Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эта формулировка опирается на понимание моделирования как органической части процесса формирования теоретического знания, в котором первостепенную роль играют модельные представления (модели-представления). Можно слово «модель» заменить на общее теоретическое представление» и тогда получится, что метод-это общее теоретическое представление о единой деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Рассматриваемых с этой точки зрения метод воплощает в себе научное представление о наиболее целесообразных для данных условий средствах осуществления определенной цели образования, педагогически переосмысленной в виде некоторых элементов его содержания.

Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т.п. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разных методов обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть нацеленной на запоминание и закрепление. То же можно сказать и о работе с книгой, и об экскурсии, и т.д. Необходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов (о них речь пойдет дальше), один и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям. Например, те же беседа или работа с книгой могут быть отнесены по одной классификации к приемам, по другой - к методам. При этом число приемов обучения может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педагогической деятельности. Многообразие сочетания приемов составляют методики преподавания.

В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и др.

Каждый отдельно взятый метод обучения, о чем свидетельствуют результаты фундаментальных исследований И.Я.Лернера в этой области, имеет определенную логическую структуру - индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.


Из истории развития методов обучения.

Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияния на общие цели обучения. С изменением целей меняются и методы обучения. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основывавшие на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например, трудовые, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Основным способом преподавания была передача учителем готовой информации с помощью письменного, устного, а позднее и печатного слова с последующим усвоением его учащимися. Слово становится главным носителем информации, а обучения по книгам – одной из главных задач образования.

В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают свое значение единственного способа передачи знаний учащимся. Развитие получают методы наглядного обучения, методы, помогающие применять знания на практике.

На рубеже ХIХ-ХХ веков интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Большие надежды возлагались также на очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельности движения к знаниям. Однако этот метод требует много труда и времени для получении результатов.

Успех обучения зависит не только от правильного оп­ределения целей и содержания обучения. Важно еще в пла­не дидактики решить кардинальный вопрос — каким спо­собом этих целей достичь. От правильно выбранного метода обучения зависит эффективность обучения вообще.

Особенно большие трудности испытывает молодой учи­тель, когда он не знает, как вести ученика от незнания к знанию; какие избрать пути обучения, чтобы обеспечить глубокие и прочные знания учащимся; как развивать у учащихся творческие и познавательные способности и др.

Когда мы говорим о методе вообще, то имеем в виду путь к достижению какой-либо цели. При определении метода обучения важно учитывать два фактора: сущность
этого процесса и многоаспектность его цели. Вот почему в учебниках педагогики различных авторов можно встре­тить довольно разнообразные формулировки понятия «ме­тод обучения». Проанализируем некоторые из них, что­бы увидеть то общее, что встречается в большом многообразии определений.

«Система последовательных действий учителя, орга­низующих познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущих к усвоению им содержания образования, то есть достижения цели» (И.Я. Лернер).

«Способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по реше­нию различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом» (И.Ф. Харламов).

«Способ руководства учителем познавательной дея­тельностью учащихся» (Т.А. Ильина). «Способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение учащимися знаний, уме­ний и навыков, формируется их мировоззрение, развива­ются способности» (Н.И. Болдырев).

Если сравнить эти формулировки, то очевидно, что они отражают наличие деятельности учителя и учащихся (сущность процесса обучения, его двустронний характер), а также результат процесса обучения, который выражает одну из его функций (развивающую, обучающую, воспи­тывающую). В этом случае метод обучения можно опре­делить как систему последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятель­ность ученика, которые устойчиво ведут к усвоению со­держания образования. Это определение, пожалуй, боль­ше всего отражает суть метода обучения, так как оно соответствует основным структурным компонентам са­мого учебного процесса (преподавание, учение, содержа­ние обучения).

