Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тл _

_

Ол

л!

л2

 

*Т-

соответствующего темпера­

Выражая

aloe,

°юо,

°юо через

Ojj0,

туре газа

перед

турбиной,

получим

следующее уравнение для

njn0, исходя из равенства запасов прочности в лопатках первой ступени и в лопатках одноступенчатой турбины:

-------- + /<0 Н —

\

2лт

 

7г_________\_______ Тг* / лк* / So I

д (>т)1 sin gTl

(2-42)

4оо

(

Tl0\^0\^J

^(AT)0sinaT0

Соответственно получаем для второй ступени

По уравнениям (2.42) и (2.43) определяем д/п0 и'для задан­

ных значений тск* и Тн/*Т г* принимаем меньшую величину п/и0. Таким образом, получим возможность определить отношение напряжения в лопатках второй ступени турбины к напряжению в ло­

патках одноступенчатой турбины

 

 

 

 

 

лт+1

 

 

 

0Р2

*

/

»

\ 2л,

 

 

 

П2 So I

 

|

 

(2.44)

 

°р0

«О2 г*-к \ So I

 

 

 

 

Это отношение, как уже отмечалось, и будет характеризовать

изменение сгр, входящее в комплексный параметр.

по

определению

На фиг. 40 приведены

результаты

расчетов

сгра/про. В расчетах принято:

9=0,95 а^Т/Тг* = 1,5;

2,0; 2,5 1, к. п. д.

турбины т]т* = 0,91

и к. п. д.

компрессора т]к*=0,83

для всех значе­

ний 7ге*. Для первой ступени турбины принято:

 

 

-“-=.0,55, -^-- = 0,5

и

 

4 (Хт^1-8Ап---т-1

= -L

сад

^ад.т S

 

 

 

Я (XT)0SinaT0

 

1,5

Для ТРД с одноступенчатой турбиной степень повышения

давления к*0=4,0 для всех

ТН*1Т

 

и «/* с д = 0,55.

 

На этой же фигуре нанесена линия Птах.

 

использовании

Как следует из

фиг. 40, увеличение s* при

двухступенчатой турбины приводит к росту допустимого значе­

ния Ср.

соот­

Если рассматривать только область, где II Птах, то в

ветствии с фиг. 40 существенное увеличение ар2/ор0 может

быть

1 Значения аюо* /Д = 1>5 и 2,5 даны только для лк* =4,0, 8, 12 и 15.

109



только при относительно малых значениях 7’я/7* ’г,* которым могут

соответствовать

высокие значения температуры газа. Так,

напри­

мер, двигатели

со степенью повышения давления

—6

будут

находиться в области, где П<Пгаах (см. фиг. 39) только

в слу­

чае, когда Тн/7'*

т* <0,36. При Мя —3,0 значение

7'///7* ’г*=0,Зб

будет соответствовать температуре газа 7'* —1670°абс.,

а при

Мя=2,5

1350’ абс.

 

 

Фиг. 40. Соотношение между растягивающими

 

 

напряжениями в лопатках второй

ступени двух­

 

 

ступенчатой турбины ТРД и

в

лопатках

одно­

 

 

ступенчатой

турбины ТРД,

рассчитанного

для

 

 

 

 

*к*=4,0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- - °ioo/V=2-5;

 

 

 

 

 

 

 

 

— aioo/V=2-°;

 

 

 

 

 

 

 

 

• “ аюо/7'*г =1’5-

 

 

 

 

 

 

 

Поскольку при указанных условиях

лопатки турбины

должны

быть охлаждаемыми, то рост (тр с увеличением

может быть огра­

ничен из-за возрастания потерь, связанных с охлаждением.

 

Рассматривая

при

Tf{*[T r* =const

и

7rK* = var

соотношение

между диаметром

компрессора и турбины, следует

указать,

что

в соответствии

с уравнением

(2.31)

это

соотношение

при

11к/ар=const будет определяться только изменением

величины X,

которая с увеличением тек* будет

возрастать

за

счет с*

,

если

ио


рост Op не компенсирует увеличения с®д и число ступеней остается

неизменным.

Из примера, приведенного выше для -ttr* = 2,5 и 4,0, и фиг. 44,

рассматриваемой в следующем подразделе, вытекает, что в этом

случае полной компенсации не происходит, вследствие чего с уве­

личением тгк* отношение

уменьшается,

т. е. диаметр турбины

возрастает относительно быстрее диаметра компрессора.

 

 

Результаты

 

сравнения

размеров

компрессора

и турбин двигателей при различных

и

ТН^ТГ*

Соотношение между размерами компрессора для обоих мето­

дов сравнения (т.

