Файл: Учебное пособие Краснодар 2015 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Краснодарский университет МВД России
С. Ф. Самойлов
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Краснодар
2015

2
Рецензенты:
Е. В. Сальников, кандидат философских наук, доцент (Орловский юридический институт МВД России им. В. В. Лукьянова);
С. Ю. Любин (Управление информации общественных связей ГУ
МВД по Краснодарскому краю);
А. В. Рунов (Управление информации и общественных связей ГУ МВД
России по Краснодарскому краю).
Самойлов С. Ф.
С17
Философия : учебное пособие/ С. Ф. Самойлов. – Краснодар :
Краснодарский университет МВД России, 2015. – 238 с.
ISBN 978-5-9266-0941-4
В учебном пособии автор популярно излагает важнейшие моменты основных философских систем, раскрывает главные проблемы различных дисциплин философии. Текст пособия отражает содержание тематического плана и соответствует требованиям учебной рабочей программы по дисци- плине «Философия».
Для профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
УДК 159.9.01
ББК 87
ISBN 978-5-9266-0941-4
© Краснодарский университет
МВД России, 2015
© Самойлов С. Ф., 2015
УДК 159.9.01
ББК 87
С17
Одобрено редакционно-издательским советом
Краснодарского университета
МВД России

3
ВВЕДЕНИЕ
Данное небольшое учебное пособие состоит из конспектов лекций, раскрывающих содержание курса «Философия», посвя- щенного основным теоретическим проблемам и историческим эпохам развития мировой философской мысли. Выбор конспек- тивной формы изложения учебного материала обусловлен целым рядом причин. Главным из них следует признать наличие боль- шого числа учебников и учебных пособий, подробно раскрыва- ющих важнейшие моменты становления философских систем с глубокой древности до наших дней.
Основным недостатком этих изданий является их непригод- ность для предварительного знакомства с философской мыслью.
Во-первых, курсантов и слушателей отталкивает сам объем учеб- ного материала, а во-вторых, его сложность не позволяет уча- щимся отделить в нем существенные моменты от второстепен- ных. В связи с этим автор остановился на конспективной форме изложения курса, по своему объему сопоставимого с объемом материала, который учащиеся успевают записать на лекционных занятиях. В целях удобства усвоения содержания курса, лекции разделены на два вопроса, каждый из которых разбит на под- пункты, обозначаемые буквами (А), Б), В) и т. д.). Ключевые тер- мины подчеркнуты, в конце каждой темы делается вывод, харак- теризующий философию изучаемой эпохи.


4
Другой особенностью данного учебного пособия следует признать воздержание (за редким исключением) как от положи- тельных, так и от негативных оценок излагаемых философских систем. Отчасти это сделано в силу того субъективного обстоя- тельства, что самому автору пришлось изучать историю филосо- фии по учебникам советской эпохи, переполненных односторон- ними оценками и идеологическими клише. С другой стороны, простое изложение историко-философского материала должно настроить читателя на понимание философских построений, вступающих порой в прямое противоречие с обыденным созна- нием и так называемым «здравым смыслом». Кроме того, пози- ция «свободы от оценок», занятая автором должна создать объек- тивные предпосылки для диалога с курсантами и слушателями на семинарских занятиях.
В учебном пособии большое внимание уделяется проблеме применения мировоззренческого знания, сведения о структуре и содержании которого можно обнаружить в целом ряде философ- ских систем, в профессиональной деятельности сотрудников
ОВД. Основными сферами такого применения служат: морально- психологическая подготовка сотрудников полиции, профилакти- ка преступлений экстремистской направленности и взаимодей- ствие сотрудников полиции с гражданами, разделяющими раз- личные мировоззренческие взгляды. В последней главе учебного пособия предпринята попытка создания целостной концепции мировоззрения сотрудников правоохранительных органов, кото- рая с одной стороны должна предотвратить политизацию про- фессиональной деятельности полиции, а с другой стороны, под- готовить полицейских к противостоянию с девиантными форма- ми мировоззрения и прежде всего с различными криминальными и экстремистскими идеологиями.
В завершении вступительных замечаний хотелось бы выра- зить надежду, что читатели данного пособия не ограничат свое знание философских проблемах знакомством с ним, а будут са- мостоятельно работать над повышением своего образовательного уровня, который поможет им стать самостоятельно мыслящими личностями.

