Файл: 1 Краткое описание конструкции проектируемого двигателя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 Краткое описание систем двигателя
3.1 Система топливопитания двигателя

Система топливопитания обеспечивает подачу топлива в двигатель в количестве, определяемом САУ, по положению рычага управления двигателем (РУД) и условиям полета. Система включает в себя следующие основные агрегаты:

- насос-регулятор

- топливомасляный теплообменник

Агрегаты системы осуществляют:

- автоматическое дозирование топлива во всем диапазоне режимов работы двигателя;

- выдерживание заданного режима при изменении условий полета (высоты, скорости, температуры окружающей среды).

Дренажная система обеспечивает сбор и удаление дренажных жидкостей, просачивающихся через уплотнения агрегатов топливной и масляной систем, а также из переходников гидронасоса и привода-генератора. Дренажные жидкости из агрегатов сливаются самотеком по трубопроводам в дренажный бачок, укрепленный на нижней стенке коробки приводов, и отводятся в реактивный насадок.



Рисунок 3.1 Система топливопитания.

3.2 Система смазки двигателя

Система смазки и суфлирования двигателя - автономная, циркуляционная. Система смазки обеспечивает постоянную подачу масла под давлением к трущимся поверхностям опор роторов, вращающимся деталям центрального привода и коробки приводов агрегатов. Система смазки включает в себя следующие основные агрегаты:

- маслобак

- маслоагрегат с маслофильтром;

- воздухоотделитель

- центробежный суфлер;

- ТМТ;

- датчики, сигнализаторы и клапаны, обеспечивающие работу и контроль системы смазки.

Суфлирование масляных полостей опор роторов и коробки приводов осуществляется через центробежный суфлер в полость реактивного насадка В трубопроводе сброса воздуха из суфлера установлен эжектор, обеспечивающий разрежение в масляных полостях на всех режимах работы двигателя. Запуск двигателя - автономный, автоматический. Раскрутка ротора высокого давления осуществляется воздушным турбостартером (ВТС), установленным на коробке приводов. Источником сжатого воздуха, необходимого для запуска, могут служить:


- вспомогательная силовая установка (ВСУ), расположенная на самолете;

- другой, ранее запущенный двигатель;

- наземный источник сжатого воздуха.



Риунок 3.2 Масляная система


3.3 Пусковая система

Система запуска предназначена для выполнения следующих операций:

автоматического запуска двигателя на земле и в полете

ложного запуска двигателя на земле

холодной прокрутки двигателя на земле

автоматического и ручного прекращения запуска, холодной прокрутки и ложного запуска до окончания их полного цикла.

Система запуска двигателя - автоматическая, включает в свой состав:

- систему воздушного запуска

-воздушный турбостартер (ВТС)

- систему зажигания

- топливный насос-регулятор

органы управления процессом запуска и самолетную систему управления и контроля

блок управления и контроля (ЭСУ)

датчики и сигнализаторы первичной информации о параметрах системы запуска, параметрах двигателя и воздуха на входе в двигатель.

Для запуска двигателей на земле необходимо:

-запустить ВСУ

-перевести переключатель РАБОТА – ХОЛ ПРОКРУТ на правом горизонтальном пульте в первой кабине в положение РАБОТА

-перевести РУД запускаемого двигателя в положение МАЛЫЙ ГАЗ

-после высвечивания на правом МФЦИ информации ГОТОВ нажать кнопку ЗАПУСК НА ЗЕМЛЕ на правом горизонтальном пульте.

Готовность к запуску двигателя определяется по загоранию светового поля ГОТОВ, которое сигнализирует о том, что отсутствуют отказы ЭСУ-222 и самолетной системы управления и контроля, рычаг управления двигателем установлен в положение, соответствующее режиму МГ (или более высокому режиму), пожарный кран открыт, генератор и гидронасос разгружены, отборы воздуха от двигателя выключены, частота вращения ротора ВД менее (6,5±0,5) %.

Запуск двигателей происходит в автоматическом режиме.




Рисунок 3.3 Схема системы запуска двигателя
Система зажигания используется для розжига топливовоздушной смеси в камере сгорания. Система зажигания включается в трех случаях: Запуск двигателя на земле; Запуск двигателя в воздухе после срыва пламени; Продолжительная работа зажигания

Продолжительное зажигание используется в условиях, критичных с точки зрения безопасности (взлет, посадка и в сложных метеоусловиях). Самым трудным случаем является запуск двигателя в воздухе на большой высоте. Низкая температура снижает летучесть топлива, что усложняет его розжиг. Для обеспечения запуска двигателя в данной ситуации необходима мощная и надежная система зажигания.


