Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ципов носят эмпирическое обоснование. Перечислим их:

  • принцип научности и доступности;

  • принцип воспитания и всестороннего развития лич­ности;

  • принцип систематического и последовательного обу­чения;

  • принцип наглядности;

  • принцип сознательности и активности;

  • принцип прочности и развития познавательных сил;

  • принцип индивидуализации в обучении;

  • принцип связи обучения с жизнью и практикой.
    Принципы можно отличать по их отношению к усвое­нию содержания обучения (мировоззренческой стороне) и к организации процесса обучения (процессуально-техни­
    ческой стороне). В первом случае это принципы воспита­
    ния и всестороннего развития, научности, сознательности, связи обучения с практикой, индивидуализации в обуче­нии. А во втором случае выделим принципы наглядности, систематичности и последовательности обучения, доступ­ности, прочности.

Одна из главных задач науки дидактики сегод­ня - представить принципы в определенной системе. Прин­ципы могут стать руководством для педагога только тог­да, если они будут представлены в определенной системе и охватывать все стороны и этапы процесса обучения. Такая попытка была проделана профессором A.M. Дани­ловым. Он предлагал рассматривать принципы в тесном взаимодействии. Так, принцип научности следует рассмат­ривать не сам по себе, а в единстве с принципом доступ­ности. Тогда в такой совокупности принцип отражает сложность и противоречивость самого процесса обучения. В таком же сочетании и с таким же принципиальным подходом сгруппированы и другие принципы.

Сегодня в учебных пособиях по педагогике предлага­ется не только различная номенклатура принципов, но и в различной последовательности раскрывается их содер­жание. Это позволяет сделать вывод об отсутствии сис­темы принципов, так как еще не выявлены такие элемен­ты процесса обучения, которые позволили бы создать строгую иерархию принципов — нет их системообразую­щей связи.

Значительный шаг в этом направлении сделал Ю.К. Ба-банский. Он нашел системообразующую связь, позволя­ющую выстроить принципы в систему. По его мнению, си­стема принципов в своей совокупности должна обеспечить
оптимизацию всех компонентов обучения. Он определил соотношение принципов обучения со структурой учебного процесса. Это позволило создать конкретную последователь­ность принципов (последовательность принципов соответ­ствует порядку основных звеньев процесса обучения).

Оптимальное число принципов, которое используется учителем в процессе обучения, в совокупности своей дол­жны целостно охватывать основные звенья процесса обу­чения. Расположение принципов, порядок их следования тем самым определяет логика процесса обучения и цик­лы в этом логическом звене. Ю.К. Бабанский вслед за Л.М. Даниловым формулирует эти принципы. Это удач­ная попытка систематизации принципов в современной дидактике. Сегодня еще окончательно не решен вопрос о принципах обучения. Стоит серьезная проблема в плане поиска новых принципов, изменения их содержания, рас­крытия необходимого и достаточного количества прин­ципов. Серьезную проблему для дидактики представляет идея систематизации принципов с позиции эффективнос­ти процесса обучения.

Целесообразно изучить взаимосвязь законов, законо­мерностей и принципов обучения; разграничить принци­пы дидактики - принципы дидактической теории и прин­ципы обучения, так как у них разные объекты исследования (Б.Гершунский, Я.Турбовский, И.Лернер). Ставится воп­рос об определении общедидактических принципов и тех принципов, которые действуют в отдельных разделах пе­дагогики - профессиональной, высшей школы, семейной и т. д., так как эти принципы отражают специфику дан­ной области познания. Выявлены специфические принци­пы обучения для учебных заведений разного типа.

В качестве самостоятельного задания студентам пред­лагается изучить принципы обучения по следующему пла­ну: формулировка принципа обучения, его сущность и что он требует от учителя, который его применяет, правила реа­лизации принципа на практике. Использовать учебные по­собия: Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. Дидакти­ка современной школы / Под ред. В.А. Онищука.- Киев, 1987. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.

Образецсамостоятельного
изучения

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, ана­лиза материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я. Коменский дал правила:

  • переходить от изучения того, что близко (история род­ного края), к тому, что далеко (всеобщая история);

  • переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Этот принцип требует использования методов обуче­ния, отвечающих уровню развития учеников. Принцип доступности часто называют принципом нарастающей трудности.

Правила реализации

1. Посильное требование; непосильные требования от­бивают интерес к учению.

  1. Низкий уровень требований не мобилизует усилия учащихся и утомляет.

  2. Переходить от известного к неизвестному, новому. Для этого учитель должен хорошо изучить исходные зна­ния учащихся. Часто бывает, что наличие пробелов в знаниях затрудняют усвоение нового.

  3. Учитывать в процессе обучения различия в темпе ин­дивидуальной работы, уровень продвинутости отдель­ных учащихся в учебе.

5. Ум учащегося должен быть подготовлен к изучению предмета.

  1. Учитывать индивидуальную обучаемость учащихся.

  2. Для доступности широко использовать аналогию, срав­нение, сопоставление, противопоставление. Дайте понять ученику, что даже самые сложные вещи им доступны.

  3. При изучении нового материала (сложного) привле­кайте сильных учащихся, а при закреплении — сред­них и слабых.

  4. Облегчайте усвоение новых понятий, сопоставляя их с ранее изученными или противоположными.

  1. Торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды про­цесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху.

  2. Доступность связана с ясностью речи учителя. Четко, однозначно формулируйте понятия. Используйте яр­кие факты, примеры из жизни.

12.Не увлекайтесь монологом на уроке. Тонко чувствуй­те, что могут учащиеся самостоятельно объяснить, до­казать.

13,Следуйте правилу: плохой учитель сообщает истину. Хороший — учит ее находить, делая ее доступной для
учащихся.

И. Развивайте работоспособность детей, приучайте их пе­реносить интенсивную мыслительную нагрузку.

Вопросы: Творческоезаданиепотеме

Выбрать один из принципов обучения, записать правила его реализации и представить задания (содержание любого предмета), обеспечивающие выполнение данных правил учителем.
Восьмая неделя


Тема лекции №8: Методы обучения.

Цель лекции: Познакомить с вопросами: Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения.

План лекции:

Методам обучения, от которых зависит не малый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения как в теории обучения, так и реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-диктатов перейти от эмпирических описаний отдельных групп методов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации.

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать порядочный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся в взаимодействии.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:

способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Таки образом, считается, что МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ- это способы совместной деятельности учителя учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Такое определение метода отражает некоторые существенные характеристики обучения. Однако остается неясным, что такое «порядочные способы». Приходится признать, что в этом случае допускается тавтология. Словари определяют «метод» как способ. А о способе говорится, что этот метод. На теоретическом уровне «метод» как научная категория теряет смысл, если считается, что любой способ действия можно считать методом. Если же мы хотим включить понятие «метод обучения» в состав педагогической теории обучения. Т.е. дидактики, придется принять трактовку метода как чего-то связанного с сущностью обучения, отображающего его направленность, что реализуется в разных формах учебной деятельности, но не сводится к ним. В этом случае метод можно отнести к логической форме норматива и определить его как конструируемого с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся, и усвоение ими определенной части содержания образования (В.В.Краевский)