Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сотрудничестве в целях смягчения последствий аварии на атомном реакторе в Чернобыле.(1994 г.). Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерацией о сотрудничестве и взаимной помощи по предупреждению крупных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий (1993 г.).
Несомненную значимость в процессе регулирования международного сотрудничества по защите окружающей среды имеют такие международно-правовые документы, как декларации (Стокгольмская декларация ООН по защите окружающей среды 1972 г. Декларация Рио-де-Жанейро об окружающей среде и развитии 1992 г.), в которых определена стратегия развития международного сотрудничества и закреплены основополагающие принципы, на которых она базируется. Хотя, декларации имеют рекомендательный характер, закрепление их положений в национальном законодательстве и в иных международно-правовых документах позволяют рассматривать их как нормы обычного права.
Как уже указывалось, международно-правовая охрана окружающей среды основывается на принципах, провозглашенных в Стокгольмской и Рио-де Жанейрской декларациях по окружающей среде (далее - Декларация Рио). Причем Декларация Рио подтвердила принципы, изложенные в Стокгольмской декларации, и в качестве новой цели определила установление глобального и справедливого сотрудничества между государствами путем создания новых уровней сотрудничества для сохранения целостности глобальной системы окружающей среды.
Все принципы по содержанию можно условно разделить на несколько групп.
Первая группа принципов определяет приоритет права человека на благоприятную окружающую среду, Стокгольмская декларация подчеркивает тесную связь между правами человека и окружающей средой. Из этого вытекает, что окружающая среда является общей заботой всего человечества, поэтому забота о людях занимает ведущее место в международных усилиях на обеспечение устойчивого развития, люди должны жить в гармонии с природой. Реализация права на развитие означает справедливое удовлетворение потребностей настоящих и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.
Стокгольмская декларация провозглашает, что природные ресурсы, включая землю, воздух, воду, флору, фауну и особенно
репрезентативные образцы естественных экосистем, сохраняются на благо нынешних и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости (принцип 2).
В торая группа принципов исходит из абсолютного суверенитета государств на использование своих природных ресурсов, который закрепляется в Стокгольмской декларации, устанавливающей, что в соответствии с принципами международного права каждое государство обладает суверенным правом использовать свои ресурсы согласно своей национальной политике в области окружающей среды и на них лежит ответственность, чтобы деятельность, осуществляемая под их юрисдикцией и контролем, не причиняла ущерба окружающей среде в других государствах или районах, находящихся вне их юрисдикции (принцип 21). Декларация Рио, уточняя указанный принцип, подчеркивает, что для достижения более высокого качества жизни государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.
Третья группа принципов подчеркивает роль граждан, социальных групп, общественных движений в области охраны окружающей среды, которые должны стремиться к достижению целей и выполнению положений Декларации Рио (принцип 24). Государство должно поддерживать деятельность женского движения, молодежи, местных общин, направленную на рациональное использование и улучшение окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики.
Четвертая группа принципов касается особой ответственности человека за сохранение и управление произведениями живой природы (принцип 4 Стокгольмской декларации). Декларацией Рио предусматривается, что генетическая основа жизни не должна подвергаться опасности, популяции каждой дикой или одомашненной формы жизни должны сохраняться на уровне, необходимом для его выживания. Эти принципы сохранения жизни относятся ко всем частям земного шара - суше и морю. Причем особая защита должна гарантироваться уникальным районам г-среде обитания редких и исчезающих видов (принцип 3).
Пятая группа принципов закрепляет приоритеты в использовании природных ресурсов, провозглашая принцип предосторожности, означающий, что отсутствие научных результатов не
может являться причиной для принятия существенных мер по недопущению ущерба окружающей среде (принцип 15 Декларации Рио), а также не расточительность и умеренность в использовании природных ресурсов (принцип 10).
Шестая группа принципов (в частности, принципы 6 и 7 Стокгольмской декларации) посвящена предотвращению загрязнения окружающей среды. Государства должны на индивидуальной и коллективной основе принять все необходимые меры для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окружающей среды, в том числе и от радиоактивных, токсичных и других веществ. Указанные принципы включены во все международные конвенции относительно предотвращения загрязнения морских и водных пространств.
Седьмая группа принципов подчеркивает необходимость тесного международного сотрудничества в целях сохранения и восстановления целостности экосистемы земли. Развитые страны должны признать ответственность, возлагаемую на них по обеспечению устойчивого развития с учетом негативных последствий, создаваемых технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают (принцип 12 Декларации Рио). Государства должны сотрудничать в целях дальнейшей разработки международно-правовых норм, регулирующих ответственность и компенсацию экологического ущерба (принцип 13), принимая во внимание подход, в соответствии с которым загрязнитель должен покрывать издержки, связанные с загрязнением, учитывая при этом общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование (принцип 16). Государство должно немедленно уведомлять другие государства о стихийных бедствиях, которые могут привести к необдуманным вредным последствиям для окружающей среды другого государства. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшему государству (принцип 18).
