Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Перечень отраслей тем не является общепризнанным. Вот перечень лишь некоторых отраслей, в отношении которых нет серьезных разногласий:

право международных договоров;

право внешних сношений (дипломатическое и консульское право);

право международных организаций;

право международной безопасности;

международное право прав человека;

международное гуманитарное право;

международное экологическое право (право окружающей среды);

международное космическое право;

международное морское право;

международное воздушное право;

международное уголовное право;

международное экономическое прав

Споры относительно:

международное процессуальное право;

международное энергетическое право;

право территорий (государственной, международной, смешанной);

международное трудовое право и др.

В пределах отраслей существуют подотрасли и правовые институты.

1.5. Возникновение международного права и периодизация его истории.

Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях.

Такое догосударственное межплеменное «право» первобытного строя было слабо развито, в нем не было стройной системы, хотя уже в то время роды и племена вели между собой войны, отправляли друг к другу своих представителей, осуществляли натуральный обмен, пытались заключать соглашения, а это прямо говорит о зарождении норм права войны и мира, посольского права, права договоров и др. С образованием государств возникают и отношения между ними. Появляется потребность урегулирования межгосударственных отношений. Здесь и рождаются первые нормы международного права, в основе которого лежат уже существовавшие межплеменные правила.

Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой.

1-й период – Международное право в период рабовладельческого строя (4 тыс. до н.э. – 476 г. н.э.) Субъекты международных отношений - ранние рабовладельческие государства. 476 год - падение Западной Римской империи.


2-й период – Международное право средних веков (476-1648 г.г.). 1648 г. – подписание Вестфальского мирного договора после Тридцатилетней войны.

3-й период – Международное право в эпоху буржуазных революций (классическое международное право) (1648- -1919 г.г.)

4-й период – Международное право XX – XXI вв. (Современное международное право). Можно разделить на два исторических этапа: первая половина XX века до 1945 года (Создание ООН); вторая половина XX века до настоящего времени.
ТЕМА 2. Основные принципы международного права
Принципы международного права являются источниками международного права. Под принципами в международном праве понимаются руководящие основополагающие начала, устанавливающие поведение государств во всех сферах международных отношений, являющиеся критерием международной законности.

Принципы международного права носят императивный ха­рактер, обязательны для соблюдения любым государством, не­зависимо от того, является ли оно участником договора, в кото­ром закрепляется принцип. Любая норма международного пра­ва, противоречащая принципу, признается недействительной.

Императивная норма - норма общего международного пра­ва, которая признается международным сообществом госу­дарств как норма, «отклонение от которой недопустимо» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969).

Количество принципов международного права не установ­лено, но основные из них получили закрепление в Уставе ООН, в Декларации ООН о принципах международных отношений и сотрудничества государств (1970 г.), в Заключительном акте Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). К ним относятся следующие принципы: суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостно­сти государств, невмешательства во внутренние дела, равнопра­вия и права народов на самоопределение, сотрудничества госу­дарств, мирного разрешения международных споров, уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, сове­сти, религии и убеждений, добросовестного выполнения обяза­тельств по международному договору.

Принцип
суверенного равенства государств означает юри­дическое равенство государств в пользовании всеми правами, присущими их суверенитету, в признании их равной правосубъ­ектности в международных отношениях, в праве свободно выби­рать и развивать свои политические и социально-экономические системы.

Принцип неприменения силы и угрозы силой требует от го­сударств воздерживаться от применения силы или угрозы силой против территориальной целостности или политической систе­мы любого другого государства. Никакие причины не могут оп­равдывать таких действий государства. Применение силы или угрозы силой исключается из средств разрешения международ­ных споров.

Под принципом нерушимости границ понимается недопус­тимость посягательства на границу государства, запрещение
действий, направленных на захват части или целой территории
государств.

Принцип территориальной целостности требует от госу­дарств воздерживаться от любых действий, связанных с наруше­нием территориальной целостности и политической независи­мости государств, а также не превращать территорию другого - государства в объект оккупации с помощью силы или угрозы си­лой. Никакая оккупация или приобретение территории таким способом не признается законной в международном праве.

Принцип невмешательства во внутренние дела запрещает государствам прямое или косвенное, индивидуальное или коллективное вмешательство в дела, входящие во внутреннюю ком­петенцию другого государства, независимо от характера их вза­имоотношений. Государства обязаны воздерживаться от поли­тического, экономического, военного принуждения с целью подчинения своим интересам прав другого государства и получе­ния преимуществ любого рода. Они должны воздерживаться от любого вида помощи террористической или подрывной дея­тельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства.

Принцип равноправия и самоопределения народа означа­ет право народа в условиях полной свободы самому определять свой политический статус без всякого вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, соци­
альное и экономической развитие. Однако в Декларации о принципах международного права, принятой ООН в 1970 г., специально подчеркивается, что указанный принцип не должен толковаться как «поощрение или санкционирование действий, направленных на... расчленение или частичное или полное на­рушение территориальной целостности.... или политического единства государств, действующих в соответствии с принципом равноправия и самоопределения народов... и имеющих прави­тельство, представляющее весь народ, живущий на этой терри­тории без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».

Принцип сотрудничества призывает государства осуще­ствлять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество во всех областях отношений, способствуя развитию взаимопонимания и доверия, международному миру, безопасности и росту благосо­стояния народов.

Принцип уважения прав человека и основных свобод чело­века, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, впервые получил закрепление, в Хельсинкском Заключитель­ном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Евро­пе (СБСЕ) 1975 г. Он трактуется как обязанность государств по­ощрять и развивать гражданские, политические, социальные, экономические права и свободы, вытекающие из достоинства человеческой личности и обеспечивающие ее развитие. Госу­дарства должны уважать право национальных меньшинств, про­живающих на их территории, на равенство перед законом и га­рантировать им возможность фактически пользоваться всеми правами и свободами человека. В области прав человека госу­дарства должны действовать в соответствии с целями и принци­пами Устава ООН и международными нормами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., принятой Гене­ральной Ассамблеей ООН.

Принцип мирного урегулирования споров требует от госу­дарств в случае конфликтных ситуаций прибегать на основе сво­бодного выбора к любому из мирных средств, установленных международным правом. К таким средствам относятся: перего­воры, обследование (создание следственных комиссий с целью выявления факта, являющегося основанием спора), посредниче­ство (обращение к третьему государству за рекомендацией в разрешении спора), примирение (создание участниками спора
согласительной комиссии с целью достижения примирения сто­рон), арбитраж, судебное разбирательство (обращение к Меж­дународному суду ООН или иному международному судебному органу). При возникновении спора государства должны воздер­живаться от действий, ставящих под угрозу международный мир и безопасность и затрудняющих возможность урегулирования конфликта мирными средствами.

Принцип добросовестного выполнения государством международных обязательств означает, что каждое государ­ство обязано выполнять международные обязательства, как вы­текающие из общепризнанных принципов и норм международ­ного права, так и из международных договоров. В случае проти­воречия обязательств, вытекающих из международных догово­ров, обязательствам государств по Уставу преимущественную силу имеют последние.

Кроме общих принципов международного права, в отраслях международного права действуют специальные принципы. Так, в международном воздушном праве применяется принцип абсо­лютного суверенитета государств над воздушным пространст­вом в пределах своей территории; в международном морском праве - принцип свободы открытого моря; в праве внешних сно­шений - принцип предоставления привилегий и иммунитетов за­рубежным органам внешних сношений страной их пребывания. Однако отраслевые принципы не исключают применения об­щих принципов, а лишь детализируют их применительно к кон­кретной сфере сотрудничества государств.