Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План лекции:
Содержание образования отвечает на вопрос: чему учить? Определить содержание образования — значит решить вопрос о том, чему учить подрастающее поколение, что, в свою очередь, предопределяется целью образования в обществе. В самом общем виде цель обучения — передача подрастающему поколению накопленного социального опыта для дальнейшего его воспроизводства и развития общества. Содержание этой цели меняется в каждую эпоху, так как она предопределяется уровнем развития цивилизации общества.
На протяжении всей истории существования школы и общества вокруг содержания образования всегда велась острая теоретическая и политическая борьба. Ведь оттого, что дети будут изучать в школе, зависит уровень культуры народа, его мировоззрение, общий уровень культуры молодого поколения, уровень подготовки к труду. Различные политические силы общества по-разному заинтересованы в решении этих вопросов. Вот почему вопрос о том, чему учить детей, не только дидактический, но и политический. В самом деле, по самой постановке цели обучения в обществе и соответствующему содержанию образования можно судить о государственной политике в области образования.
Единственным источником для определения содержания образования выступает богатейший социальный опыт. Однако достижения культуры настолько разнообразны, многоплановые, многозначны, что этот огромный запас просто невозможно передать полностью. Содержание учебного процесса — конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, что отобрать из всех богатств, накопленных человечеством. Целеполагание — вообще трудное дело. Определение целей обучения в школе связано с выделением самого необходимого из социального опыта — задача особенная. Именно наука о целеполагании должна перевести объективный социальный заказ общества на педагогический язык содержания образования.
Содержание образования не остается неизменным, одинаковым для всех исторических эпох. Оно изменяется под влиянием требований жизни и накопленного социального опыта. По мере совершенствования уровня развития общества содержание образования становится все более многозначительным. Если сравнить цели обучения
и соответствующее им содержание образования в различных цивилизациях, то налицо факт исторического характера содержания образования.
Хотя социальный опыт и служит источником содержания школьного образования, однако культура общества, взятая в целом, еще не определяет содержания образования в школе. Необходимо найти те источники, которые служат факторами отбора содержания школьного образования. Это, прежде всего уровень развития науки, техники, культуры, искусства. В качестве факторов выступает потребность общества в образованных людях; цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения, а также потребности гуманизации образования и психические возможности учащихся. Но сегодня не только общество выдвигает требования к образованию, но и школьники имеют право на его выбор. Поэтому появилось такое понятие в педагогике, как образовательные потребности населения и дополнительные образовательные услуги в школе.
Содержание образования должно отражать текущие и перспективные потребности общества, особенности человеческого познания, соответствовать принятой в обществе концепции образования. Помимо этого учитываются тенденции социального развития. К ним относятся: рост международных связей, ликвидация барьеров в доступе к образованию, рост числа занятых в сфере услуг людей и др.
Опыт, накопленный человечеством и отраженный в духовной культуре общества, огромен. И никакая школа не в состоянии передать его в полном объеме подрастающему поколению. Из этого запаса знаний приходится отбирать лишь немногое, самое существенное. В педагогике накоплено большое количество теорий, в соответствии с которыми ведется отбор содержания образования. Рассмотрим некоторые из них. В конце XVIII и середине XIX веков получила распространение теория формального образования. Ее сторонники — Руссо, Песталоцци, Дистервег. Сущность теории заключалась в том, что ценны не сами знания, а их развивающее влияние. Всех знаний все равно не усвоить, да они и не нужны ребенку. Сторонником дидактики формализма был еще Гераклит. Он утверждал, что «многознание уму не научает». Давать не
обходимо лишь те знания, которые развивают умственные силы, способности, мышление, воображение, память. С этой точки зрения сторонники теории считали, что самые нужные предметы в школе те, которые служат развитию гимнастики ума: латинский, греческий, математика, теория шахматной игры и т. д. Для своего времени эта теория была прогрессивна, так как выступала против догматизма и зубрежки. Влияние этой теории ощущалось в старых русских классических гимназиях, где курсы «гимнастики ума» вытесняли многие необходимые общеобразовательные предметы.
А в эпоху развития капитализма потребовались люди с практически полезными знаниями. В этот период появляется теория материального образования. Сущность этой теории заключается в том, что в основу отбора содержания образования предлагались предметы, главное назначение которых — степень их полезности, практической пригодности для жизни. А умственные силы и способности разовьются сами по себе в процессе практического применения знаний. Эта теория положена в основу реального образования.
