Файл: Конспект лекций по дисциплине устройство и функционирование информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Раздел 1. Общие сведения об ИС

Тема 1.1. Общая характеристика ИС

Лекция 1. Основные понятия ИС

Лекция 2. Задачи и функции ИС. Этапы развития ИС.

Лекция 3. Состав и структура АИС

Лекция 4. Функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Тема 1.2. Использование ИС в реинжиниринге бизнес-процессов

Лекция 5. Общая характеристика реинжиниринга бизнес-процессов

Лекция 6. Организационная структура предприятия на основе управления бизнес-процессами

Лекция 7. Использование информационных технологий в реинжиниринге

Раздел 2. Теоретические основы проектирования ИС

Тема 2.1. Жизненный цикл ИС

Лекция 8. Понятие ЖЦ ИС. Процессы ЖЦ ИС

Лекция 9. Основные, вспомогательные, организационные процессы ЖЦ. Взаимосвязь между процессами ЖЦ.

Какие действия охватывает каждый из процессов ЖЦ?

Лекция 10. Структура ЖЦ ИС. Стадии ЖЦ ИС

Лекция 11. Модели ЖЦ ИС

Тема 2.2. Основные понятия технологии проектирования ИС

Лекция 12. Технологии проектирования: характеристика, выбор, основные компоненты

Что такое технология проектирования?

Какие виды методик проектирования Вам известны?

Какова цель функциональной методики проектирования?

Дайте определения основных понятий функциональной методики IDEF0.

Лекция 13. Моделирование бизнес-процессов с помощью AllFusion Process Modeler (BPWin 7.x)

Лекция 14. Стандарты оценки качества ИС и процесса ее разработки

Тема 2.3. Организация труда при разработке ИС и оценка необходимых ресурсов для реализации проекта

Лекция 15. Виды работ при разработке ИС. Методы планирования и выполнения проектных и иных работ. Организационные формы управления проектированием

Литература


Внедрение информационной системы позволит:

  • получить более рациональные варианты решения управленчес­ких задач;

  • освободить персонал от рутинной работы благодаря ее автома­тизации, и тем самым повысить эффективность их производст­венной деятельности;

  • повысить уровень достоверности информации;

  • снизить объем бумажного документооборота организации, ре­зультатом чего станет рационализация структуры информаци­онных потоков организации и процесса переработки информа­ции;

  • уменьшить себестоимость производимой продукции и услуг;

  • расширить спектр предоставляемых потребителю услуг;

  • освоить новые рынки сбыта товаров и услуг;

  • привлечь постоянных потребителей и поставщиков за счет со­вершенствования системы скидок и дополнительных уникаль­ных услуг.

Требования к информационной системе организации, выполнение которых обеспечивает ее нормальное функционирование.

  1. Структура информационной системы, ее функциональное назна­чение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией.

  2. Информационная система должна контролироваться и использо­ваться персоналом в соответствии с основными социальными и эти­ческими принципами.

  3. Информационная система должна обеспечивать надежность, свое­временность и систематизированность производимой информации.

Причины создания автоматизированных информационных систем

Основными причинами, определившими появление АИС, а также их дальнейшее распространение и развитие, являются следующие потребности организаций:

  • сокращение временных и материальных затрат на подготовку и сопровождение бумажной документации;

  • увеличение скорости обмена информацией между организаци­ями и внутри организации;

  • повышение скорости и эффективности принятия управленчес­ких решений;

  • своевременность и точность стратегической информации, необ­ходимой для успешной деятельности организации.


Этапы развития ИС

Основные этапы

Концепция использования информации

Вид ИС

Цель использования

1950-1960 гг.

Бумажный поток расчетных документов

Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

Повышение скорости обработки документов, упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

1960-1970 гг.

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

1970-1980 гг.

Управленческий контроль реализации (продаж)

Системы поддержки принятия решений, системы для высшего звена управления

Выработка наиболее рационального решения

После 1980 г.

Информация – стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество

Стратегические информационные системы, автоматизированные офисы

Выживание и процветание фирмы


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что понимают под средствами, персоналом и методами в структуре информационной системы?

