Файл: Хейфец А.Е. Опыт работы установок масляного блока на сернистом сырье.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ходы целевых продуктов до величин, близких к их потенциальному содержанию в исходном сырье, и значительно повысить качество получаемых продуктов — цвет, термоокислительную стабиль ность, антикоррозийные свойства и т. д.
Этот процесс дает возможность в каждом конкретном случае извлекать из сырья необходимое количество смолистых и серни стых соединений, полициклических ароматических углеводородов и др., в результате чего получаются светлые, глубоко обессмоленные, частично деароматизированные и обессеренные про дукты заданного химического состава.
Кроме полуфабрикатов, получаемых при селективной очистке масел, в процессе адсорбционной очистки получается еще один целевой продукт — высокоароматизированный рафинат, который может найти применение как компонент цилиндровых масел, а также в резиновой промышленности в качестве наполнителей каучуков и мягчителей-пластификаторов резины.
Включение этого процесса в схему производства масел позво лит, благодаря, глубокому обессмоливанию, резко увеличить скорость фильтрации и отбор целевых продуктов на установках депарафинизации, получать гачи и петролатумы высокого ка чества, облегчая тем самым операции по их дальнейшей обработке. И, наконец, появляется возможность исключить из схемы про изводства смазочных масел ее конечное звено — контактную очистку отбеливающими землями (или гидродоочистку).
Предварительные технико-экономические расчеты, прове денные авторами процесса, показывают, что применение этой схемы очистки смазочных масел позволит увеличить выход оста точных и дистиллятных компонентов соответственно на 5,4 и 13,3% при снижении себестоимости на 10—20% и капитальных затрат на сооружение маслоблока примерно на 1,5%.
Несмотря на недостатки, выявившиеся в процессе пуска и про мышленного освоения установок масляного блока, производство смазочных масел из сернистых нефтей полностью освоено. В про цессе эксплуатации на различных заводах подготовлено огромное количество высококвалифицированных рабочих и инженерно-тех нических работников и накоплен богатейший опыт, необходимый для дальнейшего совершенствования действующих и проектиро вания новых технологических процессов и установок.
II. АТМОСФЕРНО-ВАКУУМНАЯ ПЕРЕГОНКА НЕФТИ (АВТ)
Качество дистиллятов, получаемых в результате атмосферно вакуумной перегонки нефти, имеет исключительно важное значе ние для последующих процессов переработки нефти. Особенно это относится к производству смазочных масел.
За последнее десятилетие на восточных заводах по типовым проектам Гипронефтезавода и Гипроазнефти построено большое
9
количество атмосферно-вакуумных установок различной мощ ности (от 600 тыс. до 2000 тыс. тонн в год), рассчитанных на пе реработку сернистых нефтей. На действующих заводах произво дительность установок АВТ всех типов значительно превышает проектную.
Для переработки сернистых нефтей с целью получения смазоч ных масел находятся в эксплуатации установки проектной про изводительностью 600 тыс. тонн в год (АВТ-масляные, или АВТМ) и 1000 тыс. тонн в год (укрупненные АВТ). В настоящее время на нефтеперерабатывающих заводах строятся комбинированные установки ЭЛОУ и АВТ мощностью 2000 тыс. тонн в год.
По проекту на установках АВТ должны получаться следующие продукты.
На атмосферной части: компонент автобензина, керосиновая фракция, дизельное топливо.
Из вакуумной колонны: вакуумный газойль — I фракция вакуумной колонны, фракция— 300—400° С (или 300—350° С),
фракция 400—450° С (или 350—420° С), фракция 450—500° С (или 420—500° С), гудрон (остаток, выкипающий выше 500° С).
На рис. 1 приведена принципиальная технологическая схема укрупненной установки АВТ.
Одним из наиболее важных факторов, предопределяющих эффективность всего технологического процесса производства смазочных масел (деасфальтизация, селективная очистка, депа рафинизация), является фракционный состав масляных дистил лятов и гудрона, вырабатываемых на установках АВТ. Опыт пуска и длительной промышленной эксплуатации установок АВТ показал, что в их работе имеется целый ряд серьезных недостат ков, не позволяющих до настоящего времени достигнуть проект ных показателей по отбору и фракционному составу масляных дистиллятов и гудрона.
Широкий фракционный состав масляных дистиллятов и гудрона значительно ухудшает технологические показатели установок по производству смазочных масел. Наличие в масляных дистил лятах фракций, выкипающих до 350° С, приводит к ухудшению эффекта очистки масел фенолом, так как при регенерации фенола из экстрактного и рафинатного растворов происходит загрязнение последнего так называемым «легким маслом» и его избирательные свойства снижаются. В циркулирующем феноле накапливается значительное количество «легкого масла», которое отделить от фенола не удается. Содержание в масляном дистилляте тяжелых фракций, выкипающих выше 500° С, также отрицательно сказы вается на последующих процессах очистки масел. При очистке такого дистиллята фенолом затрудняется извлечение из него смо листых веществ и полициклических ароматических углеводородов, повышается коксуемость получаемого рафината и ухудшается его цвет.
