Файл: Фендеральное агентство по образованию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


70. Отан пригласил к себе Аспафина и Гобрию, знатнейших персов, которым он вполне мог довериться и рассказать им все дело. Они, впро­чем, и сами подозревали, что это так, и потому, когда Отан объяснил им все, они согласились с его заключением. Решено было, что каждый из них приобщит к заговору еще по одному персу, к которому будет питать полнейшее доверие. Таким образом Отан ввел Интафрена, Гобрию, Мегабиза, Аспафина, Гидарна. Когда их было шесть, в Сусы явился сын Гистаспа, Дарий, из персидской земли, где он был царским наместником. По прибытии Дария шестеро персов решили сделать и его участником заго­вора.

71. Эти семь персов сошлись в одно место; обязали друг друга верностью и держали совет.

76. Семь персов, порешивши после совещания напасть тотчас на ма­гов, не откладывая, помолились богам и направились к царскому замку.

77. У ворот случилось именно то, чего ждал Дарий. Стража почтительно встретила знатнейших персов и, не подозревая с их стороны ничего, пропустила их по вдохновению свыше; никто из стражи даже не опросил пришедших. Вступивши во двор, персы повстречались с евнухами, доставляющими известия царю; евнухи стали спрашивать, зачем они пришли, и вместе с тем грозили наказанием привратникам за то, что та пропустили их; когда семеро персов пытались пройти дальше вперед, ев­нухи удерживали их, но те сговорились между собою, обнажили свои мечи, удерживавших евнухов положили на месте, а сами стремительно бросились в мужское отделение замка.

78. Как раз в то время оба мага находились в замке и обсуждали пос­ледствия поступка Прексаспа. Но увидавши и услыхавши смятение и крики евнухов, они оба кинулись назад и, постигши все случившееся, бросились к оружию; один поспешно схватил лук, другой взялся за копье. Тут произошла схватка. Лук в этом положении оказался для мага беспо­лезен, потому что враги наступали сблизи; другой маг отбивался копьем и ранил Аспафина в бедро, а Интафрена в глаз; от полученной раны Интафрен потерял глаз, но не умер. Этих двух персов ранил один из магов; другой маг ничего не мог сделать своим луком и бросился в спальню, смежную с мужскими покоями, и хотел запереть за собою двери; но вместе с ним ворвались в спальню два перса, Дарий и Гобрий. Гобрий сцепился с магом, а Дарий стоял подле в нерешительности, потому что в комнате было темно и он боялся, как бы не ударить Гобрию. Видя, что Дарий стоит тут же без дела, Гобрий спросил, почему он не действует, на что Да­рий отвечал: «Боюсь нанести удар тебе». — «Бей мечом, — возразил Гобрий,— хотя бы и по обоим». Дарий ударил мечом и попал в мага.


79. Таким образом маги были убиты и головы их отрублены; ране­ные персы оставлены в замке как по причине обессиления их, так и для охраны замка; остальные пять персов с головами магов в руках выбежали вон с криком и шумом, созвали прочих персов, объяснили им все проис­шедшее и показали головы; после этого они убивали всякого мага, попа­давшегося им на глаза. Узнавши о том, что сделали вельможи и как обма­нывали их маги, персы нашли нужным действовать таким же образом: обнажили мечи и убивали каждого встречного мага; если бы не наступив­шая ночь, персы перебили бы всех магов до единого. День этот — для пер­сов важнейший государственный праздник; в этот день они совершают великолепное торжество, именуемое у персов избавлением от магов. Тогда ни один маг не смеет показаться на улице, и потому они проводят весь этот день по своим домам.

ЦАРСТВОВАНИЕ ДАРИЯ

89. ...Он (Дарий) установил у персов двадцать областей, которые сами они называют сатрапиями; установив области и назначив их управителей, он приказал, чтобы подати поступали по народам; при этом он причислил к каждому из народов его ближайших соседей и (кроме того), пропуская непосредственных соседей, тот или другой из более отдаленных народов. Области же и ежегодное поступление податей он распределил сообразно еле дующим основаниям: тем из них, которые платили серебром, было сказано платить талант по вавилонскому весу тем же, которые платили золотом, — по эвбейскому весу вавилонский же талант равен семидесяти эвбейским минам. Ибо в правление Кира, а также Камбиза не было установлено ничего относительно дани, но подданные при­носили подарки; из-за этого же установления дани и дру­гих, близких к этому, мероприятий персы говорят, что Дарий был торгашом, Камбиз — деспотом, Кир же — от­цом, первый — потому, что вносил во все дела дух торгашества, другой — потому, что был суров и высокомерен третий же — потому, что был кроток и предоставил им все блага.

