Файл: Учебное пособие Краснодар 2015 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 блемы их соотношения и установлению их места в социальной и духовной жизни.
Как уже было сказано перечисленные и иные философские дисциплин входят в состав детально проработанных учений называемых философскими системами. Каждая философская си- стема создается каждым мыслителем самостоятельно в силу чего в происходит обновление постановки и решения философских проблем, а следовательно и дисциплинарной организации фило- софского знания.
В) Основные направления философии.
Несмотря на то, что философия является личностным знанием в ней можно выделить определенные способы мышления, которые проявляются в различных философских системах. Данные способы мышления получили наименование направлений философской мысли. Важнейшими направлениями философии являются:
1) Объективный идеализм – философское направление пола- гающее, что умозрительное идеальное начало существует независи- мо от человеческого сознания и обуславливает существование фи- зического и социального мира. К числу представленных объектив- ных идеалистов относятся: Платон, Фома Аквинский, Г. В. Ф. Ге- гель, Б. Спиноза, В.С. Соловьев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк.
2) Субъективный идеализм-философское направление, по- лагающее приоритет идеального начала над реальным миром, но полагающее, что идеальное может существовать только в созна- нии человека. Принято различать солипсизм, сводящий реаль- ность к продуцирующий деятельности индивидуального сознания и трансцендентализм-полагающий что реальность формируется общечеловеческим или абсолютным (божественным сознанием).
Представителями солипсизма являлись: А. Шопенгауэр, Дж. Берк- ли. В свою очередь представителями трансцендентализма явля- лись: И.Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, П. Наторп, В. Виндельбанд,
Г. Риккерт, Э. Гуссерль, А.Б. Яковенко.
3) Материализм – философское направление полагающее, что вещественное природное начало обладает приоритетом перед идеальным началом и сознанием. **Представителями*материализма* в эпоху античности в материалистической историко-философской традиции считаются: *Демокрит,Тита Лукрецийее Кар, ее Эпикур.
Эпоха Просвещения представлена следующими именами фило- софов-материалистов: Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах,

13
Ж.О. Ламетри. Вульгарными материалистами в XIX столетии яв- ляются: Л. Бюхнер, Я. Молешотт, К. Фохт. Представителем ан- тропологического материализма в том же столетии принято счи- тать Л. Фейербаха. Основоположниками самого крупной школы диалектического материализма являются К. Маркс и Ф. Энгельс.
В современной философии материализм представлен т. н. науч- ным материализмом к которому относят У. ван О. Куайна, Дж. Б.
Уотсона, Р.В. Селларса, Б.Ф. Скиннера.
4) Реализм – философское направление, полагающее, что материальное и идеальное начало представляют собой равно- сильные и равноценные составляющие мирового целого. Пред- ставителями реализма являются: Аристотель, И. Дунс Скотт,
Б. Спиноза, И. Кант, А.Н. Уайтхед, Н. Гартман.
Г) Функции философии.
Значение философского знания в жизни общества раскрыва- ется с помощью определения его различных функций. Важней- шими из них являются:
1. Рефлексивная функция – позволяет осмыслять различные виды познавательной деятельности человека.
2. Критическая функция, направленная на проверку истин- ности любого рода знания, в том числе и философского. Она формирует у человека антидогматический и диалогический стиль мышления.
3. Методологическая функция позволяет сформировать тео- ретическую базу проведения исследований в самых различных областях.
4. Гуманитарная функция способствует формированию у человека общечеловеческих ценностей и идеалов и установлению индивидом смысла собственной жизни.
5. Образовательно-воспитательная функция – позволяет фор- мировать у индивида целостную систему знания о мире и поведе- ние в обществе.
Наличие у философского знания большого числа ролей вы- полняемых им по отношению к обществу и культуре позволяют говорить о нем как о важной составляющей социальной и духов- ной жизни общества.
Выводы: философия одна из древнейших форм человече- ского знания, представляющая собой попытку индивида на основе собственного разума познать истину и открыть смысл собствен- ного существования.


