Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31См.: Новоторжский Г. Что такое правовое государство? СПб., 1906.
С.7.
32См.: Родионов Л.М. Правовое государство. М., 1906. С. 16.
33Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистиче- ское//Вопросы философии и психологии. 1906. Ноябрь-декабрь. С.473.
34исполнительной власти в главных странах современного мира. СПб., 1906. С.92; Бордо. Учреждение и пересмотр Конституций в Европе и Америке. СПб., б.г. С. 165; Конституционное государство: Сборник статей. 2-е изд. СПб., 1905. С. 585; Новейшие преобразования русского государственного строя. СПб., 1906. ХУ, С. 680; Самодержавие и трудовая республика. Харьков, 1907; Савич Г.Г. Новый государственный строй России: Справочная книга. СПб., 1907. XXIII, С.602; Кох Г. Очерки по истории политических идей и государственного управления. 4.1: Абсолютизм и парламентаризм. Ч. 2: Демократия и Конституция. СПб., 1892. С.403; Орландо В. Принципы конституционного права. М., 1907. С.297; Обнинский В. Новый строй. Ч. 1. М., 1909; Игнатов. Государственный строй СевероАмериканских Штатов. Республики. М., 1917. С.24.
-
Илимский Д. Указ. соч. С.30.
См.: Ковалевский М.М. Предисловие//Очерки по истории политических учреждений России. СПб., б.г. С.3-5.
35 См.: Кузнецов К.А. Указ. соч. С. 10-17.
36 См.: Ефимов В.И. Система государственной власти. М., 1994. С.153.
37 Теория права и государства. М., 1994. С.30.
38 Указ Президента Российской Федерации: Об Указе Президента Чувашской Республики "О защите военнослужащих'7/Российские вести. 1995. 19 янв. С.1.
39Перечень ратифицированных Россией международных договоров, касающихся прав человека, см.: Human Rights: International Instruments. Chart of Ratifications as at 30 June 1994. UN Doc. ST/HR/4/Rev. 10.
40Сравни: Статья 31 Конституции Российской Федерации и статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) International Covenant on Civin and Political Rights (ICCPR), art. 21, 999 UNTS 171, 6 ILM 368 (1967). Комитет по правам человека, который следит за выполнением МПГПП, указывает, что согласно этому документу "иностранцам предоставляется право мирных собраний" (General Comment 15. 41 GAOR. Supp. No. 40 (4/41/40). Annex YI).
41См.: Указ Президента Российской Федерации "О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации" от 31 декабря 1993 года//Российская газета. 1994. Юянв. С.4.
42См.: Положение о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации//Там. же. 3 февр.
43См.: Ельцин издает Указ о Комиссии по правам человека//ИТАР- ТАСС. 1993. 1 ноябр.
44См.: Леновска Ева. Польский уполномоченный по защите гражданских прав - попытки создания культуры (Lenowska Е. The Polish Commissioner for Civil Rights Protection - Efforts to Promote Legal Culture//Strategies for the Strengthening of Human Rights in Emerging Democracies in Europe. 1992. P.25).
45в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. Установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного проживания или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается (п. 5 статьи 4).
См.: Ефимов В.И.//Система государственной власти. М., 1994.
С.137.
46 См.: Ведомости Съезда... и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 13. С.697.
