Файл: Конспект лекций по дисциплине устройство и функционирование информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Раздел 1. Общие сведения об ИС

Тема 1.1. Общая характеристика ИС

Лекция 1. Основные понятия ИС

Лекция 2. Задачи и функции ИС. Этапы развития ИС.

Лекция 3. Состав и структура АИС

Лекция 4. Функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Тема 1.2. Использование ИС в реинжиниринге бизнес-процессов

Лекция 5. Общая характеристика реинжиниринга бизнес-процессов

Лекция 6. Организационная структура предприятия на основе управления бизнес-процессами

Лекция 7. Использование информационных технологий в реинжиниринге

Раздел 2. Теоретические основы проектирования ИС

Тема 2.1. Жизненный цикл ИС

Лекция 8. Понятие ЖЦ ИС. Процессы ЖЦ ИС

Лекция 9. Основные, вспомогательные, организационные процессы ЖЦ. Взаимосвязь между процессами ЖЦ.

Какие действия охватывает каждый из процессов ЖЦ?

Лекция 10. Структура ЖЦ ИС. Стадии ЖЦ ИС

Лекция 11. Модели ЖЦ ИС

Тема 2.2. Основные понятия технологии проектирования ИС

Лекция 12. Технологии проектирования: характеристика, выбор, основные компоненты

Что такое технология проектирования?

Какие виды методик проектирования Вам известны?

Какова цель функциональной методики проектирования?

Дайте определения основных понятий функциональной методики IDEF0.

Лекция 13. Моделирование бизнес-процессов с помощью AllFusion Process Modeler (BPWin 7.x)

Лекция 14. Стандарты оценки качества ИС и процесса ее разработки

Тема 2.3. Организация труда при разработке ИС и оценка необходимых ресурсов для реализации проекта

Лекция 15. Виды работ при разработке ИС. Методы планирования и выполнения проектных и иных работ. Организационные формы управления проектированием

Литература


Главное управление образования Курганской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский технологический колледж

имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова»


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

для специальности

09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

2015 г

Медведева А.А. Конспект лекций по дисциплине «Устройство и функционирование информационной системы» / А.А. Медведева. – Курган, 2015. – 64 с.

 

Рассмотрено на заседании ЦМК ИиТД 

Протокол от___ №________________

Автор-составитель: Медведева А.А. – преподаватель ГБПОУ «КТК»

Конспект лекций содержит теоретический материал учебной дисциплины в ком­пактной форме и представляет собой тезисы лекции, расположенные в соответствии с планом лекции. Предназначен для студентов специальности среднего профессионального образования 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)».

© ГБПОУ  «КТК», 2015

© Медведева А.А., 2015

Содержание


Пояснительная записка 5

1.1. Цели освоения дисциплины 5

1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы 5

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 6

Раздел 1. Общие сведения об ИС 9

Тема 1.1. Общая характеристика ИС 9

Лекция 1. Основные понятия ИС 9

Лекция 2. Задачи и функции ИС. Этапы развития ИС. 14

Лекция 3. Состав и структура АИС 18

Лекция 4. Функциональные и обеспечивающие подсистемы. 20

1.Функциональные подсистемы 20

2.Обеспечивающие подсистемы 20

2.1.Информационное обеспечение. 20

2.2.Техническое обеспечение. 20

2.3.Математическое и программное обеспечение. 20

2.4.Организационное обеспечение. 20

2.5.Правовое обеспечение. 20

Тема 1.2. Использование ИС в реинжиниринге бизнес-процессов 25

Лекция 5. Общая характеристика реинжиниринга бизнес-процессов 25

Лекция 6. Организационная структура предприятия на основе управления бизнес-процессами 28

Лекция 7. Использование информационных технологий в реинжиниринге 31

Раздел 2. Теоретические основы проектирования ИС 33

Тема 2.1. Жизненный цикл ИС 33

Лекция 8. Понятие ЖЦ ИС. Процессы ЖЦ ИС 33

1.Что такое ЖЦ ИС? 34

Лекция 9. Основные, вспомогательные, организационные процессы ЖЦ. Взаимосвязь между процессами ЖЦ. 35

1.Какие действия охватывает каждый из процессов ЖЦ? 41

Лекция 10. Структура ЖЦ ИС. Стадии ЖЦ ИС 42

1.Назовите стадии ЖЦ ИС 43

Лекция 11. Модели ЖЦ ИС 44

Тема 2.2. Основные понятия технологии проектирования ИС 47

Лекция 12. Технологии проектирования: характеристика, выбор, основные компоненты 47

1.Что такое технология проектирования? 50

3.Какие виды методик проектирования Вам известны? 50

4.Какова цель функциональной методики проектирования? 50

5.Дайте определения основных понятий функциональной методики IDEF0. 50

Лекция 13. Моделирование бизнес-процессов с помощью AllFusion Process Modeler (BPWin 7.x) 51

1.Для чего предназначена программа AllFusion Process Modeler 7 (BPwin)? 55

2.В каких нотациях можно производить декомпозицию работ если выбрать тип модели Business Process (IDEF0)? 55

3.Какова последовательность работ при создании модели в AllFusion Process Modeler 7 (BPwin)? 55

Лекция 14. Стандарты оценки качества ИС и процесса ее разработки 56

1.Что такое качество ПО? 57

Тема 2.3. Организация труда при разработке ИС и оценка необходимых ресурсов для реализации проекта 58

Лекция 15. Виды работ при разработке ИС. Методы планирования и выполнения проектных и иных работ. Организационные формы управления проектированием 58

Литература 62





Пояснительная записка


1.1. Цели освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выделять жизненные циклы проектирования информационной системы;

  • использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов организации;

  • использовать и рассчитывать показатели и критерии оценивания информационной системы, осуществлять необходимые измерения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • цели автоматизации производства;

  • типы организационных структур;

  • реинжиниринг бизнес-процессов;

  • требования к проектируемой системе, классификацию информационных систем, структуру информационной системы, понятие жизненного цикла информационной системы;

  • модели жизненного цикла информационной системы, методы проектирования информационной системы;

  • технологии проектирования информационной системы, оценку и управление качеством информационной системы;

  • организацию труда при разработке информационной системы;

  • оценку необходимых ресурсов для реализации проекта.


1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Данная дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла.

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данной дисциплины, формируются в процессе изучения общеобразовательной дисциплины «Информатика и ИКТ».

Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение следующих дисциплин: «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем», «Основы проектирования баз данных».

Изучение дисциплины дополняет последующее освоение междисциплинарных курсов: МДК 01.01. Эксплуатация информационных систем, МДК 01.02. Методы и средства проектирования информационных систем, МДК 02.01. Информационные технологии и платформы разработки информационных систем, МДК 02.02. Управление проектами.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Дисциплина способствует освоению следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.

Дисциплина способствует освоению следующих профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.

ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.

ПК 1.4. Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.

ПК 1.5. Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы и фрагменты методики обучения пользователей.

ПК 1.6. Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.

ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению
, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.

Цель данного методического пособия оказать помощь в самостоятельной подготовке студентов изучающих учебную дисциплину «Устройство и функционирование информационной системы», и способствовать формированию системного представления относительно основных теоретико-методологических вопросов.

Конспект лекций состоит из пяти тем, включающих в себя 15 лекционных занятий.

Содержание конспекта лекций позволит более точно и правильно сформировать понимание представленных тем. Кроме того, работа с конспектом лекций определяет круг основных понятий по данной дисциплине, что позволяет более качественно их освоить и быть более успешными в подготовке к промежуточной аттестации.