Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ципов носят эмпирическое обоснование. Перечислим их:
Одна из главных задач науки дидактики сегодня - представить принципы в определенной системе. Принципы могут стать руководством для педагога только тогда, если они будут представлены в определенной системе и охватывать все стороны и этапы процесса обучения. Такая попытка была проделана профессором A.M. Даниловым. Он предлагал рассматривать принципы в тесном взаимодействии. Так, принцип научности следует рассматривать не сам по себе, а в единстве с принципом доступности. Тогда в такой совокупности принцип отражает сложность и противоречивость самого процесса обучения. В таком же сочетании и с таким же принципиальным подходом сгруппированы и другие принципы.
Сегодня в учебных пособиях по педагогике предлагается не только различная номенклатура принципов, но и в различной последовательности раскрывается их содержание. Это позволяет сделать вывод об отсутствии системы принципов, так как еще не выявлены такие элементы процесса обучения, которые позволили бы создать строгую иерархию принципов — нет их системообразующей связи.
Значительный шаг в этом направлении сделал Ю.К. Ба-банский. Он нашел системообразующую связь, позволяющую выстроить принципы в систему. По его мнению, система принципов в своей совокупности должна обеспечить
оптимизацию всех компонентов обучения. Он определил соотношение принципов обучения со структурой учебного процесса. Это позволило создать конкретную последовательность принципов (последовательность принципов соответствует порядку основных звеньев процесса обучения).
Оптимальное число принципов, которое используется учителем в процессе обучения, в совокупности своей должны целостно охватывать основные звенья процесса обучения. Расположение принципов, порядок их следования тем самым определяет логика процесса обучения и циклы в этом логическом звене. Ю.К. Бабанский вслед за Л.М. Даниловым формулирует эти принципы. Это удачная попытка систематизации принципов в современной дидактике. Сегодня еще окончательно не решен вопрос о принципах обучения. Стоит серьезная проблема в плане поиска новых принципов, изменения их содержания, раскрытия необходимого и достаточного количества принципов. Серьезную проблему для дидактики представляет идея систематизации принципов с позиции эффективности процесса обучения.
Целесообразно изучить взаимосвязь законов, закономерностей и принципов обучения; разграничить принципы дидактики - принципы дидактической теории и принципы обучения, так как у них разные объекты исследования (Б.Гершунский, Я.Турбовский, И.Лернер). Ставится вопрос об определении общедидактических принципов и тех принципов, которые действуют в отдельных разделах педагогики - профессиональной, высшей школы, семейной и т. д., так как эти принципы отражают специфику данной области познания. Выявлены специфические принципы обучения для учебных заведений разного типа.
В качестве самостоятельного задания студентам предлагается изучить принципы обучения по следующему плану: формулировка принципа обучения, его сущность и что он требует от учителя, который его применяет, правила реализации принципа на практике. Использовать учебные пособия: Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онищука.- Киев, 1987. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.
Образецсамостоятельного
изучения
Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я. Коменский дал правила:
Этот принцип требует использования методов обучения, отвечающих уровню развития учеников. Принцип доступности часто называют принципом нарастающей трудности.
Правила реализации
1. Посильное требование; непосильные требования отбивают интерес к учению.
5. Ум учащегося должен быть подготовлен к изучению предмета.
12.Не увлекайтесь монологом на уроке. Тонко чувствуйте, что могут учащиеся самостоятельно объяснить, доказать.
13,Следуйте правилу: плохой учитель сообщает истину. Хороший — учит ее находить, делая ее доступной для
учащихся.
И. Развивайте работоспособность детей, приучайте их переносить интенсивную мыслительную нагрузку.
Вопросы: Творческоезаданиепотеме
Выбрать один из принципов обучения, записать правила его реализации и представить задания (содержание любого предмета), обеспечивающие выполнение данных правил учителем.
Восьмая неделя
Тема лекции №8: Методы обучения.
Цель лекции: Познакомить с вопросами: Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения.
План лекции:
Методам обучения, от которых зависит не малый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения как в теории обучения, так и реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-диктатов перейти от эмпирических описаний отдельных групп методов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации.
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать порядочный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся в взаимодействии.
Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:
способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Таки образом, считается, что МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ- это способы совместной деятельности учителя учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Такое определение метода отражает некоторые существенные характеристики обучения. Однако остается неясным, что такое «порядочные способы». Приходится признать, что в этом случае допускается тавтология. Словари определяют «метод» как способ. А о способе говорится, что этот метод. На теоретическом уровне «метод» как научная категория теряет смысл, если считается, что любой способ действия можно считать методом. Если же мы хотим включить понятие «метод обучения» в состав педагогической теории обучения. Т.е. дидактики, придется принять трактовку метода как чего-то связанного с сущностью обучения, отображающего его направленность, что реализуется в разных формах учебной деятельности, но не сводится к ним. В этом случае метод можно отнести к логической форме норматива и определить его как конструируемого с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся, и усвоение ими определенной части содержания образования (В.В.Краевский)
-
принцип научности и доступности;
-
принцип воспитания и всестороннего развития личности; -
принцип систематического и последовательного обучения;
-
принцип наглядности; -
принцип сознательности и активности; -
принцип прочности и развития познавательных сил;
-
принцип индивидуализации в обучении; -
принцип связи обучения с жизнью и практикой.
Принципы можно отличать по их отношению к усвоению содержания обучения (мировоззренческой стороне) и к организации процесса обучения (процессуально-техни
ческой стороне). В первом случае это принципы воспитания и всестороннего развития, научности, сознательности, связи обучения с практикой, индивидуализации в обучении. А во втором случае выделим принципы наглядности, систематичности и последовательности обучения, доступности, прочности.
