Файл: Хейфец А.Е. Опыт работы установок масляного блока на сернистом сырье.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
2. Горизонтальные вакуумприемники на одной из АВТМ за менены вертикальными, внутри которых смонтированы по 4 же лобчатые тарелки и подведен перегретый пар, что позволяет по высить температуру вспышки и улучшить качество масляных дистиллятов.
3. Увеличена поверхность холодильников верхнего циркуля ционного орошения и насос типа 5НГК-5 X1 заменен более мощным типа 6НГ-7 X 2 с электродвигателем мощностью 90 кет,, что по зволило снизить температуру верха вакуумной колонны со 180° С
до 140-160° С [10, 27].
4. Колодец барометрического конденсатора заменен специаль ной ловушкой (металлический ящик), монтируемой вблизи ва куумной колонны. Из ловушки нефтепродукт, представляющий собой компонент дизельного топлива с повышенным содержанием серы (1,6 ч- 1,7%), специальным насосом, устанавливаемым под вакуумной колонной, откачивается в мерники дизельного топлива или вакуумного газойля [3, 10]. Вода из ловушки выводится в систему оборотной воды.
Необходимость расширения ассортимента смазочных масел и выпуска в широких масштабах легких низкозастывающих глубоко очищенных масел, таких как МС-6, МС-8, трансформатор ное и другие, предъявляет к работе вакуумной части установки АВТ весьма серьезные требования.
Достижение четкого фракционного состава и проектного вы хода масляных дистиллятов является одной из наиболее важных проблем технологии производства смазочных масел из сернистых нефтей.
Результаты промышленной эксплуатации и обследований уста новок АВТ, проведенных в последние годы БашНИИ НП, ВНИИ НИ и КуйбышевНИИ, позволяют сделать выводы о том, что без серьезной реконструкции вакуумной части установок получение масляных дистиллятов необходимого фракционного состава прак тически не представляется возможным.
III. ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИЯ ГУДРОНА В РАСТВОРЕ ЖИДКОГО ПРОПАНА
Сущность процесса и технологическая схема установки. Уста новка деасфальтизации служит для очистки масляного гудрона, вырабатываемого на вакуумных колоннах АВТ, от асфальто-смо листых веществ с целью получения высоковязких компонентов смазочных масел. Процесс основан на различной растворяющей способности жидкого пропана по отношению к масляной части гудрона и асфальто-смолистым веществам. Контактирование мас ляного гудрона и жидкого пропана с выделением асфальто-смоли стых веществ осуществляется в экстракционной колонне, при этом масляные углеводороды и частично смолы переходят в раствор про пана, а асфальто-смолистые вещества осаждаются. В экстракцион
18
ной колонне образуются два потока: восходящий поток раствора масляных углеводородов в пропане и нисходящий поток асфальто смолистых веществ.
Температура в верхней части экстракционной колонны выше, чем в нижней. Разница между температурами (температурный градиент экстракции) практически составляет 12—20° С.
Давление в экстракционной колонне поддерживается в зави симости от температуры процесса и должно превышать упругость насыщенных паров пропана при температуре экстракции на
2—2,5 ати.
Основными факторами, влияющими на процесс деасфальтиза ции, являются температурный градиент экстракции, качество рас творителя — жидкого пропана— и его соотношение с- сырьем.
Обычно процесс деасфальтизации производится при темпера
туре 60—85° С, давлении 36—42 ати |
и отношении пропана |
|
к сырью от |
5 :1 до 8 : 1 . |
снижает растворимость |
Повышение |
температуры пропана |
в нем смол и высокомолекулярных углеводородов, при этом улуч шается качество целевого продукта — деасфальтизата, но сни жается его выход. Увеличение кратности пропана к сырью при водит к увеличению выхода деасфальтизата за счет дополнитель ного извлечения высокомолекулярных масляных углеводородов и смол, но качество его при этом снижается.
Эффективность процесса деасфальтизации в значительной сте пени определяется и качеством применяемого пропана. Низкое качество технического пропана, в котором содержание пропана 80—85% вместо 93—95% по проекту, значительно затрудняет нормальную эксплуатацию установок. При этом снижается их производительность по сырью, уменьшается выход деасфальти зата и качество его не соответствует нормам (высокое коксовое число, темный цвет, низкая вязкость). Присутствие в техническом пропане пропилена снижает его избирательные свойства, а повы шенное содержание этана (3—5%) ведет к повышению давления
всистеме.
Впоследние годы работа деасфальтизационных установок значительно улучшилась, и в этом решающую роль сыграло улуч шение качества пропана. Это позволило увеличить производитель
ность установок за счет снижения соотношения пропан — сырье с 8 : 1 д о 5 ч - 6 : 1 при сохранении требуемых качеств деасфаль тизата (коксовое число не выше 1,25—1,3%, вязкость кинематиче ская при 100° С не менее 18—20 сст).
