Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
цели обуче­ния и передачу содержания образования. Это и предопре­деляет их исторический характер.

В древние времена, когда еще только возникло обуче­ние как передача человеческого опыта деятельности, ме­тоды обучения в основе своей включали подражание — обряды, ритуалы, танцы, игры. В эпоху средневековья (его первой половины), когда господствовал схоластический характер обучения, преобладали словесные методы, требо­валось зазубрить, заучить, воспроизвести и т. п. В период эпохи Возрождения методы обучения переживают изме­нения вместе с переменами в обществе. В период откры­тий, изобретений, новшеств буквально во всех сферах об­щества ведущая роль в обучении отводится методам н аглядного обучения, которые позволяют видеть, наблю­дать, применять знания и добывать их, находить выход из создавшегося положения. В XIX-XX века с существо­ванием деятельностного подхода в обучении больший удельный вес приобретают практические и исследователь­ские методы — дальтон-план, бригадно-лабораторный ме­тод, метод проектов, метод самостоятельных заданий и т.д.

Сегодня, в период преобразования общества и шко­лы, предъявляются новые требования к выпускнику шко­лы — он должен быть творческим, активным, самостоя­тельным, инициативным, принимать решение и нести за него ответственность и др. Поэтому в опыте учителей-новаторов — Ш. Амонашвили, В. Шаталова, С. Лысенковой, Е. Ильина, И. Иванова и др., — а также в системе авторских школ — В. Караковского, Н. Гузика, А. Ту-бельского, Е. Ереминой, А. Захаренко, Л. Тарасова и др. видим новые методы обучения, которые служат дости­жению цели и передачи содержания обучения — ком­ментированное письмо, интегративное и опережающее обучение, метод проблемного обучения, метод диалога в обучении, метод образовательных ситуаций, метод погру­жения, метод творческих объединений (школа — лабо­ратория — клуб), деловая игра, саморазвивающийся спек­такль, микро-«телемост», брифинги, заочное путешествие, программа «Сад» и др. Необходимо было пересмотреть все методы, их номенклатуру, перечень под тем углом
зрения, что они должны служить способом развития са­мостоятельности познавательной деятельности. Итак, уро­вень развития общества объективно определяет цель обу­чения, которая конкретизируется содержанием обучения и реализуется путем применения методов обучения.

Представим многообразие методов обучения и выбор методов. Наблюдая за процессом обучения в школе, дидакты и методисты обратили внимание на огромное раз­нообразие видов деятельности учителя и учащегося на уроке. Эти виды деятельности и стали определять суще­ствование методов обучения. Учитель рассказывает — он обучает методом рассказа, дети читают книгу — это ме­тод работы с книгой, учитель показывает предмет или его изображение — это метод демонстрации, ученик решает задачу — это метод упражнения и т. д. Учащиеся отвеча­ют на вопросы, пишут диктанты, смотрят фильм. Каж­дый из видов деятельности определен характером позна­вательной деятельности учащихся. М.Н. Скаткин насчитывал в свое время более 100 методов обучения.

Выбор учителем методов обучения, которые он приме­няет в каждом отдельном случае, зависит от целого ряда обстоятельств:

  • содержание материала;

  • специфика учебного предмета (физика — лаборатор­ные, география — рассказ);

  • дидактические задачи;

  • возрастные особенности учащихся (начальная школа - рассказ, младшие школьник - беседа, старшек­лассники — лекция);

  • уровень подготовки учащихся (в младших классах у школьников мало опыта, в большей степени исполь­зуется метод наглядного обучения);

  • объем материала;

  • звенья процесса обучения;

  • методическая подготовка учителя и его мастерство.
    Каждый учитель должен объективно оценивать свои методические способности и педагогическую технику, а
    не следовать слепо существующим ныне методам обуче­ния. В настоящее время в современных методах обуче­ния меняется внутренняя структура взаимоотношения де­ятельности учителя и учащихся.

В современных методах возрастает:

  • мера познавательной самостоятельности (проблемные
    ситуации);

  • управление процессом учения (компьютерное обуче­ние, введение общедидактических умений);

  • развитие активности и творчества (познавательные, ролевые и дидактические игры, метод опережающего обучения, метод опорных конспектов и др.);


обучение способу деятельности, практическому применению знаний (практические работы, исследовательские задачи, самостоятельные работы, экскурсии, на­блюдения);

методы, обеспечивающие переход образования в само­образование;

методы, обеспечивающие развитие творчества.
Количество методов довольно велико, и их наименова­ние крайне разнообразно. Возникла практическая потреб­
ность как-то упорядочить их обширный перечень. Для этого необходимо выяснить существенные признаки, по ко­торым можно отличать методы друг от друга, классифицировать методы. Упорядочивание какого-то разнообразия по существенному признаку — это и есть классификация. Рассмотрим вопрос классификации методов обучения.

Для чего вводится классификация? Классификация со­здает порядок и систему, позволяет выделить своеобраз­ные черты, присущие отдельным методам, найти что-то общее, свойственные разным методам. В этом случае лег­че выявить своеобразие каждого метода. Надо признать, что до настоящего времени среди отечественных дидактов нет единого мнения относительно признания класси­фикации методов обучения.

