Файл: Учебное пособие Краснодар 2015 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

209 гарантирующего построение открытого общества, основанного на партнерских отношениях между людьми.
В отличие, от ценностно-телеологического вида, ценностно- прагматический вид социально правовых картин ориентирован на раскрытие средств, с помощью, которого достигается реализация поставленной государством цели. В рамках данного вида соци- ально-правовых картин развития общества выделяют «дискур- сивную» и «командную» модели. «Дискурсивная» модель право- порядка рассматривает разум и социальный диалог в качестве важнейшего условия достижения обществом консолидации.
Напротив, «командная» модель полагает в основу права волевое начало. Таким образом, различие средств достижения правопо- рядка, предлагаемых «дискурсивной» и «командными» моделями приводит к противоположным формам социального единства. В первом случае оно принимает вид единомыслия, во втором еди- ноначалия. Два указанных вида социально-правовых картин сле- дует рассматривать как взаимодополняющие, поскольку они рас- крывают различные аспекты демократического и авторитарного способов регуляции общественными отношениями.
На уровне миропонимания юридическое мировоззрение в отличие от правосознания не ограничивается раскрытием сущности права, т. е. правопониманием. Помимо правопонимания, предла- гающего систему правовых идей, создаваемую индивидуальным теоретико-юридическим и философско-правовым мышлением, юридическое мировоззрение посредством многих поколений лю- дей создает конкретные правовые культуры. Будучи результатом осмысления социального и юридического опыта правовая куль- тура является наиболее значимым результатом юридического ми- ровоззрения, поскольку она представляет с одной стороны, итог взаимодействия правового мироощущения, миропредставления и миропонимания, а с другой, реализацию правовых чувств, пред- ставлений и идеалов на практике.
Содержание правовой культуры составляют правовые идеи, которые разрабатываются и добиваются признания в рамках кон- кретных цивилизаций. Так, в рамках арабо-мусульманской циви- лизации сформировалась религиозно-правовая культура, опери- рующая такими категориями как иджма, идждихад, кияс, акль, таклид и т. д. В свою очередь западноевропейская цивилизация

210 создала правовую культуру, основанную на принципах свободы, естественных прав человека, гражданского обществах и правово- го государства. Цивилизационные правовые категории лежат в основании реально действующих правовых систем. Например, перечисленные выше категории арабо-мусульманской правовой культуры служат фундаментом четырех религиозно-правовых школ: ханифитского, шафиитского, маликийского и ханбалист- ского мазхабов, а также правовой системы шиитского ислама.
Подобным же образом, идеи западноевропейской правовой куль- туры реализуются в романо-германской и англо-саксонской пра- вовых системах. Из сказанного можно сделать вывод о том, что юридическое мировоззрение представляет собой не только си- стему отвлеченных взглядов, но действенную силу, способную создавать, поддерживать и преобразовать окружающую социаль- ную реальность стороны.
Как правило, формирование юридического мировоззрения осуществляется под воздействием других форм общественного сознания и мировоззренческих систем. Так, арабо-мусульманское правовое мировоззрение формировалось под влиянием религиоз- ного сознания, а западноевропейская юридическая культура под воздействием философской мысли. В целом адекватное понима- ние правовых теорий, предлагаемых правосознанием и юридиче- ским мировоззрением невозможно адекватным образом усвоить вне решения важнейших философских проблем, таких как: соот- ношение целого и части, сознания и бытия, свободы и необходи- мости, индивидуального и коллективного и т. д. Таким образом, философское знание является важнейшие предпосылкой усвое- ния, как юридических теорий, так и идей юридического мировоз- зрения.
В) Правоохранительное мировоззрение.
Мировоззрение сотрудников правоохранительных органов представляет собой одну из форм юридического мировоззрения наряду с обыденным и теоретическим правовым мировоззрением.
По этой причине правоохранительное мировоззрение содержит в себе те же уровни, что и юридическое мировоззрение. В плане мироощущения оно может быть, оптимистическим, пессимисти- ческим или эмоционально сбалансированным. Кроме того, миро- воззрение сотрудников правоохранительных органов может осу-


