Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эмпирическая база диссертационной работы основывается на анализе деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти России, некоторых субъектов Федерации, региональных ассоциаций, а также результатов социологических исследований, проведенных с участием диссертанта в 1995-1997 годах в 39 субъектах Федерации. Существенным источником познания практики стало личное участие соискателя в разработке схем управления для Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской и Курганской областей, подготовке проектов указов и заключений на законопроекты, докладных записок для государственных органов, в том числе Президента Российской Федерации, содержащих предложения по реформе государственного механизма, реорганизации структур власти. Кроме того, автором был использован собственный практический опыт более десяти лет работы в исполнительных органах власти районного, областного звена, а также на главных и высших должностях федеральной государственной службы.
Научная новизна исследования обусловлена проблемами развития системы органов государственной власти в период становления рыночной экономики, демократизации политических процессов, повышения роли права и закона в гражданском обществе. Предпринята попытка критически осмыслить новейшую практику реализации норм Конституции Российской Федерации 1993 года.
Настоящая работа является одним из первых комплексных исследований, в котором процессы построения системы органов государственной власти в России анализируются на основе принципа разделения властей. Наряду с теоретическими аспектами акцент делается на рассмотрении практических вопросов взаимодействия органов законодательной и исполнительной властей в системе органов государственной власти, показывается место института Президента во властной системе и его влияние на "ветви власти", создание системы "сдержек и противовесов". Особое внимание в диссертации занимает организация государственной власти в субъектах Федерации, ее соотношение с местным самоуправлением, а также проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Основные элементы научной новизны выдвигаемых на защиту положений таковы.
В теоретическом "блоке"
исследованы системообразующие принципы и разработано авторское определение системы органов государственной власти в Российской Федерации, как сочетания трех ветвей власти, структурно и организационно разделенных (по выполняемым функциям и занимаемым уровням), вместе с тем связанных интегрирующим институтом главы государства, правовыми нормами и реализующих функции государства;
дано комплексное определение органа государственной власти как составной части механизма государства, действующего в сфере законодательной, исполнительной либо судебной власти, выступающего по поручению государства и осуществляющего свою деятельность от его имени, обладающего собственной компетенцией, имеющего свою структуру, использующего присущие ему формы и методы деятельности, применяющего правовые нормы в пределах своей компетенции и издающего нормативные акты.
В конституционно-правовом "блоке" делаются выводы: - о необходимости разработки правового механизма, обязывающего главу государства, при определении основных направлений внутренней и внешней политики, учитывать мнение Федерального Собрания Российской Федерации и позволяющего эффективно pea- лизовывать согласованные политические установки через систему органов исполнительной власти;
-
приостановлении практики регулирования федеративных отношений путем заключения двухсторонних договоров, до принятия Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором следует предусмотреть более детальное распределение предметов ведения и полномочий между законодательными и исполнительными органами власти Федерации и ее субъектов, одновременном анализе исполнения обязательств по ранее заключенным договорам и приведении их в соответствие с вышеупомянутым законом; -
необходимости разработки правовой основы, позволяющей субъекту Российской Федерации самостоятельно в назначать (избирать) своего представителя (не являющегося главой исполнительной власти субъекта Федерации) для работы в Совете Федерации на постоянной основе.
В административно-правовом "блоке"
предлагаются следующие направления по совершенствованию системы органов государственной власти:
-
создание устойчивого механизма взаимодействия контрольных органов власти путем принятия Федерального закона "О государственном контроле" и образования федерального контрольного органа в системе исполнительной власти на основе ликвидации Главного контрольного управления Президента РФ и института полномочных представителей Президента РФ в регионах, с возложением руководства таким органом на Президента РФ в порядке, установленном ст.32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"; -
укрепление вертикали исполнительной власти за счет создания в субъекте Российской Федерации органа федеральной исполнительной власти как элемента, интегрирующего территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти; -
уточнение конституционных положений о статусе органов местного самоуправления, позволяющих субъектам Федерации создавать органы местной государственной власти на уровне административно-территориальных единиц, т.е. расширить территориальные пределы действия государственной власти.
Кроме того, вносятся конкретные предложения в Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ" и законопроекты "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ", "Об основах отношений края или области с входящим в их состав автономными округами", "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ".
Практическое значение диссертационного исследования заключается в возможности использовать его результаты в научной разработке проблем конституционного и административного права, включая преподавание в высшей школе, подготовке учебно- методических пособий. Теоретические выводы исследования могут служить основой для законотворческой деятельности как на уровне Федерации, так и ее субъектов. Предлагаемые автором направления реформирования системы органов государственной власти в России могут оказать практическое влияние на создание оптимальной системы органов власти.
Апробация результатов исследования.
Результаты диссертационного исследования обсуждены и апробированы на заседаниях методического семинара и кафедр государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и экономической социологии Межотраслевого института повышения квалификации при Государственном комитете по статистике Российской Федерации. Положения диссертации были использованы при подготовке учебников для вузов "Конституционное право Российской Федерации" М., 1996 г., "Российское административное право" М., 1998 г. и монографии "Система органов государственной власти в современной России" М., 1997, положительные рецензии на которую опубликованы в журналах "Российская Федерация сегодня" № 1 (16) за 1997 год и "Законодательство и экономика" № 23-24 за 1997 год. Материалы диссертации используются автором в педагогической практике как заместителя заведующего кафедрой экономической социологии МИПК при Госкомстате РФ.
Структура и содержание работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.ГЛАВА I. Понятие и принципы системы органов государственной власти в Российской Федерации
§ 1. Орган государственной власти:
структурно-функциональная характеристика
Структурно-функциональная характеристика органа государственной власти имеет первостепенное значение для выработки правильного понятия (определения) органа государственной власти и занимает видное место в юридической науке, теории государства и права, конституционного права и административного права. Этой проблеме посвятили свои труды специалисты многих отраслей права. Причем интерес к ней, как и вообще к теории органов государства, постоянно возрастал, учитывая характер советского государства, господство административно-командной системы, главными рычагами которой были партийный аппарат и государственные органы.
Новый и значительный импульс к разработке дала Конституция Российской Федерации 1993 года и появившиеся на ее основе теоретические и прикладные исследования.6
В область теории органов государства и, в частности, их определения и классификации Конституция Российской Федерации внесла новый и существенный вклад. Во-первых, в п.2 статьи 3 устанавливается, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, закрепляя принцип разделения властей, Конституция Российской Федерации провозгласила в соответствии с указанным принципом деление государственной власти органов на органы законодательной, исполнительной и судебной власти (статья 10). Кроме того, Конституция Российской Федерации провозгласила и гарантировала местное самоуправление и статус органов местного самоуправления (статьи 130, 131, 132).
Конституция Российской Федерации включила в понятие "органы государственной власти" не только органы законодательной власти, как было по предыдущим конституциям, но и органы исполнительной власти, органы судебной власти, исключив из формулы "система органов государственной власти" только органы местного самоуправления (статья 12). Данные видоизменения оказывают существенное влияние на характер и понятие самого органа государства, его теоретическое осмысливание.
Тем не менее, до сих пор так и не выработаны критерии и основания, которые считались бы общепризнанными для характеристики и определения органа государственной власти.
Некоторые авторы в учебниках административного права вообще не формулируют определение, например, органа исполнительной власти, ограничиваясь утверждением, что орган исполнительной власти - всегда орган государственного управления, в то время как не каждый орган государственного управления является органом исполнительной власти