14

Тема 2. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ
ФИЛОСОФИИ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО XIX ВЕКА
2.1 История западноевропейской философии: от античности
до XIX века. Античная философия
План
1. Общая характеристика античной философии.
2. Ранняя натурфилософия.
3. Поздняя натурфилософия.
4. Классическая греческая философия
5. Эллинистический и неоклассический периоды.
1. Общая характеристика античной философии
А) Античная картина мира.
Мир представлялся грекам в качестве упорядоченной сово- купности вещей – космоса. В отличие от беспорядочного хаоса, в космосе все перемещения предметов осуществляются по пред- вечным законам, которые возвышались над волей богов и людей.
Упорядоченное движение являлось следствием замкнутости кос- моса. Последний понимался греками чувственно-наглядно в ка- честве сферы, в центре которой находилась неподвижная земля, а вокруг нее совершали движение небесные тела – луна, солнце, планеты. Звезды казались древним неподвижными.
Космос соединял в себе три важнейших характеристики: он был одновременно телесным, идеальным и божественным. Осо- бенность телесного аспекта заключалась в том, что телом обладали как боги, так и идеальные предметы, например, числа. Идеаль- ный аспект космоса представлял собой логический и смысловой каркас мира и выражался понятием логоса – объективного суще- ствующего разумного начала. Логос определял место каждой ве- щи в мире и являлся замыслом мира в целом. Божественный ас- пект космоса заключался в том, что божественное, душевное начало (пневма) существовало в самом мире, пронизывало собой вещи и приводило их в движение. Тождество божественного и

15 природного начал получило наименование пантеизма, от грече- ских слов «пан» все и «теос» – бог, т. е. «бог во всем».
Таким образом, космос представлял собой совершенный, божественный организм. Для греков он являлся образцом для подражания, взирая на его совершенство, они пытались выстро- ить микрокосмос – собственную душу и собственное тело, а так- же свою общественную жизнь.
Б) Основные периоды и характерные черты античной
философии.
Под античной философией понимают совокупность фило- софских взглядов древних греков и римлян. Хронологически ан- тичная философия охватывает 7 век до н. э.-6 век н. э. и разделя- ется на 4 основных периода:
1) Натурфилософский период античной философии длился с
7 по 5 век до н. э., его основной проблемой являлось объяснение природных процессов. В греческом языке термин природа обо- значается термином «физис», а в латыни «натура», отсюда и название первого периода развития античной философии. Основ- ными школами данного периода являются милетская (Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен), элейская (Ксенофан Колофонский,
Парменид, Зенон Элейский), пифагорейская школы (Пифагор,
Филолай, Архит), а также Гераклит Эфесский.
2) Классический период охватывал собой 5-4 века до н. э. важнейшей проблемой данного времени являлось проблема иде- ального начала. Основными представителями этого периода яв- лялись софисты (Протагор, Горгий, Гиппий), Сократи различные сократические школы, Платон и Древняя Академия, Аристотель и перипатетическая школа.
3) Эллинистический период длился с 3 века до н. э. по 4 век н. э., его основной проблемой являлась проблема обнаружения путей умиротворения души. Основными школами эллинистиче- ского периода является киники (Антисфен, Диоген Синопский), стоики (Зенон Китионский, Посидоний, Марк Аврелий, Луций
Анней Сенека), эпикурейцы (Эпикур, Тит Лукреций Кар), скеп- тики (Пиррон, Тимон, Секст Эмпирик).
4) Неоклассический или поздний период (4-6 н. э.) – его ос- новными проблемами являлись: синтез учений Платона и Ари- стотеля и создание целостной языческой картины мира, способ-


