Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.
По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения.
Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума — к средствам учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения — учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.
Вопросы:
Понятие о средствах обучения.
Средства учебной деятельности.
Технические средства обучения.
Тринадцатая неделя
Тема лекции №13: Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Цель лекции: познакомить с вопросами: Общее понятие о проверке и оценке знаний и навыков учащихся. Критерии оценки знаний, умений и навыков, их учет при проведении итогов учения. Балльная оценка знаний и методика ее применения в школе.
План лекции:
Процесс обучения в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности - управление активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся, которая перераспределяется по следующим направлениям:
• организация учителем деятельности учащихся, что включает в себя постановку задачи и создание благоприятных условий для их выполнения. Это и регулирование, и коррекция процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля обучающегося.
Текущий контроль — постоянное наблюдение за работой учащихся; устные и письменные опросы; проверки классных и домашних заданий; контрольные и самостоятельные работы;
Анализ результатов педагогического процесса — завершающий этап обучения, вскрывающий причины недостатков обучения, показывающий успехи, пути дальнейшего педагогического взаимодействия с учениками.
Деятельность учащихся в процессе обучения включает в себя:
Творческоезаданиепотеме
Дан образец (см. стр. 148), где параллельно представлена деятельность учителя и учащихся в проблем
ном обучении. Докажите, ссылаясь на базу знаний приведенную выше, что это обучение носит развивающий характер.
Вопросы:
Общее понятие о проверке и оценке знаний и навыков учащихся.
Критерии оценки знаний, умений и навыков, их учет при проведении итогов учения.
Балльная оценка знаний и методика ее применения в школе.
Четырнадцатая неделя
Тема лекции №14: Организационно-педагогические основы коллективной познавательной деятельности школьников.
Цель лекции: познакомить с вопросами: Коллективная познавательная деятельность как часть педагогического процесса. Сущность коллективной познавательной деятельности школьников. Виды и формы организации коллективной познавательной деятельности.
План лекции:
Педагогический процесс как сотрудничество учащихся по овладению богатствами общечеловеческой культуры при непосредственном участии и руководстве учителя. Коллективная познавательная деятельность как часть педагогического процесса.
Противоречия процесса обучения. Их разрешение. Коллективная познавательная деятельность учащихся как средство разрешения противоречия между фронтальной работой учителя и индивидуальным характером усвоения материала учащимися.
Образовательные, развивающие и воспитательные возможности коллективной и познавательной деятельности учащихся.
Сущность коллективной познавательной деятельности учащихся. Виды и формы организации. Работа ассистентов и консультантов. Работа в парах, в том числе сменным составом. Групповая работа на уроке. Учебные встречи. Общественные смотры знаний, умений, навыков учащихся.
Структура и методика группового занятия.
Основные понятия: педагогическое сотрудничество, противоречия процесса обучения, коллективная познавательная деятельность.
Характеристика учебно-познавательной деятельности Многочисленные факты из реальной школьной жизни свидетельствуют, что само присутствие ученика в классе еще не говорит о том, что он действительно занят учебно-познавательной деятельностью. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия.
Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.
Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности.
Учение как познавательная (гностическая) деятельность протекает в двух основных формах: внешней и внутренней. К внешней (практической) гностической деятельности относятся такие ее виды, как манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т.п. Это может быть перцептивная деятельность - рассматривание, слушание, наблюдение, а также символическая деятельность, например: изображение, называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т.п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для своего осуществления таких умственных (мнемических и мыслительных) действий, как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группирование), кодирование и перекодирование (Л.Б.Ительсон). Основной организационной формой, в которой протекает организованное учение, является урок.
Атрибутика учебно-познавательной деятельности предполагает наличие учебников, учебно-наглядных пособий, технических и других средств, помогающих освоению содержания образова ния. Во многом она определяется спецификой учебного предмета как отражения той или иной области знания (науки), литературы или искусства.
Гностический - познавательный. Мнемический - относящийся к роцессу запоминания.
Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требует научения знаниям, умениям и мышлению. В то же время учение теснейшим образом связано со всеми другими видами деятельности, органично вбирая их в себя. В силу этого учение - важнейшее средство воспитания, целостного формирования личности. На определенных этапах возрастного развития оно является ведущим, т.е. определяющим появление новообразований личности, развивающим видом деятельности.
Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависят от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть следующими:
пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;
По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения.
Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума — к средствам учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения — учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.
Вопросы:
Понятие о средствах обучения.
Средства учебной деятельности.
Технические средства обучения.
Тринадцатая неделя
Тема лекции №13: Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Цель лекции: познакомить с вопросами: Общее понятие о проверке и оценке знаний и навыков учащихся. Критерии оценки знаний, умений и навыков, их учет при проведении итогов учения. Балльная оценка знаний и методика ее применения в школе.
