Файл: Программа Развивайка Использование развивающих игр В. Воскобовича в развитии математических представлений детей 4 5 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого
общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные

эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

    1.   1   2   3


Планируемые результаты освоения Программы


Результаты освоения Программы представляют собой систему ведущих ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу программы:

  • Обдумывают и планируют свои действия, осуществляют решение в соответствии с заданными правилами, проверяют результат своих действий, аргументируют свои высказывания, строят простейшие умозаключения.

  • Сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

  • Сформированы навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, согласовывание своих действий с действиями сверстников и взрослого.

  • Расширяют представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.

1.3 Целевые ориентиры:

  • различают, называют геометрические фигуры, составляют плоскостные изображения по схемам и по замыслу;

  • используют приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают  закономерность;

  • ориентируются в пространстве и на плоскости;

  • повышена степень активности в самостоятельной деятельности;

  • высказывают суждения, доказательства, объясняют свою позицию, выражают свое мнение.


Мониторинг проводится в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович  В.В., Харько Т.Г.  «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».

  1. Развитие мелкой моторики, восприятие формы, цвета.

  2. Формирование конструктивного мышления дошкольников 4-5 лет.



  1. Содержательный раздел.




    1. Краткая характеристика логических операций, доступных для детей младшего, среднего дошкольного возраста.


Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.


Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез – мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий.

Систематизация – приведение  в систему, расположение  объектов в определенном порядке, установление между ними определенной  последовательности.

Обобщение -  процесс познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов, явлений и объединении их на основе общности существенных черт.

Классификация –распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков..
Классификация включает такие логические действия, как:

1.     выделение общего признака – основание классификации;

2.     деление на классы по основанию классификации.

Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.
Приемы и методы

Формы организации работы с детьми:

1. Логико-математические игры.

2. Интегрированные игровые занятия.

3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.

4. Конструктивную деятельность.

5. Развлечения.

Методы: игровые, практические, словесные.

  1. Игровые приемы:

  • манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;

  • побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).

  1. Практические приемы:

  • манипуляция,

  • превращение,

  • складывание,

  • выбор,

  • складывание,

  • показ,

  • совместные действия,

  • сравнение.

  • Словесные приемы:

  • диалог с игровыми персонажами,

  • объяснение,

  • описание,

  • рассказ,

  • сказка,

  • уточнение,

  • стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,

  • оценка, взаимооценка, саморефлексия);

  • игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при

  • закреплении материала).

  • Формы организации работы с родителями:

  • консультации о подборе развивающих игр для детей 4 -5 лет;

  • индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;

  • развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания с показом фрагментов деятельности детей;

  • совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;

  • подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;

  • организация «Домашней игротеки»;

  • разъяснительная и образовательная работа.

  • Методы и приемы:

  • Словесные (беседы с родителями, рассказ о работе).

  • Наглядные ( просмотры материалов и документов).

  • Практические (показ наученному).