47 Опросы проводились в сентябре-ноябре 1996 года и июне 1997 года Фондом "Общественное мнение" по вопросам, сформулированным автором, в Архангельской обл., Котласском р-не, городе Санкт-Петербурге, Новгородской обл., Крестецком р-не, городе Москве, Московской области, Сергиево-Посадском р-не, Ярославской обл., городе Рыбинске, Ярославской обл., Тутаевском р-не, Владимирской обл., Гусь-Хрустальном р-не, Калужской обл., Жуковском р-не, Республике Марий Эл, городе Йошкар-Ола, Чувашской Республике, Шумерлинском р-не, Нижегородской обл., Спасском р-не, Курской обл., городе Курске, Воронежской обл., Аннинском р-не, Республике Татарстан, городе Казани, Самарской обл., городе Самаре, Волжском р-не, Ульяновской обл., городе Ульяновске, Ульяновской обл., Майнском р-не, Краснодарском крае, городе Армавире, Успенском р-не, Карачаево-Черкесской респ., Хабезском р-не, Ростовской обл., Сальском р-не, Ставропольском крае, городе Ставрополе, Республике Башкортостан, городе Белебей, Республике Башкортостан, Чишминском р-не, Свердловской обл., городе Екатеринбурге, Свердловской обл., городе Невьянске, Курганской обл., городе Кургане, Курганской обл., Половин- ском р-не, Новосибирской обл., городе Новосибирске, Тюменской обл., городе Тюмени, Тюменском р-не, Кемеровской обл., Топкинском р-не, Алтайском крае, городе Новоалтайске, Первомайском р-не, Красноявском крае, городе Красноярске, Красноярском крае, Балахтинском р-не, Амурской обл., городе Благовещенске, Магаданской обл., Ольском р-не; всего было опрошено 1600 человек.
48 См.: О Конституционном собрании надо еще подумать./Заключение на проект Федерального конституционного закона "О Конституционном собрании"//Российская газета. 1997. 17 июня.
49См.: Крылова Н.С. Английское государство. М., 1981. С. 129.
50Mackintosh J. The British Cabinet. L., 1962. P.529-530; Rush M. Parlimentary government in Britain. N. Y., 1981. См. также: Политическая система Великобритании. М., 1984. С.111, 147-153.
51Rose R. British government: The job at the top//Presidents and prime ministers/Ed. by R. Rose, E.N. Suleiman. Washington, 1981.
52Конституции буржуазных государств. М., 1982. С. 191.
53Там же. С. 142.
54Jessop В. The transformation of the State in post war Britain//The State in Western Europe/Ed. by. R.L. Scase. 1980. P.23-93.
55Sedgemore B. The Secret Constitution: an analysis of the Political Establishment. L., 1981.
56Сэмпсон А. Новая анатомия Британии. M., 1975. С.31.
57Цит. по.: Политическая система Великобритании. М., 1984. С. 146.
58 Баланс властей - необходимость, а не чьи-то амбиции//Российская газета. 1992. 6 марта.
59 См.: Могунова М.А. Скандинавские государства: Центральные органы власти. М., 1975. С. 109, 136; Она же. Государственный строй Швеции. М., 1983. С.24-28.
60 Опрошено 1600 человек в 39 регионах Российской Федерации.
61 Мишин A.A. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984. С.35.
62См.: Лучин В. "Указное право в России". М., 1996. С.52.
63Анализ соответствующих компетенций и видов деятельности мог бы составить предмет самостоятельного монографического исследования.
64 См. подробнее: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996.
65 См.: Дмитриев Ю.А., Журавлев А.Л., Правовое положение Президента Российской Федерации/Щрезидент, парламент, Правительство. 1997. N2.
66Отчет Главного контрольного управления от 28 июля 1996 года. № А8-2.2-2509.
67См.: Век. 1997. N8.
68 Автор, работая в Управлении по работе с территориями Администрации Президента Российской Федерации, исполнял обязанности начальника отдела по работе с полномочными представителями Президента Российской Федерации и курировал работу комиссии по подготовке нового Положения. В тот период была сделана попытка привлечь к разработке проекта Положения ведущие научно-исследовательские юридические учреждения, наиболее подготовленных полномочных представителей Президента Российской Федерации, однако впоследствии эта работа была прекращена. В разработке критически осмысливаемого документа принимал участие лишь узкий круг работников Администрации Президента Российской Федерации.
69 См.: Российская газета. 1997. 10 июня.