На современном этапе развития буржуазной школы разновидностью теории материального образования является прагматизм, который в вопросе отбора предметов выдвигает лишь один критерий — их полезность. Эта теория получила довольно широкое распространение в США. На ней базируется система выбора предметов, которая лежит в основе неравного обучения детей, даже в пределах одной школы.
Недостатком той и другой теории образования является чрезмерное преувеличение одной из сторон обучения. Усваиваемые знания, несомненно, должны быть полезными в жизни, но одновременно они должны обеспечить развитие личности ребенка.
В начале XX века в буржуазной педагогике получила распространение педоцентрическая теория, которая рассматривала воспитание как развитие врожденных свойств ребенка (представитель этого направления Д. Дьюи). Поэтому задача школы — создать благоприятные условия для развития склонностей, интересов и способностей детей. В центре должен быть ребенок. А поэтому не программы, составленные взрослыми, а сам ребенок должен определять содержание обучения. Не должно быть обяза
тельных учебных планов, программ; материал обучения нужно брать из опыта ребенка. В основе педоцентрической теории Дьюи лежит философия прагматизма. Несмотря на острую критику, теоретические идеи Дьюи до сих пор продолжают оказывать влияние на содержание образования в школах Америки и Европы.
Сторонники противоположной концепции - экстерналисты — считают, что становление личности определяется окружающей средой, которую организует педагог. В Англии сторонники этой теории большое значение придают обогащению учащихся знаниями и большую роль в этом отводят учителю: он должен вводить учеников в сложный мир, в котором они живут, преднамеренно и систематически.
Ведущие идеи разработки содержания образования в современной дидактике. В конце 80-х годов возникла необходимость глубокого пересмотра концепции воспитания и образования в средней общеобразовательной школе. Школьное образование стало рассматриваться как основная ступень развития творческого потенциала личности ребенка. Поэтому концепция отбора содержания образования традиционной педагогикой, сориентированная на образовательную функцию обучения, предполагающая совокупность знаний, умений и навыков, оказалась несостоятельной. Такая установка на содержание образования не раскрывает характер этих знаний и умений и не основана на анализе состава человеческой культуры. Считалось, что достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел, как он способен адекватно адаптироваться к постоянно изменяющемуся окружающему миру. Раньше мало думали о подготовке учащегося к жизни в постоянно изменяющихся условиях, о подготовке творческой личности. И выходило так, что далеко не всегда, усвоив знания, школьник развивал свои познавательные силы и креативные способности.
Сегодня требуется уточнить само понятие «содержание общего образования» и его состав. Анализ этих понятий осуществлен в современной дидактике И.Я.Лер-нером. Главная социальная функция образования — передача опыта, накопленного предшествующим поколением. А что такое опыт? Это деятельность людей, воплощенная в знаниях, умениях, творческом отношении к самой этой выполняемой деятельности, к миру. Поэтому если изначально определить общий состав социального
опыта, то окажется, что основа его — опыт человеческой деятельности, который необходимо передать. Вот это и есть то общее, что определяет состав многообразия человеческой культуры. А чтобы передать опыт деятельности, необходимо содержание образования, как его отражение, представить в виде четырех элементов, которые раскрывают логику обучения, направленную от знаний к развитию творчества. Суть обучения в том, что опыт человеческой деятельности должен быть не только усвоен, но в дальнейшем и усовершенствован — это способ существования человеческой культуры. Представим эти элементы содержания образования:
• знания о природе, обществе, технике, человеке, мышлении. Усвоение этих знаний формирует у человека правильную научную картину мира;
-
умения пользоваться этими знаниями как способами деятельности, то есть опыт осуществления известных способов деятельности. Система интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющих содержание этого опыта; -
опыт творческой деятельности. Он требует самостоятельного применения знаний и умений в новых, нестандартных учебных ситуациях. Формируются новые способы деятельности известного опыта. Ребенок показывает свое умение творчески работать; -
опыт эмоционально ценностного отношения к миру, к людям, к себе. Это усвоение известного опыта на более высоком уровне. Это не просто знания и умения, а свое видение проблемы, свое собственное отношение к ней. В этом случае усвоенный школьником социальный опыт трансформируется в его личный опыт, личный способ действия.
Таковы компоненты социального опыта и содержания образования. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность школьника всегда предполагает, прежде всего, какие-то знания и усвоение образцов деятельности (умения). Усвоение этих элементов образования поможет школьнику быть не только хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, сообразно сложившейся ситуации. Такое школьное образование не только готовит ребенка к жизни, такой, какая она есть, но еще и готовит к тому, что человек оказывается способным вносить свой