Файл: Лекция Введение в курс Маркетинг территорий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Лекция 7. Маркетинговый подход к доходам территории

1. Рынок туризма и индустрии гостеприимства

2. Привлечение, удержание и расширение бизнеса

3. Расширение экспорта и стимулирование иностранных инвестиций

4. Привлечение жителей

1. Рынок туризма и индустрии гостеприимства
Каково значение туризма в современной экономике территории?

Сфера туризма оказывает мультипликативный эффект, позволяя территории развивать смежные и наиболее перспективные отрасли.

Местам надо решать не только, СКОЛЬКО они хотят туристов и как установить сбалансированное соотношение между туризмом и другими отраслями экономики, но и КАКИХ туристов они хотят.

Конечно, выбор ограничивают местный климат, естественная топография и ресурсы, история, культура и материальная база. Поэтому задача территории – отличить реальных клиентов от потенциальных, знать их потребности и желания, с какими целевыми рынками работать и решать, какие продукты, услуги и программы подойдут для обслуживания этих рынков.

Не надо стремиться привлечь всех, кто путешествует!! 2 метода выявления естественных целевых групп:

1) сбор информации об уже имеющихся туристах: откуда они, почему приехали именно сюда, их демографические характеристики, степень их удовлетворенности, какая часть приезжает не в первый раз, как много тратят и т.д.

2) аудит местных достопримечательностей и предположение, какие типы туристов могут испытывать интерес к этим достопримечательностям. Цель – выявление новых источников притока туристов. Нельзя думать, что уже существующие туристы – это все потенциально заинтересованные целевые группы.

Разных туристов привлекают разные особенности места. Чтобы определить сегментационные переменные для туристического рынка места можно использовать следующую таблицу:
Таблица 7.1. Сегментационные переменные для туристического рынка

Что вызывает интерес

Виды рынков

Характеристики клиентов

Преимущества

Море, солнце, лыжи

Красота природы/безлюдье

Оздоровительный отдых

Азартные игры

Культура/история

Мероприятия/спорт

Тематические парки

Условия/гостиницы/рестораны

Уникальные товары (вино, пиво, духи, одежда, часы)

В своей стране

Региональные

Местные

Сезонные/круглогодичные

Язык

В Европе

Не в Европе

В северной Америке

Не в северной Америке…

Возраст

Доход

Семьи

Одиночки

Профессионалы

Стиль жизни

Этнические/

религиозные группы

Цена

Удобство

Качество

Питание

Сервис

Материальная база

Транспорт


После того, как территория определить естественный целевой рынок, необходимо провести исследование и понять, где таких клиентов искать. Результатом такого поиска станет:

- слишком много потенциальных целевых рынков (тогда необходимо рассчитать потенциальную прибыль от привлечения каждого сегмента и выделить наиболее привлекательные сегменты) или

- слишком мало потенциальных целевых рынков (в этом случае – инвестиционный маркетинг, т.е. улучшение инфраструктуры и развитие достопримечательностей).

В любом случае, действовать надо точно. Даже в том случае, если:

- горнолыжные курорты привлекают лыжников,

- места, где можно плавать и естественные рифы – любителей подводного плавания,

- искусство – ценителей,

- азартные игры – игроков и т.д.

Место всегда должно проводить сегментацию туристов в соответствии с дополнительными характеристиками: велосипедный спорт, катание на лошадях, оздоровительные курорты и пр.

Необходимо учитывать также, что рынки и достопримечательности со временем меняются! Меняющаяся демографическая обстановка и стиль жизни бросают постоянный вызов индустрии туризма.

В свете обостряющейся конкуренции на туристическом рынке территория должна быть готова поддерживать уровень и реально повышать эффективность инвестиций в собственное развитие. Основные тенденции в этой сфере таковы:

1. Развитие наследия – задача сохранения истории места, зданий, жителей, обычаев и др. артефактов, являющимися выразителями традиций. Создание «легкого» доступа к достопримечательностям. Национальный колорит.