Восьмая группа принципов касается права государств на информацию, означающего, что экологические вопросы решаются при участии всех заинтересованных граждан. Национальное законодательство должно обеспечить, чтобы каждый человек имел соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, имеющейся в распоряжении государственных органов (принцип 10 Декларации Рио).
Девятая группа принципов касается обязательств охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов, которые предусматриваются Конвенцией о запрещении военного и другого вредного воздействия на окружающую среду 1977 г. и I Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям 1949 г. Любой вооруженный конфликт оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития.
Государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды, и сотрудничать в деле его дальнейшего развития.
20.2 Роль международных организаций в обеспечении экологической безопасности.
Среди универсальных международных организаций ведущая роль принадлежит ООН, в структуре которой имеется целая система органов, которая занимается природоохранительной деятельностью. Так, при Генеральной Ассамблее ООН создан Научный комитет по действию атомной радиации. Особенно широкие полномочия по координации сотрудничества государств в природоохранительной области имеет ЭКОСОС, при нем создан Комитет по природным ресурсам, который занимается вопросами использования природных ресурсов и готовит доклады по международным вопросам защиты окружающей среды.
ЭКОСОС на основании докладов Комитета принимает резолюции-рекомендации Генеральной Ассамблеи, государствам-членам и иным международным организациям.
Специальными полномочиями обладает созданный в рамках ООН вспомогательный орган - ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), в функции которого входит охрана отдельных природных объектов (защита морской среды, почвы, пресной воды); борьба с различными вредными воздействиями на природу (опустынивание, загрязнение); создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды (мониторинг); изучение экономических особенностей населенных пунктов; разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности. При содействии ЮНЕП подготовлены такие международные договоры и конвенции, как Конвенция по охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) и др.
Важные функции выполняет Всемирный союз по охране окружающей среды, членами которого являются государства, их учреждения, международные, национальные и неправительственные организации. В состав Всемирного союза входят 6 тыс. экспертов из 125 государств. Союз принимает участие в разработке международных норм, касающихся сохранения биологического разнообразия и управления различными компонентами
Несомненную значимость в процессе регулирования международного сотрудничества по защите окружающей среды имеют такие международно-правовые документы, как декларации (Стокгольмская декларация ООН по защите окружающей среды 1972 г. Декларация Рио-де-Жанейро об окружающей среде и развитии 1992 г.), в которых определена стратегия развития международного сотрудничества и закреплены основополагающие принципы, на которых она базируется. Хотя, декларации имеют рекомендательный характер, закрепление их положений в национальном законодательстве и в иных международно-правовых документах позволяют рассматривать их как нормы обычного права.
Как уже указывалось, международно-правовая охрана окружающей среды основывается на принципах, провозглашенных в Стокгольмской и Рио-де Жанейрской декларациях по окружающей среде (далее - Декларация Рио). Причем Декларация Рио подтвердила принципы, изложенные в Стокгольмской декларации, и в качестве новой цели определила установление глобального и справедливого сотрудничества между государствами путем создания новых уровней сотрудничества для сохранения целостности глобальной системы окружающей среды.
Все принципы по содержанию можно условно разделить на несколько групп.
Первая группа принципов определяет приоритет права человека на благоприятную окружающую среду, Стокгольмская декларация подчеркивает тесную связь между правами человека и окружающей средой. Из этого вытекает, что окружающая среда является общей заботой всего человечества, поэтому забота о людях занимает ведущее место в международных усилиях на обеспечение устойчивого развития, люди должны жить в гармонии с природой. Реализация права на развитие означает справедливое удовлетворение потребностей настоящих и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.
Стокгольмская декларация провозглашает, что природные ресурсы, включая землю, воздух, воду, флору, фауну и особенно
репрезентативные образцы естественных экосистем, сохраняются на благо нынешних и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости (принцип 2).
В торая группа принципов исходит из абсолютного суверенитета государств на использование своих природных ресурсов, который закрепляется в Стокгольмской декларации, устанавливающей, что в соответствии с принципами международного права каждое государство обладает суверенным правом использовать свои ресурсы согласно своей национальной политике в области окружающей среды и на них лежит ответственность, чтобы деятельность, осуществляемая под их юрисдикцией и контролем, не причиняла ущерба окружающей среде в других государствах или районах, находящихся вне их юрисдикции (принцип 21). Декларация Рио, уточняя указанный принцип, подчеркивает, что для достижения более высокого качества жизни государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.
