Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сотрудничестве в целях смягчения последствий аварии на атом­ном реакторе в Чернобыле.(1994 г.). Соглашение между Прави­тельством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерацией о сотрудничестве и взаимной помощи по преду­преждению крупных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий (1993 г.).

Несомненную значимость в процессе регулирования между­народного сотрудничества по защите окружающей среды име­ют такие международно-правовые документы, как декларации (Стокгольмская декларация ООН по защите окружающей сре­ды 1972 г. Декларация Рио-де-Жанейро об окружающей среде и развитии 1992 г.), в которых определена стратегия развития международного сотрудничества и закреплены основополагаю­щие принципы, на которых она базируется. Хотя, декларации имеют рекомендательный характер, закрепление их положений в национальном законодательстве и в иных международно-пра­вовых документах позволяют рассматривать их как нормы обычного права.

Как уже указывалось, международно-правовая охрана окру­жающей среды основывается на принципах, провозглашенных в Стокгольмской и Рио-де Жанейрской декларациях по окружаю­щей среде (далее - Декларация Рио). Причем Декларация Рио подтвердила принципы, изложенные в Стокгольмской деклара­ции, и в качестве новой цели определила установление глобаль­ного и справедливого сотрудничества между государствами пу­тем создания новых уровней сотрудничества для сохранения це­лостности глобальной системы окружающей среды.

Все принципы по содержанию можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа принципов определяет приоритет права че­ловека на благоприятную окружающую среду, Стокгольмская декларация подчеркивает тесную связь между правами человека и окружающей средой. Из этого вытекает, что окружающая среда является общей заботой всего человечества, поэтому за­бота о людях занимает ведущее место в международных усили­ях на обеспечение устойчивого развития, люди должны жить в гармонии с природой. Реализация права на развитие означает справедливое удовлетворение потребностей настоящих и буду­щих поколений в областях развития и окружающей среды.

Стокгольмская декларация провозглашает, что природные ре­сурсы, включая землю, воз­дух, воду, флору, фауну и особенно

ре­п­ре­зентативные образцы естественных экосистем, сохраня­ются на благо нынешних и будущих поколений путем тщатель­ного планирования и управления по мере необходимости (прин­цип 2).

В торая группа принципов исходит из абсолютного сувере­нитета государств на использование своих природных ресурсов, который закрепляется в Стокгольмской декларации, устанавли­вающей, что в соответствии с принципами международного пра­ва каждое государство обладает суверенным правом использо­вать свои ресурсы согласно своей национальной политике в об­ласти окружающей среды и на них лежит ответственность, что­бы деятельность, осуществляемая под их юрисдикцией и кон­тролем, не причиняла ущерба окружающей среде в других госу­дарствах или районах, находящихся вне их юрисдикции (прин­цип 21). Декларация Рио, уточняя указанный принцип, подчер­кивает, что для достижения более высокого качества жизни го­сударства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособ­ные модели производства и потребления и поощрять соответст­вующую демографическую политику.

Третья группа принципов подчеркивает роль граждан, со­циальных групп, общественных движений в области охраны ок­ружающей среды, которые должны стремиться к достижению целей и выполнению положений Декларации Рио (принцип 24). Государство должно поддерживать деятельность женского дви­жения, молодежи, местных общин, направленную на рациональ­ное использование и улучшение окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики.

Четвертая группа принципов касается особой ответствен­ности человека за сохранение и управление произведениями жи­вой природы (принцип 4 Стокгольмской декларации). Деклара­цией Рио предусматривается, что генетическая основа жизни не должна подвергаться опасности, популяции каждой дикой или одомашненной формы жизни должны сохраняться на уровне, не­обходимом для его выживания. Эти принципы сохранения жизни относятся ко всем частям земного шара - суше и морю. Причем особая защита должна гарантироваться уникальным районам г-среде обитания редких и исчезающих видов (принцип 3).