Одна из главных задач науки дидактики сегодня - представить принципы в определенной системе. Принципы могут стать руководством для педагога только тогда, если они будут представлены в определенной системе и охватывать все стороны и этапы процесса обучения. Такая попытка была проделана профессором A.M. Даниловым. Он предлагал рассматривать принципы в тесном взаимодействии. Так, принцип научности следует рассматривать не сам по себе, а в единстве с принципом доступности. Тогда в такой совокупности принцип отражает сложность и противоречивость самого процесса обучения. В таком же сочетании и с таким же принципиальным подходом сгруппированы и другие принципы.
Сегодня в учебных пособиях по педагогике предлагается не только различная номенклатура принципов, но и в различной последовательности раскрывается их содержание. Это позволяет сделать вывод об отсутствии системы принципов, так как еще не выявлены такие элементы процесса обучения, которые позволили бы создать строгую иерархию принципов — нет их системообразующей связи.
Значительный шаг в этом направлении сделал Ю.К. Ба-банский. Он нашел системообразующую связь, позволяющую выстроить принципы в систему. По его мнению, система принципов в своей совокупности должна обеспечить
оптимизацию всех компонентов обучения. Он определил соотношение принципов обучения со структурой учебного процесса. Это позволило создать конкретную последовательность принципов (последовательность принципов соответствует порядку основных звеньев процесса обучения).
Оптимальное число принципов, которое используется учителем в процессе обучения, в совокупности своей должны целостно охватывать основные звенья процесса обучения. Расположение принципов, порядок их следования тем самым определяет логика процесса обучения и циклы в этом логическом звене. Ю.К. Бабанский вслед за Л.М. Даниловым формулирует эти принципы. Это удачная попытка систематизации принципов в современной дидактике. Сегодня еще окончательно не решен вопрос о принципах обучения. Стоит серьезная проблема в плане поиска новых принципов, изменения их содержания, раскрытия необходимого и достаточного количества принципов. Серьезную проблему для дидактики представляет идея систематизации принципов с позиции эффективности процесса обучения.
Целесообразно изучить взаимосвязь законов, закономерностей и принципов обучения; разграничить принципы дидактики - принципы дидактической теории и принципы обучения, так как у них разные объекты исследования (Б.Гершунский, Я.Турбовский, И.Лернер). Ставится вопрос об определении общедидактических принципов и тех принципов, которые действуют в отдельных разделах педагогики - профессиональной, высшей школы, семейной и т. д., так как эти принципы отражают специфику данной области познания. Выявлены специфические принципы обучения для учебных заведений разного типа.
В качестве самостоятельного задания студентам предлагается изучить принципы обучения по следующему плану: формулировка принципа обучения, его сущность и что он требует от учителя, который его применяет, правила реализации принципа на практике. Использовать учебные пособия: Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онищука.- Киев, 1987. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.
Образецсамостоятельного
изучения
Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я. Коменский дал правила:
-
переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история); -
переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Этот принцип требует использования методов обучения, отвечающих уровню развития учеников. Принцип доступности часто называют принципом нарастающей трудности.
Правила реализации
1. Посильное требование; непосильные требования отбивают интерес к учению.
-
Низкий уровень требований не мобилизует усилия учащихся и утомляет. -
Переходить от известного к неизвестному, новому. Для этого учитель должен хорошо изучить исходные знания учащихся. Часто бывает, что наличие пробелов в знаниях затрудняют усвоение нового. -
Учитывать в процессе обучения различия в темпе индивидуальной работы, уровень продвинутости отдельных учащихся в учебе.
5. Ум учащегося должен быть подготовлен к изучению предмета.
-
Учитывать индивидуальную обучаемость учащихся. -
Для доступности широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление. Дайте понять ученику, что даже самые сложные вещи им доступны. -
При изучении нового материала (сложного) привлекайте сильных учащихся, а при закреплении — средних и слабых. -
Облегчайте усвоение новых понятий, сопоставляя их с ранее изученными или противоположными.
-
Торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху. -
Доступность связана с ясностью речи учителя. Четко, однозначно формулируйте понятия. Используйте яркие факты, примеры из жизни.
12.Не увлекайтесь монологом на уроке. Тонко чувствуйте, что могут учащиеся самостоятельно объяснить, доказать.
13,Следуйте правилу: плохой учитель сообщает истину. Хороший — учит ее находить, делая ее доступной для
учащихся.
И. Развивайте работоспособность детей, приучайте их переносить интенсивную мыслительную нагрузку.
Вопросы: Творческоезаданиепотеме
Выбрать один из принципов обучения, записать правила его реализации и представить задания (содержание любого предмета), обеспечивающие выполнение данных правил учителем.
Восьмая неделя
Тема лекции №8: Методы обучения.
Цель лекции: Познакомить с вопросами: Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения.
План лекции:
Методам обучения, от которых зависит не малый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения как в теории обучения, так и реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-диктатов перейти от эмпирических описаний отдельных групп методов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации.
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать порядочный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся в взаимодействии.
Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:
способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Таки образом, считается, что МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ- это способы совместной деятельности учителя учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Такое определение метода отражает некоторые существенные характеристики обучения. Однако остается неясным, что такое «порядочные способы». Приходится признать, что в этом случае допускается тавтология. Словари определяют «метод» как способ. А о способе говорится, что этот метод. На теоретическом уровне «метод» как научная категория теряет смысл, если считается, что любой способ действия можно считать методом. Если же мы хотим включить понятие «метод обучения» в состав педагогической теории обучения. Т.е. дидактики, придется принять трактовку метода как чего-то связанного с сущностью обучения, отображающего его направленность, что реализуется в разных формах учебной деятельности, но не сводится к ним. В этом случае метод можно отнести к логической форме норматива и определить его как конструируемого с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся, и усвоение ими определенной части содержания образования (В.В.Краевский)