10
Барометричес кий колодец
Рис. 1. Принципиальная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
технологическая |
схема |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
укрупненной |
установки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
АВТ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IC-1 |
— предварительный |
ис |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
паритель; К-2 |
— атмосфер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ная |
колонна; |
К-3 |
— отпар- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
щш |
колонна; |
К-5 — ваку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
умная колонна; А-10 — ба |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
рометрический |
конденсатор;// |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
А-9—паровой эжектор; Е-1,"~ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Е-2— емкости бензина; Х-1, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Х-2 |
— холодильники |
бен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
зина; Т-1, |
2, |
з, |
4, S, |
в, 7, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 — теплообменники; |
Х-8, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
9, 10, 12, 13, 14, 16, 18 — хо |
н-п Н-5 |
Н-!2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
лодильники; |
11-1 — атмо |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
сферная печь; П-2 — вакуум |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ная печь; |
Н-1, |
2, |
3,4, |
5, 9, |
|
|
— нефть; |
I I — кальцинированная сода; |
I I I |
— пар; |
IV |
— бензин на |
стабилизацию |
||
1 0,11,12,13,14, 15, 1в, 17, 20 — насосы; I |
|||||||||||||||
и вторичную перегонку; У — фракция |
160—230° С на |
защелачивание; V I — фракция |
230—300 |
С; |
V II — фракция |
300—350 С; |
|||||||||
V I I I — I |
фракция вакуумной колонны; I X |
— I I |
фракция вакуумной колонны; X — I I I |
фракция вакуумной колонны; X I — IV |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
фракция |
вакуумной колонны; X I I — гудрон. |
|
|
|
|
В дальнейшем, при депарафинизации такого рафината возни кают большие трудности, поскольку в тяжелых масляных фрак циях содержатся церезины, забивающие при фильтрации поры фильтровальной ткани барабанных вакуум-фильтров. Это вызывает частую промывку вакуум-фильтров, а также снижение произво дительности установок и отбора депарафинированного масла.
Наличие в гудроне значительного количества масляных фракций, выкипающих ниже 500° С, снижает его вязкость, тре бует подбора специального режима на установках деасфальтиза ции и в ряде случаев приводит к потерям ценных высоковязких компонентов масел, которые в результате неполного извлечения остаются в асфальте.
Анализируя работу установок АВТ с точки зрения получения качественного сырья для производства смазочных масел, следует подробно остановиться на причинах, ухудшающих технологиче ские показатели процесса.
В первую очередь следует отметить недостаточную погоно разделительную способность атмосферной части установок.
Данные промышленного обследования действующих устано вок АВТ Ново-Уфимского и Ново-Куйбышевского НПЗ, прове денного БашНИИ НП в 1957—1959 гг., показали, что в резуль тате нечеткой работы атмосферной части в мазуте остается 3,5— 4,0% на нефть дизельных фракций, причем их налегание по тем пературам разгонки составляет 70—80° С [3, 4, 5]. В некоторой степени это объясняется необходимостью получения из атмосфер ной колонны дизельного топлива с содержанием серы не выше 1 %, а при переработке сернистых нефтей это достигается снижением температуры конца кипения дизельного топлива, т. е. за счет об легчения фракционного состава мазута. Строительство установок для гидродоочистки сернистых дизельных топлив позволит решить проблему утяжеления мазута за счет получения в атмосферной
колонне дизельного топлива |
различных марок, в соответствии |
|
с ГОСТ 305-58, независимо от содержания серы. |
||
На действующих установках фракционный состав мазута мо |
||
жет быть улучшен за счет |
дополнительного |
вывода из атмо |
сферной колонны тяжелого газойля, который |
целесообразно ис |
|
пользовать в качестве компонента для сырья |
установок катали |
тического или термического крекингов. Это мероприятие имеет особенно важное значение для тех установок, которые выпускают облегченные марки дизельных топлив (зимнее и специализирован ное). В настоящее время тяжелый газойль не отбирается. » Кроме того, недостаточный отбор светлых нефтепродуктов, в особенности дизельного топлива, и облегчение фракционного
состава мазута обусловлены низкой температурой в низу атмо сферной колонны, которая в среднем составляет 330—340° С (для улучшения погоноразделительной способности колонн ее следо вало бы поднять на 30—40° С). Нечеткое погоноразделение в ат
12