Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
строго индивидуально, и в группы собирались дети раз­ного возраста и степени подготовки. Большая часть вре­мени в обучении тратилась на заучивание священных писаний. С увеличением количества обучающихся по­степенно группа комплектовалась из учащихся более-менее однородных по знаниям и возрасту. Многие учи­теля собирали такие группы, в которых они могли одновременно работать со всеми детьми.

Индивидуально-групповая система обучения постепен­но была заменена классно-урочной как одним из видов групповой системы обучения. Свое окончательное офор­мление она нашла в описаниях Я.А. Коменского, в его книге «Великая дидактика».

Классно-урочная система обучения — высшая форма группового обучения. Я.А. Коменский, обобщив опыт пе­редовых школ, обосновал целесообразность создания по­стоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее прин­ципы. В число признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят:

• постоянный состав учащихся примерно одного возра­ста и уровня подготовленности (класс);

  • учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

  • каждый урок посвящен только одному предмету;

  • постоянное место и продолжительность занятий;

  • стабильное расписание занятий.

Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы Я.А. Коменский признал урок. Основной его задачей было объяснение учебного материа­ла учителем. Он должен понятно излагать материал, за­интересовывать учащихся, следить за работой всего клас­са и отдельных учащихся, проводить опрос.

Классно-урочная система обучения имеет свои пре­имущества:

  • усвоение материала идет небольшими порциями, пла­номерно и последовательно;

  • возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности;




  • облегчается планирование учебного предмета в масш­табах страны;

  • присутствует строгая организационная структура;

  • экономия средств государства, поскольку один учи­тель работает одновременно с большой группой уча­щихся;

  • создаются благоприятные предпосылки взаимообуче­ния учащихся, коллективной познавательной деятель­ности;

  • воспитывается чувство коллективизма, так как про­исходит сочетание работы всего класса и индивиду­ально с отдельным учащимся.


Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостатков, снижающих ее эффективность:

  • необходимость оставления отстающих детей на по­вторный курс (в силу комплектования в класс уча­щихся одинаковых по уровню подготовки);

  • ориентация на «среднего» ученика;

  • невозможность для учащегося пройти программу быс­трее, если это позволяют его умственные способности;

• затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала.

При всех достоинствах и недостатках классно-уроч­ной системы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешны­ми. До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостатков, кото­рые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют мно­гочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педагогов-новаторов. При этом указывается, что основ­ная причина — недостаточная разработанность теории организационных форм обучения, особенно урока как ос­новной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе.

Подводя итог, приходим к основному выводу: класс­но-урочная форма обучения появилась не сразу, а прошла длительный путь, начиная от индивидуальной формы обу­чения. Не случайно она появилась в XVII веке. Это было обусловлено бурным развитием капиталистического спо­соба производства в Европе. Потребность в грамотности рабочих, распространение элементарных знаний привели к необходимости такой формы обучения, которая позво­ляла бы при одном учителе обучать одновременно боль­шое количество учеников (50-60 человек); писал Я.А. Коменский. Это требовало минимальных затрат от госу­дарства и было выгодно капиталу. Как показывает исто­рический опыт, изменение форм организации обучения связано с задачами и целями обучения, этот процесс на­ходится в прямой зависимости от уровня развития само­го общества, которое предъявляет социальное требования к образованию.

Ключевым элементом классно-урочной системы обу­чения является урок. Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоян­
ного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П.И. Пидкасистый. Пе­дагогика. — М., 1995). Урок рассматривается как основ ная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познава­тельной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, фор­мирование мировоззрения учащихся, потребности к зна­ниям, а также его воспитание. Цель урока — усвоение нового материала как части более обширного содержа­ния, осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельно­сти. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной ра­боты детей. Урок всегда многопланов, так как в нем вза­имодействуют все компоненты процесса обучения — пе­дагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. На основании предложенного материала возможно выделить особеннос­ти урока, отличающие его от других форм обучения:

  • дидактические цели (соответствуют функциям обуче­ния);

  • определенный объем учебного материала;

  • постоянный состав учащихся, одинаковый по воз­расту;

  • руководство со стороны учителя деятельностью уча­щихся;

  • последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока;

  • ограниченность во времени;

  • четкое время проведения по расписанию;

  • обязательность посещения урока;

  • реализация в оптимальном соотношении всех дидак­тических принципов;

  • опора на достигнутый уровень знаний.