2. Ориентация территорий на менее продолжительные, но более частые отпуска. Места, расположенные в 2-3х часах езды от многонаселенных городов и областей.

3. Ориентация на «семейный» отдых.

4. Хорошая адаптация места к языковым и культурным различиям клиентов – задача улучшения знания иностранных языков работниками индустрии гостеприимства, местной власти и местного сообщества.

5. Ориентация на «зеленый» имидж – усиление внимания к районированию, плотности населения, землепользованию и проблемам застройки.

6. Ориентация на конкретные события – фестивали, праздники и пр.

7. Ориентация на разнообразный спектр туристических предложений – от детально расписанного тура до полной свободы выбора, от лишенного излишеств путешествия до роскошного тура.


8. Ориентация на привлечение/создание «лучших» отелей, ресторанов, музеев, театров и т.д.
Чтобы привлечь туристов, территория должна четко реагировать на основные факторы туризма: расходы, удобство и своевременность.

Туристы, как и другие потребители, оценивают расходы в сравнении с преимуществами конкретного направления – трата времени, усилий и ресурсов по сравнению с приемлемой отдачей новых знаний, впечатлений, развлечений, отдыха и будущих воспоминаний.

Понятие удобства при принятии решения о поездке может оцениваться по-разному:

  • Время на дорогу,

  • Расстояние от аэропорта до места проживания,

  • Языковой барьер,

  • Чистота и санитарные условия,

  • Возможность реализации собственных интересов (пляжи, достопримечательности, культурная жизнь),

  • Удовлетворение особых потребностей (присмотр за пожилыми, инвалидами, детьми, возможность соблюдать режим питания, медицинская помощь, связь, аренда авто и пр.).

Своевременность охватывает те факторы, вносят в путешествия элемент риска:

  • Войны,

  • Терроризм,

  • Гражданские беспорядки и политическая нестабильность,

  • Колебания обменного курса и конвертируемость валюты,

  • Безопасность авиалиний и других видов транспорта,

  • Санитарные условия.


2. Привлечение, удержание и расширение бизнеса
Каждое из мест выполняет конкретные экономические функции. В одних местах экономика диверсифицирована, в других господствует одна отрасль промышленности. Некоторые живут за счет сферы обслуживания, другие представляют собой сельскохозяйственные районы. Однако экономическая деятельность какого-либо места не обязательно ограничивается существую­щими экономическими границами.

Конкурентоспособность места со временем меняется. Когда то европейские Венеция и Брюгге были процветающими и динамично развивающимися центрами международной торговли, но несколько веков спустя они превратились в малозначительных игроков в торговом мире. Затем они снова заняли доминирующее положение, но теперь уже на рынке туризма. Места, так же, как и корпоративные гиганты и целые отрасли промышленности, могут переживать взлеты и падения из-за появления новых технологий, новых конкурентов и изменения предпочтений потребителей.

Планирование процесса привлечения бизнеса следует начать с проведения оценки экономики и аудита отличительных особенностей месторасположения (местного делового климата). Аккуратное и регулярное уточнение условий ведения бизнеса, ценовых факторов и характеристик качества жизни помогает понять, насколько хорошо какое либо место выглядит по сравнению с другими.

Существует целый список факторов (см. Табл. 7.1), которые бизнес считает важными для большинства возможных мест расположения. Эти факторы привлекательности меняются со временем и от проекта к проекту.
Таблица 7.1 Жесткие и мягкие факторы привлекательности мест


Жесткие факторы

Мягкие факторы

  • Экономическая стабильность

  • Производительность

  • Затраты

  • Отношение к собственности

  • Местные вспомогательные службы и сети

  • Инфраструктура связи

  • Стратегическое географическое положение

Поощрительные схемы и программы

  • Разработка ниши

  • Качество жизни

  • Квалификация специалистов и рабочих

  • Культура

  • Персонал

  • Менеджмент

  • Гибкость и динамизм

  • Профессионализм в поддержании связи с рынком

  • Предпринимательская инициатива

  • Непредвиденные значимые факторы (личное знакомство, общие интересы в искусстве, спорте, природе, выборе вина, сигар и пр.)