Получаемый на установках деасфальтизат подвергается фе нольной очистке, а асфальт является сырьем для производства битума. Принципиальная схема установки деасфальтизации при ведена на рис. 2.
Сырье — гудрон — подается в среднюю часть экстракцион ной колонны К-1 через подогреватель-холодильник Т-1, где
2* |
19 |
нагревается свежим паром или охлаждается водой до температуры
130-150° С.
Жидкий пропан из емкости Е-1 насосом Н-3 через пароподо греватель Т-2 и через маточник подается в нижнюю часть экстрак ционной колонны. В подогревателе пропан нагревается до 50 — 60° С. Поднимаясь вверх по колонне навстречу потоку гудрона, пропан извлекает из него масляные углеводороды. Раствор масла
Т-8
Рис. 2. Принципиальная технологическая схема установки деасфальтизации.
Н-1 — пропановый компрессор; Н-2, 3, 4 и 5 — насосы; Т-1, 2 , 3 — пароподогреватели; H-1 — экстракционная колонна; д-1, Э-1а, 9 -16, 9-2 — испарители высокого давления; П-1 — трубчатая печь; Т-4 и Т-8 — конденсаторы-холодильники пропана; Е -1 — емкость жидкого пропана; Н-2 и Н-з — отпарные колонны; Т-5 — конденсатор смешения; Т-в и Т-7 — холодильники; К-5 и К-6 — колонны защелачивания пропана в паровой и жидкой фазах; I — сырье; I I — пропан; I I I — щелочь; I V — деасфальтизат; V — асфальт;
V I — острый пар; V II — вода.
в пропане сверху экстракционной части колонны К-1 через про межуточный подогреватель Т-3 с температурой 75—85° С посту пает в отстойную камеру, расположенную над экстракционной частью колонны К-1. В отстойной камере происходит осаждение асфальто-смолистых веществ, выделяющихся из раствора вслед ствие понижения растворяющей способности пропана при нагре вании раствора в Т-3. Раствор асфальто-смолистых веществ через гидравлический затвор за счет разности удельных весов пере текает в экстракционную часть колонны.
Деасфальтизат из отстойной камеры через клапан регулятора давления выводится в три последовательно работающих испари теля Э-1, Э-1а, Э-16. Переток жидкости из одного испарителя
20
в другой осуществляется за счет перепада давления через клапаны регуляторов уровня. Давление в испарителях Э-1, Э-1а поддер живается клапанами регуляторов давления, установленными на линиях выхода паров пропана. Пары пропана направляются в кон денсатор-холодильник Т-4, где они конденсируются и охлажда ются до температуры 35—40° С. Жидкий пропан стекает в емкость
Е-1.
Деасфальтизат, содержащий незначительное количество про пана, из испарителя Э-1б поступает в верхнюю часть отпарной ко лонны К-2, в низ которой через маточник подается острый пар. С низа колонны К-2 деасфальтизат, освобожденный от пропана, забирается насосом Н-4 и через погружной холодильник Т-6 от качивается в парк.
Раствор асфальта в пропане с низа колонны К-1 за счет пере пада давления выводится через трубчатую печь П-1, где нагре вается до температуры 220—230° С, в испаритель Э-2. Пары про пана из этого испарителя направляются в конденсатор Т-4, а асфальт, содержащий незначительное количество пропана, поступает в верхнюю часть отпарной колонны К-3, в низ которой через маточник подается острый пар.
С низа колонны К-3 асфальт, освобожденный от пропана, забирается насосом Н-5 и через погружной холодильник Т-7 от качивается в парк.
Смесь паров пропана и воды, выводимая из колонн К-2 и К-3, поступает в конденсатор смешения Т-5, на верх которого подается вода. Пары воды конденсируются, и вода через клапан регулятора уровня сбрасывается в канализацию. Охлажденные пары пропана с верха конденсатора Т-5 поступают через приемный трап Е-8, где освобождаются от капель воды, на прием двухступенчатых пропановых компрессоров Н-1. Сжатые до 17—20 атпм пары пропана направляются в конденсатор-холодильник Т-8; жидкий пропан стекает в емкость Е-1.
На установке смонтирован блок защелачивания пропана в па ровой и ж и д к о й фазах с целью очи стки его от накапливающихся в системе сернистых соединений. Для этого предназначены спе
циальные колонны К-5 и К-6. |
Кроме того, на |
установке |
пред |
|
усмотрено освобождение пропана от неконденсирующихся |
газов |
|||
в специальной |
колонне К-4 (на схеме не показана). |
|
||
Недостатки |
работы блока |
экстракции и |
мероприятия по |
их устранению. За девятилетний период эксплуатации уста-\ новок деасфальтизации внедрение целого ряда технических мероприятий наряду с подбором оптимального технологического режима, а также с улучшением качества гудрона и пропана по зволило значительно увеличить производительность установок и повысить отбор целевого продукта при сохранении проектных его качеств. В настоящее время на всех нефтеперерабатывающих за водах мощность установок деасфальтизации более чем на 50%
21