е. при GK = const и

при wK2/op = const

показано

на фиг. 41, 42,

43

в широком диапазоне значений ~к*

и

*Т Н1*Т

для скоростей полета, соответствующих М/у=1,0, 2,5 и 3,0.

 

Значения диаметров при

Мя = 1,0

отнесены

к его

величине

при 1гк,*

соответствующем /?удтах

и

7’„/7"*

г* — 0,30,

и,

следова­

тельно,

для этого

числа М^ = куд0 = /?удтах.

отнесены к его

вели­

При М.н — 2,5 и 3.0 значения диаметров

чине тек*==2,0

и

отношении

Тн*/Т

соответственно

0,4

и 0,5

в связи с тем, что максимуму удельной тяги по формуле (1.66)

при

ТИ'Х'1ТГ,* равных 0.4 и 0,5,

соответствуют як<1,0*

.

В расче­

тах

принималось, что к. п. д.

компрессора, турбины

и

коэффи­

циенты давления по тракту

для всех параметров

при одном

и том же М/7, являются одинаковыми. Сравнение производилось

для двух способов,

т. е. пк2/зр = const или ';K = var

лишь в обла­

сти, где П<Ппред.*

В области же, где П^П1 ,

принималось,

что с;к = (7К max = const.

Кроме того, принималось, что в сравниваемых двигателях зна­ чения коэффициента формы лопаток Ф и углы потока на выходе из турбины ат одинаковые.

Поскольку отношение диаметров зависит от отношения коэф­

фициентов производительности, которые определялись с помощью

уравнения (2.10), то величина мк2/3Р7 (Лт)- а также коэффициент

формы Ф и угол ат, как одинаковые для сравниваемых двигате­ лей, в расчеты не вошли и, следовательно, значения /9кна кривых,

приведенных на фиг. 41, 42 и

43, не зависят от

их абсолютных

значений.

Рассмотрим

зависимость DK от

при

М/у = 1,0

(см. фиг. 41). Значения DK даны для тк* от 4 до

50 и

значений

Тн* !ТГ* от 0,3 до 0,2. При Мя = 1,0 отношения Тн*!1

невелики,

даже для

температуры

газа

в

современных двигателях и тем

более в случае увеличения Тг*.

Поэтому при достаточно высоких

1 Под предельным значением II понимается его условная величина, соот­ ветствующая таким значениям отдельных величин, входящих в комплексный

параметр, и, в частности, Сгк, которые можно считать близкими к макси­ мальным.

111


КЗ

«к* расчетные режимы ТРД _будут_ соответствовать области, где

п’>ПпРед и, следовательно, <vK = C7Kmax.

На фиг. 41 принято в качестве предельного значения 11 = 70,4,

которому согласно фиг. 28 и 29 соответствуют значения

Фиг. 42. Зависимость диаметра компрессора ТРД от1тск* при М// = 2,5; 6^=12,0; т|к*=0,83; • т]т*—0,91 и мрс=0,975.

Эта зона охватывает широкий класс двигателей и, следователь­ но, сравнение размеров ТРД для М//=1,0 должно в основном про­ изводиться по величине удельной тяги при максимальном коэффи­ циенте производительности. Область же, в которой следует учиты­ вать изменение коэффициента производительности, соответствует параметрам, не представляющим существенного интереса, как это видно и из фиг. 41. Если же принять более низкое значение Ппред путем уменьшения, например, окружной скорости компрессора, то значительная часть и этих параметров будет попадать в зону, где

ГТ Ппред-

Указанное в значительной степени будет относиться и к ско­

ростям полета, соответствующим

для которых также

1

Данные по фиг. 29 взяты при т)к*у)т* = 0,755.

 

8 К.

В. Холщевников.

113

практически наиболее важные значения Тн*/7\

и ~к* будут

находиться в зоне, где 11>11пред.

 

Иначе обстоит этот вопрос при больших сверхзвуковых скоро­

стях полета М// = 2,5 и МЛ/=3,0, для которых относительные значе­ ния диаметров компрессора показаны на фиг. 42 и 43. В этом слу­ чае при всех практически возможных параметрах значения П<^ППреД. Поэтому сравнение размеров более правильно производить с уче­

том изменения коэффициента производительности компрессора, исходя из принципов, изложенных выше.

Из фиг. 42 и 43 видно, что при всех значениях ТН1*Т Г* вели­ чина 1)к, получаемая с учетом изменения С/к, имеет в некотором диапазоне тгк* меньшие значения, чем при сравнении только по

величине удельной тяги. Чем меньше Тн*/7

(т. е.

выше темпе­

ратура газа), тем

больший

выигрыш получается

в размерах

и одновременно

расширяется

диапазон

степеней

повышения

давления, в пределах которого этот выигрыш имеет место. Кроме

114