Файл: Хейфец А.Е. Опыт работы установок масляного блока на сернистом сырье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ходы целевых продуктов до величин, близких к их потенциальному содержанию в исходном сырье, и значительно повысить качество получаемых продуктов — цвет, термоокислительную стабиль­ ность, антикоррозийные свойства и т. д.

Этот процесс дает возможность в каждом конкретном случае извлекать из сырья необходимое количество смолистых и серни­ стых соединений, полициклических ароматических углеводородов и др., в результате чего получаются светлые, глубоко обессмоленные, частично деароматизированные и обессеренные про­ дукты заданного химического состава.

Кроме полуфабрикатов, получаемых при селективной очистке масел, в процессе адсорбционной очистки получается еще один целевой продукт — высокоароматизированный рафинат, который может найти применение как компонент цилиндровых масел, а также в резиновой промышленности в качестве наполнителей каучуков и мягчителей-пластификаторов резины.

Включение этого процесса в схему производства масел позво­ лит, благодаря, глубокому обессмоливанию, резко увеличить скорость фильтрации и отбор целевых продуктов на установках депарафинизации, получать гачи и петролатумы высокого ка­ чества, облегчая тем самым операции по их дальнейшей обработке. И, наконец, появляется возможность исключить из схемы про­ изводства смазочных масел ее конечное звено — контактную очистку отбеливающими землями (или гидродоочистку).

Предварительные технико-экономические расчеты, прове­ денные авторами процесса, показывают, что применение этой схемы очистки смазочных масел позволит увеличить выход оста­ точных и дистиллятных компонентов соответственно на 5,4 и 13,3% при снижении себестоимости на 10—20% и капитальных затрат на сооружение маслоблока примерно на 1,5%.

Несмотря на недостатки, выявившиеся в процессе пуска и про­ мышленного освоения установок масляного блока, производство смазочных масел из сернистых нефтей полностью освоено. В про­ цессе эксплуатации на различных заводах подготовлено огромное количество высококвалифицированных рабочих и инженерно-тех­ нических работников и накоплен богатейший опыт, необходимый для дальнейшего совершенствования действующих и проектиро­ вания новых технологических процессов и установок.

II. АТМОСФЕРНО-ВАКУУМНАЯ ПЕРЕГОНКА НЕФТИ (АВТ)

Качество дистиллятов, получаемых в результате атмосферно­ вакуумной перегонки нефти, имеет исключительно важное значе­ ние для последующих процессов переработки нефти. Особенно это относится к производству смазочных масел.

За последнее десятилетие на восточных заводах по типовым проектам Гипронефтезавода и Гипроазнефти построено большое

9



количество атмосферно-вакуумных установок различной мощ­ ности (от 600 тыс. до 2000 тыс. тонн в год), рассчитанных на пе­ реработку сернистых нефтей. На действующих заводах произво­ дительность установок АВТ всех типов значительно превышает проектную.

Для переработки сернистых нефтей с целью получения смазоч­ ных масел находятся в эксплуатации установки проектной про­ изводительностью 600 тыс. тонн в год (АВТ-масляные, или АВТМ) и 1000 тыс. тонн в год (укрупненные АВТ). В настоящее время на нефтеперерабатывающих заводах строятся комбинированные установки ЭЛОУ и АВТ мощностью 2000 тыс. тонн в год.

По проекту на установках АВТ должны получаться следующие продукты.

На атмосферной части: компонент автобензина, керосиновая фракция, дизельное топливо.

Из вакуумной колонны: вакуумный газойль — I фракция вакуумной колонны, фракция— 300—400° С (или 300—350° С),

фракция 400—450° С (или 350—420° С), фракция 450—500° С (или 420—500° С), гудрон (остаток, выкипающий выше 500° С).

На рис. 1 приведена принципиальная технологическая схема укрупненной установки АВТ.

Одним из наиболее важных факторов, предопределяющих эффективность всего технологического процесса производства смазочных масел (деасфальтизация, селективная очистка, депа­ рафинизация), является фракционный состав масляных дистил­ лятов и гудрона, вырабатываемых на установках АВТ. Опыт пуска и длительной промышленной эксплуатации установок АВТ показал, что в их работе имеется целый ряд серьезных недостат­ ков, не позволяющих до настоящего времени достигнуть проект­ ных показателей по отбору и фракционному составу масляных дистиллятов и гудрона.