С учетом этих общих требований к уроку конкрети­зируются дидактические требования. Они соответствуют образовательным воспитывающим и организационным требованиям к уроку:

  • четкое определение образовательных задач;

  • определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока, уровнем подготовки уча­щихся;

  • выбор методов обучения (активные методы);

  • наличие межпредметных связей;

  • использование новейших достижений науки;

  • развитие всех сфер личности;

  • формирование общепедагогических умений;

  • усвоение знаний, развитие умений и навыков;

  • четкая постановка воспитательных задач;

  • развитие научного мировоззрения;

  • формирование познавательных интересов, мотивов учения;

  • учет психологических особенностей обучения;

  • соблюдение педагогического такта, воспитание нравственных качеств личности;

  • четкое планирование урока;

  • соблюдение структуры урока;

  • использование разнообразных средств обучения;

  • соблюдение принципов обучения.


Рассмотрим типы уроков и их структуру. Уроки бы­вают довольно разнообразные, что зависит от дидакти­ческих целей, его содержания, методики проведения и т. д. Чтобы выявить то общее, что есть во всем многообра­зии уроков, и оптимально их использовать на практике, необходима их классификация. В современной дидакти­ке существуют различные подходы к классификации уро­ков в зависимости от того, какие признаки берутся за основу. Типологии уроков посвящено много научных ра­бот. И тем не менее эта проблема остается спорной в современной дидактике. Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определенным признаком.

Классифицируют уроки, исходя из дидактической цели (И.Т. Огородников, И.Н. Казанцев): урок усвоения новых знаний, урок усвоения навыков и умений, урок комплексного применения знаний умений и навы­ков, урок обобщения и систематизации знаний, урок про­верки, комбинированный урок; по цели организации за­нятий и способов проведения уроков (М.И. Махмутов): урок-лекция, киноурок, урок-беседа, урок практических занятий, урок-экскурсия, урок самостоятельной работы; по основным этапам учебного процесса (С.В. Иванов): вводный урок, урок первичного ознакомления с матери­алом, урок усвоения новых знаний, урок применения знаний на практике, урок навыков, урок закрепления и повторения, контрольный урок, комбинированный урок; на основе дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М. Яковлев, A.M. Coxop); методов обучения (И.Н. Борисов); способов организации учебной деятель­ности учащихся (Ф.М. Кирюшкин). Эти классифика­ции не исчерпывают себя, есть и другие, но ни одна из них не может быть признана универсальной, так как на практике не всегда удается наблюдать один из ти­пов урока в чистом виде. Кроме того, приведенные клас­сификации совершенно не учитывают воспитательных задач урока. Для практической цели чаще всего в шко­ле используется классификация уроков по дидактичес­ким целям (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина, Н.И. Болдырев, В.А. Онищук):


  • урок изучения новых знаний;

  • урок усвоения умений и навыков;

  • урок обобщения и систематизации изученного;

  • урок проверки и контроля знаний;

  • урок практического применения знаний;

  • комбинированный урок.

Эта классификация рациональна тем, что она позво­ляет более четко определить цели и структуру каждого урока.

Наиболее распространенный — комбинированный урок. Он объединяет несколько дидактических задач и включает в себя: организационный момент, проверку до­машнего задания и опрос учащихся, изложение нового материала, закрепление и задание на дом.

урока — усвоение, закрепление, применение знаний, конт­роль и др. (35-40 мин); подведение итогов и домашнее задание (2-5 мин).

Долгое время существовала устойчивая тенденция к закреплению за каждым типом урока жесткой структу­ры. Трафаретный урок вызывал справедливую критику дидактов и передовых учителей. Внутри урока любого типа структурные элементы можно менять местами, ког­да речь идет об их последовательности. Однако терять его основные элементы — нельзя.

Вопросы:

Понятие классно-урочной формы обучения.

Типы и структура уроков в начальной школе.

Зависимость типа и структуры урока от целей и содержания обучения.
Одиннадцатая неделя