5
Тема 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ,
ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
И ЛИЧНОСТИ
План
1. Философия как мировоззрения.
2. Предмет и структура философского знания.
1. Философия как мировоззрение
А) Определение и этимология термина «философия».
Термин «философия» имеет греческое происхождение и со- стоит из двух слов: «филио» - любовь и «софия» - мудрость, та- ким образом, философия – это любовь к мудрости. По преданию, этот термин впервые употребил Пифагор, который предпочитал называть себя не мудрецом, поскольку мудростью, по его мне- нию, обладает лишь Бог, но «любомудром», философом. По мне- нию Пифагора, одни люди, «подобно рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Таким образом, согласно Пифагору, философия пред- ставляет собой попытку человека с помощью собственного разу- ма обнаружить истину.
Личностный характер философского знания привел к тому, что не существует единого, общеобязательного определения фи- лософии. Так, одни мыслители, например, Аристотель, Г.В.Ф. Ге- гель, К. Маркс, Э. Гуссерль признают философию особого рода наукой, познающей наиболее общие принципы бытия и познания.
Другие, в частности Шеллинг, полагают, что философия пред- ставляет собой особого рода интеллектуальное искусство. Третьи, например, Л. Витгенштейн и представители аналитической шко- лы, видят задачу философского знания в очищении языка науки от лишенных значений терминов и тем самым настаивают на те- рапевтическом характере философии.
Вместе с тем, в многочисленных и разнообразных фило- софских учениях можно обнаружить связующее начало, позво- ляющее отличить философию от других форм знания и видов че-


6 ловеческой духовности. Так, все они ставят предельно общие теоретические вопросы, ответы на которые служат предпосылкой для возникновения научных теорий, теологических концепций, политических идеологий, правовых учений и т. д., т. е. других форм рационального знания. Такими важнейшими философскими проблемами являются вопросы: «что такое бытие» («что в мире следует признать подлинно существующим»), «каким образом можно достичь истинного знания», «каково отношение человече- ского сознания к бытию», «в чем заключается сущность человека»,
«существуют ли универсальные законы развития общества и если да, то каковы они» и т. д. Предельно абстрактный характер пере- численных вопросов с одной стороны, является специфической чертой философии, а с другой позволяет ей, отвечая на них, служить фундаментом для отдельных наук и любых рациональных учений.
По этой причине в самом общем виде философию можно определить как рациональное знание посвященное решению пре- дельно общих проблем определения сущности и устройства мира, осуществления познавательной деятельности, постижения смыс- ла индивидуального и коллективного существования человека.
Главное значение философии для общества и культуры заключа- ется в том, что она породила научное, рационально-религиозное
(теологическое), теоретико-художественное, теоретико-правовое и иные формы рационального познания.
Из сказанного следует что, несмотря на внешнее противоре- чие друг другу определений характера философии, между ними существует одна общая черта – все они представляют собой ра- циональное постижение человеком окружающего мира и уста- новление своего места в нем. Поэтому в наиболее общем виде философию можно определить как мировоззрение.
Б) Понятие и структура мировоззрения.
Мировоззрение – система обобщенных взглядов человека на мир и на свое место в нем. С помощью мировоззрения формиру- ются основные ценностные ориентиры, стратегии и нормы пове- дения человека в мире. Благодаря мировоззрению человек не только устанавливает сущность природных и социальных пред- метов, процессов и явлений, но и выражает свое отношение к ним.
Существуют различные типы отношений человека (субъекта) к миру (объекту). Важнейшими из них является: познание, по-

