Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
Температура газа Tt* и степень расширения в турбине тгт* мо гут быть найдены по уравнению, выражающему баланс работ турбины и компрессора. Предварительно рассмотрим баланс рас хода рабочего тела по тракту ТРД.
Количество воздуха, поступающего в камеру сгорания, меньше расхода воздуха, поступающего через входное сечение компрессо ра в связи с отводом части воздуха на охлаждение турбины, под шипников и форсажной камеры.
Таким образом
°в.к=Св — °охл=С?в^хЛ> |
(1-6> |
где = |
|
Следовательно,
СохЛ = Ов(1-§охл).
Утечка воздуха непосредственно из тракта компрессора также учитывается коэффициентом 8оХл.
Воздух для охлаждения может отбираться из промежуточной ступени компрессора, но в уравнении баланса работ расход воз духа записываем как расход, приведенный к условиям выхода из
компрессора
f-f |
__ Gqxji^-kI |
|
'-'охл.пр |
, |
» |
где G0Mnp—расход воздуха, отбираемый на охлаждение и при
веденный к условиям выхода из компрессора;
LK1—работа, затрачиваемая на ступени компрессора, после которых производится отбор воздуха;
LK — работа, затрачиваемая на компрессор.
Часть воздуха, идущего на охлаждение, попадает в проточную часть турбины, вследствие чего количество газа на выходе ив тур бины
Gr.T= Gb.k~H1Gox;i+Gt1»
где gj— коэффициент, учитывающий количество воздуха, посту пившего в проточную часть турбины из общего количе ства воздуха, отведенного для охлаждения;
Gin— расход топлива.
Количество газа на выходе из реактивного сопла
°г=°г.т + ^0ХЛ+Ст2,
где ^2—коэффициент, учитывающий количество воздуха, посту пившего в реактивное сопло из системы охлаждения, ми нуя турбину;
Gt2—количество топлива, подведенное в форсажную камеру.
Для двигателя без форсажной камеры получим
Gr= GB [Зохл + (1 -80ХЛИ^ -Н2)] + GT1.
Если £1 + £г= 1,0, то Gr=GB4-G'Ti.
9
Когда (£г+£2)<Ч,0, то имеет место утечка воздуха.
Расход топлива G-ч связан с расходом воздуха, проходящего через камеру сгорания, соотношением
z-> ___ ^в®охл |
|
|
|
|
|
UT1 — |
, |
|
|
|
|
|
aZ.Q |
|
|
|
|
Следовательно, |
|
|
|
|
|
О,=О, k„+(1 -U (5, + у+1. |
|
(1.7) |
|||
Соответственно при подаче топлива в форсажную камеру |
|||||
ог=GB [50ХЛ + (1 - 80ХЛ) |
Gt+е2)] |
I + |
’ - |
], |
(1.8) |
где cto— общий коэффициент избытка |
L |
aoLo |
J |
|
|
воздуха с учетом |
подачи |
топлива в основнуюи форсажную камеры.
Для определения расхода газа в выходном сечении за турби ной получим
Сг.,= О. к„+е, (1-8.Ы+М. |
(1.8а) |
|
L |
“ьо |
|
Приведенный баланс расхода имеет принципиальное значение, но в настоящее время неизвестны достоверные значения 80хл и ко
эффициентов £i и ^2, которые к тому же сильно зависят от инди видуальных особенностей конструкции.
В формулах (1.7), (1.8) и (1.8а) величины, заключенные в квадратные скобки, соответственно обозначим v, Vi и vT. Тогда
Сг—(7Bv—для двигателя без форсажной камеры; Gr— GB^—для двигателя с форсажной камерой.
Аналогично расход газа на выходе из турбины можно записать в виде:
<Л.т ^bVt"
Мощность газовой турбины расходуется ца вращение компрес сора, а также на привод агрегатов и на треииё в подшипниках турбины и компрессора:
M-.r + AZT.B = AfK + AfT.a,
где А/т г — мощность (внутренняя) газовой турбины, получаемая от горячих газов;
AZTB —мощность газовой турбины, получаемая от охлаждаю щего воздуха, проходящего через турбину;
^ — мощность, затрачиваемая на компрессор;
А/та —мощность, затрачиваемая на привод агрегатов и на
механические потери.
Отнесем мощность, получаемую от охлаждающего воздуха, к мощности NTa и обозначим
10
Выразим NTA. и Мг через расход газа и внутреннюю работу.
