Файл: Учебное пособие Краснодар 2015 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

227
Заключение
В завершении краткого курса философии хотелось бы кос- нуться вопроса, который всегда задается лектору курсантами и слушателями: зачем нам нужна философия? Ответ на этот во- прос, который всегда звучит в начале чтения лекции, был отнесен нами в конец учебного пособия отнюдь неслучайно.
Философия, в отличие от науки, не может дать своего опре- деления в начале своего изучения. Точно также нельзя сразу от- ветить на вопрос, зачем будущим офицерам милиции и юристам необходимо преподавание азов философского знания. И только теперь, когда нарисованы мировоззренческие картины различных эпох и представлены наброски философских систем, можно по- пытаться дать ответ на него.
Получение образования во всех культурах и во все эпохи не могло обойтись без определенной картины мира, придающей це- лостность имеющимся знаниям самых различных областей.
Необходимость такого завершения образования в военизирован- ных учебных заведениях еще более очевидно. Во все времена и при всех режимах в военных и полицейских вузах слушателям излагались азы господствующей религии или идеологии. В про- тивном случае, защитнику государства было бы неясно, за какие идеалы он борется.
Специфика демократического или стремящегося стать де- мократическим общества заключается в том, что она не может и не желает навязывать своим гражданам единого и общеобяза- тельного мировоззрения и тем самым подчеркивает, что главной его ценностью является свобода – свобода вероисповедания, сво- бода слова и печати, свобода мысли. Поэтому в демократических государствах целостность мировоззрению придают не с помощью идеологии или догматов какой-либо одной религии, а с помощью философии, которая требует мыслить самостоятельно и выбирать ту или иную точку зрения только после критической проверки.
Иными словами, в демократическом обществе преподавание фи- лософии обязательно, поскольку государство желает превратить молодых людей в самостоятельные личности. Поэтому, изучая историю философии, будущие защитники правового государства

228 должны видеть галереи лиц, осмелившихся, часто вопреки своей эпохе, мыслить самостоятельно и хотя бы отчасти ориентиро- ваться на них.
Мир философии – это мир духовной свободы, поэтому в нем нет предзаданных ответов, общеобязательной картины мира, но зато в ней есть вопросы и проблемы, без решения которых не- возможно получение какого-либо целостного мировоззрения.
Стремясь научиться мыслить самостоятельно, каждый учащийся должен иметь представление о тех, кто до него мыслил самостоя- тельно и как он решал «вечные вопросы». Таким образом, изуче- ние истории философии является необходимым предваритель- ным условием полноценного самостоятельного мышления. В свою очередь умение самостоятельно мыслить составляет глав- ный признак свободной личности, достойной жить в правовом государстве.


229
Литература
А) Цитируемая:
1. Кант И. Критика чистого разума. М., Мысль, 1994, с. 50–51.
2. Кант И. Критика чистого разума. М., Мысль, 1994, с. 54–55.
3. Кант И. Критика чистого разума. М., Мысль, 1994, с. 80.
4. Кант И. Критика чистого разума. М., Мысль, 1994, с. 233.
5. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками / Т.2: От Канта до Ницше:
М., Терра, 2000, с. 229.
6. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками / Т.2: От Канта до Ницше:
М., Терра, 2000, с. 229.
7. Гегель Г.В.Ф. Система наук. Ч. 1 / Феноменология духа.
СПб., Наука, 2002, с. 9.
8. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб., Наука, 2003, с. 60.
Б) Обязательная:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.
2. Балашов Л.Е. Практическая философия. М., 2001.
3. Введение в философию. М.: Политиздат, 1989.
4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
5. Горбачев В.Г. Основы философии. М., 1998.
6. Гуревич П.С. Основы философии. М., 2000.
7. Ермакова Е.Е. Философия. М., 1999.
8. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: «Логос», 2002.
9. Радугин А.А. Философия, 1996.
10. Радугин А.А. Философия // Курс лекций. М., 2001.
11. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.
12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2002.
13. Тихонравов Ю.В. Философия. М., 1999.
14. Философия. Краснодар, 1997.
15. Философия: Учебник для высших учебных заведений.
Ростов-на-Дону, 2002.
16. Философия / Под ред. В.И. Кириллова. М., 2002.
17. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2002.
18. Философия / Под ред. В.Д. Губина. М., 2000.

230
Перечень вопросов для подготовки к промежуточной
аттестации
1.
Определение и этимология термина «философия».
2.
Понятие и структура мировоззрения.
3.
Основные исторические типы мировоззрения.
4.
Специфика философского мировоззрения.
5.
Предмет философии.
6.
Структура философского знания.
7.
Основные направления философии
8.
Функции философии.
9.
Античная картина мира.
10.
Основные периоды и характерные черты античной фило- софии.
11.
Милетская школа и Гераклит.
12.
Элейская школа.
13.
Пифагорейская школа.
14.
Плюрализм Эмпедокла.
15.
Натуралистический дуализм Анаксагора.
16.
Атомизм Демокрита.
17.
Понятие антропологического поворота.
18.
Релятивизм софистов.
19.
Антропологический идализм Сократа.
20.
Объективный идеализм Платона.
21.
Реализм Аристотеля.
22.
Философские школы эпохи эллинизма.
23.
Философия неоплатонизма.
24.
Средневековая картина мира.
25.
Общая характеристика средневековой философии.
26.
Патристика.
27.
Схоластика.
28.
Картина мира эпохи Возрождения.
29.
Панентеизм Николая Кузанского.
30.
Пантеизм Джордано Бруно.
31.
Новоевропейская картина мира.
32.
Характерные черты новоевропейской философии.
33.
Эмпиризм Ф. Бэкона.
34.
Сенсуализм Джона Локка.


231 35.
Рационализм Рене Декарта.
36.
Пантеизм Б. Спинозы.
37.
Спиритуализм Г.В. Лейбница.
38.
Картина мира эпохи Просвещения.
39.
Характерные черты философии эпохи Просвещения.
40.
Антропология Ж.О. де Ламетри.
41.
Этика К.А. Гельвеция.
42.
Спиритуализм Дж. Беркли.
43.
Скептицизм Д. Юма.
44.
Трансценденталистская картина мира.
45.
Общая характеристика немецкой классической философии.
46.
Теоретическая философия И. Канта.
47.
Практическая философия И. Канта.
48.
Субъективный идеализм И. Г. Фихте.
49.
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.
50.
Научная картина мира ХIХ века.
51.
Характерные черты постклассической философии ХIХ в.
52.
Первый и второй позитивизм.
53.
Марксизм.
54.
Неокантианство.
55.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
56.
Философия жизни А. Шопенгауэра.
57.
Метафизика воли Ф. Ницше.
58.
Современная научная картина мира.
59.
Характерные черты современной философии.
60.
Аналитическая философия.
61.
Психоанализ.
62.
Феноменология.
63.
Экзистенциализм.
64.
Постмодернизм.
65.
Философская мысль Киевской и Московской Руси.
66.
Социально-философские взгляды славянофилов.
67.
Философия русского Просвещения.
68.
Социально-философские взгляды западников.
69.
Философия всеединства Вл. Соловьева.
70.
Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева.
71.
Диалектический материализм.
72.
Русский космизм.

232 73.
Определение.
74.
Методы.
75.
Место в философской системе.
76.
Этапы развития.
77.
Бытие.
78.
Ничто, небытие.
79.
Субстанция.
80.
Сущее.
81.
Идея.
82.
Материя.
83.
Определение гносеологии.
84.
Основные категории гносеологии.
85.
Структура познавательной деятельности.
86.
Соотношение видов познания.
87.
Проблема познаваемости мира.
88.
Проблема истины.
89.
Основные функции практики.
90.
Понятие практики.
91.
Определение.
92.
Предмет социальной философии.
93.
Виды объяснения социальных отношений.
94.
Место социально философии в системе общественных наук.
95.
Основные принципы социальной философии.
96.
Общество как система.
97.
Материально-производственная сфера жизни общества.
98.
Социальная сфера жизни общества.
99.
Политическая система общества.
100.
Понятие общественного сознания.
101.
Религиозное сознание.
102.
Философское и научно-рационалистическое сознание.
103.
Мораль (нравственное сознание).
104.
Эстетическое сознание.
105.
Правовое сознание.
106.
Определение.
107.
Предмет философской антропологии.
108.
Проблема человека.
109.
Образ человека в средневековье.


