Файл: Программа Погода в доме.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 — это когда мы любим условно: «Если ты хорошо себя ведёшь, ты мне нравишься, я тебя люблю», «Если приносишь из школы пятёрки, я тебя люблю», «Если не обманываешь меня, я тебя люблю», «Если приносишь домой много денег, я тебя люблю», «Если не изменяешь мне, я тебя люблю» и т. д. То есть условная любовь — это когда мы ставим условия, когда мы любим за  ч т о-т о.
Упражнение №5 «Безусловная любовь»
Цель: Формирование эмоциональной привязанности к ребенку

Участники: родители

Процедура проведения:

Участнику предлагается придумать 5-10 фраз выражающих любовь к ребенку. Например: «Я люблю тебя, потому что ты моя кровинка», «Ты нужна мне всегда и т.д.». Когда фразы составлены, необходимо оценит когда и сколько раз в день должен их произносить.

Упражнение №6 “Яйцо”



Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия. 

Участники: родители и их дети от 3 до 9 лет

Процедура проведения:

Мама играет роль скорлупы, а ребенок — цыпленка. Ребенок садится на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голова прижата к коленям. Мама садится сзади, обхватывает ребенка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка. 
Ведущий. Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленочку становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Еще чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке.
Упражнение №7 “Послушный — непослушный” 



Цель: психоэмоциональная разрядка. 

Участники: родители и их дети от 3 до 7 лет

Процедура проведения:

Мама сидит на ковре, дети — спиной к ней, между ногами. 
Ведущий. Цыплята, как и детки, бывают послушными и непослушными. Когда цыпленок непослушный, он стучит ногами, машет руками — мама его крепко держит, обняв сзади. Когда цыпленок послушный, мама его гладит по головке, обнимает.


Арт-техника №8 “Совместный рисунок”



Цель: формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка.  
Участники: родители и их дети от 5 до 9 лет

Процедура проведения:

Паре предлагается нарисовать совместный рисунок на любую тему, например: “Наш дом”, “Семья”, “Праздник”, что угодно, возможно спонтанное произвольное рисование.
Презентация рисунка:
— Как называется рисунок?
— Кто был инициатором идеи?
— Кто что рисовал?
— Удобно ли было рисовать вдвоем? 
— Какие чувства испытывали?
— Что на рисунке главное?
Упражнение № 9 “Спасибо и извини ”



Цель: Формирование благоприятного психологического климата в семье. Формирование чувства любви, эмпатии, уважения.

Участники: родители и их дети от 5 лет

Процедура проведения:

Все участники каждому из членов семьи говорят фразу «Спасибо тебе за то, что….!!!» можно проделать несколько кругов. После чего точно так же фразу «Извини меня за то, что…!!!» В заключение все обнимаются, показывая, как все друг друга любят.

Обсуждается вопрос, что было легче говорить спасибо или извиняться, самому говорить или принимать высказанное. Как часто в повседневной жизни члены семьи друг перед другом извиняются и говорят спасибо. И как часто следовало бы это делать.

Упражнение №10 “Похвалилки”



Цель: способствовать повышению самооценки ребенка. 

Участники: родители

Процедура проведения:

Родитель рассказывает своему ребенку (можно даже в его отсутствие, как однажды он (ребенок) здорово что-то сделал или совершил какой-то поступок. На обдумывание дается несколько минут. Свой рассказ надо начинать словами: “Однажды мой ребенок…”
В заключение подводится итог: 
— Легко ли было хвалить? 
— Часто ли вы хвалите своих детей? 
— Можно ли перехвалить своего ребенка при существующем дефиците времени для общения?
Упражнение №11 «Наш распорядок дня»
Цель: Формирование осознанного родительства

Участники: родители

Процедура проведения:

Предлагается родителю составить детальный план дня.

Время

Действие

Один или совместно с ребенком











После чего предлагается оценить сколько времени родитель в сутки уделяет ребенку.


Упражнение №12 «Идеальная семья»

Цели:

  • стимулировать участников группы к совершенствованию семейных взаимоотношений;

  • адаптировать идеальные представления к реальным условиям и людям.

Участники: родители и их дети от 9 лет

Процедура проведения:

Обсуждаются вопросы: Как члены семьи представляют идеальную семью? Что в ней делают родители? Какое у детей представление о «правильном» воспитании детей, о «хороших» детях, как они представляют себе, чего ожидают от них родители? И наоборот что ждут родители от детей? Можно ли назвать мою семью идеальной? Чего не достает, чтобы моя семья считалась таковой?
Упражнение №13 «Семейное событие»

Цель:

  • Сплочение семьи

  • Формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка

Участники: родители и их дети от 9 лет

Процедура проведения:

Члены «семьи» садятся в центре крута, образованного группой. Затем веду­щий говорит о каком-то радостном или печальном собы­тии, которое произошло в их семье, например: «Ваша се­мья выиграла в лотерею крупную сумму» или «Папа сломал ногу», «Дочь пришла поздно с дискотеки» и предлагает им вести дискуссию. Каждый по очереди предлагает вариант дальнейшего развития событий. В итоге должны придти к одному общему мнению, которое устроило бы всех.

Например, в ситуации с выигрышем интересно, на что каждый член семьи собирается истратить деньги: на учебу, путешест­вие, на какую-нибудь покупку; сумел ли он заинтересовать других своим предложением; насколько может выстроить приоритеты, всех ли устроило такое решение и т. д.