  2. Какие основные процессы протекают в информационной системе?

  3. Перечислите основные свойства информационных систем.

  4. Какие возможности дает внедрение информационной системы?

  5. Каковы требования к информационной системе организации?

  6. Как развивались ИС с 1950 г. До наших времен?

  7. Как изменялась концепция использования информации в каждый период развития ИС?

  8. Каковы тенденции развития информационных систем, наметившиеся к настоящему времени?




Лекция 3. Состав и структура АИС


План:

  1. Понятие АИС.

  2. Строение АИС.

  3. Структура АИС.


Автоматизированная информационная система (АИС) - это чело­веко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск и обработку информации в рамках интегрирован­ных сетевых, компьютерных и коммуникационных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности в различных сферах управления.


Рисунок 2 – Состав АИС
Структуру АИС составляет совокупность отдельных ее частей - подсистем: функциональной и обеспечивающей.

Функциональная часть АИС включает в себя ряд подсистем, охватывающих решение конкретных задач планирования, контроля, учета, анализа и регулирования деятельности управляемых объек­тов.

Для нор­мальной деятельности функциональной части АИС в ее состав вхо­дят подсистемы обеспечивающей части АИС (так называемые обеспечивающие подсистемы).

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а под­системы называют обеспечивающими.

Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена сово­купностью обеспечивающих подсистем, среди которых обычно вы­деляют информационное, техническое, математическое, про­граммное, организационное и правовое обеспечение.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое АИС?

  2. Перечислите основные блоки, входящие в состав АИС? Какую роль они играют?

  3. Что составляет структуру АИС?

Лекция 4. Функциональные и обеспечивающие подсистемы.


План:
  1. Функциональные подсистемы

  2. Обеспечивающие подсистемы

    1. Информационное обеспечение.

    2. Техническое обеспечение.

    3. Математическое и программное обеспечение.

    4. Организационное обеспечение.

    5. Правовое обеспечение.




Автоматизированная информационная система имеет обеспечивающую и функциональную части, состоящие из подсистем (рисунок 3).



Рисунок 3 – Структура АИС
Функциональная часть информационной системы обеспечивает выполнение задач и назначение информационной системы. Фактически здесь содержится модель системы управления организацией. В рамках этой части происходит трансформация целей управления в функции, функций – в подсистемы информационной системы. Подсистемы реализуют задачи. Обычно в информационной системе функциональная часть разбивается на подсистемы по функциональным признакам:

  • уровень управления (высший, средний, низший);

  • вид управляемого ресурса (материальные, трудовые, финансовые и т.п.);

  • сфера применения (банковская, фондового рынка и т.п.);

  • функции управления и период управления.

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.

Информационное обеспечение (ИО) - совокупность единой систе­мы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулиру­ющих в организации, а также методология построения баз данных. Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Унифицированные системы документации создаются на государст­венном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель - обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Для достижения этой цели раз­работаны стандарты, в которых устанавливаются требования:


  • к унифицированным системам документации;

  • к унифицированным формам документов различных уровней управления;

  • к составу и структуре реквизитов и показателей;

  • к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицирован­ных форм документов.

Техническое обеспечение (ТО) - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также со­ответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Комплекс технических средств составляют:

  • компьютеры любых моделей;

  • устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

  • устройства передачи данных и линий связи;

  • оргтехника и устройства автоматического съема информации;

  • эксплуатационные материалы и др.

Документация - необходимый компонент, дополняющий техническое обеспече­ние любой информационной системы.

Документацию можно условно разделить на три группы:

  • общесистемная;

  • специализированная;

  • нормативно-справочная

Формы использования технических средств:

  • централизованная

  • частично или полностью децент­рализованная.

Математическое и программное обеспечение (МО, ПО) - сово­купность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

  • средства моделирования процессов управления;

  • типовые задачи управления;

  • методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят:

  • общесистемные программные продукты;

  • специальные программные продукты;

  • техническая доку­ментация.

Организационное обеспечение (ОО) - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техниче­скими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуа­тации информационной системы. Организационное обеспечение реализует следующие функции: