Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
цели обучения и передачу содержания образования. Это и предопределяет их исторический характер.
В древние времена, когда еще только возникло обучение как передача человеческого опыта деятельности, методы обучения в основе своей включали подражание — обряды, ритуалы, танцы, игры. В эпоху средневековья (его первой половины), когда господствовал схоластический характер обучения, преобладали словесные методы, требовалось зазубрить, заучить, воспроизвести и т. п. В период эпохи Возрождения методы обучения переживают изменения вместе с переменами в обществе. В период открытий, изобретений, новшеств буквально во всех сферах общества ведущая роль в обучении отводится методам н аглядного обучения, которые позволяют видеть, наблюдать, применять знания и добывать их, находить выход из создавшегося положения. В XIX-XX века с существованием деятельностного подхода в обучении больший удельный вес приобретают практические и исследовательские методы — дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов, метод самостоятельных заданий и т.д.
Сегодня, в период преобразования общества и школы, предъявляются новые требования к выпускнику школы — он должен быть творческим, активным, самостоятельным, инициативным, принимать решение и нести за него ответственность и др. Поэтому в опыте учителей-новаторов — Ш. Амонашвили, В. Шаталова, С. Лысенковой, Е. Ильина, И. Иванова и др., — а также в системе авторских школ — В. Караковского, Н. Гузика, А. Ту-бельского, Е. Ереминой, А. Захаренко, Л. Тарасова и др. видим новые методы обучения, которые служат достижению цели и передачи содержания обучения — комментированное письмо, интегративное и опережающее обучение, метод проблемного обучения, метод диалога в обучении, метод образовательных ситуаций, метод погружения, метод творческих объединений (школа — лаборатория — клуб), деловая игра, саморазвивающийся спектакль, микро-«телемост», брифинги, заочное путешествие, программа «Сад» и др. Необходимо было пересмотреть все методы, их номенклатуру, перечень под тем углом
зрения, что они должны служить способом развития самостоятельности познавательной деятельности. Итак, уровень развития общества объективно определяет цель обучения, которая конкретизируется содержанием обучения и реализуется путем применения методов обучения.
Представим многообразие методов обучения и выбор методов. Наблюдая за процессом обучения в школе, дидакты и методисты обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителя и учащегося на уроке. Эти виды деятельности и стали определять существование методов обучения. Учитель рассказывает — он обучает методом рассказа, дети читают книгу — это метод работы с книгой, учитель показывает предмет или его изображение — это метод демонстрации, ученик решает задачу — это метод упражнения и т. д. Учащиеся отвечают на вопросы, пишут диктанты, смотрят фильм. Каждый из видов деятельности определен характером познавательной деятельности учащихся. М.Н. Скаткин насчитывал в свое время более 100 методов обучения.
Выбор учителем методов обучения, которые он применяет в каждом отдельном случае, зависит от целого ряда обстоятельств:
В современных методах возрастает:
обучение способу деятельности, практическому применению знаний (практические работы, исследовательские задачи, самостоятельные работы, экскурсии, наблюдения);
• методы, обеспечивающие переход образования в самообразование;
• методы, обеспечивающие развитие творчества.
Количество методов довольно велико, и их наименование крайне разнообразно. Возникла практическая потребность как-то упорядочить их обширный перечень. Для этого необходимо выяснить существенные признаки, по которым можно отличать методы друг от друга, классифицировать методы. Упорядочивание какого-то разнообразия по существенному признаку — это и есть классификация. Рассмотрим вопрос классификации методов обучения.
Для чего вводится классификация? Классификация создает порядок и систему, позволяет выделить своеобразные черты, присущие отдельным методам, найти что-то общее, свойственные разным методам. В этом случае легче выявить своеобразие каждого метода. Надо признать, что до настоящего времени среди отечественных дидактов нет единого мнения относительно признания классификации методов обучения.
В лекции рассмотрим различные подходы к классификации методов обучения, существующие в традиционной дидактике. Одна точка зрения: предлагалось все методы разделить по тому, как действует в обучении ученик (активно или пассивно):
а) методы активные, если ученик работает самостоятельно (лабораторная работа, работа с книгой, практическая работа);
б) методы пассивные, если ученик слушает и смотрит (рассказ, лекция, объяснение, демонстрационный метод, экскурсия).
В другом случае в основу классификации методов были положены приемы учебной работы. Но эта классификация неприемлема, так как она искажает дидактический принцип сознательного и активного обучения учащихся (активность учащегося должна быть на всех этапах обучения), мы видим противоречие характеру процесса обучения — деятельность ученика и учителя не отражена.
Было предложено классифицировать методы обучения по типу деятельности учителя и учащегося — бинарная классификация:
В основе этой классификации лежит источник знаний, то есть откуда учащиеся получают знания. Это тоже искусственное разграничение, так как невозможно слово учителя отделить от средства наглядности. Наглядность учитель преподносит своим словом, нельзя также представить метод демонстрации без живого слова учителя.
Другие дидакты предлагают в основу классификации положить этапы (звенья) процесса обучения. Такая классификация называется традиционной, общепринятой, так как сегодня она используется большинством учителей в школах. Она соответствует логике усвоения знания, но не учитывает развития познавательной самостоятельности школьников. В соответствии с этапами процесса обучения можно выделить три группы методов — словесные, наглядные и практические методы.
Рассмотрим каждую группу отдельно.
Словесные методы. Средством метода, с помощью которого передается информация (знания), является слово учителя или печатное слово (книга). Сюда входят: рассказ, беседа, объяснение, эвристическая беседа, сообщающая беседа (предшествует изучению материала), вводная, вступительная, закрепляющая, дискуссия, работа с учебником (конспектирование, составление плана, тезисов, цитирование, аннотация, рецензирование, составление справок, алгоритма, тезауруса (основных понятий по теме).
Наглядные методы. Источник знаний для учащихся — наблюдаемые предметы, явления, события, факты, пособия и т. д. Эффективность усвоения знаний зависит от применения учителем наглядных пособий, технических средств. Средство метода — наглядные пособия. Они делятся на две группы: методы иллюстрации (алгоритм, плакат, опорный конспект, таблицы, карты, схемы, зарисовки и др.); методы демонстрации (приборы, опыты, фильмы, диафильмы и др.)
Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия. В результате этого метода у учащихся формируется познавательный интерес, потребность к знаниям.
Практические методы. Основана эта группа методов на практической деятельности ученика по применению знаний. Средством этого метода выступают упражнения — устные, письменные, графические, учебно-трудовые
(в мастерских), а также лабораторные и практические работы. В результате этих методов учащиеся добывают знания, вырабатывают умения, совершают практические действия на основе знаний, вырабатывают навыки исследовательского характера деятельности. Эффективность метода зависит от дидактических условий использования упражнений (их сложность, последовательность, практическая направленность, посильность выполнения, наличие образцов, выполнение упражнений и т. д.).
В настоящее время современная дидактика представляет классификацию методов обучения, в основе которой лежит характер познавательной деятельности ученика. Эта классификация разработана в отечественной дидактике И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным и соотносится с элементами содержания образования, которое служит усвоению опыта деятельности. В нее включаются:
Представим кратко каждый из них.
Объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение — организация усвоения информации учащимися. Роль учителя: сообщает готовую информацию различными средствами (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, наглядные и технические средства, показ, демонстрация, лабораторная работа). Роль учащихся: воспринимают, осознают и запоминают информацию (слушают, смотрят, работают с предметами, читают, наблюдают). Этот метод экономичен, эффективен, поэтому используется на протяжении столетий. Кто может передать информацию? Тут учителем может быть ученый, конструктор, писатель, артист. Возможно использование магнитофона, видео, кино, компьютера, предлагается демонстрация опытов. Деятельность учителя разнообразна, а ученика — однотипна (он воспринимает, осмысливает, запоминает). Но без этого метода невозможно обеспечить развитие творческих способностей учеников. Метод передает готовые знания. Границы применения метода: используется до тех пор, пока ученик не осуществит осмысленное запоминание. Этот метод связан с первым элементом содержания образования — усвоение знаний о природе, обществе,
В древние времена, когда еще только возникло обучение как передача человеческого опыта деятельности, методы обучения в основе своей включали подражание — обряды, ритуалы, танцы, игры. В эпоху средневековья (его первой половины), когда господствовал схоластический характер обучения, преобладали словесные методы, требовалось зазубрить, заучить, воспроизвести и т. п. В период эпохи Возрождения методы обучения переживают изменения вместе с переменами в обществе. В период открытий, изобретений, новшеств буквально во всех сферах общества ведущая роль в обучении отводится методам н аглядного обучения, которые позволяют видеть, наблюдать, применять знания и добывать их, находить выход из создавшегося положения. В XIX-XX века с существованием деятельностного подхода в обучении больший удельный вес приобретают практические и исследовательские методы — дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов, метод самостоятельных заданий и т.д.
