Файл: Толмачев, К. Х. Регулирование напряжений в металлических пролетных строениях мостов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лась меньше, чем это было принято в расчете. Причем в процессе натяжения была обнаружена внезапная подвижка троса, являю­ щаяся следствием преодоления сил трения. При этом рывке сила натяжения S = 221 т снижалась до 210 т и даже ниже. Повторное увеличение натяжного усилия до S = 221 т давало большие величи­ ны прогибов в среднем пролете, что указывало на преодоление трения между тросом и стенками желоба. В боковых же пролетах при повторном натяжении балка возвращается к первоначальному состоянию, так как влияние сил трения здесь незначительно.

В принятом варианте напрягали продольную стальную армату­ ру из St 90. Железобетонная плита при этом на всем протяжении находилась на роликах. По истечении одного месяца после натя­ жения тросов плиту омоноличивали с верхним поясом путем свар­ ки и заполнения цементным раствором зазоров между балкой и плитой. Предварительным напряжением тросов было достигнуто равномерное распределение нормальных напряжений, что создало условия для полного использования прочности материала пролет­ ного строения. Последнее подтверждается не только теоретически,

но и испытаниями этого пролетного строения. В результате была достигнута значительная экономия металла.

Ввиду того, что западная часть моста около Монтабора по сво­ ей основной схеме повторяет ранее восстановленную часть моста., можно выявить экономический эффект от применения предвари­ тельно напряженных металлических балок.

Сопоставление экономических показателей этих двух мостов приводит к следующим выводам. Затрата металла, учитывая вес пластин, с помощью которых омоноличивается верхний пояс с пли­

той, желобов и тросов, при применении предварительного напряже­ ния получилась меньше на 33%. Причем при восстановлении за­ падной части моста было затрачено St52—17,25%, тогда как в ста­ ром мосту расход этой стали доходил до 45%.

Следует учесть, что достигнутая экономия не является пределом, так как конструкция предварительно напряженных балок была запроектирована при заданном соотношении пролетов к высоте главных балок. Изменение параметров новой части моста позволи­ ло бы достигнуть большей экономии металла.

Предварительное напряжение с успехом может быть применена и в металлических фермах. При этом следует различать два прин­ ципиально отличающиеся друг от друга приема напряжения:

сборка ферм из предварительно напряженных растянутых эле­ ментов;

предварительное напряжение ферм, собранных из обычных, не напряженных элементов.

В первом случае статическая работа ферм ничем не будет от­ личаться от работы обычной фермы. Этим приемом предваритель­ ного напряжения будет достигаться уменьшение веса фермы за счет снижения веса отдельных ее элементов. Второй прием сводит­ ся к предварительному напряжению нижнего пояса уже собранной фермы.

63


В ферме статически определимой системы предваритель­ ное напряжение в нижнем поясе не повлечет за собой появление

дополнительных усилий в других элементах фермы. В статически

неопределимых системах предварительное напряжение

вызовет появление дополнительных усилий и во всех прочих основ­ ных элементах фермы. Это должно быть учтено при расчете стати­ чески неопределимых ферм, в которых нижний пояс предваритель­ но напрягается.

Предварительно напряженные фермы рассчитывают по трем

стадиям их работы.

Впервой стадии на конструкцию действует часть постоян­ ной нагрузки до натяжения тросов. Рассчитывают по этой стадии

известными методами строительной механики. Во второй ста­ дии конструкция подвергается предварительному напряжению.

Расчетом в этой стадии определяются внутренние усилия от натя­ жения тросов. В третьей стадии работы на конструкцию с уже натянутыми тросами действуют остальные внешние силы, на­ пример, вторая часть постоянной и временная нагрузки. Расчетом в этой стадии определяются внутренние усилия в полностью закон­ ченной предварительно напряженной конструкции.

Перейдем к изложению метода расчета во второй и третьей

стадиях работы ферм. Если бы нижний пояс фермы подвергался напряжению натяжением одного кабеля, то решение свелось бы к простейшему случаю. В случае предварительного натяжения рас­ тянутого стержня одним кабелем V = Z, т. е. усилие натяжения V

вызывает равное по абсолютной величине и обратное по знаку уси­ лие в напрягаемом стержне.

В случае наличия нескольких кабелей, что весьма вероятно

при проектировании ферм, одновременное натяжение кабелей мо­ жет встретить практические затруднения. Иногда же может ока­ заться целесообразным постепенное включение кабелей по мере возрастания внешних нагрузок, действующих на конструкцию. Во всех этих случаях усилия в ранее натянутых кабелях будут изме­ няться при натяжении остальных кабелей. Поэтому каждому из ка­ белей должна придаваться величина натяжения с учетом возмож­ ного его изменения. Таким образом, для получения в конструкции

расчетных усилий Z отдельные кабели должны натягиваться неоди­

наково.

При натяжении ьго кабеля силой V\ во всех ранее натянутых (I—1) кабелях одинакового сечения возникает потеря натяжения J¥i, величину которой можно определить из равенства деформаций

основного металла и кабелей, а именно1:

Kiz-Zi =

E0F0 EKFK(i 1)

где Fo, Ео—площадь поперечного сечения и модуль упругости основного металла;

1 Изложение основ расчета предварительно напряженных ферм заимство­ вано из брошюры В. С. Кириллова «Предварительно напряженные металличс-

•кие конструкции за рубежом». Автотрансиздат, 1956.