Третья группа принципов подчеркивает роль граждан, социальных групп, общественных движений в области охраны окружающей среды, которые должны стремиться к достижению целей и выполнению положений Декларации Рио (принцип 24). Государство должно поддерживать деятельность женского движения, молодежи, местных общин, направленную на рациональное использование и улучшение окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики.
Четвертая группа принципов касается особой ответственности человека за сохранение и управление произведениями живой природы (принцип 4 Стокгольмской декларации). Декларацией Рио предусматривается, что генетическая основа жизни не должна подвергаться опасности, популяции каждой дикой или одомашненной формы жизни должны сохраняться на уровне, необходимом для его выживания. Эти принципы сохранения жизни относятся ко всем частям земного шара - суше и морю. Причем особая защита должна гарантироваться уникальным районам г-среде обитания редких и исчезающих видов (принцип 3).
Пятая группа принципов закрепляет приоритеты в использовании природных ресурсов, провозглашая принцип предосторожности, означающий, что отсутствие научных результатов не
может являться причиной для принятия существенных мер по недопущению ущерба окружающей среде (принцип 15 Декларации Рио), а также не расточительность и умеренность в использовании природных ресурсов (принцип 10).
Шестая группа принципов (в частности, принципы 6 и 7 Стокгольмской декларации) посвящена предотвращению загрязнения окружающей среды. Государства должны на индивидуальной и коллективной основе принять все необходимые меры для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окружающей среды, в том числе и от радиоактивных, токсичных и других веществ. Указанные принципы включены во все международные конвенции относительно предотвращения загрязнения морских и водных пространств.
Седьмая группа принципов подчеркивает необходимость тесного международного сотрудничества в целях сохранения и восстановления целостности экосистемы земли. Развитые страны должны признать ответственность, возлагаемую на них по обеспечению устойчивого развития с учетом негативных последствий, создаваемых технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают (принцип 12 Декларации Рио). Государства должны сотрудничать в целях дальнейшей разработки международно-правовых норм, регулирующих ответственность и компенсацию экологического ущерба (принцип 13), принимая во внимание подход, в соответствии с которым загрязнитель должен покрывать издержки, связанные с загрязнением, учитывая при этом общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование (принцип 16). Государство должно немедленно уведомлять другие государства о стихийных бедствиях, которые могут привести к необдуманным вредным последствиям для окружающей среды другого государства. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшему государству (принцип 18).
Восьмая группа принципов касается права государств на информацию, означающего, что экологические вопросы решаются при участии всех заинтересованных граждан. Национальное законодательство должно обеспечить, чтобы каждый человек имел соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, имеющейся в распоряжении государственных органов (принцип 10 Декларации Рио).
Девятая группа принципов касается обязательств охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов, которые предусматриваются Конвенцией о запрещении военного и другого вредного воздействия на окружающую среду 1977 г. и I Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям 1949 г. Любой вооруженный конфликт оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития.
Государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды, и сотрудничать в деле его дальнейшего развития.
20.2 Роль международных организаций в обеспечении экологической безопасности.
Среди универсальных международных организаций ведущая роль принадлежит ООН, в структуре которой имеется целая система органов, которая занимается природоохранительной деятельностью. Так, при Генеральной Ассамблее ООН создан Научный комитет по действию атомной радиации. Особенно широкие полномочия по координации сотрудничества государств в природоохранительной области имеет ЭКОСОС, при нем создан Комитет по природным ресурсам, который занимается вопросами использования природных ресурсов и готовит доклады по международным вопросам защиты окружающей среды.
ЭКОСОС на основании докладов Комитета принимает резолюции-рекомендации Генеральной Ассамблеи, государствам-членам и иным международным организациям.
Специальными полномочиями обладает созданный в рамках ООН вспомогательный орган - ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), в функции которого входит охрана отдельных природных объектов (защита морской среды, почвы, пресной воды); борьба с различными вредными воздействиями на природу (опустынивание, загрязнение); создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды (мониторинг); изучение экономических особенностей населенных пунктов; разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности. При содействии ЮНЕП подготовлены такие международные договоры и конвенции, как Конвенция по охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) и др.
Важные функции выполняет Всемирный союз по охране окружающей среды, членами которого являются государства, их учреждения, международные, национальные и неправительственные организации. В состав Всемирного союза входят 6 тыс. экспертов из 125 государств. Союз принимает участие в разработке международных норм, касающихся сохранения биологического разнообразия и управления различными компонентами