Файл: Конспект лекций по дисциплине устройство и функционирование информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Раздел 1. Общие сведения об ИС

Тема 1.1. Общая характеристика ИС

Лекция 1. Основные понятия ИС

Лекция 2. Задачи и функции ИС. Этапы развития ИС.

Лекция 3. Состав и структура АИС

Лекция 4. Функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Тема 1.2. Использование ИС в реинжиниринге бизнес-процессов

Лекция 5. Общая характеристика реинжиниринга бизнес-процессов

Лекция 6. Организационная структура предприятия на основе управления бизнес-процессами

Лекция 7. Использование информационных технологий в реинжиниринге

Раздел 2. Теоретические основы проектирования ИС

Тема 2.1. Жизненный цикл ИС

Лекция 8. Понятие ЖЦ ИС. Процессы ЖЦ ИС

Лекция 9. Основные, вспомогательные, организационные процессы ЖЦ. Взаимосвязь между процессами ЖЦ.

Какие действия охватывает каждый из процессов ЖЦ?

Лекция 10. Структура ЖЦ ИС. Стадии ЖЦ ИС

Лекция 11. Модели ЖЦ ИС

Тема 2.2. Основные понятия технологии проектирования ИС

Лекция 12. Технологии проектирования: характеристика, выбор, основные компоненты

Что такое технология проектирования?

Какие виды методик проектирования Вам известны?

Какова цель функциональной методики проектирования?

Дайте определения основных понятий функциональной методики IDEF0.

Лекция 13. Моделирование бизнес-процессов с помощью AllFusion Process Modeler (BPWin 7.x)

Лекция 14. Стандарты оценки качества ИС и процесса ее разработки

Тема 2.3. Организация труда при разработке ИС и оценка необходимых ресурсов для реализации проекта

Лекция 15. Виды работ при разработке ИС. Методы планирования и выполнения проектных и иных работ. Организационные формы управления проектированием

Литература



  • анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих ав­томатизации;

  • подготовку задач к решению на компьютере, включая техниче­ское задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

  • разработку управленческих решений по составу и структуре ор­ганизации, методологии решения задач, направленных на по­вышение эффективности системы управления.

Правовое обеспечение (Пр.О) - совокупность правовых норм, оп­ределяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является реализация его пол­ного соответствия федеральному и региональному законодательству.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановле­ния государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, мест­ных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить об­щую часть, регулирующую функционирование любой информаци­онной системы, и локальную часть, регулирующую функционирова­ние конкретной системы.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Укажите состав и свойства обеспечивающей и функциональных частей автоматизированной информационной системы.

  2. Как вы представляете структуру информационной системы?

  3. Дайте определение информационного обеспечения автоматизированной информационной системы.

  4. Сформулируйте задачи информационного обеспечения.

  5. Что понимается под техническим обеспечением?

  6. Что понимается под программным обеспечением?

  7. Что такое математическое обеспечение ИС?

  8. Что относится к средствам математического обеспечения?

  9. Что понимают под организационным обеспечением ИС?

  10. Что включается в состав правового обеспечения ИС?

Тема 1.2. Использование ИС в реинжиниринге бизнес-процессов

Лекция 5. Общая характеристика реинжиниринга бизнес-процессов


План:

  1. Бизнес-процесс

  2. Реинжиниринг БП

  3. Принципы реинжиниринга.

  4. Условия успеха реинжиниринга


Бизнес-процесс (БП) – это совокупность взаимосвязанных операций (работ) по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов. Управление БП нацелено на выполнение качественного обслуживания потребителей (клиентов). При этом в ходе управления БП все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются во взаимодействии (рисунок 4).


Рисунок 4 - Структура бизнес-процесса
Реинжиниринг БП – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование БП для достижения коренных улучшений в основных показателях предприятия.

Целью реинжиниринга БП является целостное и системное моделирование и реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.

Инжиниринг БП включает в себя реинжиниринг БП, проводимый с определенной периодичностью.

Реинжиниринг БП обеспечивает решение следующих задач:

  • определение оптимальной последовательности выполняемых функций;

  • оптимизация использования ресурсов в различных БП;

  • построение адаптивных БП;

  • определение рациональных схем взаимодействия с партнерами и клиентами.


Особенности БП, для которых проводится реинжиниринг:

  • диверсификация товаров и услуг;

  • работа по индивидуальным заказам;

  • внедрение новых технологий;

  • многообразие кооперативных связей;

  • нерациональность оргструктуры;

  • запутанность документооборота.