233 110.
Образ человека в античности.
111.
Образ человека в Новое время.
112.
Естественнонаучная концепция.
113.
Теистическая концепция происхождения человека.
114.
Трудовая концепция происхождения человека.
115.
Символическая концепция происхождения человека.
116.
Теории, отрицающие смысл жизни.
117.
Содержательные концепции смысла жизни.
118.
Формальные теории смысла жизни.
119.
Понятие и предмет аксиологии.
120.
Основные направления аксиологии.
121.
Специфика античного и средневекового понимания ценности.
122.
Кантовская и неокантианская интерпретация ценностей.
123.
Основные виды ценностей.
124.
Методологическое значение ценностей.
125.
Понятие науки.
126.
Основные особенности научного познания.
127.
Исторические этапы развития науки.
128.
Эмпирический уровень.
129.
Теоретический уровень.
130.
Сущность научного познания
131.
Общая характеристика объяснения.
132.
Дедуктивно-номологическая и рациональная модели объяснения.
133.
Роль научного объяснения в социально-гуманитарном познании.
134.
Понимание.
135.
Общая характеристика философской герменевтики
136.
Основные типы понимания.
137.
Проблема определения характера философии права.
138.
Проблема определения предмета философия права.
139.
Понятие правосознания
140.
Структура философии права.
141.
Функции права.
142.
Гносеология права как философская дисциплина.
143.
Проблема истины в гносеологии права
144.
Проблема референции в гносеологии права

234 145.
Специфика методологии права
146.
Структура методологии права.
147.
Специфика научного и философского познания.
148.
Определение сущности права в философско-правовой науке.
149.
Основные виды философского правопонимания.
150.
Сознание как смыслонаделяющая инстанция.
151.
Осмысление как специфическая черта философского знания.
152.
Понимание как сущность юридической герменевтики.
153.
Определение правой онтологии.
154.
Бытие как таковое.
155.
Определение места права в онтологической картине мира.
156.
Сущность и существование права.
157.
Основные формы бытия права.
158.
Правосознание.
159.
Категории правового бытия
160.
Специфика правовых категорий.
161.
Категории арабо-мусульманской правовой культуры
162.
Категории западноевропейской философской правовой культуры.
163.
Категории российской правовой системы.
164.
Общая характеристика дореволюционного периода.
165.
Основные представители теории государства и права дореволюционного периода.
166.
Основные представители теории государства и права советского периода.
167.
Общая характеристика постсоветского периода государ- ственно-правовой мысли.
168.
Понятие правового государства.
169.
Понятие гражданского общества.
170.
Проблемы формирования правового государства в пост- тоталитарном обществе.
171.
Основные этапы формирования понятий правовое госу- дарство и гражданское общество
172.
Современные концепции гражданского общества.
173.
Понятие культуры юриста.
174.
Общие черты философия и юридическая деятельность.


235 175.
Значение философии в подготовке сотрудников право- охранительных органов.
176.
Понятие мировоззренческого знания.
177.
Юридическое мировоззрение
178.
Правоохранительное мировоззрение.
179.
Мировоззренческая подготовка сотрудников правоохра- нительных органов.
180.
Проблема смысла жизни в правоохранительном миро- воззрении.
181.
Проблема истины в правоохранительном мировоззрении.
182.
Содержание мировоззрения сотрудника правоохрани- тельных органов.

236
Оглавление
Введение……………………………………………………. 3
Тема 1. Специфика философского знания, предмет
и функции философии в социокультурном опыте
человечества и личности……………..………………………..5
Тема 2. История западноевропейской философии:
от античности до XIX века………………………….................. 14 2.1. История западноевропейской философии: от античности до XIX века. Античная философия…………….. 14 2.2. История мировой философии: от античности до XIX века. Философия Средневековья и Возрождения……... 34 2.3. История мировой философии: от античности до XIX века. Философия Нового времени……………………… 43 2.4. История западноевропейской философии: от античности до XIX века. Философия Просвещения……….. 50 2.5. История мировой философии: от античности до XIX века. Немецкая классическая философия ……………... 55
Тема 3. Философские школы современности…………. 61 3.1. Философские школы современности.
Постклассическая философия XIX века………………………... 61 3.2. Философские школы современности: от начала
XX века по настоящее время …………………………………… 69
Тема 4. Русская философия: основные этапы
и специфика……………………………………………………... 79
Тема 5. Философская картина мира…………………… 89
Тема 6. Познание, его возможности и границы.
Сущность и специфика научного познания………………… 101
Тема 7. Учение об обществе…………………………….. 108
Тема 8. Философия человека. Личность
и профессиональная деятельность…………………………… 121
Тема 9. Ценности в структуре человеческой
деятельности………….……......................................................... 131
Тема 10. Наука методология…………………………….. 137
Тема 11. Методология социально-гуманитарного
познания………………………………….……………………… 142