211 ществляться в рамках федералистской (демократической) или имперской (авторитарной) идеологии, использовать командные или дискурсивные методы управления. Наконец, правоохрани- тельное мировоззрение является неотъемлемой частью функцио- нирования любой правой системы.
Вместе с тем, мировоззрение сотрудников правоохрани- тельных органов существенным образом отличается от других форм юридического мировоззрения. Прежде всего, специфика правоохранительного мировоззрения заключается в том, что оно в отличие от теоретического правосознания ориентировано не на познание правовой реальности, а на ее защиту. По этой причине сотрудник правоохранительных органов в своем знании ориенти- руется не на прошлое и не будущее права, а на его настоящее, на действующее законодательство. С другой стороны, он в отличие от носителей обыденного юридического правосознания и миро- воззрения не может ограничиться простыми сведениями о дей- ствующем законодательстве. Для того, что бы быть подлинным защитником закона необходимо знать не только внешнюю сторо- ну права, но и его сущность. Если для, представителей обыденно- го юридического мировоззрения закон, это совокупность правил, нарушение которых влечет за собой различные формы наказания, а для теоретиков права средство поддержания нормального раз- вития общества, то для сотрудников правоохранительных орга- нов это непременное условие самосохранения человека как нрав- ственного существа.
Находясь в постоянном противостоянии с организованной преступностью, пресекая различные формы противоправных дей- ствий, сотрудники правоохранительных органов как никто дру- гой знают, что не соблюдение законности приводит не только к ущемлению прав людей, к нарушению нормальной общественной жизни, но и к саморазрушению личности преступника. По этой причине закон для подлинных носителей правоохранительного мировоззрения представляет собой не только сферу профессио- нальной деятельности, но и выражение их убеждений. Данное об- стоятельство позволяет рассматривать деятельность по защите правопорядка не только в качестве профессии, но качестве вы- полнения долга как по отношению к обществу, так и по отноше- нию к самому себе. По этой причине основную установку миро-

212 воззрения сотрудников правоохранительной деятельности можно определить служение.
Говоря о служении как о мировоззренческой установке необходимо учитывать два ее важнейших момента. Первый из них заключается в определении предмета служения, а второй с раскрытием его характера. В отличие от других форм государ- ственной службы служба в органах внутренних дел не есть слу- жение только государству и тем более не конкретному политиче- скому режиму. Конечно же, верность своей стране и возглавля- ющему ее правительству является непреложным условием вы- полнения сотрудниками полиции своего долга и сохранения сво- ей профессиональной чести, однако служение государству осу- ществляется потому, что без него поддержание порядка в обще- стве и воспроизводства в нем высокой духовной культуры не представляется возможным. Сохраняя безусловную верность гос- ударству, полицейский служит ему не только потому, что оно выступает по отношению к нему работодателем, но главным об- разом в силу того, что оно является гарантом нормальной соци- альной жизни. Поэтому служба в органах внутренних дел являет- ся для полицейского не только государственным, но еще и соци- альным служением.
Служение, как в объективном, так и в субъективном отно- шении имеет ценностный характер. В объективном отношении служение весьма значимо, поскольку далеко не все индивиды способны жертвовать своими силами, временем, здоровьем, а иногда и жизнью, ради других людей. Поэтому общество и госу- дарство дают положительную характеристику и стимулируют различные формы государственного и социального служения. В субъективном отношении служение также имеет ценностную природу так, как связано с преодолением индивидом самого себя, перенесением страданий, получением заслуг и т. д. В свою оче- редь ценностная природа служения проявляется в профессио- нальной деятельности сотрудников правоохранительных органов в целом и сотрудников полиции в частности, что неизбежно от- ражается на их мировоззрении.
Вообще, мировоззрение может принимать различные фор- мы. Важнейшими формами мировоззрения являются: его пони- мание в качестве совокупности взглядов на мир, а также пред-


