонд обеспечивает финансирование государств-членов, испытывающих трудности с платежным балансом, и оказывает им техническую помощь для улучшения методов их хозяйствования. Государства-члены обязуются сотрудничать с Фондом и между собой с тем, чтобы обеспечить заключение соглашений об упорядоченном валютном обмене и создание стабильной системы валютных курсов наряду с многосторонней системой расчетов, свободных от ограничений, и, таким образом, способствовать сбалансированию платежей между странами.

Предоставление займов сверх определенной суммы обусловливается выполнением рекомендаций МВФ в области экономической и социальной политики. В компетенцию Фонда входит также рассмотрение вопросов, связанных с режимом валютных курсов стран-членов.

Право голоса каждой страны — члена МВФ в ее высшем органе отражает главным образом ее вклад в финансовые ресурсы Фонда, который в свою очередь связан с ее относительной долей в мировой экономике (принцип взвешенного голосования).

Главная цель МБРР — содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей. Основная задача МБРР состоит в стимулировании частных иностранных капиталовложений путем предоставления гарантий или путем прямого участия, а также в содействии международной торговле и в поддержании платежных балансов.

Банк предоставляет среднесрочные и долгосрочные кредиты под достаточно высокий процент. Займы даются государствам — членам Банка, а также их частным компаниям. Если займы предоставляются частным компаниям, то заинтересованное правительство государства — члена Банка обязано дать соответствующие гарантии. В последние десятилетия финансовая политика МБРР ориентирована в основном на развивающиеся страны. Главная роль в ней отводится вывозу капитала, стимулированию частного предпринимательства в развивающихся странах, осуществлению программ экономической помощи этим странам.

В целях урегулирования торговых взаимоотношений государств в 1947
году было заключено многостороннее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ - крупнейший многосторонний торговый договор, на базе которого за прошедшие годы сложился механизм, обладающий чертами международной организации. На базе этого соглашения с 1995 года начала действовать Всемирная торговая организация (ВТО). ( В Республике Беларусь при Правительстве создана комиссия по вступлению в ВТО).

Центральное место в ВТО занимает принцип применения режима наибольшего благоприятствования. По соглашению всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из стран-участниц другой стране-участнице, автоматически в силу принципа наибольшего благоприятствования распространялась на все другие страны — участницы ВТО. Основные задачи ВТО — либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации, а также проведение других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе.


Для регулирования международной торговли отдельными сырьевыми товарами были заключены многосторонние соглашения и создан ряд международных организаций с участием государств — импортеров и экспортеров (по олову, пшенице, какао, сахару, натуральному каучуку, оливковому маслу, хлопку, джуту, свинцу и цинку) либо только экспортеров (по нефти - ОПЕК). Целями организаций с участием стран-экспортеров и импортеров являются смягчение резких колебаний мировых цен, установление сбалансированных соотношений спроса и предложения при помощи закрепления странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, установления максимальных и минимальных цен и создания систем «буферных» запасов товаров.

Наиболее значительным примером организации стран-экспортеров (в основном арабских) является Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), имеющая задачей защиту интересов нефтедобывающих стран посредством согласования допустимых цен на нефть и ограничения в этих целях нефтедобычи установленными для каждой страны квотами.

Из числа международных организаций, образованных в целях содействия международной торговле и имеющих значение для развития МЭП, можно назвать Международную торговую палату, Международное бюро публикации таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права
(ЮНИДРУА). Как и в рамках ЮНСИТРАЛ, в Международной торговой палате и в ЮНИДРУА ведется большая работа по гармонизации и унификации национального законодательства, регулирующего коммерческие, финансовые отношения между предпринимателями посредством выработки международно-правовых актов факультативного действия. Примером могут служить широко применяемые Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс», разработанные Международной торговой палатой.


В 2000г. в рамках СНГ было заключено Соглашение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) (Беларусь ратифицировала в 2001г.). В организацию вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения (членство совпадает с ОДКБ). Главная цель – обеспечить принципы свободы перемещения товаров и услуг, капиталов и граждан; создание экономического и таможенного союза.

(ЕврАзЭс) - это международная экономическая организация ряда бывших республик СССР, созданная для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Полноправные члены:

Республика Беларусь (2001)

Республика Казахстан (2001)

Республика Киргизия (2001)

Российская Федерация (2001)

Республика Таджикистан (2001)

Государствами-наблюдателями являются:

Молдавия (2002) Украина (2002) Армения (2003)

Узбекистан приостановил членство

С 1 января 2010 года начал работу Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, с 1 июля 2011 года он действует в полноформатном режиме по всем международным стандартам. Сообщество также занимается вопросами регулирования трудовой миграции и социально-гуманитарной сферы, координацией действий по основным международным вопросам.