90. Итак, от ионян, нагнетов, которые в Азии, эолийцев, карийцев, ликийцев, милиэев, памфилов (ибо общая была установлена для них сумма дани) поступало четы­реста талантов серебра. Это, таким образом, первый из устроенных им округов; от мисийцев же, лидийцев, ласониев, кабалиев, гиттенеев — пятьсот талантов, это — вто­рой округ... От киликийцев же — триста шестьдесят бе­лых коней, по одному за каждый день, и пятьсот талантов серебра. Из этих же сто сорок издерживалось на конни­цу, охранявшую Киликийскую землю, триста же шестьдесят шли Дарию, это — четвертый округ.



91. От города Посейдеия, который основал Амфилох, сын Амфиарая, на границах киликийцев и сирийцев, начи­ная от него до Египта, кроме части земли арабов (ибо она была свободна от податей), дань была триста пятьдесят талантов; относятся же к этому округу вся Финикия,

Сирия, называемая Палестиной, и Кипр, это — пятый ок­руг. От Египта же ливийцев, прилегающих к Египту, Ки-рены и Барки (ибо последние были причислены к Еги­петскому округу) поступало семьсот талантов, кроме се­ребра, получавшегося от Меридова озера, каковое полу­чалось от ловли рыб; итак, без этого серебра и дополни­тельных сборов хлеба поступало семьсот талантов, ибо они отмеряют 120000 (медимнов) хлеба тем из персов, которые живут в Белой стене, что в Мемфисе, и их наем­никам, это — шестой округ...

92. От Вавилона же и остальной Ассирии поступали ему (т. е. персидскому царю) тысяча талантов серебра и пятьсот оскопленных мальчиков, это — девятый округ...

94. ...Народ же индийцев гораздо более многочислен­ный, чем все, которых мы знаем, и подати платили про­тив всех других больше — триста шестьдесят талантов золотого песку, это — двадцатый округ...

97. ...Таким образом, существовали такие области и раз­меры податей; Персида же страна одна не названа мною как (страна), обложенная данью, ибо персы населяют страну, свободную от налогов...

______________________________

Вавилонский талант - 30,3 кг.

Эвбейский талант - 26,19 кг.

Ионяне, нагнеты — жители греческих городов западного побе­режья Малой Азии.

Эолийцы, карийцы, ликийцы, милиэи, памфилы — племена населявшие Малую Азию.

Мисийцы, лидийцы, ласонии, кабалии — малоазийские племена

Гиттенеи — жители г. Гиттены в Памфилии (Малая Азия).

Киликийцы — жители Киликии, области на юго-востоке Малой Азии.

Амфилох - Мифический герой, участник Троянской войны.

Кирена и Барка — греческие колонии на северном побережье Аф­рики к западу от Египта.

Медимн — мера сыпучих тел, от 51,84 до 58,94 л.

Белая стена — укрепленная часть Мемфиса.

(Тематическая хрестоматия по истории древнего мира. М., 1963. Вып 1 С. 149-151.)
КСЕНОФОНТ. ЭКОНОМИКА, ГЛ. 4

Ксенофонт — греческий писатель, историк,афинскийполководец и политический деятель(ок. 430 г. до н. э. 356 до н. э.
) В 401 г. до н. э. участвовал в борьбе персидского царя Кира Младшего против его брата царя Артаксеркса; после гибели Кира вместе с другими греческими наемниками совершил поход через значительную часть Персии и вернулся в Грецию.

