Файл: 1 Краткое описание конструкции проектируемого двигателя.docx
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 Краткое описание систем двигателя
3.1 Система топливопитания двигателя
Система топливопитания обеспечивает подачу топлива в двигатель в количестве, определяемом САУ, по положению рычага управления двигателем (РУД) и условиям полета. Система включает в себя следующие основные агрегаты:
- насос-регулятор
- топливомасляный теплообменник
Агрегаты системы осуществляют:
- автоматическое дозирование топлива во всем диапазоне режимов работы двигателя;
- выдерживание заданного режима при изменении условий полета (высоты, скорости, температуры окружающей среды).
Дренажная система обеспечивает сбор и удаление дренажных жидкостей, просачивающихся через уплотнения агрегатов топливной и масляной систем, а также из переходников гидронасоса и привода-генератора. Дренажные жидкости из агрегатов сливаются самотеком по трубопроводам в дренажный бачок, укрепленный на нижней стенке коробки приводов, и отводятся в реактивный насадок.
Рисунок 3.1 Система топливопитания.
3.2 Система смазки двигателя
Система смазки и суфлирования двигателя - автономная, циркуляционная. Система смазки обеспечивает постоянную подачу масла под давлением к трущимся поверхностям опор роторов, вращающимся деталям центрального привода и коробки приводов агрегатов. Система смазки включает в себя следующие основные агрегаты:
- маслобак
- маслоагрегат с маслофильтром;
- воздухоотделитель
- центробежный суфлер;
- ТМТ;
- датчики, сигнализаторы и клапаны, обеспечивающие работу и контроль системы смазки.
Суфлирование масляных полостей опор роторов и коробки приводов осуществляется через центробежный суфлер в полость реактивного насадка В трубопроводе сброса воздуха из суфлера установлен эжектор, обеспечивающий разрежение в масляных полостях на всех режимах работы двигателя. Запуск двигателя - автономный, автоматический. Раскрутка ротора высокого давления осуществляется воздушным турбостартером (ВТС), установленным на коробке приводов. Источником сжатого воздуха, необходимого для запуска, могут служить:
- вспомогательная силовая установка (ВСУ), расположенная на самолете;
- другой, ранее запущенный двигатель;
- наземный источник сжатого воздуха.
Риунок 3.2 Масляная система
3.3 Пусковая система
Система запуска предназначена для выполнения следующих операций:
автоматического запуска двигателя на земле и в полете
ложного запуска двигателя на земле
холодной прокрутки двигателя на земле
автоматического и ручного прекращения запуска, холодной прокрутки и ложного запуска до окончания их полного цикла.
Система запуска двигателя - автоматическая, включает в свой состав:
- систему воздушного запуска
-воздушный турбостартер (ВТС)
- систему зажигания
- топливный насос-регулятор
органы управления процессом запуска и самолетную систему управления и контроля
блок управления и контроля (ЭСУ)
датчики и сигнализаторы первичной информации о параметрах системы запуска, параметрах двигателя и воздуха на входе в двигатель.
Для запуска двигателей на земле необходимо:
-запустить ВСУ
-перевести переключатель РАБОТА – ХОЛ ПРОКРУТ на правом горизонтальном пульте в первой кабине в положение РАБОТА
-перевести РУД запускаемого двигателя в положение МАЛЫЙ ГАЗ
-после высвечивания на правом МФЦИ информации ГОТОВ нажать кнопку ЗАПУСК НА ЗЕМЛЕ на правом горизонтальном пульте.
Готовность к запуску двигателя определяется по загоранию светового поля ГОТОВ, которое сигнализирует о том, что отсутствуют отказы ЭСУ-222 и самолетной системы управления и контроля, рычаг управления двигателем установлен в положение, соответствующее режиму МГ (или более высокому режиму), пожарный кран открыт, генератор и гидронасос разгружены, отборы воздуха от двигателя выключены, частота вращения ротора ВД менее (6,5±0,5) %.
Запуск двигателей происходит в автоматическом режиме.
Рисунок 3.3 Схема системы запуска двигателя
Система зажигания используется для розжига топливовоздушной смеси в камере сгорания. Система зажигания включается в трех случаях: Запуск двигателя на земле; Запуск двигателя в воздухе после срыва пламени; Продолжительная работа зажигания
Продолжительное зажигание используется в условиях, критичных с точки зрения безопасности (взлет, посадка и в сложных метеоусловиях). Самым трудным случаем является запуск двигателя в воздухе на большой высоте. Низкая температура снижает летучесть топлива, что усложняет его розжиг. Для обеспечения запуска двигателя в данной ситуации необходима мощная и надежная система зажигания.