Двусторонний характер процесса обучения, отражаю­щий совместную деятельность учителя и ученика, пре­допределяет также двусторонний характер и метода обу­чения. В силу этого условно подразделяются методы преподавания, выполняющие функции информативную, уп­равляющую, развития познавательных способностей уча­щихся и др. учитель излагает знания, объясняет, показы­вает, инструктирует, развивает учащихся. И методы,
которые использует ученик, осуществляя деятельность уче­ния, то есть это методы, с помощью которых школьник усваивает (приобретает) знания (слушает, наблюдает, вы­полняет практические и лабораторные работы и др.).

Итак, методы обучения включают в себя деятель­ность учителя и учащихся, то есть деятельность препода­вания и учения. Хотя функции учителя и учащихся в процессе обучения обозначены отдельно, но протекают эти деятельности во взаимосвязи, тесном единстве, так как преподавание не может осуществляться без учения, а уче­ние не обходится без преподавания.

Рассмотрим вопрос направленности методов обучения. Методы, подчеркивающие деятельность преподавателя и ученика, в процессе обучения выполняют ряд функций. Функцию информации, включающую в себя изложение и объяснение материала учителем. Функцию обучения уча­щихся практическим умениям и навыкам, функцию раз­вития познавательной деятельности самих учащихся, функцию руководства учителем познавательной деятель­ностью учащихся.

Естественно, что метод обучения предназначен не толь­ко для передачи знаний учащимся. Функции методов под­черкивают их развивающий характер. Метод, применяе­мый учителем в процессе обучения, в то же время сообщает ученику способ деятельности, указывает путь, которым должен идти ученик от незнания к знанию. На этой осно­ве ученик вырабатывает свой путь познания, который мо­жет и не следовать в точности пути, предложенному учите­лем. Вооружение учащихся способом познавательной деятельности — важнейшее направление повышения раз­вивающей функции учебного метода. Открываются новые аспекты воспитывающей функции метода обучения. Со­здание в классе обстановки сотрудничества, коллективно­го сопереживания, отношения взаимной помощи, добросо­вестности, ответственности за самостоятельное выполнение заданий, коллективный поиск в решении поставленной учи­телем проблемы — вот те направления, в плане которых сегодня ведется дальнейшее совершенствование методов обучения в школе,


Следовательно, одна из основных задач процесса обуче­ния состоит в том, чтобы соотнести особенности нравствен­ного развития ребенка с особенностями его интеллектуаль­ного развития в условиях учебного труда. Современная дидактика уделяет больше внимания побуждающей функ­ции метода обучения. Но за термином «отношение к уче­нию» скрыты глубокие психологические механизмы. Здесь, в первую очередь, выступает нравственный аспект учебного труда школьника.

С понятием «метод обучения» тесно связано понятие «прием обучения». Каждый метод состоит из отдельных приемов обучения. Таким образом, система отдельных при­емов, совокупность приемов составляет метод. Иначе го­воря, приемы — это шаги метода. Например, метод работы с книгой состоит из ряда приемов, последовательных шагов: составление плана прочитанного, пересказ текста, выделение основных, ведущих положений в тексте, со­ставление конспекта рассказа и т. д.

Располагая арсеналом методов, учитель использует различные средства обучения. Под средством обучения понимаем все то, что является источником учебной ин­формации для учащегося: слово учителя, учебное и лабо­раторное оборудование, наглядные пособия, кино, звуко­записи, книга, учебные пособия, дидактические материалы, ТСО и др. Средства обучения позволяют повысить ин­тенсивность, эффективность метода обучения. Иначе говоря, средства обучения — это орудия труда, которые использует учитель при осуществлении метода обучения. Рассматривая широкое понятие средства обучения, следу­ет особо выделять технические средства обучения, кото­рые в современной школе помогают интенсифицировать процесс преподавания и учения. По характеру воздей­ствия они делятся на средства, воздействующие на зри­тельное восприятие, звуковые устройства и экранно-звуковые (кино, телевидение, видеомагнитофон). Правильное использование технических средств обучения способству­ет более полному и осмысленному усвоению знаний уча­щимися, подготовке их к самостоятельному приобрете­нию знаний.

Представим исторический характер методов обучения. Методы обучения направлены на достижение