Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Температура газа Tt* и степень расширения в турбине тгт* мо­ гут быть найдены по уравнению, выражающему баланс работ турбины и компрессора. Предварительно рассмотрим баланс рас­ хода рабочего тела по тракту ТРД.

Количество воздуха, поступающего в камеру сгорания, меньше расхода воздуха, поступающего через входное сечение компрессо­ ра в связи с отводом части воздуха на охлаждение турбины, под­ шипников и форсажной камеры.

Таким образом

°в.к=Св — °охл=С?в^хЛ>

(1-6>

где =

 

Следовательно,

СохЛ = Ов(1-§охл).

Утечка воздуха непосредственно из тракта компрессора также учитывается коэффициентом 8оХл.

Воздух для охлаждения может отбираться из промежуточной ступени компрессора, но в уравнении баланса работ расход воз­ духа записываем как расход, приведенный к условиям выхода из

компрессора

f-f

__ Gqxji^-kI

 

'-'охл.пр

,

»

где G0Mnp—расход воздуха, отбираемый на охлаждение и при­

веденный к условиям выхода из компрессора;

LK1—работа, затрачиваемая на ступени компрессора, после которых производится отбор воздуха;

LK — работа, затрачиваемая на компрессор.

Часть воздуха, идущего на охлаждение, попадает в проточную часть турбины, вследствие чего количество газа на выходе ив тур­ бины

Gr.T= Gb.k~H1Gox;i+Gt

где gj— коэффициент, учитывающий количество воздуха, посту­ пившего в проточную часть турбины из общего количе­ ства воздуха, отведенного для охлаждения;

Gin— расход топлива.

Количество газа на выходе из реактивного сопла

°г=°г.т + ^0ХЛ+Ст2,

где ^2—коэффициент, учитывающий количество воздуха, посту­ пившего в реактивное сопло из системы охлаждения, ми­ нуя турбину;

Gt2—количество топлива, подведенное в форсажную камеру.

Для двигателя без форсажной камеры получим

Gr= GB [Зохл + (1 -80ХЛИ^ -Н2)] + GT1.

Если £1 + £г= 1,0, то Gr=GB4-G'Ti.

9



Когда (£г+£2)<Ч,0, то имеет место утечка воздуха.

Расход топлива G-ч связан с расходом воздуха, проходящего через камеру сгорания, соотношением

z-> ___ ^в®охл

 

 

 

 

UT1 —

,

 

 

 

 

 

aZ.Q

 

 

 

 

Следовательно,

 

 

 

 

 

О,=О, k„+(1 -U (5, + у+1.

 

(1.7)

Соответственно при подаче топлива в форсажную камеру

ог=GB [50ХЛ + (1 - 80ХЛ)

Gt+е2)]

I +

’ -

],

(1.8)

где cto— общий коэффициент избытка

L

aoLo

J

 

воздуха с учетом

подачи

топлива в основнуюи форсажную камеры.

Для определения расхода газа в выходном сечении за турби­ ной получим

Сг.,= О. к„+е, (1-8.Ы+М.

(1.8а)

L

“ьо

 

Приведенный баланс расхода имеет принципиальное значение, но в настоящее время неизвестны достоверные значения 80хл и ко­

эффициентов £i и ^2, которые к тому же сильно зависят от инди­ видуальных особенностей конструкции.

В формулах (1.7), (1.8) и (1.8а) величины, заключенные в квадратные скобки, соответственно обозначим v, Vi и vT. Тогда

Сг—(7Bv—для двигателя без форсажной камеры; Gr— GB^—для двигателя с форсажной камерой.

Аналогично расход газа на выходе из турбины можно записать в виде:

<Л.т ^bVt"

Мощность газовой турбины расходуется ца вращение компрес­ сора, а также на привод агрегатов и на треииё в подшипниках турбины и компрессора:

M-.r + AZT.B = AfK + AfT.a,

где А/т г — мощность (внутренняя) газовой турбины, получаемая от горячих газов;

AZTB —мощность газовой турбины, получаемая от охлаждаю­ щего воздуха, проходящего через турбину;

^ — мощность, затрачиваемая на компрессор;

А/та —мощность, затрачиваемая на привод агрегатов и на

механические потери.

Отнесем мощность, получаемую от охлаждающего воздуха, к мощности NTa и обозначим

10


Выразим NTA. и Мг через расход газа и внутреннюю работу.

