Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эта формулировка опирается на понимание моделирования как органической части процесса формирования теоретического знания, в котором первостепенную роль играют модельные представления (модели-представления). Можно слово «модель» заменить на общее теоретическое представление» и тогда получится, что метод-это общее теоретическое представление о единой деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Рассматриваемых с этой точки зрения метод воплощает в себе научное представление о наиболее целесообразных для данных условий средствах осуществления определенной цели образования, педагогически переосмысленной в виде некоторых элементов его содержания.
Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т.п. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разных методов обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть нацеленной на запоминание и закрепление. То же можно сказать и о работе с книгой, и об экскурсии, и т.д. Необходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов (о них речь пойдет дальше), один и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям. Например, те же беседа или работа с книгой могут быть отнесены по одной классификации к приемам, по другой - к методам. При этом число приемов обучения может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педагогической деятельности. Многообразие сочетания приемов составляют методики преподавания.
В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и др.
Каждый отдельно взятый метод обучения, о чем свидетельствуют результаты фундаментальных исследований И.Я.Лернера в этой области, имеет определенную логическую структуру - индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.
Из истории развития методов обучения.
Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияния на общие цели обучения. С изменением целей меняются и методы обучения. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основывавшие на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например, трудовые, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Основным способом преподавания была передача учителем готовой информации с помощью письменного, устного, а позднее и печатного слова с последующим усвоением его учащимися. Слово становится главным носителем информации, а обучения по книгам – одной из главных задач образования.
В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают свое значение единственного способа передачи знаний учащимся. Развитие получают методы наглядного обучения, методы, помогающие применять знания на практике.
На рубеже ХIХ-ХХ веков интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Большие надежды возлагались также на очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельности движения к знаниям. Однако этот метод требует много труда и времени для получении результатов.
Успех обучения зависит не только от правильного определения целей и содержания обучения. Важно еще в плане дидактики решить кардинальный вопрос — каким способом этих целей достичь. От правильно выбранного метода обучения зависит эффективность обучения вообще.
Особенно большие трудности испытывает молодой учитель, когда он не знает, как вести ученика от незнания к знанию; какие избрать пути обучения, чтобы обеспечить глубокие и прочные знания учащимся; как развивать у учащихся творческие и познавательные способности и др.
Когда мы говорим о методе вообще, то имеем в виду путь к достижению какой-либо цели. При определении метода обучения важно учитывать два фактора: сущность
этого процесса и многоаспектность его цели. Вот почему в учебниках педагогики различных авторов можно встретить довольно разнообразные формулировки понятия «метод обучения». Проанализируем некоторые из них, чтобы увидеть то общее, что встречается в большом многообразии определений.
«Система последовательных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущих к усвоению им содержания образования, то есть достижения цели» (И.Я. Лернер).
«Способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом» (И.Ф. Харламов).
«Способ руководства учителем познавательной деятельностью учащихся» (Т.А. Ильина). «Способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируется их мировоззрение, развиваются способности» (Н.И. Болдырев).
Если сравнить эти формулировки, то очевидно, что они отражают наличие деятельности учителя и учащихся (сущность процесса обучения, его двустронний характер), а также результат процесса обучения, который выражает одну из его функций (развивающую, обучающую, воспитывающую). В этом случае метод обучения можно определить как систему последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, которые устойчиво ведут к усвоению содержания образования. Это определение, пожалуй, больше всего отражает суть метода обучения, так как оно соответствует основным структурным компонентам самого учебного процесса (преподавание, учение, содержание обучения).
Двусторонний характер процесса обучения, отражающий совместную деятельность учителя и ученика, предопределяет также двусторонний характер и метода обучения. В силу этого условно подразделяются методы преподавания, выполняющие функции информативную, управляющую, развития познавательных способностей учащихся и др. учитель излагает знания, объясняет, показывает, инструктирует, развивает учащихся. И методы,
которые использует ученик, осуществляя деятельность учения, то есть это методы, с помощью которых школьник усваивает (приобретает) знания (слушает, наблюдает, выполняет практические и лабораторные работы и др.).
Итак, методы обучения включают в себя деятельность учителя и учащихся, то есть деятельность преподавания и учения. Хотя функции учителя и учащихся в процессе обучения обозначены отдельно, но протекают эти деятельности во взаимосвязи, тесном единстве, так как преподавание не может осуществляться без учения, а учение не обходится без преподавания.
Рассмотрим вопрос направленности методов обучения. Методы, подчеркивающие деятельность преподавателя и ученика, в процессе обучения выполняют ряд функций. Функцию информации, включающую в себя изложение и объяснение материала учителем. Функцию обучения учащихся практическим умениям и навыкам, функцию развития познавательной деятельности самих учащихся, функцию руководства учителем познавательной деятельностью учащихся.
Естественно, что метод обучения предназначен не только для передачи знаний учащимся. Функции методов подчеркивают их развивающий характер. Метод, применяемый учителем в процессе обучения, в то же время сообщает ученику способ деятельности, указывает путь, которым должен идти ученик от незнания к знанию. На этой основе ученик вырабатывает свой путь познания, который может и не следовать в точности пути, предложенному учителем. Вооружение учащихся способом познавательной деятельности — важнейшее направление повышения развивающей функции учебного метода. Открываются новые аспекты воспитывающей функции метода обучения. Создание в классе обстановки сотрудничества, коллективного сопереживания, отношения взаимной помощи, добросовестности, ответственности за самостоятельное выполнение заданий, коллективный поиск в решении поставленной учителем проблемы — вот те направления, в плане которых сегодня ведется дальнейшее совершенствование методов обучения в школе,
Следовательно, одна из основных задач процесса обучения состоит в том, чтобы соотнести особенности нравственного развития ребенка с особенностями его интеллектуального развития в условиях учебного труда. Современная дидактика уделяет больше внимания побуждающей функции метода обучения. Но за термином «отношение к учению» скрыты глубокие психологические механизмы. Здесь, в первую очередь, выступает нравственный аспект учебного труда школьника.
С понятием «метод обучения» тесно связано понятие «прием обучения». Каждый метод состоит из отдельных приемов обучения. Таким образом, система отдельных приемов, совокупность приемов составляет метод. Иначе говоря, приемы — это шаги метода. Например, метод работы с книгой состоит из ряда приемов, последовательных шагов: составление плана прочитанного, пересказ текста, выделение основных, ведущих положений в тексте, составление конспекта рассказа и т. д.
Располагая арсеналом методов, учитель использует различные средства обучения. Под средством обучения понимаем все то, что является источником учебной информации для учащегося: слово учителя, учебное и лабораторное оборудование, наглядные пособия, кино, звукозаписи, книга, учебные пособия, дидактические материалы, ТСО и др. Средства обучения позволяют повысить интенсивность, эффективность метода обучения. Иначе говоря, средства обучения — это орудия труда, которые использует учитель при осуществлении метода обучения. Рассматривая широкое понятие средства обучения, следует особо выделять технические средства обучения, которые в современной школе помогают интенсифицировать процесс преподавания и учения. По характеру воздействия они делятся на средства, воздействующие на зрительное восприятие, звуковые устройства и экранно-звуковые (кино, телевидение, видеомагнитофон). Правильное использование технических средств обучения способствует более полному и осмысленному усвоению знаний учащимися, подготовке их к самостоятельному приобретению знаний.
Представим исторический характер методов обучения. Методы обучения направлены на достижение