Широкий фракционный состав масляных дистиллятов и гудрона значительно ухудшает технологические показатели установок по производству смазочных масел. Наличие в масляных дистил­ лятах фракций, выкипающих до 350° С, приводит к ухудшению эффекта очистки масел фенолом, так как при регенерации фенола из экстрактного и рафинатного растворов происходит загрязнение последнего так называемым «легким маслом» и его избирательные свойства снижаются. В циркулирующем феноле накапливается значительное количество «легкого масла», которое отделить от фенола не удается. Содержание в масляном дистилляте тяжелых фракций, выкипающих выше 500° С, также отрицательно сказы­ вается на последующих процессах очистки масел. При очистке такого дистиллята фенолом затрудняется извлечение из него смо­ листых веществ и полициклических ароматических углеводородов, повышается коксуемость получаемого рафината и ухудшается его цвет.

10


Барометричес кий колодец

Рис. 1. Принципиальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

технологическая

схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

укрупненной

установки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АВТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IC-1

— предварительный

ис­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

паритель; К-2

— атмосфер­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ная

колонна;

К-3

— отпар-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щш

колонна;

К-5 — ваку­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умная колонна; А-10 — ба­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рометрический

конденсатор;//

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А-9—паровой эжектор; Е-1,"~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е-2— емкости бензина; Х-1,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х-2

— холодильники

бен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зина; Т-1,

2,

з,

4, S,

в, 7,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 — теплообменники;

Х-8,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9, 10, 12, 13, 14, 16, 18 — хо­

н-п Н-5

Н-!2

 

 

 

 

 

 

 

 

лодильники;

11-1 — атмо­

 

 

 

 

 

 

 

 

сферная печь; П-2вакуум­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ная печь;

Н-1,

2,

3,4,

5, 9,

 

 

— нефть;

I I — кальцинированная сода;

I I I

— пар;

IV

— бензин на

стабилизацию

1 0,11,12,13,14, 15, 1в, 17, 20 — насосы; I

и вторичную перегонку; У — фракция

160—230° С на

защелачивание; V I — фракция

230—300

С;

V II — фракция

300—350 С;

V I I I I

фракция вакуумной колонны; I X

I I

фракция вакуумной колонны; X I I I

фракция вакуумной колонны; X I IV

 

 

 

 

 

 

 

фракция

вакуумной колонны; X I I — гудрон.

 

 

 

 


В дальнейшем, при депарафинизации такого рафината возни­ кают большие трудности, поскольку в тяжелых масляных фрак­ циях содержатся церезины, забивающие при фильтрации поры фильтровальной ткани барабанных вакуум-фильтров. Это вызывает частую промывку вакуум-фильтров, а также снижение произво­ дительности установок и отбора депарафинированного масла.

Наличие в гудроне значительного количества масляных фракций, выкипающих ниже 500° С, снижает его вязкость, тре­ бует подбора специального режима на установках деасфальтиза­ ции и в ряде случаев приводит к потерям ценных высоковязких компонентов масел, которые в результате неполного извлечения остаются в асфальте.

Анализируя работу установок АВТ с точки зрения получения качественного сырья для производства смазочных масел, следует подробно остановиться на причинах, ухудшающих технологиче­ ские показатели процесса.

В первую очередь следует отметить недостаточную погоно­ разделительную способность атмосферной части установок.

Данные промышленного обследования действующих устано­ вок АВТ Ново-Уфимского и Ново-Куйбышевского НПЗ, прове­ денного БашНИИ НП в 1957—1959 гг., показали, что в резуль­ тате нечеткой работы атмосферной части в мазуте остается 3,5— 4,0% на нефть дизельных фракций, причем их налегание по тем­ пературам разгонки составляет 70—80° С [3, 4, 5]. В некоторой степени это объясняется необходимостью получения из атмосфер­ ной колонны дизельного топлива с содержанием серы не выше 1 %, а при переработке сернистых нефтей это достигается снижением температуры конца кипения дизельного топлива, т. е. за счет об­ легчения фракционного состава мазута. Строительство установок для гидродоочистки сернистых дизельных топлив позволит решить проблему утяжеления мазута за счет получения в атмосферной

колонне дизельного топлива

различных марок, в соответствии

с ГОСТ 305-58, независимо от содержания серы.

На действующих установках фракционный состав мазута мо­

жет быть улучшен за счет

дополнительного

вывода из атмо­

сферной колонны тяжелого газойля, который

целесообразно ис­

пользовать в качестве компонента для сырья

установок катали­

тического или термического крекингов. Это мероприятие имеет особенно важное значение для тех установок, которые выпускают облегченные марки дизельных топлив (зимнее и специализирован­ ное). В настоящее время тяжелый газойль не отбирается. » Кроме того, недостаточный отбор светлых нефтепродуктов, в особенности дизельного топлива, и облегчение фракционного

состава мазута обусловлены низкой температурой в низу атмо­ сферной колонны, которая в среднем составляет 330—340° С (для улучшения погоноразделительной способности колонн ее следо­ вало бы поднять на 30—40° С). Нечеткое погоноразделение в ат­

12