Пятая группа принципов закрепляет приоритеты в исполь­зовании природных ресурсов, провозглашая принцип предосто­рожности, означающий, что отсутствие научных результатов не
может являться причиной для принятия существенных мер по недопущению ущерба окружающей среде (принцип 15 Деклара­ции Рио), а также не расточительность и умеренность в исполь­зовании природных ресурсов (принцип 10).

Шестая группа принципов (в частности, принципы 6 и 7 Стокгольмской декларации) посвящена предотвращению за­грязнения окружающей среды. Государства должны на индивидуальной и коллективной основе принять все необходимые ме­ры для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнени­ем любых компонентов окружающей среды, в том числе и от ра­диоактивных, токсичных и других веществ. Указанные принци­пы включены во все международные конвенции относительно предотвращения загрязнения морских и водных пространств.

Седьмая группа принципов подчеркивает необходимость тесного международного сотрудничества в целях сохранения и восстановления целостности экосистемы земли. Развитые стра­ны должны признать ответственность, возлагаемую на них по обеспечению устойчивого развития с учетом негативных по­следствий, создаваемых технологий и финансовых ресурсов, ко­торыми они обладают (принцип 12 Декларации Рио). Государства должны сотрудничать в целях дальнейшей разработки меж­дународно-правовых норм, регулирующих ответственность и компенсацию экологического ущерба (принцип 13), принимая во внимание подход, в соответствии с которым загрязнитель должен покрывать издержки, связанные с загрязнением, учиты­вая при этом общественные интересы и не нарушая междуна­родную торговлю и инвестирование (принцип 16). Государство должно немедленно уведомлять другие государства о стихийных бедствиях, которые могут привести к необдуманным вредным последствиям для окружающей среды другого государства. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшему государству (принцип 18).

Восьмая группа принципов касается права государств на ин­формацию, означающего, что экологические вопросы решают­ся при участии всех заинтересованных граждан. Национальное законодательство должно обеспечить, чтобы каждый человек имел соответствующий доступ к информации, касающейся ок­ружающей среды, имеющейся в распоряжении государственных органов (принцип 10 Декларации Рио).


Девятая группа принципов касается обязательств охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов, кото­рые предусматриваются Конвенцией о запрещении военного и другого вредного воздействия на окружающую среду 1977 г. и I Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям 1949 г. Любой вооруженный конфликт оказывает разрушительное воз­действие на процесс устойчивого развития.

Государства должны уважать международное право, обеспе­чивающее защиту окружающей среды, и сотрудничать в деле его дальнейшего развития.



20.2 Роль международных организаций в обеспечении экологической безопасности.

Среди универсальных международных организаций ведущая роль принадлежит ООН, в структуре которой имеется целая система органов, которая за­нимается природоохранительной деятельностью. Так, при Гене­ральной Ассамблее ООН создан Научный комитет по действию атомной радиации. Особенно широкие полномочия по коорди­нации сотрудничества государств в природоохранительной об­ласти имеет ЭКОСОС, при нем создан Комитет по природным ресурсам, который занимается вопросами использования при­родных ресурсов и готовит доклады по международным вопро­сам защиты окружающей среды.

ЭКОСОС на основании докладов Комитета принимает ре­золюции-рекомендации Генеральной Ассамблеи, государствам-членам и иным международным организациям.

Специальными полномочиями обладает созданный в рамках ООН вспомогательный орган - ЮНЕП (Программа ООН по ок­ружающей среде), в функции которого входит охрана отдель­ных природных объектов (защита морской среды, почвы, прес­ной воды); борьба с различными вредными воздействиями на природу (опустынивание, загрязнение); создание мировой спра­вочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды (мониторинг); изучение экономических особенностей на­селенных пунктов; разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности. При содействии ЮНЕП подготовлены такие международные договоры и конвенции, как Конвенция по охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) и др.

Важные функции выполняет Всемирный союз по охране ок­ружающей среды, членами которого являются государства, их учреждения, международные, национальные и неправительст­венные организации. В состав Всемирного союза входят 6 тыс. экспертов из 125 государств. Союз принимает участие в разра­ботке международных норм, касающихся сохранения биологи­ческого разнообразия и управления различными компонентами