<54


FK—площадь поперечного сечения кабеля;

Ек—модуль упругости кабеля. Обозначая через

FpFо

E&Fк

получим, что первоначальное усилие в каждом кабеле уменьшается

на величину

1

(Z- 1) + ? '

Если окончательное натяжение кабелей должно быть 1, то име­ ем уравнения:

 

 

 

 

------

J------ = Z;

v3 - v3

• ■

Р

V -------

!------= Z;

2

32

+

(г-1)-}-?

v3-

= Z;

 

откуда

(33

По этим формулам могут быть последовательно вычислены все

монтажные натяжения кабелей. Остановимся

теперь

на расчете

натяжения кабелей в предварительно

напряженных

решетчатых

фермах.

 

можно написать

Для Z-ro кабеля при общем числе кабелей г

t = г

 

 

 

И- V

 

 

(34)

t = -I-1

 

 

 

где Ц — монтажные силы натяжения/-го кабеля;

 

АХц — потеря натяжения /-го кабеля

при натяжении Z-го кабе­

ля (/<(^г);

 

 

 

5 К. X. Толмачев

65


Zj — расчетная сила натяжения /-го кабеля.

Из системы из г уравнений (34) возможно найти все неизвест­ ные усилия Vi-

Для определения

потерь натяжений AXit рассмотрим систему

с (/—1) кабелями,

на которую действует внешняя сила Vt. Эта

система статически неопределима. За неизвестные примем усилия

AXit, которые найдутся из

системы

(t—1) канонических урав­

нений:

 

 

ДАГ„8П + АА^^гФ-

• -{-ААф - i),t Si,(t — i) + Ад == 0

ДХц821 + ДАф822-|-

• ~b AA(t _ ij.t §2,(1 - i) + A,t = 0

AA’jtBft _ ]) i4-AAjt8(t _ !) 2-j-

(35)

ф-ДАф. i)t 8(t- i) <t - i)~b

A(t - i) t = 0

 

 

Здесь и далее предполагается, что все кабели растянуты. Перемещения 8 и Д в этих уравнениях в общем случае для ре­

шетчатых ферм определятся по формулам:

 

 

 

 

(36)

 

_ VNniMlS J .

(37)

 

is ----

„ ЬОП5

 

 

^o^on

 

 

 

\

V'MiiA/nvt

т

(38)

 

^it

Zj p p

^-on>

 

 

ОП

 

 

где Nni

усилие в n-м элементе фермы от

натяжений /-го кабеля

 

усилием, равным единице;

 

натяжения /-го кабеля

A'nvt — усилие в п-м элементе фермы от

Lki

силой Vt;

 

 

 

длина /-го кабеля;

 

 

 

Lon— длина n-го элемента фермы;

Fon—площадь сечения n-го элемента фермы;

Fki — площадь сечения /-го кабеля.

Из формул (36) и

(37) следует, что величины ААф будут про­

порциональны

силе натяжения /-го кабеля—Vt-

Таким образом,

в систему (34)

будут

входить только неизвестные

монтажные си­

лы. Используя вышеизложенный метод, можно найти необходимую величину предварительного напряжения кабелей.

Как было указано выше, в третьей стадии на конструкцию с уже натянутыми кабелями (тросами) будут действовать вторая

часть постоянной и временная нагрузки. При действии внешней на­ грузки на предварительно напряженную ферму кабели могут рас­ сматриваться как шпренгели. Принимая усилия в кабелях от внеш­ ней нагрузки за неизвестные, для определения их можно написать следующую систему канонических уравнений:

^i^ii “Г ^2^1г4“ •

+А1р == О

(39)

■^1^нФ~^2^2гФ~ •

'фА2р —О

 

66


Перемещения 8 определяют по формулам (36) и

(37). Для вы

числения перемещения А можно воспользоваться выражением

Aip = S^pn^on,

(40)

£</'оп

 

где Л<рп—усилия от внешней нагрузки в элементах

основной си­

стемы.

 

Если кабели располагаются вдоль элементов статически опре­ делимой фермы, под знак суммы войдут только те стержни, через которые проходят кабели. Если кабели расположены в каждом стержне, независимо друг от друга, прерываясь в узлах, то все по­ бочные перемещения обращаются в нуль и для любого стержня получим:

Zn[ — ----И -—] Ln -

ПК*

-0.

11

с г?

г? г?

11

11

 

on

 

'-'k'

kn J

 

on

откуда

 

 

 

 

 

 

 

7

 

= N

 

 

(41)

В статически неопределимых фермах к основным лишним неиз­ вестным X добавляются неизвестные усилия в кабелях Z, и кано­

нические уравнения получают вид:

+ > +-^Ах1~ЬЛДх,4'’• • • H~^ip==O )

..................................................................... • (42)

ZA, -)- Z28X12~|“ • • . +-V18X1X, + ^X^J-F . . . -|-Дх,р = 0 )

Если кабели расположены в отдельных стержнях статически не­ определимой фермы, то расчет можно вести обычным путем, учи­ тывая только жесткость кабеля в предварительно напряженных стержнях.

Руководствуясь вышеприведенными формулами, можно рас­ считать предварительно напряженные металлические фермы.

РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЙ В АРОЧНЫХ И ДРУГИХ СИСТЕМАХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ

Наиболее часто применяют регулирование напряжений при по­ стройке арочных пролетных строений с предварительно напряжен­ ными затяжками.

До недавнего прошлого при создании арок с затяжками пресле­ довалась единственная цель—освободить опоры моста от воздей­ ствия распора. Этим самым за счет введения в систему дополни­ тельного элемента достигалось сокращение объема опор и, очень

часто, снижение стоимости всего моста в целом.

г:*

67