16 ной противостоять христианству. Важнейшей школой данного периода следует признать неоплатонизм, представленный Плоти- ном, Порфирием и Ямвлихом.
Важнейшими чертами античной философии являются:
1) Космоцентризм – рассмотрение космоса в качестве веч- ного начала и главного предмета философствования.
2) Пантеизм – учения о соотношении Бога и мира, согласно которому Бог присутствует во всех явлениях мира и имеет без- личностный характер.
3) Гилозоизм – учение об одухотворенном характере мате- риального начала, согласно которому всем материальным пред- метам свойственна способность к ощущению, восприятию и мышлению.
4)Рационализм – философское учение, признающее разум в качестве основного источника истинного знания. Рационализм греческой философии заключался в ее стремлении обосновывать и доказывать любое выдвигаемое положение.
5) Антропологизм – характерная черта античной филосо- фии, которая выражалась в ориентации знания на выводы, каса- ющиеся человеческого существования. Специфика античного ан- тропологизма заключается всего ярко выраженном этическом ха- рактере, который проявлялась в разработке конкретных рекомен- даций индивиду по организации своего образа жизни.
Значение античной философии заключается в том, что она послужила основанием для всей последующей западноевропей- ской духовной культуры. В частности она легла в основание за- падноевропейского искусства, науки и христианской теологии.
2.Ранняя натурфилософия
А) Милетская школа и Гераклит.
Первоначально греческая философия делала акцент на ис- следовании телесного аспекта космоса, поэтому первый период ее развития получил наименование натурфилософии (философия природы). Различают раннюю и позднюю натурфилософию. Для натурфилософии в целом характерна проблема единства мира, которая выразилась в поиске первоначала (архе), из которого воз- никло все сущее. Ранняя натурфилософия решала эту проблему по-

17 ложительно и полагала в качестве архе одно начало. Данный подход получил наименование монизма. Каждый из представите- лей милетской школы – Фалес (конец VII – первая половина VI в. до н. э.), Анаксимандр (VI в. до н. э.) и Анаксимен (VI в. до н. э.), а также Гераклит Эфесский (544 или 540 – 380 гг. до н. э.), пред- лагал конкретную стихию в качестве архе. Так, Фалес считал, что все возникло из воды, Анаксимен – из воздуха, Гераклит – из огня.
Анаксимандр полагал в качестве архе – апейрон (беспредельное).
Для древних греков рассмотрение стихий в качестве основа- ния или субстанции мира являлось самоочевидным по своей ис- тинности познавательным приемом в силу следующих обстоя- тельств. Во-первых, архее представлялось таким же самоочевид- ным предметом как и явления природы: небо (воздух), солнечный свет (огонь), почва (земля) или море (вода). Во-вторых, посколь- ку небо, солнечный свет, почва или море производили органиче- ские и неорганические предметы, выбор стихии обосновывался ее способностью породить из себя другие стихии, а также кон- кретные вещи. В третьих, необходимостью определить устойчи- вое основание изменчивых явлений, придающее целостность миру и выражающего его сущность.
Самым ярким представителем ионийской натурфилософии следует признать Гераклита Эфесского. Согласно Гераклиту в основании лежит динамическое вещественное начало, которое одновременно является и разумным началом – огнем-логосом.
Все предметы и процессы реального мира представляют собой проявление данного начала: «Этот мир не создан ни кем из богов и ни кем из людей, а был, есть и будет мерами возгорающимся и мерами потухающим огнем». Динамика изменения реального ми- ра определяются логикой взаимоперехода противоположностей, которая позднее получила наименование диалектики.
Изменчивость мира поставила перед Гераклитом вопрос об обнаружении источника истинного знания. Согласно Гераклиту, таким основанием является теоретическое мышление, которое по своему предмету и структуре не совпадает с обыденным сознанием.
В частности это выражается в различии предлагаемых ими обра- зов мира. Так, чувственному познанию мир предстает в многооб- разии, а теоретической мысли как единство: «Не мне, но Логосу внимая, познал я, что мир есть одно». Различие между теоретиче-