213 ставление о нем, как о системе принципов регулирующую отно- шения между людьми и содержащую ценности, нормы, правила и требования их поведения. Мировоззрение сотрудников право- охранительных органов является мировоззрением преимуще- ственно во втором значении данного термина, поскольку их про- фессиональная деятельность предполагает правовое регулирова- ние отношений между гражданами и социальными группами. В свою очередь правовое регулирование предполагает наличие конкретной ценностной системы и опирающуюся на нее систему правовых норм. По этой причине можно сделать вывод о том, что мировоззрение сотрудников правоохранительных органов имеет ценностный характер.
Ценностный характер юридического и правоохранительного мировоззрения сближает его с философским мировоззрением, ко- торое позволяет правосознанию решить целый ряд задач, важ- нейшей из них является осуществление мировоззренческой под- готовки сотрудников внутренних дел.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

Г) Мировоззренческая подготовка сотрудников право-
охранительных органов.
Мировоззрение сотрудников правоохранительных органов представляет собой одну из форм юридического мировоззрения наряду с обыденным и теоретическим правовым мировоззрением.
По этой причине правоохранительное мировоззрение содержит в себе те же уровни, что и юридическое мировоззрение. В плане мироощущения оно может быть, оптимистическим, пессимисти- ческим или эмоционально сбалансированным. Кроме того, миро- воззрение сотрудников правоохранительных органов может осу- ществляться в рамках федералистской (демократической) или имперской (авторитарной) идеологии, использовать командные или дискурсивные методы управления. Наконец, правоохрани- тельное мировоззрение является неотъемлемой частью функцио- нирования любой правой системы.
Вместе с тем, мировоззрение сотрудников правоохрани- тельных органов существенным образом отличается от других форм юридического мировоззрения. Прежде всего, специфика правоохранительного мировоззрения заключается в том, что оно в отличие от теоретического правосознания ориентировано не на познание правовой реальности, а на ее защиту. По этой причине

214 сотрудник правоохранительных органов в своем знании ориенти- руется не на прошлое и не будущее права, а на его настоящее, на действующее законодательство. С другой стороны, он в отличие от носителей обыденного юридического правосознания и миро- воззрения не может ограничиться простыми сведениями о дей- ствующем законодательстве. Для того, что бы быть подлинным защитником закона необходимо знать не только внешнюю сторо- ну права, но и его сущность. Если для, представителей обыденно- го юридического мировоззрения закон, это совокупность правил, нарушение которых влечет за собой различные формы наказания, а для теоретиков права средство поддержания нормального раз- вития общества, то для сотрудников правоохранительных орга- нов это непременное условие самосохранения человека как нрав- ственного существа. Находясь в постоянном противостоянии с организованной преступностью, пресекая различные формы про- тивоправных действий, сотрудники правоохранительных органов как никто другой знают, что не соблюдение законности приводит не только к ущемлению прав людей, к нарушению нормальной общественной жизни, но и к саморазрушению личности преступ- ника. По этой причине закон для подлинных носителей право- охранительного мировоззрения представляет собой не только сферу профессиональной деятельности, но и выражение их убеж- дений. Данное обстоятельство позволяет рассматривать деятель- ность по защите правопорядка не только в качестве профессии, но качестве выполнения долга как по отношению к обществу, так и по отношению к самому себе. По этой причине основную уста- новку мировоззрения сотрудников правоохранительной деятель- ности можно определить служение.
Говоря о служении как о мировоззренческой установке необходимо учитывать два ее важнейших момента. Первый из них заключается в определении предмета служения, а второй с раскрытием его характера. В отличие от других форм государ- ственной службы служба в органах внутренних дел не есть слу- жение только государству и тем более не конкретному политиче- скому режиму. Конечно же, верность своей стране и возглавля- ющему ее правительству является непреложным условием вы- полнения сотрудниками полиции своего долга и сохранения сво- ей профессиональной чести, однако служение государству осу-