За последние десятилетия конкурентные преимущества мест, их сильные и слабые стороны изменились (см. Табл. 7.2). «Новые» -неэкономические факторы - или мягкие факторы - становятся все более важными при принятии решения о выборе места как для традици­онных секторов, так и для секторов с интенсивным использованием знаний.
Таблица 7.2 Характеристики месторасположения: старые и новые


Характеристики

Старые

Новые

Рабочая сила

Низкая стоимость, отсутствие квалификации

Качество, высокая квалификация

Налоговый климат

Низкие налоги, плохой сервис

Умеренные налоги, хороший сервис

Финансовые стимулы

Минимальные производственные издержки, дешевые земля и рабочая сила

Рабочая сила, способная производить добавочную стоимость, профессионализм

Удобства

Жилье и транспорт

Культура, отдых, оздоровление, музеи, магазины, аэропорт, авто- и ж/д вокзалы

Школы

Доступность

Качественные школы

Высшее образование

Несущественно

Качественные школы и научные учреждения

Регулирование

Минимальное

Совместимые качество жизни и гибкость бизнеса

Энергоснабжение

Стоимость / доступность

Надежность и качество

Связь

Предполагаемое наличие

Технологическая обеспеченность

Бизнес

Агрессивно настроенная торгово-промышленная палата

Партнерские отношения



Мягкие факторы вышли на первый план и приняли разные формы: качество государственного образования, квалификация рабочей силы в интересующей нише, политическая стабильность, доверительный местный деловой климат, современные телекоммуникации, доступ на местном уровне ко вспомогательным услугам, таким как маркетинг и банковское обслуживание, условия для отдыха и оздоровления и спортивные команды, магазины, учреждения культуры и другие факторы общего качества жизни. Кроме того, более важными стали экологические соображения, такие как чистый воздух и соответствие условий и сооружений более строгому регулированию в сфере очистки воздуха и воды, а также утилизации химических веществ и других отходов.

Вероятно, ни одно отдельно взятое явление, связанное с размещением бизнеса, не преобразовало так сильно ландшафт и экономику места, как изменение соотношения сил розничной и оптовой торговли.

В ходе длительного эволюционного процесса на смену странствующим коробейникам пришли универмаги; затем появились большие пригородные торговые центры, привязанные или не привязанные к конкретному ритейлеру, и мини комплексы, состоящие из специализированных магазинов. Текущий тренд смешается в сторону магазинов «от производителя», мага­зинов дискаунтеров и виртуальной торговли. Сдвиги в сфере розничной торговли оказали влияние на многие места.

Этот сектор можно разделить на две крупные категории:

1. оптовая торговля, определяемая как пере­продажа товаров производителям и другим предприятиям для дальней­шей обработки и

2. розничная торговля, определяемая как сбыт конечным потребителям.

Некоторые места выделили громадные средства на развитие именно предприятий оптовой и розничной торговли. Работа по улучшению городской среды направлена на привлечение таких покупателей мест. Учитывая потенциальную полезность сбытовых фирм, с точки зрения продавца места, следует перечислить современные тенденции в дистрибуции:

  • Меньшее число более крупных операторов,

  • Более тесные вертикальные и горизонтальные связи между производителями, оптовиками и розничными торговцами,

  • Замедлившийся рост числа гипермаркетов,

  • Рост популярности франчайзинга,

  • Рост дистанционной торговли,

  • Сети многофункциональных дистрибуционных центров,

  • Рост применения автоматизированных и информационных технологий,

  • Появление новых концептуальных магазинов,

  • Движение к интернационализации и созданию трансграничных сетей.