70 Не случайно приходится обращаться к персоналиям. Это объясняется тем, что в российской политической практике органы (институты) государственной власти, к сожалению, персонифицируются с должностными лицами, занимающими тот или иной высший государственный пост. Возможно, в будущем юристы-государствоведы в своих исследованиях будут более свободно оперировать понятиями (институт, структура, норма, процедура), не привязывая таковые к конкретным физическим лицам. Но сейчас, даже при формулировании вопросов, предназначенных для социологических исследований среди населения (иначе не обеспечить их даже относительную достоверность), приходится прибегать к этому приему.
71результаты социологических опросов, проводившихся ВЦИОМ в апреле- июне 1996 года, что было использовано при подготовке аналитической записки на имя Президента Российской Федерации, фрагменты которой опубликованы в журнале "Наш Современник" бывшим руководителем Главного программно-аналитического управления Президента Российской Федерации В.Печеневым. 1997. N 6.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19
72 Фондом "Общественное мнение" опрошено 1600 человек в 39 регионах Российской Федерации.
Статья 5 из рассматриваемого закона исключена 31 декабря 1997 года (прим.авт.).
73 См.: Исполнительная власть в Российской Федерации. М., 1996.
74 Российские вести. 1994. 5 окт.
75 Дело о 118 триллионах мы доведем до конца // Российская газета. 1997. 20 авг.
76 См.: Страсти по власти// Эксперт 1997. "Общественное мнение о выборах глав исполнительной власти в регионах" N 15. С.68.
77 Прим. авт.: Как соавтор аналитической записки, направленной в адрес Президента Российской Федерации хочу подчеркнуть, что влияние выборов на стабильность политической ситуации в регионе определяется множеством факторов, таких как:
-
потенциал и политические ориентации самого выбранного губернатора; -
перспективы возможного переформирования региональной элиты (как в целом, так и законодательной власти в частности); -
новый вектор общественного мнения, сложившийся в результате избирательной кампании.
В настоящем исследовании базовая проблема рассматривается только в аспекте влияния выборов на общественное мнение в регионе.
78 Здесь и далее приводятся данные опросов Фонда "Общественное мнение", проведенных в период с декабря 1996 года по февраль 1997 года.
79 См.: Абдулатипов Р. Федерация России и взаимосвязь региональной и национальной политики //Этнополитический вестник. 1995. №1. С.6- 22; Асочков А., Умнова И. От Договора до Конституции: О трудностях зарождения нового российского федерализма //Российская Федерация. 1995. №12. С.20-23; Болтенкова Л. К вопросу модели власти, или субъективный взгляд на постановление Конституционного Суда Российской Федерации //Этнополитический вестник. 1996. №2. С.43-73; Вишневский А.Г. Федерализм и модернизация //Общественные науки и современность. 1996. №4. С.58-68; Касаев А. Россия останется федеративно-унитарной: Будущий Президент Российской Федерации вряд ли решит межнациональные проблемы //Независимая газета. 1966. 27 июня; Власов В.И. Судебная реформа - путь укрепления федерализма //Регионология. 1995. №2. С.8-15; Печенев В.А. О национально- региональной политике в федеративной России и некоторые проблемы государственного управления территориями //Кентавр. 1995. №5. С.3-9; Лысенко В., Калина В. Между "суверенизацией" и "губернизацией": Еще раз о проблеме отношений центра и регионов// Российская Федерация. 1995. №20. С.42-43; Поздняков А. М., Дулыциков Ю.С. Основные положения государственной региональной политики Российской Федерации //Регионология. 1995. №1. С.21-42; Савинов Г. Пути российского федерализма //Российская Федерация, (продолжение сноски на стр.199) 1996. №1. С. 19-20; Тавадов Г.Т. Конституционные принципы российского федерализма //Социально-политический журнал. 1995. №6. С.40-51; Царь- городцев С. Конституционный кризис в России. Анализ и перспективы развития. //Известия. 1996. 26 окт.; Эбзеев Б., Карапетян Л. Российский федерализм: Равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов //Государство и право. 1995. №3. С.3-12.