Упражнение №14 «Письмо»
Цель: Формирование осознанного родительства

Участники: родители, дети или сразу и родители и дети. Дети от 9 лет. Можно проводить как индивидуально так и в паре.

Написание письма ребенку (рассказ о себе, что хорошего и ценного она может дать как мать, какие испытывает чувства по отношению к нему, его место в семье и ее жизни)

И наоборот, ребенок пишет письмо родителям (рассказ о себе, что хорошего и ценного он может дать как сын (дочь), какие испытывает чувства по отношению к родителям, его место в семье и ее жизни)

Если работа в паре, то после того как письма написаны полезно обменяться письмами, для самостоятельного ознакомления. Анализ в слух проводить только если этого захотят участники.

Упражнение №15 «Рисунок моя семья»
Цель: выявление, осознание и проработка трудновербализуемых проблем.

Участники: родители, дети или сразу и родители и дети. Дети от 7 лет.

Арт – терапевтическая технология.

Техника проективного рисунка: Рисунок на заданную тему.

Процедура проведения:

Каждый участник делит лист на две половины и рисует два семейных воспоминания - счастливое и несчастливое. Два события на одном листе отражают тот факт, что и позитивные, и негативные явления происходят внутри семьи.

Обсуждение вопросов: Почему возникли именно эти воспоминания? Повлияли ли оба события на взаимоотношение родителей с детьми? Как восприняли дети эти события? Что нужно делать, чтобы любое события в семье способствовали ее сплочению и улучшению взаимоотношений между родителями и детьми?
Упражнение №16 «Здорово, что мы вместе…»
Цель:

  • способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.

Участники: родители и их дети от 7 лет

Процедура проведения:

Каждый из участников тренинга составляет 5 предложений, адресованных своему родителю или ребенку, которые начинаются словами: «Здорово, что мы вместе…». Далее каждый озвучивает на группу то, что он написал. По завершении упражнения следует уточнить, насколько легко было выполнить задание; чувства, возникающие во время выполнения упражнения.

Упражнение №17 «Народная мудрость».

Цель:

  • способствовать осознанию:

- значимости семьи в жизни человека;

- психологической и социальной роли детей и родителей;

- важности и необходимости психологической поддержки внутри семьи.

Участники: родители и их дети от 9 лет

Процедура проведения:

Задача участников – истолковать смысл предложенных пословиц, касающихся отношений в семье.

Педагог - психолог предлагает для рассмотрения следующие пословицы:

Детям: 1. «Без корня и трава не растет».

2. «При солнышке тепло, при матери добро».

3. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»

.

Родителям: 1.«Порванную веревку как ни вяжи, все узел будет»

2.«Потихоньку и ольху согнешь, а в крутце и вяз сломишь».

3.«Не мы на детей походим, они на нас».

Участники приводят свои интерпретации пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально сегодня. Педагог-психолог помогает, направляет в нужное русло.

Упражнение №18 « Специалист».

Цель: Рефлексия своих поступков в отношении несовершеннолетнего ребенка.

Участники: родители

Процедура проведения:

Участник рассказывает о том, чему бы он мог научить своего ребенка, в чем он чувствует себя специалистом! А так же какие бы свои качества личности он не хотел бы видеть в своем ребенке? Что необходимо делать для того, чтоб данные качества не развивались?
Упражнение №19 «Мир глазами ребенка»

Цель: восприятие и познание мира глазами ребенка, актуали­зация состояния «Я»-ребенок (Э. Берн), развитие эмпатических способностей со своим ребенком.

Участники: родители

Процедура проведения:

Инструкция: один из супругов (родитель) присажи­вается на корточки, т. е. имитируют примерный рост ребенка, и с позиции роста ребенка, его взгляда на окружающий мир, рас­сказывают о своих впечатлениях об окружающем, описывает воз­никающий образ мира. Ведущий задает ситуации: выходной день в семейном кругу, получил двойку, не прибрал игрушки, не хочет есть кашу и т. п.

Важно почувствовать позицию ребенка, суметь отойти от взглядов взрослого-критика, скептика.

Обсуждение упражнения по схеме:

— легко ли было занять позицию ребенка;

— какие чувства, ощущения вызвало упражнение;

— что дало выполнение упражнения;

— в чем заключается различие позиций взрослого и ребенка;

— в каком случае происходит вмешательство в личность ребенка;

— каковы допустимые пределы вмешательства.
Упражнение № 20 « Я рад…»

Цель:

  • создать благоприятный психологический климат, способствующий открытому доверительному отношению внутри группы.

Участники: родители и их дети от 7 лет

Процедура проведения:

Перебрасывая мяч, друг другу, участники продолжают фразу: «Я рад сегодня тебя видеть, потому что…».
Упражнение №21 «Письмо дочери…»
Цель:

  • побудить участников группы к дискуссии об адекватном и объективном отношении к проблемам.

Участники: родители детей подростков от 13 лет.

Процедура проведения:

15-летней дочки не было дома. Женщина заглянула в ее комнату и с замиранием сердца заметила письмо, оставленное дочкой на столе и адресованное ей. Трясущимися руками женщина взяла письмо и прочитала следующее:

«Дорогая мамочка! Прости меня, пожалуйста, но я решила уехать к моему новому бойфренду. Я его очень люблю. Он – великолепен со всеми своими татуировками и пирсингом. А какой у него мотоцикл! Но это еще не самое главное – дело в том, что я беременна. Ахмед сказал, что мы будем очень счастливы в его трейлере. Трейлер поставлен в лесу. Там очень красиво.