Розжиг топливовоздушной смеси осуществляется искрами, испускаемыми свечой зажигания, установленной в стенке камеры сгорания. На свечу подается высокое напряжение с блока зажигания, установленного на двигателе. На двигателе устанавливаются две аналогичные системы зажигания. Каждая система зажигания на двигателе состоит из следующих компонентов:
-Блок зажигания с источником электропитания;
-Проводка зажигания (высоковольтный кабель);
-Свеча зажигания
Запуск двигателя в полете осуществляется при готовности систем самолета и двигателя к запуску. Готовность двигателя к запуску в полете определяется и передается по МКИО в самолетную систему управления и контроля автоматически блоком ЭСУ при одновременном выполнении условий:
наличие признака «Двигатель не работает»
отсутствие отказов, вызывающих переход на резервную систему управления
наличие установившейся или увеличивающейся частоты вращения ротора ВД.
Запуск двигателя в полете может выполняться как с подкруткой ротора ВД от ВТС, так и без подкрутки (от авторотации).
При выводе РУД из положения СТОП, блок ЭСУ запускаемого двигателя формирует команду «Запуск в полете» и осуществляет автоматическое управление агрегатами системы запуска по циклограмме запуска в полете. В начальный момент (момент сформирования команды «Запуск в полете») включаются агрегаты зажигания и подача пускового топлива. При этом подача пускового топлива, как и при запуске на земле, осуществляется в импульсном или постоянном режиме. Выбор режима подачи пускового топлива производится блоком ЭСУ автоматически в зависимости от остаточной температуры газов за ТНД. Импульсная подача пускового топлива осуществляется при t*тнд ост ≥ (10 ±2) °С на Н ≤ 4 км и t*тнд ост ≥ 0 °С на Н > 4 км.
Через 2 с, в зависимости от частоты вращения авторотирующего ротора высокого давления, блок ЭСУ формирует признак вида запуска:
при nвд авторот < 16 % - с подкруткой от ВТС и выдает команду на включение ВТС
при nвд авторот ≥ 16 % - без подкрутки (команда на включение ВТС не выдается).
Подача рабочего топлива (на рабочие форсунки) производится через 5,5 с. Агрегаты зажигания и подача пускового топлива при запуске в полете выключаются при достижении nвд ≥ (49,6 ± 0,1) % или через (45 ± 0,1) с, если указанная частота вращения не была достигнута за это время. При запуске без подкрутки от ВТС раскрутка ротора высокого давления осуществляется набегающим потоком воздуха и ТВД.
В остальном процесс запуска в полете не отличается от запуска на земле.
Ложный запуск предназначен для внутренней консервации или расконсервации двигателей, а также для проверки герметичности трубопроводов и соединений элементов топливной системы двигателя. Выполняется ложный запуск только на земле.
Ложный запуск двигателя осуществляется только на основной системе автоматического управления. Для обеспечения ложного запуска необходимо:
перевести переключатель РАБОТА – ХОЛ. ПРОКРУТ в положение ХОЛ. ПРОКРУТ
перевести РУД в положение МАКСИМАЛ
нажать кнопку ЗАПУСК НА ЗЕМЛЕ.
После нажатия кнопки ЗАПУСК НА ЗЕМЛЕ самолетная система управления и контроля формирует и передает по МКИО в блок ЭСУ двигателя кодовую команду на выполнение ложного запуска.
С момента поступления в блок ЭСУ этой кодовой команды управление агрегатами системы запуска происходит автоматически по циклограмме, формируемой блоком ЭСУ запускаемого двигателя. При этом:
управление работой турбостартера происходит так же, как и при запуске на земле
агрегаты зажигания не включаются
подача пускового топлива производится до (30±0,1) с, а рабочего до (34±0,1) с от момента начала циклограммы.
Продолжительность цикла ложного запуска - (45±0,1) с. В течение времени с момента прекращения подачи рабочего топлива до завершения цикла происходит продувка проточной части двигателя. Ротор ВД раскручивается только воздушным турбостартером, при этом продолжительность работы воздушного турбостартера (45±0,1) с.
3.4 Система индикации и контроля параметра двигателя
К приборам контроля работы двигателя относятся:
— термопара Т-99;
— датчик давления масла 32 (ИД-8);
— датчик давления топлива 28 (ИД-100);
— приемник температуры масла 29 (П-1);
— датчик оборотов ротора компрессора высокого давления 33
(ДТЭ-1);
— сигнализатор минимального уровня масла 26 (СУЗ-14Т).
Термопара. Сдвоенная термопара Т-99 предназначена для выдачидвух автономных сигналов в виде электродвижущей силы (ТЭДС), соответствующих температуре выходящих из двигателя газов. В качествотермоэлектродов использованы хромель (X) и алюмель (А). Хромелевый термоэлектрод является положительным, алюмелевый — отрицательным электродом термопары.