...Персидский царь чрезвычайно заботится о военном деле: каждому правителю каждого народа, с которого он собирает дань, он предписал, сколько всадников, стрел­ков, пращников и вооруженных щитами он должен содер­жать, сколько необходимо их для управления подчинен­ными ему и для защиты страны в случае нашествия не­приятеля. Кроме того, он содержит гарнизоны в акропо­лях. Содержит их правитель, которому это поручено, а царь ежегодно производит смотр наемникам и другим войскам, которым предписано быть в полном вооружении. Всех, кроме гарнизонов, он собирает в одно место, кото­рое называется сборным пунктом. Части, расположенные вблизи его резиденции, он смотрит сам, а для смотра ча­стей, расположенных далеко, посылает надежных людей. Те из комендантов, или хилиархов, или сатрапов, кото­рые окажутся с полным комплектом и представят войска с хорошими лошадьми и оружием, получают повышения и обогащаются ценными подарками. А тех, которых царь найдет нерадивыми относительно гарнизонов, или недоб­росовестными из-за корыстолюбия, он подвергает тяжелым наказаниям и, отрешив от начальства, заменяет другими. Такое отношение его к военному делу несомненно до­казывает его заботливость. Но, кроме того, часть своей страны он объезжает и осматривает сам, часть — через посылаемых надежных людей, и если заметит, что прави­тели представят землю обитаемой, обработанной и обиль­ной свойственными ей деревьями и плодами, то присоеди­няет к ним еще области и награждает подарками и почет­ными седалищами. Если же увидит, что земля не обрабо­тана, мало населена вследствие их суровости, или тяже­лого нрава, или нерадения, то наказывает их и, сместив с должности, назначает других правителей. Неужели, так поступая, он представляется менее заботящимся о том, чтобы земля обрабатывалась жителями, чем защищалась гарнизонами? Начальники, назначенные им для двух обя­занностей, не одни и те же, но одни начальствуют над жителями и работающими — они же и собирают подати; другие командуют вооруженными гарнизонами. Если командир недостаточно защищает страну, начальник жи­телей и заведующий обработкой доносит, что трудиться нельзя, вследствие отсутствия охраны; если же комендант обеспечивает мир, а у начальника обрабатываемая земля мало населена и не обработана, то на последнего доноси комендант. И почти всегда те, которые плохо обрабаты­вают землю, не могут ни содержать гарнизонов, ни вы­плачивать податей.


_____________________

Хилиарх — тысяцкий (воинский чин).

(Тематическая хрестоматия по истории древнего мира. М., 1963.Вып. 1. С. 157-158.)
ТЕМА 7. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (ПО ДАННЫМ «ЗАКОНАМ МАНУ», «АРТХАШАСТРА»)

ИЗ «ЗАКОНОВ МАНУ»

«Законы Ману» — обширный сборник, приписываемый Ману, по брахманской традиции считавшемуся прародителем людей. На самом же деле он создан одной из брахманских школ III вв. н. э. Сборник составлялся в течение нескольких веков, поэтому в нем наряду с поздними статьями есть статьи, отражающие отношения более раннего времени.

«Законы Ману» не кодекс законов в современном смысле слова, а скорее сборник предписаний (иногда разноречивых) благочестивому индийцу в исполнении им своего долга — общественного, религиозного и морального. в них наряду с нормами обычного права излагаются на­ставления по государственному управлению, кастовая регламентация, вопросы культа и ритуала и т. д.

ЗАКОНЫ МАНУ

(Характеристика сборника)

I, 102. С целью определения обязанностей его (брахмана) и осталь­ных мудрый Maнy, происшедший от Самосущего (Брахмы), составил эту шастру.

I, 107. В ней полностью изложена дхарма, добродетель­ность и греховность деяний, а также извечное правило жизни четырех варн.

I, 108. (Это) правило жизни—высшая дхарма, изложенная в священ­ном откровении, а также в священном предании; поэтому уважающий себя дваждырожденный пусть всегда следует ему.

II, 10. Под священным откровением разумеется Веда, а под священ­ным преданием—шастры, (содержащие предписания) дхармы; эти оба во всех делах не должны быть оспариваемы, так как дхарма возникла от них.

II, 12. Веду, священное предание, поведение добродетельных и са­моудовлетворение — это объявили четырьмя очевидными источниками дхармы.

VI, 92. Постоянство, снисходительность, смирение, непохище­ние, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Веды, справед­ливость и негневливость образуют дхарму, обладающую десятью при­знаками.

X, 63. Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чи­стота и обуздание органов — основную дхарму для четырех варн объявил Ману.