18 ским и обыденным сознанием неизбежно приводило к непонима- нию философа простыми обывателями. В результате философ, по мнению Гераклита, обречен на одиночество, но обладание истин- ным знанием и принадлежность к истинному бытию делает его безразличным к чужому мнению.
В) Элейская школа.
Представители элейской школы Ксенофан, Парменид, Зе- нон, Мелисс в противоположность милетцам, предложили не ка- чественный, а количественный подход к решению проблемы единства мира. Так, Парменид (ок. 540 г. до н. э.), определяя архе, которое он называет бытием, подчеркивая его количественную характеристику, говорит о том, что оно едино. Кроме того, он указывает на умозрительный, идеальный характер архе: «быть и мыслить одно и то же».
Важность элейского подхода к решению проблемы единства мира заключается в том, что оно обосновало возможность позна- ния природы с помощью разума. Если скрывающаяся за чув- ственными вещами сущность мира не телесна, а идеальна, то по- стигать мир можно не чувствами, а разумом. Данный вывод мож- но признать первым шагом теоретического мышления, поскольку он признавал наличие у рационального мышления предмета, от- личного от предмета чувственного познания. Непосредственным следствием элейского учения о бытии стало открытие и обосно- вание математического мышления.
Г) Пифагорейская школа.
Пифагорейцы во многом совместили количественный и ка- чественный подходы к решению проблемы единства мира. Они отводили роль архек числам, которые соединяли в себе как ми- нимум пять характеристики.
Например, арифметический аспект числа 3 заключался в том, что тройка возникала в результате суммы единицы и двойки.
Геометрический аспект был связан с неотделимостью для грече- ского мышления арифметического значения от геометрических построений. В силу этого тройка изображалась как треугольник.
Физический аспект присутствовал в числе потому, что оно не от- делялось от чувственных предметов. Символический аспект сле- довал из геометрического. Тройка являлась символом устремлен- ного ввысь огня. И наконец, теологический аспект заключался в

19 том, что числа отождествлялись с богами, так тройка признава- лась числом Зевса. Понимание числа в качестве идеального принципа пронизывающего собой все предметы, процессы и яв- ления мира позволила пифагорейской школе снять противоречие между теоретическим и чувственным познанием, обнаруженное элейской школой.
3. Поздняя натурфилософия.
А) Плюрализм Эмпедокла.
Характерной чертой поздней натурфилософии следует при- знать онтологический плюрализм – полагание основанием мира множественного начала. Данная концепция возникла для реше- ния затруднения, с которым столкнулся онтологический монизм, свойственный ранней натурфилософии: он не мог объяснить, как именно осуществляется процесс порождения вещей первонача- лом. Решение этой проблемы поздние натурфилософы видели в рассмотрении структуры субстанционального начала.
Первый представитель поздней натурфилософии Эмпедокл
(490/487/482 – 430/424/423 гг. до н. э.) признавал в качестве осно- вы мира или субстанции четыре первоначала – землю, огонь, воз- дух и воду и две стихии – любовь (филия) и вражду (нейкос). С точки зрения греческого философа, не существует рождения и смерти вещей, поскольку нет небытия. Вещи появляются в ре- зультате сгущения и исчезают в результате разряжения указан- ных первоначал. При этом главными причинами, заставляющими первоначала соединяться, являются вражда и любовь.
Концепция Эмпедокла представила архе не в виде самотож- дественного начала и не в виде совокупности элементов, но в ви- де единого целого, имеющего части и функционирующего по определенным принципам.
Б) Атомизм Демокрита.
Если плюрализм Эмпедокла сводился к разделению факти- чески единого бытия на четыре части, то Демокрит (V–IV вв. до н. э.) был подлинным плюралистом. Он представил первоначало в качестве совокупности неделимых вещественных элементов – атомов. Атомистической философии удалось сохранить основные достижения предшествующих философских учений. Так, атомы