В 2010 году был сделан качественный рывок в интеграции – всего за один год разработан и подписан главами государств пакет основных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство (ЕЭП). Он был ратифицирован в 2011 году и с 1 января 2012 года начался практический этап создания ЕЭП, которое в 2015 году выйдет на полный режим работы.

В ЕврАзЭС разрабатываются и реализуются девять межгосударственных целевых программ и одиннадцать концепций. Активно работают институты Сообщества: Антикризисный фонд, Центр высоких технологий ЕврАзЭС и Евразийский Деловой Совет. В 2012 году заработал Суд ЕврАзЭС, являющийся надежным инструментом разрешения экономических споров в Сообществе и Таможенном союзе.


ЕврАзЭС - организация, существовавшая с 2001 по 2014 годы. На смену пришел Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая договором о Евразийском Экономическом Союзе от 29.05.2014 г. (вступил в силу с 1 января 2015г.). Государства члены ЕАЭС ставят целью обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

ЕАЭС создан вцеляхвсесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Государства-члены ЕАЭС: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

  1. Международное экологическое право

20.1. Источники и принципы международной защиты окружающей среды.
Регулирование международного сотрудничества в области защиты окружающей среды осуществляется особой отраслью международного права - международным экологическим пра­вом, которое включает принципы и нормы, направленные на за­щиту окружающей среды от загрязнения и обеспечение рацио­нального использования ее природных ресурсов.

Из указанного определения можно сделать вывод о факто­рах, отрицательно влияющих на окружающую среду. Это, во-первых, внедрение передовых технологий, а также испытание новейших видов оружия, локальные вооруженные конфликты, хищническое использование природных ресурсов, что ведет к уничтожению лесных массивов (за 50 лет в мире потеряно более половины лесного массива), результатом которого является опустынивание, эрозия, засоление и истощение почвы, чрезмер­ное рыболовство, нерациональное потребление крупных видов млекопитающих, птиц и иных видов животных, ведущее к их полному уничтожению либо вымиранию; во-вторых, загрязне­ние воздуха, водоемов и морей промышленными отходами, что создает опасное повышение вредных, ядовитых, химических ве­ществ в воде и пище, сокращает ресурсы чистой пресной воды, способствует выпадению кислотных дождей, реально угрожает сохранению уникальной биосферы земли.


Поскольку сохранение природы и ее ресурсов является не­отъемлемым условием жизни и выживания человечества, защи­та окружающей среды стала глобальной проблемой междуна­родного сообщества в целом, решение которой требует между­народного крупномасштабного природоохранительного сотруд­ничества, выработки единой стратегии государств в области за­щиты окружающей среды и принятия национального законода­тельства по ее охране, участия всех государств в разработке и принятии договоров, как касающихся охраны конкретных видов природных ресурсов, так и универсального природоохранитель­ного договора.

Основным источником международного экологического права являются международные соглашения. В настоящее вре­мя действуют свыше 500 соглашений универсального, регио­нального и двустороннего характера.

Хотя универсальная конвенция в области защиты окружаю­щей среды еще не принята, действуют ряд универсальных меж­дународных конвенций, посвященных охране конкретных при­родных ресурсов. Так, в области защиты атмосферы принята Конвенция об охране озонового слоя (1985 г.), охране биосферы посвящена Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.), вопросы рационального использования живых ресурсов водной и морской среды регулируются Конвенцией по морскому праву (1982 г.) и Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве места обитания водоплавающих (1971 г.), борьбе с загрязнением при­родной среды посвящены Конвенция о трансграничном загряз­нении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Базельская кон­венция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отхо­дов и их удалением (1989 г.), Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963 г.).

Тесное сотрудничество в области защиты окружающей сре­ды осуществляется международными соглашениями, заключае­мыми в рамках региональных международных организаций. На­пример, государства - члены СНГ заключили Соглашение о вза­имодействии в области экологии и охраны окружающей природ­ной среды (1992 г.) Важную роль для Республики Беларусь имеют двусторон­ние соглашения, касающиеся минимизации последствий Черно­быльской катастрофы. Например, Меморандум о взаимопони­мании между Правительством Республики Беларусь и Прави­тельством Федеративной Республики Германия о содействии,