Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения.

Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование ла­бораторного практикума — к средствам учения. Средства­ми преподавания пользуется в основном учитель для объ­яснения и закрепления учебного материала, а средствами учения — учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподава­нии, так и в учении.

Вопросы:

Понятие о средствах обучения.

Средства учебной деятельности.

Технические средства обучения.

Тринадцатая неделя

Тема лекции №13: Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Цель лекции: познакомить с вопросами: Общее понятие о проверке и оценке знаний и навыков учащихся. Критерии оценки знаний, умений и навыков, их учет при проведении итогов учения. Балльная оценка знаний и методика ее применения в школе.

План лекции:

Процесс обучения в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности - управление ак­тивной и сознательной познавательной деятельностью уча­щихся, которая перераспределяется по следующим на­правлениям:

  • постановка перед учащимися задачи и постепенное усложнение их, что обеспечивает познание и развитие обучающегося;

  • создание необходимых условий для успешного проте­кания учения - отбирает содержание обучения в со­ответствии с целями; применяет различные формы орга­низации обучения; использует многообразные методы обучения;

  • управление процессом обучения происходит путем про­хождения этапов обучения, а также планирование, организацию, стимулирование, контроль, оценку, ана­лиз результатов деятельности ученика;


организация учителем деятельности учащихся, что включает в себя постановку задачи и создание благо­приятных условий для их выполнения. Это и регули­рование, и коррекция процесса обучения на основе не­прерывного текущего контроля обучающегося.
Текущий контроль — постоянное наблюдение за ра­ботой учащихся; устные и письменные опросы; проверки классных и домашних заданий; контрольные и самостоятельные работы;

  • ускорение и замедление темпа обучения путем умень­шения или увеличения объема работ, внесение изме­нений в порядок изложения материала, включение до­полнительного разъяснения, предупреждение затруд­нения учащегося в обучении;

  • стимулирование деятельности учащихся путем под­бадривания, воодушевления, вселения уверенности в собственные силы.

Анализ результатов педагогического процесса — за­вершающий этап обучения, вскрывающий причины недо­статков обучения, показывающий успехи, пути дальней­шего педагогического взаимодействия с учениками.

Деятельность учащихся в процессе обучения включа­ет в себя:

  • познание, сбор и переработку материалов об окружаю­щем мире, отражает общий уровень развития ребенка;

  • выработку мотивов, побуждающих к учению (как дви­жущей силы учения);

  • развитие познавательного интереса — от любознатель­ности к устойчивому интересу, который лежит в осно­ве выбора профессии;

  • выполнение учебных действий (пишет, наблюдает, от­вечает, рисует, задает вопросы и т. д.), запоминание материала, заучивание его, осуществление действий по мышлению (анализ, синтез, сравнение, сопоставление и т. д.);

  • анализ результатов своих действий (самоконтроль, са­мооценка);

  • наблюдение за учениками-одноклассниками: сравнива­ет свою деятельность с деятельностью сверстников; орга­низует взаимоконтроль, взаимооценку, взаимоанализ на основе данных учителем критериев;

  • развитие своего отношения к действительности (мне­ние, суждение, умозаключение, свои оценки).

Творческоезаданиепотеме

Дан образец (см. стр. 148), где параллельно пред­ставлена деятельность учителя и учащихся в проблем­
ном обучении. Докажите, ссылаясь на базу знаний при­веденную выше, что это обучение носит развивающий характер.

Вопросы:

Общее понятие о проверке и оценке знаний и навыков учащихся.

Критерии оценки знаний, умений и навыков, их учет при проведении итогов учения.

Балльная оценка знаний и методика ее применения в школе.
Четырнадцатая неделя


Тема лекции №14: Организационно-педагогические основы коллективной познавательной деятельности школьников.

Цель лекции: познакомить с вопросами: Коллективная познавательная деятельность как часть педагогического процесса. Сущность коллективной познавательной деятельности школьников. Виды и формы организации коллективной познавательной деятельности.

План лекции:

Педагогический процесс как сотрудничество учащихся по овладению богатствами общечеловеческой культуры при непосредственном участии и руководстве учителя. Коллективная познавательная деятельность как часть педагогического процесса.

Противоречия процесса обучения. Их разрешение. Коллективная познавательная деятельность учащихся как средство разрешения противоречия между фронтальной работой учителя и индивидуальным характером усвоения материала учащимися.

Образовательные, развивающие и воспитательные возможности коллективной и познавательной деятельности учащихся.

Сущность коллективной познавательной деятельности учащихся. Виды и формы организации. Работа ассистентов и консультантов. Работа в парах, в том числе сменным составом. Групповая работа на уроке. Учебные встречи. Общественные смотры знаний, умений, навыков учащихся.

Структура и методика группового занятия.

Основные понятия: педагогическое сотрудничество, противоречия процесса обучения, коллективная познавательная деятельность.

Характеристика учебно-познавательной деятельности Многочисленные факты из реальной школьной жизни свидетельствуют, что само присутствие ученика в классе еще не говорит о том, что он действительно занят учебно-познавательной деятельностью. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия.

Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.

Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности.


Учение как познавательная (гностическая) деятельность протекает в двух основных формах: внешней и внутренней. К внешней (практической) гностической деятельности относятся такие ее виды, как манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т.п. Это может быть перцептивная деятельность - рассматривание, слушание, наблюдение, а также символическая деятельность, например: изображение, называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т.п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для своего осуществления таких умственных (мнемических и мыслительных) действий, как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группирование), кодирование и перекодирование (Л.Б.Ительсон). Основной организационной формой, в которой протекает организованное учение, является урок.

Атрибутика учебно-познавательной деятельности предполагает наличие учебников, учебно-наглядных пособий, технических и других средств, помогающих освоению содержания образова ния. Во многом она определяется спецификой учебного предмета как отражения той или иной области знания (науки), литературы или искусства.

Гностический - познавательный. Мнемический - относящийся к роцессу запоминания.

Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требует научения знаниям, умениям и мышлению. В то же время учение теснейшим образом связано со всеми другими видами деятельности, органично вбирая их в себя. В силу этого учение - важнейшее средство воспитания, целостного формирования личности. На определенных этапах возрастного развития оно является ведущим, т.е. определяющим появление новообразований личности, развивающим видом деятельности.

Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависят от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть следующими:

пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;