Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эмпирическая база диссертационной работы основывается на анализе деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти России, некоторых субъектов Федерации, региональных ассоциаций, а также результатов социологических ис­следований, проведенных с участием диссертанта в 1995-1997 годах в 39 субъектах Федерации. Существенным источником познания прак­тики стало личное участие соискателя в разработке схем управления для Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской и Курганской областей, подготовке проектов указов и заключений на законопроек­ты, докладных записок для государственных органов, в том числе Президента Российской Федерации, содержащих предложения по ре­форме государственного механизма, реорганизации структур власти. Кроме того, автором был использован собственный практический опыт более десяти лет работы в исполнительных органах власти рай­онного, областного звена, а также на главных и высших должностях федеральной государственной службы.

Научная новизна исследования обусловлена проблемами разви­тия системы органов государственной власти в период становления рыночной экономики, демократизации политических процессов, по­вышения роли права и закона в гражданском обществе. Предпринята попытка критически осмыслить новейшую практику реализации норм Конституции Российской Федерации 1993 года.

Настоящая работа является одним из первых комплексных ис­следований, в котором процессы построения системы органов госу­дарственной власти в России анализируются на основе принципа разделения властей. Наряду с теоретическими аспектами акцент делается на рассмотрении практических вопросов взаимодействия органов законодательной и исполнительной властей в системе орга­нов государственной власти, показывается место института Прези­дента во властной системе и его влияние на "ветви власти", создание системы "сдержек и противовесов". Особое внимание в диссертации занимает организация государственной власти в субъектах Федера­ции, ее соотношение с местным самоуправлением, а также проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами го­сударственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Основные элементы научной новизны выдвигаемых на защиту положений таковы.

В теоретическом "блоке"
исследованы системообразующие принципы и разработано авторское определение системы органов государственной власти в Российской Федерации, как сочетания трех ветвей власти, структурно и организационно разделенных (по вы­полняемым функциям и занимаемым уровням), вместе с тем связан­ных интегрирующим институтом главы государства, правовыми нормами и реализующих функции государства;

дано комплексное определение органа государственной власти как составной части механизма государства, действующего в сфере законодательной, исполнительной либо судебной власти, высту­пающего по поручению государства и осуществляющего свою дея­тельность от его имени, обладающего собственной компетенцией, имеющего свою структуру, использующего присущие ему формы и методы деятельности, применяющего правовые нормы в пределах своей компетенции и издающего нормативные акты.

В конституционно-правовом "блоке" делаются выводы: - о необходимости разработки правового механизма, обязы­вающего главу государства, при определении основных направлений внутренней и внешней политики, учитывать мнение Федерального Собрания Российской Федерации и позволяющего эффективно pea- лизовывать согласованные политические установки через систему органов исполнительной власти;

  • приостановлении практики регулирования федеративных от­ношений путем заключения двухсторонних договоров, до принятия Федерального закона "О принципах и порядке разграничения пред­метов ведения и полномочий между органами государственной влас­ти Российской Федерации и органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации", в котором следует предусмотреть бо­лее детальное распределение предметов ведения и полномочий между законодательными и исполнительными органами власти Федерации и ее субъектов, одновременном анализе исполнения обязательств по ранее заключенным договорам и приведении их в соответствие с вы­шеупомянутым законом;

  • необходимости разработки правовой основы, позволяющей субъекту Российской Федерации самостоятельно в назначать (избирать) своего представителя (не являющегося главой исполни­тельной власти субъекта Федерации) для работы в Совете Федерации на постоянной основе.

В административно-правовом "блоке"

предлагаются следующие направления по совершенствованию системы органов государствен­ной власти:

  • создание устойчивого механизма взаимодействия контроль­ных органов власти путем принятия Федерального закона "О госу­дарственном контроле" и образования федерального контрольного органа в системе исполнительной власти на основе ликвидации Главного контрольного управления Президента РФ и института полномочных представителей Президента РФ в регионах, с возложе­нием руководства таким органом на Президента РФ в порядке, уста­новленном ст.32 Федерального конституционного закона "О Прави­тельстве Российской Федерации";

  • укрепление вертикали исполнительной власти за счет созда­ния в субъекте Российской Федерации органа федеральной исполни­тельной власти как элемента, интегрирующего территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

  • уточнение конституционных положений о статусе органов местного самоуправления, позволяющих субъектам Федерации соз­давать органы местной государственной власти на уровне админи­стративно-территориальных единиц, т.е. расширить территориаль­ные пределы действия государственной власти.