План лекции:
Процесс обучения в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности - управление активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся, которая перераспределяется по следующим направлениям:
-
постановка перед учащимися задачи и постепенное усложнение их, что обеспечивает познание и развитие обучающегося; -
создание необходимых условий для успешного протекания учения - отбирает содержание обучения в соответствии с целями; применяет различные формы организации обучения; использует многообразные методы обучения; -
управление процессом обучения происходит путем прохождения этапов обучения, а также планирование, организацию, стимулирование, контроль, оценку, анализ результатов деятельности ученика;
• организация учителем деятельности учащихся, что включает в себя постановку задачи и создание благоприятных условий для их выполнения. Это и регулирование, и коррекция процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля обучающегося.
Текущий контроль — постоянное наблюдение за работой учащихся; устные и письменные опросы; проверки классных и домашних заданий; контрольные и самостоятельные работы;
-
ускорение и замедление темпа обучения путем уменьшения или увеличения объема работ, внесение изменений в порядок изложения материала, включение дополнительного разъяснения, предупреждение затруднения учащегося в обучении; -
стимулирование деятельности учащихся путем подбадривания, воодушевления, вселения уверенности в собственные силы.
Анализ результатов педагогического процесса — завершающий этап обучения, вскрывающий причины недостатков обучения, показывающий успехи, пути дальнейшего педагогического взаимодействия с учениками.
Деятельность учащихся в процессе обучения включает в себя:
-
познание, сбор и переработку материалов об окружающем мире, отражает общий уровень развития ребенка; -
выработку мотивов, побуждающих к учению (как движущей силы учения);
-
развитие познавательного интереса — от любознательности к устойчивому интересу, который лежит в основе выбора профессии; -
выполнение учебных действий (пишет, наблюдает, отвечает, рисует, задает вопросы и т. д.), запоминание материала, заучивание его, осуществление действий по мышлению (анализ, синтез, сравнение, сопоставление и т. д.); -
анализ результатов своих действий (самоконтроль, самооценка); -
наблюдение за учениками-одноклассниками: сравнивает свою деятельность с деятельностью сверстников; организует взаимоконтроль, взаимооценку, взаимоанализ на основе данных учителем критериев; -
развитие своего отношения к действительности (мнение, суждение, умозаключение, свои оценки).
Творческоезаданиепотеме
Дан образец (см. стр. 148), где параллельно представлена деятельность учителя и учащихся в проблем
ном обучении. Докажите, ссылаясь на базу знаний приведенную выше, что это обучение носит развивающий характер.
Вопросы:
Общее понятие о проверке и оценке знаний и навыков учащихся.
Критерии оценки знаний, умений и навыков, их учет при проведении итогов учения.
Балльная оценка знаний и методика ее применения в школе.
Четырнадцатая неделя
Тема лекции №14: Организационно-педагогические основы коллективной познавательной деятельности школьников.
Цель лекции: познакомить с вопросами: Коллективная познавательная деятельность как часть педагогического процесса. Сущность коллективной познавательной деятельности школьников. Виды и формы организации коллективной познавательной деятельности.
План лекции:
Педагогический процесс как сотрудничество учащихся по овладению богатствами общечеловеческой культуры при непосредственном участии и руководстве учителя. Коллективная познавательная деятельность как часть педагогического процесса.
Противоречия процесса обучения. Их разрешение. Коллективная познавательная деятельность учащихся как средство разрешения противоречия между фронтальной работой учителя и индивидуальным характером усвоения материала учащимися.
Образовательные, развивающие и воспитательные возможности коллективной и познавательной деятельности учащихся.
Сущность коллективной познавательной деятельности учащихся. Виды и формы организации. Работа ассистентов и консультантов. Работа в парах, в том числе сменным составом. Групповая работа на уроке. Учебные встречи. Общественные смотры знаний, умений, навыков учащихся.
Структура и методика группового занятия.
Основные понятия: педагогическое сотрудничество, противоречия процесса обучения, коллективная познавательная деятельность.
Характеристика учебно-познавательной деятельности Многочисленные факты из реальной школьной жизни свидетельствуют, что само присутствие ученика в классе еще не говорит о том, что он действительно занят учебно-познавательной деятельностью. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия.
Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.
Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности.
Учение как познавательная (гностическая) деятельность протекает в двух основных формах: внешней и внутренней. К внешней (практической) гностической деятельности относятся такие ее виды, как манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т.п. Это может быть перцептивная деятельность - рассматривание, слушание, наблюдение, а также символическая деятельность, например: изображение, называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т.п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для своего осуществления таких умственных (мнемических и мыслительных) действий, как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группирование), кодирование и перекодирование (Л.Б.Ительсон). Основной организационной формой, в которой протекает организованное учение, является урок.
Атрибутика учебно-познавательной деятельности предполагает наличие учебников, учебно-наглядных пособий, технических и других средств, помогающих освоению содержания образова ния. Во многом она определяется спецификой учебного предмета как отражения той или иной области знания (науки), литературы или искусства.
Гностический - познавательный. Мнемический - относящийся к роцессу запоминания.
Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требует научения знаниям, умениям и мышлению. В то же время учение теснейшим образом связано со всеми другими видами деятельности, органично вбирая их в себя. В силу этого учение - важнейшее средство воспитания, целостного формирования личности. На определенных этапах возрастного развития оно является ведущим, т.е. определяющим появление новообразований личности, развивающим видом деятельности.
Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависят от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть следующими:
пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;