Сегодня, в период преобразования общества и школы, предъявляются новые требования к выпускнику школы — он должен быть творческим, активным, самостоятельным, инициативным, принимать решение и нести за него ответственность и др. Поэтому в опыте учителей-новаторов — Ш. Амонашвили, В. Шаталова, С. Лысенковой, Е. Ильина, И. Иванова и др., — а также в системе авторских школ — В. Караковского, Н. Гузика, А. Ту-бельского, Е. Ереминой, А. Захаренко, Л. Тарасова и др. видим новые методы обучения, которые служат достижению цели и передачи содержания обучения — комментированное письмо, интегративное и опережающее обучение, метод проблемного обучения, метод диалога в обучении, метод образовательных ситуаций, метод погружения, метод творческих объединений (школа — лаборатория — клуб), деловая игра, саморазвивающийся спектакль, микро-«телемост», брифинги, заочное путешествие, программа «Сад» и др. Необходимо было пересмотреть все методы, их номенклатуру, перечень под тем углом
зрения, что они должны служить способом развития самостоятельности познавательной деятельности. Итак, уровень развития общества объективно определяет цель обучения, которая конкретизируется содержанием обучения и реализуется путем применения методов обучения.
Представим многообразие методов обучения и выбор методов. Наблюдая за процессом обучения в школе, дидакты и методисты обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителя и учащегося на уроке. Эти виды деятельности и стали определять существование методов обучения. Учитель рассказывает — он обучает методом рассказа, дети читают книгу — это метод работы с книгой, учитель показывает предмет или его изображение — это метод демонстрации, ученик решает задачу — это метод упражнения и т. д. Учащиеся отвечают на вопросы, пишут диктанты, смотрят фильм. Каждый из видов деятельности определен характером познавательной деятельности учащихся. М.Н. Скаткин насчитывал в свое время более 100 методов обучения.
Выбор учителем методов обучения, которые он применяет в каждом отдельном случае, зависит от целого ряда обстоятельств:
-
содержание материала;
-
специфика учебного предмета (физика — лабораторные, география — рассказ);
-
дидактические задачи;
-
возрастные особенности учащихся (начальная школа - рассказ, младшие школьник - беседа, старшеклассники — лекция); -
уровень подготовки учащихся (в младших классах у школьников мало опыта, в большей степени используется метод наглядного обучения);
-
объем материала; -
звенья процесса обучения;
-
методическая подготовка учителя и его мастерство.
Каждый учитель должен объективно оценивать свои методические способности и педагогическую технику, а не следовать слепо существующим ныне методам обучения. В настоящее время в современных методах обучения меняется внутренняя структура взаимоотношения деятельности учителя и учащихся.
В современных методах возрастает:
-
мера познавательной самостоятельности (проблемные
ситуации); -
управление процессом учения (компьютерное обучение, введение общедидактических умений); -
развитие активности и творчества (познавательные, ролевые и дидактические игры, метод опережающего обучения, метод опорных конспектов и др.);
обучение способу деятельности, практическому применению знаний (практические работы, исследовательские задачи, самостоятельные работы, экскурсии, наблюдения);
• методы, обеспечивающие переход образования в самообразование;
• методы, обеспечивающие развитие творчества.
Количество методов довольно велико, и их наименование крайне разнообразно. Возникла практическая потребность как-то упорядочить их обширный перечень. Для этого необходимо выяснить существенные признаки, по которым можно отличать методы друг от друга, классифицировать методы. Упорядочивание какого-то разнообразия по существенному признаку — это и есть классификация. Рассмотрим вопрос классификации методов обучения.
Для чего вводится классификация? Классификация создает порядок и систему, позволяет выделить своеобразные черты, присущие отдельным методам, найти что-то общее, свойственные разным методам. В этом случае легче выявить своеобразие каждого метода. Надо признать, что до настоящего времени среди отечественных дидактов нет единого мнения относительно признания классификации методов обучения.
В лекции рассмотрим различные подходы к классификации методов обучения, существующие в традиционной дидактике. Одна точка зрения: предлагалось все методы разделить по тому, как действует в обучении ученик (активно или пассивно):
а) методы активные, если ученик работает самостоятельно (лабораторная работа, работа с книгой, практическая работа);
б) методы пассивные, если ученик слушает и смотрит (рассказ, лекция, объяснение, демонстрационный метод, экскурсия).