Кроме того, вносятся конкретные предложения в Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ" и законопроекты "Об общих принципах организации законодательных и исполни­тельных органов государственной власти субъекта РФ", "Об основах отношений края или области с входящим в их состав автономными округами", "О принципах и порядке разграничения предметов веде­ния и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ".

Практическое значение диссертационного исследования заклю­чается в возможности использовать его результаты в научной разра­ботке проблем конституционного и административного права, включая преподавание в высшей школе, подготовке учебно- методических пособий. Теоретические выводы исследования могут служить основой для законотворческой деятельности как на уровне Федерации, так и ее субъектов. Предлагаемые автором направления реформирования системы органов государственной власти в России могут оказать практическое влияние на создание оптимальной системы органов власти.

Апробация результатов исследования.
Результаты диссертаци­онного исследования обсуждены и апробированы на заседаниях методического семинара и кафедр государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и экономической социологии Межотраслево­го института повышения квалификации при Государственном коми­тете по статистике Российской Федерации. Положения диссертации были использованы при подготовке учебников для вузов "Конституционное право Российской Федерации" М., 1996 г., "Российское административное право" М., 1998 г. и монографии "Система органов государственной власти в современной России" М., 1997, положительные рецензии на которую опубликованы в жур­налах "Российская Федерация сегодня" № 1 (16) за 1997 год и "Законодательство и экономика" № 23-24 за 1997 год. Материалы диссертации используются автором в педагогической практике как заместителя заведующего кафедрой экономической социологии МИПК при Госкомстате РФ.

Структура и содержание работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих де­сять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.ГЛАВА I. Понятие и принципы системы органов государственной власти в Российской Федерации


§ 1. Орган государственной власти:

структурно-функциональная характеристика

Структурно-функциональная характеристика органа государ­ственной власти имеет первостепенное значение для выработки пра­вильного понятия (определения) органа государственной власти и занимает видное место в юридической науке, теории государства и права, конституционного права и административного права. Этой проблеме посвятили свои труды специалисты многих отраслей права. Причем интерес к ней, как и вообще к теории органов государства, постоянно возрастал, учитывая характер советского государства, господство административно-командной системы, главными рыча­гами которой были партийный аппарат и государственные органы.

Новый и значительный импульс к разработке дала Конститу­ция Российской Федерации 1993 года и появившиеся на ее основе теоретические и прикладные исследования.6

В область теории органов государства и, в частности, их опре­деления и классификации Конституция Российской Федерации внес­ла новый и существенный вклад. Во-первых, в п.2 статьи 3 устана­вливается, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного са­моуправления.

Во-вторых, закрепляя принцип разделения властей, Конститу­ция Российской Федерации провозгласила в соответствии с указан­ным принципом деление государственной власти органов на органы законодательной, исполнительной и судебной власти (статья 10). Кроме того, Конституция Российской Федерации провозгласила и гарантировала местное самоуправление и статус органов местного самоуправления (статьи 130, 131, 132).

Конституция Российской Федерации включила в понятие "органы государственной власти" не только органы законодатель­ной власти, как было по предыдущим конституциям, но и органы ис­полнительной власти, органы судебной власти, исключив из форму­лы "система органов государственной власти" только органы местного самоуправления (статья 12). Данные видоизменения оказы­вают существенное влияние на характер и понятие самого органа го­сударства, его теоретическое осмысливание.

Тем не менее, до сих пор так и не выработаны критерии и осно­вания, которые считались бы общепризнанными для характеристики и определения органа государственной власти.

Некоторые авторы в учебниках административного права во­обще не формулируют определение, например, органа исполнитель­ной власти, ограничиваясь утверждением, что орган исполнительной власти - всегда орган государственного управления, в то время как не каждый орган государственного управления является органом ис­полнительной власти