Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


План лекции:

Содержание образования отвечает на вопрос: чему учить? Определить содержание образования — значит ре­шить вопрос о том, чему учить подрастающее поколение, что, в свою очередь, предопределяется целью образова­ния в обществе. В самом общем виде цель обучения — передача подрастающему поколению накопленного соци­ального опыта для дальнейшего его воспроизводства и развития общества. Содержание этой цели меняется в каждую эпоху, так как она предопределяется уровнем развития цивилизации общества.

На протяжении всей истории существования школы и общества вокруг содержания образования всегда велась острая теоретическая и политическая борьба. Ведь оттого, что дети будут изучать в школе, зависит уровень культу­ры народа, его мировоззрение, общий уровень культуры молодого поколения, уровень подготовки к труду. Различные политические силы общества по-разному заинте­ресованы в решении этих вопросов. Вот почему вопрос о том, чему учить детей, не только дидактический, но и политический. В самом деле, по самой постановке цели обучения в обществе и соответствующему содержанию об­разования можно судить о государственной политике в области образования.

Единственным источником для определения содер­жания образования выступает богатейший социальный опыт. Однако достижения культуры настолько разнооб­разны, многоплановые, многозначны, что этот огромный запас просто невозможно передать полностью. Содержание учебного процесса — конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, что отобрать из всех богатств, накопленных человечеством. Целеполагание — вообще трудное дело. Определение целей обучения в школе связано с выделением самого необходимого из социаль­ного опыта — задача особенная. Именно наука о целеполагании должна перевести объективный социальный за­каз общества на педагогический язык содержания образования.

Содержание образования не остается неизменным, оди­наковым для всех исторических эпох. Оно изменяется под влиянием требований жизни и накопленного соци­ального опыта. По мере совершенствования уровня раз­вития общества содержание образования становится все более многозначительным. Если сравнить цели обучения
и соответствующее им содержание образования в различ­ных цивилизациях, то налицо факт исторического харак­тера содержания образования.

Хотя социальный опыт и служит источником содер­жания школьного образования, однако культура общества, взятая в целом, еще не определяет содержания образова­ния в школе. Необходимо найти те источники, которые служат факторами отбора содержания школьного образо­вания. Это, прежде всего уровень развития науки, техники, культуры, искусства. В качестве факторов выступает по­требность общества в образованных людях; цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, ре­альные возможности процесса обучения, а также потреб­ности гуманизации образования и психические возможно­сти учащихся. Но сегодня не только общество выдвигает требования к образованию, но и школьники имеют право на его выбор. Поэтому появилось такое понятие в педаго­гике, как образовательные потребности населения и до­полнительные образовательные услуги в школе.

Содержание образования должно отражать текущие и перспективные потребности общества, особенности человеческого познания, соответствовать принятой в обществе концепции образования. Помимо этого учитываются тен­денции социального развития. К ним относятся: рост меж­дународных связей, ликвидация барьеров в доступе к обра­зованию, рост числа занятых в сфере услуг людей и др.

Опыт, накопленный человечеством и отраженный в духовной культуре общества, огромен. И никакая школа не в состоянии передать его в полном объеме подрастаю­щему поколению. Из этого запаса знаний приходится от­бирать лишь немногое, самое существенное. В педагогике накоплено большое количество теорий, в соответствии с которыми ведется отбор содержания образования. Рас­смотрим некоторые из них. В конце XVIII и середине XIX веков получила распространение теория формально­го образования. Ее сторонники — Руссо, Песталоцци, Дистервег. Сущность теории заключалась в том, что ценны не сами знания, а их развивающее влияние. Всех знаний все равно не усвоить, да они и не нужны ребенку. Сторон­ником дидактики формализма был еще Гераклит. Он ут­верждал, что «многознание уму не научает». Давать не­
обходимо лишь те знания, которые развивают умственные силы, способности, мышление, воображение, память. С этой точки зрения сторонники теории считали, что самые нуж­ные предметы в школе те, которые служат развитию гим­настики ума: латинский, греческий, математика, теория шахматной игры и т. д. Для своего времени эта теория была прогрессивна, так как выступала против догматизма и зубрежки. Влияние этой теории ощущалось в старых русских классических гимназиях, где курсы «гимнастики ума» вытесняли многие необходимые общеобразователь­ные предметы.

А в эпоху развития капитализма потребовались люди с практически полезными знаниями. В этот период появ­ляется теория материального образования. Сущность этой теории заключается в том, что в основу отбора содержа­ния образования предлагались предметы, главное назна­чение которых — степень их полезности, практической пригодности для жизни. А умственные силы и способно­сти разовьются сами по себе в процессе практического применения знаний. Эта теория положена в основу ре­ального образования.