7 клонение, художественная, правовая, моральная оценка. В связи с этим мировоззрение может быть: научным, философским, рели- гиозным, эстетическим, этическим, юридическим и т. д. Но какой бы характер не носит мировоззрение, в нем различают 3 основных уровня: мироощущение, миропредставление, миропонимание.
На уровне мироощущения отношение человека к миру вы- ражается с помощью различных эмоций. Простейшими формами мироощущения является: пессимизм, оптимизм. С точки зрения пессимизма мир и природа человека оцениваются негативно. Оп- тимизм напротив, дает им положительную оценку. Таким обра- зом, главным результатом работы мироощущения служит воз- никновение у индивида и социальных групп целостного миро- восприятия действительности.
На уровне миропредставления человек выражает свое отно- шение к миру с помощью различных символов, образов т. е. представлений. Эти представления оформляются в целостную картину мира, которая может иметь научный, философский, ре- лигиозный или иной характер. Картина мира служит связующим звеном между ощущением и пониманием человеком, как себя, так и природно-социальной реальности.
На уровне миропонимания отношение к миру человек вы- ражает с помощью отвлеченных понятий и категорий. На этом уровне возникают сложные теоретические концепции: научные теории, философские и теологические системы, различные формы художественного мировосприятия (манифест сюрреалистов, дадаи- стов, различные художественные школы), социально-правовые теории, политические идеологии и т. д.
Основная задача мировоззрения в социальной и культурной жизни заключается в создании целостной картины мира, которая позволила бы человеку соединить имеющиеся у человека знания встроенные в систему.
В) Основные исторические типы мировоззрения.
Важнейшими историческими формами мировоззрения яв- ляются: мифология, религия, философия, научно-философское мировоззрение.
Мифология представляет собой совокупность различных преданий о богах и героях. Как и любая другая форма мировоз- зрения, мифология стремится объяснить возникновение, развитие


8 и смысл существования мира. Это объяснение дается мифологи- ческим мировоззрением с помощью понятия сверхъестественного.
При этом сверхъестественные силы не противопоставляются миру, природе, а помещаются в нем. По этой причине сверхъестествен- ное начало в мифологии имеет зооморфный и антропоморфный характер.
Второй исторической формой мировоззрения является рели- гия, в которой объяснение природы и общества определяются с помощью сверхъестественного, но теперь оно отделяется от мира, противопоставляется ему и мыслится как личностное начало-Бог.
Таким образом, религия является более рациональной формой мировоззрения, нежели мифология.
Третьей исторической формой мировоззрения является фи- лософия. На первых этапах своего развития, т. е. до выделения из нее науки, она объясняла мир с помощью понятия идеального.
Под идеальным началом понимается умопостигаемые предметы, существующие независимо от человеческого сознания. Например, абсолют, материя, дух, субстанция единая. Таким образом, понятие идеального генетически возникают из понятия сверхъестествен- ного и представляют собой его рационализацию.
Четвертой исторической формой мировоззрения является научное мировоззрение. Ряд исследователей полагают, что его корректнее было бы называть научно-философским мировоззре- нием, поскольку сама наука не является мировоззрением и стре- мится не выносить ценностных суждений, без которых мировоз- зрение невозможно. Таким образом, научно-философское миро- воззрение, по сути, является философским мировоззрением, ос- нованным на базе научных данных.
Г) Специфика философского мировоззрения.
Как уже было сказано, исторически философия представляет собой третью форму мировоззрения после мифологии и религии.
Мифологическое мышление объясняло явления и процессы мира с помощью сверхъестественных сил, пронизывающих природу. В противоположность мифологии, религия четко отличие сверхъ- естественное начало от природы и персонализировала его. В ре- зультате этого возникло представление о Боге. Философия, не- смотря на резкую критику мифологии и религии, трансформиро- вало понятие сверхъестественного в понятие идеального, под ко-

9 торым стала понимать наиболее общие принципы, причины и за- кономерности развития мира. Таким образом, главное отличие философии от мифологии и религии состоит в ее более высокой степени рациональности.
Основное отличие философии от научного познания заклю- чается в том, что философское знание, в силу своего мировоз- зренческого характера, имеет антропоцентрическую природу, т. е. нацелено на установление места человека в мире. Наука, напро- тив, ставит своей целью раскрыть характер природных явлений безотносительно к человеку. Поэтому наука – это измеряющее и исчисляющее знание, тогда как философия – это знание осмыс- ляющее. Таким образом, философия, несмотря на целый ряд сходств с наукой (рациональность, критичность, отношение к ис- тине как к цели познания), обладает собственной спецификой.
Как и любая другая форма мировоззрения, философия отве- чает на вопросы о возникновении, развитии и цели существова- ния мира, а так же о месте в нем человека. Но вместе с тем фило- софия мировоззрения обладает рядом черт, отличающих его от других форм мировоззрения.
Такими чертами философии являются:
1)Универсальность – философское мышление, которое стремится представить не только целостную картину мира, но и максимально стимулировать ее. Раскрыть сущность связи между различными реальностями. Кроме того целостность философско- го мировоззрения достигается путем последовательного проведе- ния кого-либо принципа. В силу данного обстоятельства стано- вится возможным говорить о материалистическом, идеалистиче- ском, скептическом и иных видах философского мировоззрения.
Таким образом, философия, реализуя идею универсальности, предполагается не один, а множество образов мира, каждый из которых является целостным.
2)Критичность – философия в отличие от мифологии и ре- лигии ничего не принимает на веру, не подвергнув, то или иное высказывание критической проверки, т.е. философское знание, является знание доказательным знанием.
3) Личностность – не существует философии так таковой, т.е. общеобязательной философии. Философия всегда имеет лич- ностный характер – она есть результат творчества конкретного