В лекции рассмотрим различные подходы к класси­фикации методов обучения, существующие в традицион­ной дидактике. Одна точка зрения: предлагалось все ме­тоды разделить по тому, как действует в обучении ученик (активно или пассивно):

а) методы активные, если ученик работает самостоя­тельно (лабораторная работа, работа с книгой, прак­тическая работа);

б) методы пассивные, если ученик слушает и смотрит (рассказ, лекция, объяснение, демонстрационный ме­тод, экскурсия).

В другом случае в основу классификации методов были положены приемы учебной работы. Но эта классифика­ция неприемлема, так как она искажает дидактический принцип сознательного и активного обучения учащихся (активность учащегося должна быть на всех этапах обу­чения), мы видим противоречие характеру процесса обу­чения — деятельность ученика и учителя не отражена.

Было предложено классифицировать методы обучения по типу деятельности учителя и учащегося — бинарная классификация:

  • словесные методы (слово учителя, печатное слово);

  • демонстрационные методы (демонстрация, средства на­глядности);


  • исследовательские методы (самостоятельное открытие).

В основе этой классификации лежит источник зна­ний, то есть откуда учащиеся получают знания. Это тоже искусственное разграничение, так как невозможно слово учителя отделить от средства наглядности. Наглядность учитель преподносит своим словом, нельзя также пред­ставить метод демонстрации без живого слова учителя.

Другие дидакты предлагают в основу классификации положить этапы (звенья) процесса обучения. Такая клас­сификация называется традиционной, общепринятой, так как сегодня она используется большинством учителей в школах. Она соответствует логике усвоения знания, но не учитывает развития познавательной самостоятельнос­ти школьников. В соответствии с этапами процесса обу­чения можно выделить три группы методов — словес­ные, наглядные и практические методы.

Рассмотрим каждую группу отдельно.

Словесные методы. Средством метода, с помощью ко­торого передается информация (знания), является слово учителя или печатное слово (книга). Сюда входят: рас­сказ, беседа, объяснение, эвристическая беседа, сообщаю­щая беседа (предшествует изучению материала), вводная, вступительная, закрепляющая, дискуссия, работа с учеб­ником (конспектирование, составление плана, тезисов, ци­тирование, аннотация, рецензирование, составление спра­вок, алгоритма, тезауруса (основных понятий по теме).

Наглядные методы. Источник знаний для учащихся — наблюдаемые предметы, явления, события, факты, по­собия и т. д. Эффективность усвоения знаний зависит от применения учителем наглядных пособий, технических средств. Средство метода — наглядные пособия. Они де­лятся на две группы: методы иллюстрации (алгоритм, плакат, опорный конспект, таблицы, карты, схемы, зари­совки и др.); методы демонстрации (приборы, опыты, фильмы, диафильмы и др.)

Наглядные методы опираются на чувственные обра­зы, ощущения, восприятия. В результате этого метода у учащихся формируется познавательный интерес, потреб­ность к знаниям.

Практические методы. Основана эта группа методов на практической деятельности ученика по применению знаний. Средством этого метода выступают упражне­ния — устные, письменные, графические, учебно-трудовые
(в мастерских), а также лабораторные и практические ра­боты. В результате этих методов учащиеся добывают знания, вырабатывают умения, совершают практические действия на основе знаний, вырабатывают навыки иссле­довательского характера деятельности. Эффективность ме­тода зависит от дидактических условий использования упражнений (их сложность, последовательность, практи­ческая направленность, посильность выполнения, нали­чие образцов, выполнение упражнений и т. д.).

В настоящее время современная дидактика представ­ляет классификацию методов обучения, в основе которой лежит характер познавательной деятельности ученика. Эта классификация разработана в отечественной дидак­тике И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным и соотносится с элементами содержания образования, которое служит ус­воению опыта деятельности. В нее включаются:

  • объяснительно-иллюстративный метод;

  • репродуктивный метод;

  • метод проблемного изложения;

  • частично-поисковый метод;

  • исследовательский метод.

Представим кратко каждый из них.

Объяснительно-иллюстративный метод. Основное на­значение — организация усвоения информации учащи­мися. Роль учителя: сообщает готовую информацию раз­личными средствами (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, наглядные и технические средства, показ, демонстрация, лабораторная работа). Роль учащихся: вос­принимают, осознают и запоминают информацию (слуша­ют, смотрят, работают с предметами, читают, наблюдают). Этот метод экономичен, эффективен, поэтому использует­ся на протяжении столетий. Кто может передать инфор­мацию? Тут учителем может быть ученый, конструктор, писатель, артист. Возможно использование магнитофона, видео, кино, компьютера, предлагается демонстрация опы­тов. Деятельность учителя разнообразна, а ученика — однотипна (он воспринимает, осмысливает, запоминает). Но без этого метода невозможно обеспечить развитие твор­ческих способностей учеников. Метод передает готовые знания. Границы применения метода: используется до тех пор, пока ученик не осуществит осмысленное запоми­нание. Этот метод связан с первым элементом содержа­ния образования — усвоение знаний о природе, обществе,