На современном этапе развития буржуазной школы разновидностью теории материального образования яв­ляется прагматизм, который в вопросе отбора предметов выдвигает лишь один критерий — их полезность. Эта теория получила довольно широкое распространение в США. На ней базируется система выбора предметов, ко­торая лежит в основе неравного обучения детей, даже в пределах одной школы.

Недостатком той и другой теории образования явля­ется чрезмерное преувеличение одной из сторон обуче­ния. Усваиваемые знания, несомненно, должны быть по­лезными в жизни, но одновременно они должны обеспечить развитие личности ребенка.

В начале XX века в буржуазной педагогике получила распространение педоцентрическая теория, которая рас­сматривала воспитание как развитие врожденных свойств ребенка (представитель этого направления Д. Дьюи). По­этому задача школы — создать благоприятные условия для развития склонностей, интересов и способностей де­тей. В центре должен быть ребенок. А поэтому не про­граммы, составленные взрослыми, а сам ребенок должен определять содержание обучения. Не должно быть обяза­
тельных учебных планов, программ; материал обучения нужно брать из опыта ребенка. В основе педоцентрической теории Дьюи лежит философия прагматизма. Несмот­ря на острую критику, теоретические идеи Дьюи до сих пор продолжают оказывать влияние на содержание обра­зования в школах Америки и Европы.

Сторонники противоположной концепции - экстерналисты — считают, что становление личности определяется окружающей средой, которую организует педагог. В Англии сторонники этой теории большое значение придают обога­щению учащихся знаниями и большую роль в этом отво­дят учителю: он должен вводить учеников в сложный мир, в котором они живут, преднамеренно и систематически.

Ведущие идеи разработки содержания образования в современной дидактике. В конце 80-х годов возникла необходимость глубокого пересмотра концепции воспи­тания и образования в средней общеобразовательной школе. Школьное образование стало рассматриваться как основная ступень развития творческого потенциала личности ребенка. Поэтому концепция отбора содержа­ния образования традиционной педагогикой, сориенти­рованная на образовательную функцию обучения, пред­полагающая совокупность знаний, умений и навыков, оказалась несостоятельной. Такая установка на содер­жание образования не раскрывает характер этих знаний и умений и не основана на анализе состава человеческой культуры. Считалось, что достаточно потребовать от че­ловека, чтобы он знал и умел, как он способен адекватно адаптироваться к постоянно изменяющемуся окружаю­щему миру. Раньше мало думали о подготовке учащего­ся к жизни в постоянно изменяющихся условиях, о под­готовке творческой личности. И выходило так, что далеко не всегда, усвоив знания, школьник развивал свои по­знавательные силы и креативные способности.

Сегодня требуется уточнить само понятие «содержа­ние общего образования» и его состав. Анализ этих по­нятий осуществлен в современной дидактике И.Я.Лер-нером. Главная социальная функция образования — передача опыта, накопленного предшествующим поколе­нием. А что такое опыт? Это деятельность людей, вопло­щенная в знаниях, умениях, творческом отношении к са­мой этой выполняемой деятельности, к миру. Поэтому если изначально определить общий состав социального
опыта, то окажется, что основа его — опыт человеческой деятельности, который необходимо передать. Вот это и есть то общее, что определяет состав многообразия чело­веческой культуры. А чтобы передать опыт деятельности, необходимо содержание образования, как его отражение, представить в виде четырех элементов, которые раскры­вают логику обучения, направленную от знаний к разви­тию творчества. Суть обучения в том, что опыт челове­ческой деятельности должен быть не только усвоен, но в дальнейшем и усовершенствован — это способ существо­вания человеческой культуры. Представим эти элементы содержания образования:

• знания о природе, обществе, технике, человеке, мышле­нии. Усвоение этих знаний формирует у человека пра­вильную научную картину мира;

  • умения пользоваться этими знаниями как способами деятельности, то есть опыт осуществления известных способов деятельности. Система интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющих со­держание этого опыта;

  • опыт творческой деятельности. Он требует самостоя­тельного применения знаний и умений в новых, не­стандартных учебных ситуациях. Формируются но­вые способы деятельности известного опыта. Ребенок показывает свое умение творчески работать;

  • опыт эмоционально ценностного отношения к миру, к людям, к себе. Это усвоение известного опыта на более высоком уровне. Это не просто знания и уме­ния, а свое видение проблемы, свое собственное отно­шение к ней. В этом случае усвоенный школьником социальный опыт трансформируется в его личный опыт, личный способ действия.

Таковы компоненты социального опыта и содержа­ния образования. Они взаимосвязаны и взаимообуслов­лены. Умения без знаний невозможны. Творческая дея­тельность школьника всегда предполагает, прежде всего, какие-то знания и усвоение образцов деятельности (уме­ния). Усвоение этих элементов образования поможет школьнику быть не только хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, сообразно сложившейся си­туации. Такое школьное образование не только готовит ребенка к жизни, такой, какая она есть, но еще и готовит к тому, что человек оказывается способным вносить свой