10 мыслителя (философа) Сократа, Платона, Гегеля и т.д. Благодаря личностному характеру философия способствует духовному и гражданскому развитию индивида.
2.
Предмет и структура философского знания
А) Предмет философии.
Одной из важнейших отличительных черт философского знания заключается в том, что философия концентрирует свои усилия не на познании функционирования фрагментов мира, т. е. на описании только биологических, только физических или только социальных процессов, но на их сущностном постижении и от- ношении друг к другу. При этом под сущностью следует пони- мать как значение предмета, постигаемое разумом и одновремен- но как важнейшие условие его существования. Отсюда следует, что сущность это одновременно и мысль и действенная сила, проявляющая себя в предмете. По отношению к предмету сущ- ность играет двойственную роль: с одной стороны, она независима по отношению к чувственно-наглядным проявлениям предметно- сти, а с другой реализуется в них. Постигая сущности различных предметов, устанавливая отношения между ними, философия раскрывает структуру любого рода бытия. Таким образом, глав- ным предметом философии выступает всеобщее или абсолютное начало, представленное как в своем многообразии, так и в единстве.
В свою очередь, под абсолютом понимают начало, которое все в себе содержит, и потому не нуждается в своем существова- нии ни в каком внешнем начале. Абсолютное начало с одной сто- роны, имеет идеальную природу и постигается только мыслью, а с другой проявляется в многообразии и законосообразности предметов, процессов и явлений. Таким образом абсолют является одновременно идеальным и реальным.
Характеризуя абсолют, как реальность можно сказать только то, что он есть, поэтому абсолютная реальность получила наиме- нование бытия. В бытии выделяют два момента – объективный – то, что служит предметом познания и субъективный – тот, кто осуществляет процесс познания. Объективное бытие иногда отождествляют с природой, субъективное – с человеческим спо- собом существования.

11
Стремясь выяснить отношение субъективной реальности к реальности объективной, философия устанавливает наиболее об- щие принципы познания. Кроме того, философское знание не может обойти стороной отношение человека к самому себе и другим людям. Таким образом, основной предмет философии – всеобщее или абсолютное – предстает в форме единства и взаи- мосвязи проблем бытия, познания и самопознания. Эти три ас- пекта предмета философии определяют структуру философского знания.
Б) Структура философского знания.
Разделы философского знания получили наименование фи- лософских дисциплин или философских наук. Традиционно вы- деляют три дисциплины философии: онтологию, гносеологию и этику. Они составляют ядро большинства философских систем.
Онтология, или теория бытия, исследует основные принципы устройства мира. В ее задачу входит решение проблем единства мира, закономерности или случайности его развития, соотноше- ние идеального и материального в нем.
Гносеология, или теория познания, раскрывает основные возможности, цели и методы постижения мира. К ней относятся решение проблем познаваемости мира, соотношения между по- знавательными способностями человека, установление критериев истинности.
Этика, или теория поведения человека в мире. В ее задачу входит решение проблемы смысла человеческой жизни, опреде- ления нравственных ценностей, установление должного в по- ступках человека.
Кроме того, в состав философской системы обычно входят: антропология (учение о человеке и его взаимоотношении с при- родой и обществом), социальная философия (учение о происхож- дении и закономерностях развития общества), аксиология (теория об этических и эстетических ценностях). Следует упомянуть и философию истории, философию науки, диалектику и логику.
Для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД определенный интерес должна вызвать философия права – фило- софская дисциплина посвященная осмыслению сущности права, структуре правовой реальности и правосознания, решению про-