215 ществляется потому, что без него поддержание порядка в обще- стве и воспроизводства в нем высокой духовной культуры не представляется возможным. Сохраняя безусловную верность гос- ударству, полицейский служит ему не только потому, что оно выступает по отношению к нему работодателем, но главным об- разом в силу того, что оно является гарантом нормальной соци- альной жизни. Поэтому служба в органах внутренних дел являет- ся для полицейского не только государственным, но еще и соци- альным служением.
Служение, как в объективном, так и в субъективном отно- шении имеет ценностный характер. В объективном отношении служение весьма значимо, поскольку далеко не все индивиды способны жертвовать своими силами, временем, здоровьем, а иногда и жизнью, ради других людей. Поэтому общество и госу- дарство дают положительную характеристику и стимулируют различные формы государственного и социального служения. В субъективном отношении служение также имеет ценностную природу так, как связано с преодолением индивидом самого себя, перенесением страданий, получением заслуг и т. д. В свою оче- редь ценностная природа служения проявляется в профессио- нальной деятельности сотрудников правоохранительных органов в целом и сотрудников полиции в частности, что неизбежно от- ражается на их мировоззрении.
В свою очередь идеи служения и жертвенности, характер- ные для правоохранительного мировоззрения требуют от сотруд- ника правоохранительных органов ответа на философские вопро- сы, важнейшими из которых являются: определение сущности человека, формирования подлинного образа жизни и обретение смысла существования. Отсюда следует, что усвоение будущими офицерами полиции философского знания является одной из важнейших теоретических предпосылок успешного прохождения ими мировоззренческой подготовки.
Д) Проблема смысла жизни в правоохранительном ми-
ровоззрении.
Сама возможность коррекции, как жизненных установок со- трудника полиции, так и связанных с ними представлений о мире, означает способность правоохранительного мировоззрения к ре- гуляции. Процесс сам регуляции мировоззрения может осу-

216 ществляться как посредством взаимодействия сотрудника с руко- водителями, работниками, отвечающими за морально-психоло- гическую работу, путем общения с коллегами, имеющими твер- дые нравственные принципы и здоровые мировоззренческие представления или посредством самообразования. Но каким бы образом, не протекала коррекция мышления и поведения сотруд- ника в форме внешней регуляции или саморегуляции она не должна затрагивать организующий центр его мировоззрения, ко- торый можно обозначить как самосознание.
Принципиальное отличие самосознания от сознания заклю- чается в том, что оно не просто позволяет индивиду отделить се- бя от других индивидов и мира в целом, но и связать себя с ними.
Эта связь осуществляется посредством отождествления им себя с определенной социальной ролью или видом мировоззрения. Са- мосознание проявляет себя тогда, когда человек говорит: «я отец», «я полицейский», «я христианин», «я реалист». Отсюда следует, что самосознание фиксирует вхождение индивида в обыденное или какое-либо духовное мировоззрение. В свою оче- редь, любое отождествление себя с социальной ролью или миро- воззренческой системой связано с решением проблемы смысла жизни. Но признание себя представителем какого либо мировоз- зрения, еще не означает полного овладения его содержанием и ценностных ориентиров. По этой причине признание принадлеж- ности к тому или иному мировоззрению означает лишь возмож- ность определенного решения проблемы смысла жизни, но еще не полное его осознание, то насколько глубоко осознается и ре- шается в повседневной жизни проблема
И действительно, не будет большим преувеличением ска- зать, что центром любого мировоззрения является постановка и решение проблемы смысла жизни. Вообще, мировоззрение отли- чается от других элементов духовной жизни человека: интуиции, знания, самосознания именно тем, что в нем и только в нем ста- вится вопрос о смысле жизни. Само понятие «смысл» является сложным и включает в себя как минимум два значения. В первом, объективном значении термин «смысл» означает значимость то- го или иного субъекта, предмета, процесса, явления или события для других явлений или системы в целом. В этом значении
«смысл» связан с понятиями функция и цель. Во втором, субъек-