Принципы реинжиниринга БП:



  • несколько работ объединяются в одну

  • исполнители самостоятельно принимают решения

  • работы по процессу выполняются в их естественном порядке

  • работа выполняется там, где это наиболее целесообразно

  • процессы имеют разные варианты исполнения

  • следует уменьшать количество входов в процессы

  • снижение доли работ по проверке и контролю

  • снижение доли согласований

  • ответственный менеджер является единственным контактным лицом по процессу

  • сочетание централизованных и децентрализованных операций


Условия успеха реинжиниринга:

  • точность понимания задачи руководством компании;

  • мотивация сотрудников компании;

  • хорошо поставленное управление деятельностью компании;

  • твердая методологическая основа при проведении реинжиниринга БП.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое бизнес-процесс?

  2. Что такое реинжиниринг БП?

  3. Какова цель реинжиниринга БП?

  4. Решение каких задач обеспечивает реинжиниринг БП?

  5. Для каких БП имеет смысл проводить реинжиниринг?

  6. Перечислите принципы реинжиниринга.

  7. Каковы условия успеха реинжиниринга?

Лекция 6. Организационная структура предприятия на основе управления бизнес-процессами


План:

  1. Функциональная структура предприятия

  2. Матричная структура предприятия


Традиционная структура управления предприятием является иерархической и включает в себя множество функциональных (ресурсных) подразделений, которые занимаются ресурсным обеспечением хозяйственной деятельности (рисунок 5).


Рисунок 5 - Функциональная структура предприятия
Суть изменений в организационной структуре заключается в том, что в дополнение к функциональным подразделениям для реализации и управления БП создаются специальные процессные подразделения, которые соответствуют определенным видам деятельности, существенно отличающимся друг от друга.


Таким образом, организационная структура становится «двухплечевой» или матричной, согласно которой ресурсные подразделения ответственны за поддержание ресурсов в работоспособном состоянии, а процессные подразделения за выполнение работ, связанных с реализацией потребностей клиентов (рисунок 6).


Рисунок 6 - Матричная структура предприятия
Процессные подразделения, возглавляемые администраторами процессов, арендуют ресурсы у функциональных подразделений, возглавляемых администраторами ресурсов, для выполнения конкретных реализаций (экземпляров) процессов. Для выполнения этих экземпляров процессов создаются под управлением менеджеров процессов временные сквозные команды из работников, выделяемых функциональными подразделениями. Причем работники (операторы процессов) находятся в двойном подчинении: постоянно – функциональному подразделению и оперативно – командам конкретных бизнес процессов. При этом заключается трехсторонний договор между работником, администратором функционального подразделения и администратором процесса, таким образом, ресурсное подразделение несет ответственность за качество выполнения процесса его работником.

Введение матричной организационной структуры обусловливает развитие экономических отношений внутри предприятия. В некоторых случаях это может приводить к установлению процессными подразделениями экономических отношений со сторонними организациями в части приобретения необходимых ресурсов, если это выгодно экономически, что должно стимулировать повышение эффективности деятельности внутренних ресурсных подразделений. Кроме того, четкое формулирование требований подразделений-потребителей к подразделениям-поставщикам способствует повышению качества выполняемых работ.
Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем отличие традиционной функциональной структуры предприятия от матричной?

  2. Что дает предприятию введение матричной организационной структуры?


Лекция 7. Использование информационных технологий в реинжиниринге


План:

  1. Изменения правил организации управления с использованием ИТ

  2. Трансформация предприятий при использовании новейших ИТ


Возникновение технологии реинжиниринга БП стало возможным, благодаря современным достижениям информационных технологии, которые связывают участников БП в единые технологические цепочки быстрее и надежнее по сравнению с традиционными организационными методами контроля и координации. Характер изменения правил организации управления с использованием новейших ИТ представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Правила организации управления

Прежнее правило

Информационная технология

Новое правило

Информация может появляться в одно время в одном месте

Распределенные базы данных

Информация может появляться одновременно в тех местах, где она необходима

Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией бизнеса

Телекоммуникационные сети

Можно пользоваться преимуществами, как централизации, так и децентрализации

Необходимость офиса

Беспроводная связь и ПК

Сотрудник могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся

Необходимость личных встреч для решения всех вопросов

Интерактивный видеодоступ, телеконференции

Лучший, более эффективный контакт с потенциальным покупателем.

Сложную работу могут выполнять только эксперты

Экспертные системы

Работу эксперта может выполнять специалист по общим вопросам

Все решения принимают менеджеры

Средства поддержки решений

Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника

Чтобы получить информацию об объекте, необходимо знать, где он находится

Автоматическое штрихкодирование

Объекты сами

информируют о своем местонахождении

Планы работ пересматриваются и корректируются периодически

Высокопроизводи-тельные компьютеры

Планы пересматриваются и корректируются оперативно, по мере необходимости