При этом расход газа через турбину при £1 = 0 выразится с помощью уравнения (1- 8а), но при £1 = 0, так как Л/Т.г относится только к го­ рячим газам:

(1 +-7-)3охлСвДЛп = С;вАк

или

(1.9)

Отсюда

или

Примем обозначения

Величина а зависит от и а и, следовательно', от температуры газа и воздуха на входе в камеру сгорания и степени расширения в турбине. Кроме того, в эту величину входят малоизученные по­ тери на охлаждение и на привод дополнительных агрегатов. На­

конец, показатель k для воздуха также в принципе должен при­ ниматься различным в зависимости от температуры воздуха и

степени повышения давления. Все перечисленные величины могут изменяться в зависимости от условий полета и режимов работы двигателя.

В расчетах учитывают обычно только изменение а, а остальные величины принимают постоянными. Средние значения коэффици­

ента а,

принимаемые в расчетах, равны 0,8754-0,885.

Величи­

на /(irE)*

пропорциональна работе, затрачиваемой на

вращение

компрессора, и должна определяться с учетом переменной тепло­

емкости воздуха.

В настоящей работе изменение теплоемкости в процессе сжа­ тия и расширения в основном не учитывается и только в конце гл. I дается сопоставление удельных расходов топлива и удельных тяг, полученных с учетом и без учета изменения переменной теп-

11

лоемкости воздуха. После подстановки принятых обозначений

получим

Т *

7*

*

 

(1.12)

Ууу*

=

----- al (к *).

Ууу*

' к '

 

Степень расширения в турбине выразится с помощью уравне­

ния (1. 12) следующим образом:

V----------------5-------- —■

(113)

г

 

Лтн1*М\ кг~1

\

1 — а-------------

Тг*

)

В связи с этим уравнение (1.5)

можно написать в виде

 

 

 

 

 

 

пс=

,

T^l^)

 

(1.14)

X ““ W-

т *

т *

 

 

 

л Г

 

 

Для удобства теоретических

исследований уравнения

(1.3)

для тяги двигателя обозначим

 

 

 

 

Ш*) =

— —7?г/1

1

(1-15)

 

g г*-1

 

 

 

Кроме того, принимая показатель k для воздуха постоянным

скорость полета заменим выражением

 

 

 

 

у=1,87-кяУг7,

 

 

где

 

 

 

 

 

 

^н~~

 

 

 

 

«кр

 

 

 

Тогда уравнение (1.3) примет вид

 

 

 

 

-^-7? (О- 1,87k

(1.16)

где

Gr

 

 

 

 

 

 

 

 

v= -

- .

 

 

 

 

GB

 

 

 

Удельная тяга представляет собой тягу, получаемую от одного

килограмма воздуха, поступающего в

компрессор, поэтому

R=GBRya.

Следовательно,

(О-1,87k (1.17)

12


Выражения (1. 16) и (1. 17) пригодны как при полном расши­ рении, так и при применении суживающегося сопла при 7гс^7гСЕр,

если для каждого случая брать соответствующую величину(irc).

Для доказательства этого воспользуемся выражением для силы тяги, предложенным В. И. Бабариным,

где

1__

Как известно, уравнение

(1.18) получается ив условия, что

выходной импульс связан с %с, Рс и F„ соотношением

— c+PcF.=fMP^Fc.

g

 

С помощью уравнения (1.

18) удельную тягу можно опреде­

лить по формуле

 

'УВ

ь

Расход воздуха определяется из полученного выше соотноше­

ния GB= Gr/v.

С другой стороны, расход газа можно записать в виде

/7? ’

где

Подставим в приведенное выше уравнение для /?уд

(при kr=

= 1,33 и 7?г=29,5, S = 0,388) полученное выражение для

GB, будем

иметь

 

ДV VTQ* [f (>с) 7tc— 1]V

уд 0,388 *с?()^с g

Сопоставляя это уравнение с уравнением (1.17), получим1

R

=

(1.19)

V

с'

?с0,388? (Хс) Лс

Уравнение (1. 19) пригодно

как при полном расширении, так

и при суживающемся сопле для критического или более высокого перепада.

* При этом приближенно не учитывается, что при расширяющемся сопле зна­ чение *с по уравнению (1. 17) будет несколько больше, чем по уравнению (1. 18), поскольку в последнем случае в величину я с включаются потери и в расширяю­ щейся части.

13