При этом расход газа через турбину при £1 = 0 выразится с помощью уравнения (1- 8а), но при £1 = 0, так как Л/Т.г относится только к го рячим газам:
(1 +-7-)3охлСвДЛп = С;вАк
или
(1.9)
Отсюда
или
Примем обозначения
Величина а зависит от и а и, следовательно', от температуры газа и воздуха на входе в камеру сгорания и степени расширения в турбине. Кроме того, в эту величину входят малоизученные по тери на охлаждение и на привод дополнительных агрегатов. На
конец, показатель k для воздуха также в принципе должен при ниматься различным в зависимости от температуры воздуха и
степени повышения давления. Все перечисленные величины могут изменяться в зависимости от условий полета и режимов работы двигателя.
В расчетах учитывают обычно только изменение а, а остальные величины принимают постоянными. Средние значения коэффици
ента а, |
принимаемые в расчетах, равны 0,8754-0,885. |
Величи |
на /(irE)* |
пропорциональна работе, затрачиваемой на |
вращение |
компрессора, и должна определяться с учетом переменной тепло
емкости воздуха.
В настоящей работе изменение теплоемкости в процессе сжа тия и расширения в основном не учитывается и только в конце гл. I дается сопоставление удельных расходов топлива и удельных тяг, полученных с учетом и без учета изменения переменной теп-
11
лоемкости воздуха. После подстановки принятых обозначений
получим
Т * |
7* |
* |
|
(1.12) |
Ууу* |
= |
----- al (к *). |
||
Ууу* |
' к ' |
|
Степень расширения в турбине выразится с помощью уравне
ния (1. 12) следующим образом:
V----------------5-------- —■ |
(113) |
г |
|
Лтн1*М\ кг~1
\ |
1 — а------------- |
|
Тг* |
) |
В связи с этим уравнение (1.5) |
можно написать в виде |
|
|||
|
|
|
|
*г |
|
пс= |
, |
T^l^) |
|
(1.14) |
|
X ““ W- |
т * |
т * |
|
||
|
|
л Г |
\Т |
|
|
Для удобства теоретических |
исследований уравнения |
(1.3) |
|||
для тяги двигателя обозначим |
|
|
|
|
|
Ш*) = |
— —7?г/1 |
1 |
(1-15) |
||
|
g г*-1 |
|
|
|
|
Кроме того, принимая показатель k для воздуха постоянным |
|||||
скорость полета заменим выражением |
|
|
|
||
|
у=1,87-кяУг7, |
|
|
||
где |
|
|
|
|
|
|
^н~~ |
■ |
|
|
|
|
«кр |
|
|
|
|
Тогда уравнение (1.3) примет вид |
|
|
|
||
|
-^-7? (О- 1,87k |
(1.16) |
|||
где |
Gr |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
v= - |
- . |
|
|
|
|
GB |
|
|
|
|
Удельная тяга представляет собой тягу, получаемую от одного |
|||||
килограмма воздуха, поступающего в |
компрессор, поэтому |
• |
R=GBRya.
Следовательно,
(О-1,87k (1.17)
12
Выражения (1. 16) и (1. 17) пригодны как при полном расши рении, так и при применении суживающегося сопла при 7гс^7гСЕр,
если для каждого случая брать соответствующую величину(irc).
Для доказательства этого воспользуемся выражением для силы тяги, предложенным В. И. Бабариным,
где
1__
Как известно, уравнение |
(1.18) получается ив условия, что |
выходной импульс связан с %с, Рс и F„ соотношением |
|
— c+PcF.=fMP^Fc. |
|
g |
|
С помощью уравнения (1. |
18) удельную тягу можно опреде |
лить по формуле |
|
'УВ |
ь |
Расход воздуха определяется из полученного выше соотноше
ния GB= Gr/v.
С другой стороны, расход газа можно записать в виде
/7? ’
где
Подставим в приведенное выше уравнение для /?уд |
(при kr= |
= 1,33 и 7?г=29,5, S = 0,388) полученное выражение для |
GB, будем |
иметь |
|
ДV VTQ* [f (>с) 7tc— 1]V
уд 0,388 *с?()^с g
Сопоставляя это уравнение с уравнением (1.17), получим1
R |
= |
(1.19) |
V |
с' |
?с0,388? (Хс) Лс |
Уравнение (1. 19) пригодно |
как при полном расширении, так |
и при суживающемся сопле для критического или более высокого перепада.
* При этом приближенно не учитывается, что при расширяющемся сопле зна чение *с по уравнению (1. 17) будет несколько больше, чем по уравнению (1. 18), поскольку в последнем случае в величину я с включаются потери и в расширяю щейся части.
13