Розжиг топливовоздушной смеси осуществляется искрами, испускаемыми свечой зажигания, установленной в стенке камеры сгорания. На свечу подается высокое напряжение с блока зажигания, установленного на двигателе. На двигателе устанавливаются две аналогичные системы зажигания. Каждая система зажигания на двигателе состоит из следующих компонентов:

-Блок зажигания с источником электропитания;

-Проводка зажигания (высоковольтный кабель);

-Свеча зажигания

Запуск двигателя в полете осуществляется при готовности систем самолета и двигателя к запуску. Готовность двигателя к запуску в полете определяется и  передается по МКИО в самолетную систему управления и контроля автоматически блоком ЭСУ при одновременном выполнении условий:

наличие признака «Двигатель не работает»

отсутствие отказов, вызывающих переход на резервную систему управления

наличие установившейся или увеличивающейся частоты вращения ротора ВД.

Запуск двигателя в полете может выполняться как с подкруткой ротора ВД от ВТС, так и без подкрутки (от авторотации).

При выводе РУД из положения СТОП, блок ЭСУ запускаемого двигателя формирует команду «Запуск в полете» и осуществляет автоматическое управление агрегатами системы запуска по циклограмме запуска в полете. В начальный момент (момент сформирования команды «Запуск в полете») включаются агрегаты зажигания и подача пускового топлива. При этом подача пускового топлива, как и при запуске на земле, осуществляется в импульсном или постоянном режиме. Выбор режима подачи пускового топлива производится блоком ЭСУ автоматически в зависимости от остаточной температуры газов за ТНД. Импульсная подача пускового топлива осуществляется при t*тнд ост ≥ (10 ±2) °С на Н ≤ 4 км и t*тнд ост ≥ 0 °С на Н > 4 км.

Через 2 с, в зависимости от частоты вращения авторотирующего ротора высокого давления, блок ЭСУ формирует признак вида запуска:

при nвд авторот < 16 % - с подкруткой от ВТС и выдает команду на включение ВТС

при nвд авторот ≥ 16 % - без подкрутки (команда на включение ВТС не выдается).

Подача рабочего топлива (на рабочие форсунки) производится через 5,5 с. Агрегаты зажигания и подача пускового топлива при запуске в полете выключаются при достижении nвд ≥ (49,6 ± 0,1) % или через (45 ± 0,1) с, если указанная частота вращения не была достигнута за это время. При запуске без подкрутки от ВТС раскрутка ротора высокого давления осуществляется набегающим потоком воздуха и ТВД.


В остальном процесс запуска в полете не отличается от запуска на земле.

Ложный запуск предназначен для внутренней консервации или расконсервации двигателей, а также для проверки герметичности трубопроводов и соединений элементов топливной системы двигателя. Выполняется ложный запуск только на земле.

Ложный запуск двигателя осуществляется только на основной системе автоматического управления. Для обеспечения ложного запуска необходимо:

перевести переключатель РАБОТА – ХОЛ. ПРОКРУТ в положение ХОЛ. ПРОКРУТ

перевести РУД в положение МАКСИМАЛ

нажать кнопку ЗАПУСК НА ЗЕМЛЕ.

После нажатия кнопки ЗАПУСК НА ЗЕМЛЕ самолетная система управления и контроля формирует и передает по МКИО в блок ЭСУ двигателя кодовую  команду на выполнение ложного запуска.

С момента поступления в блок ЭСУ этой кодовой команды управление агрегатами системы запуска происходит автоматически по циклограмме, формируемой блоком ЭСУ запускаемого двигателя. При этом:

управление работой турбостартера происходит так же, как и при запуске на земле

агрегаты зажигания не включаются

подача пускового топлива производится до (30±0,1) с, а рабочего до (34±0,1) с от момента начала циклограммы.

Продолжительность цикла ложного запуска - (45±0,1) с. В течение времени с момента прекращения подачи рабочего топлива до завершения цикла происходит продувка проточной части двигателя. Ротор ВД раскручивается только воздушным турбостартером, при этом продолжительность работы воздушного турбостартера (45±0,1) с.
3.4 Система индикации и контроля параметра двигателя

К приборам контроля работы двигателя относятся:

— термопара Т-99;

— датчик давления масла 32 (ИД-8);

— датчик давления топлива 28 (ИД-100);

— приемник температуры масла 29 (П-1);

— датчик оборотов ротора компрессора высокого давления 33

(ДТЭ-1);

— сигнализатор минимального уровня масла 26 (СУЗ-14Т).

Термопара. Сдвоенная термопара Т-99 предназначена для выдачидвух автономных сигналов в виде электродвижущей силы (ТЭДС), соответствующих температуре выходящих из двигателя газов. В качествотермоэлектродов использованы хромель (X) и алюмель (А). Хромелевый термоэлектрод является положительным, алюмелевый — отрицательным электродом термопары.