Файл: Вопрос 1 Основные понятия и определения опасность, риск, уязвимость, безопасность, неопределенность. Опасность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
экологической эффективности
Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов — это ограничения
выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду,
установленные на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий
по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий.
Лимиты устанавливаются в целях поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и
сбросов веществ и микроорганизмов. Лимитами на выбросы и сбросы, действующими в
настоящее время, служат:
временно согласованные выбросы (ВСВ)
временно согласованные сбросы (ВСС).
ВСВ и ВСС устанавливаются с одновременным утверждением плана предприятия по снижению
объемов выбросов и сбросов до предельно допустимых значений.
Сверхлимитные выбросы – выбросы в атмосферный воздух сверх установленных лимитов.
94. Инвентаризация источников загрязнения воздушной среды;
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и
(или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении
производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями
проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения
инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
2. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок
разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской
Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие
на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года
после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных
инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены
технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия
между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней
инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в
случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
4. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных,
полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в
порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.
95. Первичный учет источников загрязнения;
1. Государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических
воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов,
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с
законодательством в области охраны окружающей среды.
2. Перечень организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения
в области охраны окружающей среды на соответствующих территориях, определяется
территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны
окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики.
Первичный учет выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу включает в себя определение
источников загрязнения атмосферы, номенклатуры и объемов выбросов на предприятии.
Результаты первичного учета выбросов ЗВ на предприятиях фиксируют в журналах ПОД-1, ПОД-2 и
ПОД-3, типовые формы которых утверждены приказом ЦСУ СССР N 329 от 09.06.81 г.
Журнал по форме ПОД-1 является первичным документом учета стационарных ИЗА и их
характеристик по каждому цеху (участку) предприятия. Записи в журнале ведут на основании и по
мере проведения замеров параметров ИЗА и данных обработки результатов лабораторного
анализа отобранных проб. При этом надо учитывать все ЗВ, выбрасываемые как
неорганизованными, так и организованными ИЗА.
По источникам, оборудованным газоочистными устройствами, приводят данные измерений,
проведенных на входе и выходе очистных установок. При необходимости приводят данные
замеров характеристик по каждому источнику выделения, входящему в группу источников, а для
газопылеулавливающих установок - данные замеров после каждой ступени очистки.
Журнал по форме ПОД-2 применяют для учета выполнения мероприятий, разработанных для
обеспечения выполнения заданий государственного плана и других мероприятий по сокращению
количества ЗВ, выбрасываемых в атмосферу. Здесь же отражают объем затрат на мероприятия по
охране атмосферного воздуха.
Журнал по форме ПОД-3 используют для учета работы газоочистных и пылеулавливающих
установок.
Данные первичного учета, занесенные в типовые формы первичной учетной документации по
охране атмосферного воздуха используются на предприятии для осуществления
производственного контроля, для заполнения формы государственной статистической отчетности
2ТП-воздух и правильного внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду и
инвентаризации выбросов в атмосферу.
96. Санитарно-защитная зона (СЗЗ). Классы опасности предприятий. Рекомендации
окончательных границ СЗЗ в зависимости от реальной экологической ситуации и особенно-стей
источника загрязнения;
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — специальная территория с особым режимом использования,
которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия
на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия
загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений,
установленных гигиеническими нормативами.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее
внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих
веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней)
физического воздействия на атмосферный воздух.
Собщ + С
Ф <= ПДК
Если же загрязняющие вещества обладают эффектом суммации воздействия, то сумма их
безразмерных концентраций с фоновыми должна быть меньше или равна единице
(q + qф<= 1)
Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса)
устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с
учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников
промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером,
обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер СЗЗ определяется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на время проектирования
и ввода в эксплуатацию объекта. В зависимости от класса опасности предприятия (всего пять
классов опасности, с I по V).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицирует промышленные объекты и производства:
-промышленные объекты и производства первого класса I — 1000 м;
-промышленные объекты и производства второго класса II— 500 м;
-промышленные объекты и производства третьего класса III— 300 м;
-промышленные объекты и производства четвертого класса IV— 100 м;
-промышленные объекты и производства пятого класса V— 50 м.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицирует промышленные объекты и производства тепловые
электрические станции, складские здания и сооружения и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I—III классов опасности,
и предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные
жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и
домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных
или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с
нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские
площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и
оздоровительные учреждения общего пользования.
Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или
производства здания и сооружения для обслуживания работников указанного объекта и для
обеспечения деятельности промышленного объекта (производства): нежилые помещения для
дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу
(не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного
назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные
сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания,
мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и
индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП,
электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического
водоснабжения, водоохлаждающие со¬оружения для подготовки технической воды,
канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные
станции, станции технического обслуживания автомобилей.
Зоны санитарной охраны (ЗСО) — территория, включающая источник водоснабжения и/или
водопровод, иной объект. ЗСО состоит из поясов, на которых устанавливаются особые режимы
хозяйственной деятельности и охраны. Например, для артезианских скважин охраны подземных
вод от загрязнения.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от
загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на
которых они расположены.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы (СЗП), соответственно
их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий,
направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Расчёт поясов зависит от конкретного источника водоснабжения, гидрогеологических условий
площадки, на которой расположено водозаборное сооружение.
97. Правила и критерии назначения НДС;
Для всех нормированных веществ при рыбохозяйственном водопользовании и для веществ,