В другом случае в основу классификации методов были положены приемы учебной работы. Но эта классификация неприемлема, так как она искажает дидактический принцип сознательного и активного обучения учащихся (активность учащегося должна быть на всех этапах обучения), мы видим противоречие характеру процесса обучения — деятельность ученика и учителя не отражена.
Было предложено классифицировать методы обучения по типу деятельности учителя и учащегося — бинарная классификация:
-
словесные методы (слово учителя, печатное слово);
-
демонстрационные методы (демонстрация, средства наглядности);
-
исследовательские методы (самостоятельное открытие).
В основе этой классификации лежит источник знаний, то есть откуда учащиеся получают знания. Это тоже искусственное разграничение, так как невозможно слово учителя отделить от средства наглядности. Наглядность учитель преподносит своим словом, нельзя также представить метод демонстрации без живого слова учителя.
Другие дидакты предлагают в основу классификации положить этапы (звенья) процесса обучения. Такая классификация называется традиционной, общепринятой, так как сегодня она используется большинством учителей в школах. Она соответствует логике усвоения знания, но не учитывает развития познавательной самостоятельности школьников. В соответствии с этапами процесса обучения можно выделить три группы методов — словесные, наглядные и практические методы.
Рассмотрим каждую группу отдельно.
Словесные методы. Средством метода, с помощью которого передается информация (знания), является слово учителя или печатное слово (книга). Сюда входят: рассказ, беседа, объяснение, эвристическая беседа, сообщающая беседа (предшествует изучению материала), вводная, вступительная, закрепляющая, дискуссия, работа с учебником (конспектирование, составление плана, тезисов, цитирование, аннотация, рецензирование, составление справок, алгоритма, тезауруса (основных понятий по теме).
Наглядные методы. Источник знаний для учащихся — наблюдаемые предметы, явления, события, факты, пособия и т. д. Эффективность усвоения знаний зависит от применения учителем наглядных пособий, технических средств. Средство метода — наглядные пособия. Они делятся на две группы: методы иллюстрации (алгоритм, плакат, опорный конспект, таблицы, карты, схемы, зарисовки и др.); методы демонстрации (приборы, опыты, фильмы, диафильмы и др.)
Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия. В результате этого метода у учащихся формируется познавательный интерес, потребность к знаниям.
Практические методы. Основана эта группа методов на практической деятельности ученика по применению знаний. Средством этого метода выступают упражнения — устные, письменные, графические, учебно-трудовые
(в мастерских), а также лабораторные и практические работы. В результате этих методов учащиеся добывают знания, вырабатывают умения, совершают практические действия на основе знаний, вырабатывают навыки исследовательского характера деятельности. Эффективность метода зависит от дидактических условий использования упражнений (их сложность, последовательность, практическая направленность, посильность выполнения, наличие образцов, выполнение упражнений и т. д.).
В настоящее время современная дидактика представляет классификацию методов обучения, в основе которой лежит характер познавательной деятельности ученика. Эта классификация разработана в отечественной дидактике И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным и соотносится с элементами содержания образования, которое служит усвоению опыта деятельности. В нее включаются:
-
объяснительно-иллюстративный метод; -
репродуктивный метод; -
метод проблемного изложения; -
частично-поисковый метод; -
исследовательский метод.
Представим кратко каждый из них.
Объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение — организация усвоения информации учащимися. Роль учителя: сообщает готовую информацию различными средствами (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, наглядные и технические средства, показ, демонстрация, лабораторная работа). Роль учащихся: воспринимают, осознают и запоминают информацию (слушают, смотрят, работают с предметами, читают, наблюдают). Этот метод экономичен, эффективен, поэтому используется на протяжении столетий. Кто может передать информацию? Тут учителем может быть ученый, конструктор, писатель, артист. Возможно использование магнитофона, видео, кино, компьютера, предлагается демонстрация опытов. Деятельность учителя разнообразна, а ученика — однотипна (он воспринимает, осмысливает, запоминает). Но без этого метода невозможно обеспечить развитие творческих способностей учеников. Метод передает готовые знания. Границы применения метода: используется до тех пор, пока ученик не осуществит осмысленное запоминание. Этот метод связан с первым элементом содержания образования — усвоение знаний о природе, обществе,