Файл: Вопрос 1 Основные понятия и определения опасность, риск, уязвимость, безопасность, неопределенность. Опасность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на оценку
результативности системы управления профессиональными рисками в целом. Внутренний аудит (проверка)
должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита.
Результаты внутреннего аудита должны быть использованы в анализе системы управления
профессиональными рисками высшим руководством с целью формирования корректирующих действий по
улучшению системы управления профессиональными рисками.
5. Требования к анализу эффективности системы управления профессиональными рисками
Работодатель должен обеспечить анализ функционирования системы управления профессиональными
рисками, входными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления
профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов предыдущего анализа со стороны
работодателя и его представителей.
Результаты анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя должны
быть согласованными с обязательством работодателя относительно постоянного улучшения и включать все
решения и действия, относящиеся к возможным изменениям политики, целей в области обеспечения
безопасных условий труда и здоровья работников, а также всех элементов системы управления
профессиональными рисками.
86. Основные понятия: окружающая среда (ОС), экологический риск, экологическая
безопасность;
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
Экологический риск — вероятность возникновения отрицательных изменений в окружающей
природной среде, или отдалённых неблагоприятных последствий этих изменений, возникающих
вследствие отрицательного воздействия на окружающую среду. Экологический риск может быть
вызван чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного, техногенного характера.
Экологический риск- вероятность наступления события, имеющие неблагоприятные последствия
для окружающей среды и здоровья населения, обусловлено прогнозируемым негативным
воздействием хозяйственной или иной деятельности, которое создает угрозу возникновения
чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных
интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности,
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий
87. Основные принципы охраны окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую
среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
-соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
-научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов
человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной
окружающей среды;
-охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые
условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
-ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за
обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на
соответствующих территориях;
-платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
-независимость государственного экологического надзора;
-презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
-обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об
осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
-обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации
проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность,
которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни,
здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области
охраны окружающей среды;
-учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и
осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
-приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных
комплексов;
-допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из
требований в области охраны окружающей среды;
-обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого
можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом
экономических и социальных факторов;
-обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций,
юридических и физических лиц;
-сохранение биологического разнообразия;
-обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер
государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и
(или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
-запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой
непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к
деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического
фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным
негативным изменениям окружающей среды;
-соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей
среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную
окружающую среду, в соответствии с законодательством;
-ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
-организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование
экологической культуры;
-участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач
охраны окружающей среды;
-международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
-обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая
приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и
(или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий
этого воздействия.
88. Оценки экологического риска на этапах жизненного цикла объекта хозяйственной
деятельности;
Этап 1. (экспозиция рисков и идентификация опасностей). Одной из ключевых проблем риск
анализа является количественная оценка важности неблагоприятного фактора, действующего в
комплексе с несколькими факторами. В случае учета совокупности факторов трудности
появляются в определении роли или степени важности того или иного фактора для корректного
расчета риска, так как доля, с которой воздействует один фактор, определяет его приоритет.
Необходим также учет их эмерджентных свойств. В техногенных системах в определенных случаях
(например, при использовании технологически нового оборудования, где достоверно неизвестна
его надежность, а в паспорте нет данных наработки на отказ, или при скудной статистической
информации о его отказах) сложно строить "дерево отказов", а иногда и вовсе не представляется
возможным. Также создает трудности технологическая сложность процесса, подвергшегося риск-анализу.
Этап 2 (оценка зависимости "доза - ответ"). При выявлении количественной зависимости между
экспозицией изучаемого фактора и вызываемыми им вредными эффектами возникают
следующие методические неопределенности.
1. Применение большинства методов расчета рисков невозможно в случае удаленного
месторасположения изучаемого объекта от селитебной зоны. В такой обстановке риск-анализ относительно здоровья населения (это один из основных факторов) становится
бессмысленным.
2. Установление этиологической связи между экспозицией и фактическими показателями
состояния здоровья населения ("доза - ответ") во многом затруднено, поскольку имеются
представления только об однокомпонентных связях, а для сочетаний нескольких факторов
единственной возможностью становится механическая суммация рисков (без учета их
эмерджентных свойств). Это создает методические неопределенности при оценках
количественных показателей рисков и, соответственно, размеров ставок страхования.
Этап 3 (характеристика риска) является завершающим этапом и начальной фазой управления
рисками. В рамках этого этапа обобщаются полученные ранее данные, проводится оценка
надежности результатов, рассчитываются риски для отдельных факторов и их сочетаний,
оценивается вероятность и тяжесть возможных неблагоприятных воздействий на здоровье
человека и окружающую среду, относительные вклады в установленные уровни риска отдельных
загрязняющих веществ, разработка рациональных мероприятий, позволяющих минимизировать
полученные значения рисков.
Риск рассчитывают по формуле:
R = P * X,
где R - величина эколого-экономического риска; Р - вероятность наступления неблагоприятного
момента или условия, которое повлечет за собой материальные затраты и потери - X (стоимостная
величина).
При расчетах по этой формуле возникают определенные трудности. В первую очередь - это
отсутствие общепринятой формулы для расчета вероятности события. Чаще расчет вероятности
проводится с применением биномиального закона, закона распределения Бернули, законов