Файл: Вопрос 1 Основные понятия и определения опасность, риск, уязвимость, безопасность, неопределенность. Опасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


экологической эффективности

Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов — это ограничения

выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду,

установленные на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий

по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий.

Лимиты устанавливаются в целях поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и

сбросов веществ и микроорганизмов. Лимитами на выбросы и сбросы, действующими в

настоящее время, служат:

временно согласованные выбросы (ВСВ)

временно согласованные сбросы (ВСС).

ВСВ и ВСС устанавливаются с одновременным утверждением плана предприятия по снижению

объемов выбросов и сбросов до предельно допустимых значений.

Сверхлимитные выбросы – выбросы в атмосферный воздух сверх установленных лимитов.

94. Инвентаризация источников загрязнения воздушной среды;

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и

(или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении

производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями

проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих)

веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения

инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

2. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в

атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок

разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в

атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской

Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются

уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом

исполнительной власти.

3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие

на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года

после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных

инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в


атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены

технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы

выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия

между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней

инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в

случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.

4. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в

атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных,

полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в

порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным

органом исполнительной власти.

95. Первичный учет источников загрязнения;

1. Государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных

(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических

воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов,

оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с

законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Перечень организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения

в области охраны окружающей среды на соответствующих территориях, определяется

территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны

окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики.

Первичный учет выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу включает в себя определение

источников загрязнения атмосферы, номенклатуры и объемов выбросов на предприятии.

Результаты первичного учета выбросов ЗВ на предприятиях фиксируют в журналах ПОД-1, ПОД-2 и

ПОД-3, типовые формы которых утверждены приказом ЦСУ СССР N 329 от 09.06.81 г.

Журнал по форме ПОД-1 является первичным документом учета стационарных ИЗА и их

характеристик по каждому цеху (участку) предприятия. Записи в журнале ведут на основании и по


мере проведения замеров параметров ИЗА и данных обработки результатов лабораторного

анализа отобранных проб. При этом надо учитывать все ЗВ, выбрасываемые как

неорганизованными, так и организованными ИЗА.

По источникам, оборудованным газоочистными устройствами, приводят данные измерений,

проведенных на входе и выходе очистных установок. При необходимости приводят данные

замеров характеристик по каждому источнику выделения, входящему в группу источников, а для

газопылеулавливающих установок - данные замеров после каждой ступени очистки.

Журнал по форме ПОД-2 применяют для учета выполнения мероприятий, разработанных для

обеспечения выполнения заданий государственного плана и других мероприятий по сокращению

количества ЗВ, выбрасываемых в атмосферу. Здесь же отражают объем затрат на мероприятия по

охране атмосферного воздуха.

Журнал по форме ПОД-3 используют для учета работы газоочистных и пылеулавливающих

установок.

Данные первичного учета, занесенные в типовые формы первичной учетной документации по

охране атмосферного воздуха используются на предприятии для осуществления

производственного контроля, для заполнения формы государственной статистической отчетности

2ТП-воздух и правильного внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду и

инвентаризации выбросов в атмосферу.

96. Санитарно-защитная зона (СЗЗ). Классы опасности предприятий. Рекомендации

окончательных границ СЗЗ в зависимости от реальной экологической ситуации и особенно-стей

источника загрязнения;

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — специальная территория с особым режимом использования,

которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия

на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия

загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений,

установленных гигиеническими нормативами.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее

внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих


веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней)

физического воздействия на атмосферный воздух.

Собщ + С

Ф <= ПДК

Если же загрязняющие вещества обладают эффектом суммации воздействия, то сумма их

безразмерных концентраций с фоновыми должна быть меньше или равна единице

(q + qф<= 1)

Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса)

устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с

учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников

промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером,

обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Ориентировочный размер СЗЗ определяется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на время проектирования

и ввода в эксплуатацию объекта. В зависимости от класса опасности предприятия (всего пять

классов опасности, с I по V).

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицирует промышленные объекты и производства:

-промышленные объекты и производства первого класса I — 1000 м;

-промышленные объекты и производства второго класса II— 500 м;

-промышленные объекты и производства третьего класса III— 300 м;

-промышленные объекты и производства четвертого класса IV— 100 м;

-промышленные объекты и производства пятого класса V— 50 м.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицирует промышленные объекты и производства тепловые

электрические станции, складские здания и сооружения и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I—III классов опасности,

и предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные

жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и

домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных

или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с

нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские


площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и

оздоровительные учреждения общего пользования.

Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или

производства здания и сооружения для обслуживания работников указанного объекта и для

обеспечения деятельности промышленного объекта (производства): нежилые помещения для

дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу

(не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного

назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные

сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания,

мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и

индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП,

электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического

водоснабжения, водоохлаждающие со¬оружения для подготовки технической воды,

канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные

станции, станции технического обслуживания автомобилей.

Зоны санитарной охраны (ЗСО) — территория, включающая источник водоснабжения и/или

водопровод, иной объект. ЗСО состоит из поясов, на которых устанавливаются особые режимы

хозяйственной деятельности и охраны. Например, для артезианских скважин охраны подземных

вод от загрязнения.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от

загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на

которых они расположены.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы (СЗП), соответственно

их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий,

направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Расчёт поясов зависит от конкретного источника водоснабжения, гидрогеологических условий

площадки, на которой расположено водозаборное сооружение.

97. Правила и критерии назначения НДС;

Для всех нормированных веществ при рыбохозяйственном водопользовании и для веществ,