Файл: Толмачев, К. Х. Регулирование напряжений в металлических пролетных строениях мостов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I1роцентное же содержание троса в сечении будет меньше, чем со­ держание высокопрочной проволоки.

Этот анализ указывает на то, что применение стальных кон­ струкций, предварительно напряженных при помощи высокопроч­ ной проволоки или тросов, является экономически выгодным и тех­ нически целесообразным. Именно по этой причине предварительно напряженные конструкции находят себе все. большее и большее распространение и являются наиболее перспективными в своем дальнейшем развитии.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ БАЛОЧНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ НАТЯЖЕНИЯ ВЫСОКОПРОЧНОЙ ПРОВОЛОКИ ИЛИ ТРОСОВ

Предварительно напряженные балки можно получить путем на­ тяжения высокопрочной проволоки, стальных стержней или тросов, расположенных в уровне нижнего пояса. Стальные стержни под­ вергают растяжению силой S и закрепляют их в торцах балки. Та­

ким образом, балка в уровне расположения этих стержней под­ вергается сжимающему усилию S. Одновременно вследствие экс­ центричного приложения силы S в балке возникает изгибающий момент

A1S = Se,

который по знаку будет обратным изгибающим моментам от посто­

янной

и временной Мр нагрузок. В результате в балках возник­

нет расчетный момент

 

Л1 = (Afq + Жр)

что, естественно, скажется на уменьшении их сечения. Изложенный выше принцип создания предварительно напря­

женных балок может быть использован как при изготовлении ба­ лок на металлургических заводах, так и в процессе сборки их на строительных площадках.

Для постройки мостов небольших пролетов в США и Англии серийно изготовляют двутавровые предварительно напряженные балки типа «Грэт»1, несущая способность которых на 36% выше,

чем ненапряженных балок тех же размеров. В нижнем поясе этих балок (высотой до 1 м) при прокатке предусматривают специаль­ ные канавки для размещения высокопрочной арматуры, которая при натяжении вдавливается в балку и сцепляется с ней. Для луч­ шего сцепления арматуры с балкой в канавки засыпают порошок карборунда.

После предварительного напряжения балки подвергают вторич­ ной прокатке при температуре около 200°, во время которой зака­ тываются гребни канавок и тем самым обеспечивается закрепление арматуры. Последнее дает возможность разрезать балки на части

,* The Structural Engineer. Ноябрь 1950. В. И. Овсянкин. «Новая техника и передовой опыт в строительстве». 1956, № 5.

53


любой длины, не нарушая при этом эффекта предварительного на­ пряжения.

Предварительное напряжение балок в процессе их сборки мо­

жет быть осуществлено, например, высокопрочной проволокой или тросом при расположениях их в зоне нижнего пояса (рис. 28). При­ чем трос или высокопрочная проволока может находиться над полкой нижнего пояса (рис. 28, а) или под нижним поясом

(рис. 28, б).

Рис. 28. Расположение напрягаемых

элементов

над и под полками

 

нижнего пояса

балок

 

 

Предварительно (напряженные конструкции уже

находят себе

применение в

практике мостостроения. Например,

по схеме а

(см. рис. 28)

построено пролетное строение

моста

через канал в

Неккаре, которое состоит из двух главных балок со сплошной стен­

кой пролетом 34 м.

Высота балок из St 52 равна 140,5 см, что со­

ставляет примерно

1 :25 от пролета. Предварительное напряжение

этих балок создается при помощи четырех тросов, расположенных по нижним поясам, имеющим трубчатое сечение. Тросы составлены из 52 проволок диаметром 5,3 мм, уложенных параллельно, с вре­ менным сопротивлением 160 кг)мм2. Сила натяжения на каждую балку составила 310 т, что соответствует напряжению в проволоке

6750 кг!см2. Напрягали тросы после установки пролетного строения в пролет продольной накаткой через монтажную промежуточную

опору.

Предварительное напряжение при помощи тросов и применение

других приемов регулирования позволили

добиться

при полной

эксплуатационной

нагрузке

напряжений в

поясах

ств =

= —1280 кг)см2 и

он — 4-1500 кг/см2. Без

предварительного

на­

пряжения наибольшее напряжение в поясах было бы равным со­ ответственно —1780 кг!см2 и 4-3850 кг/см2.

Каждая из балок подвергнута предварительному сжатию сила­ ми, приложенными эксцентрично относительно центра тяжести по­ перечных сечений. Причем, прилагая разную по величине силу к гибкому напрягаемому элементу, можно регулировать напряжен­ ное состояние балки. Таким образом, до загружения балку можно

рассматривать как статически определимую с произвольным назна­ чением силы предварительного напряжения.

При загружении остальной частью постоянной нагрузки в на­ прягаемом элементе будет возникать дополнительное растягиваю-

54


щее усилие, которое может быть определено при рассмотрении бал­ ки как статически неопределимой системы.

Усилие Sq в напрягаемом элементе определяется из равенства

При равномерной нагрузке q и при расстоянии напрягаемого элемента от оси балки, равном mh (см. рис. 28),

=— 2

Е1

3tnh 11 -4 - -

В свою очередь сила 5q вызовет напряжения в сечении балки.

Таким образом, балка моста вступит в эксплуатацию с напряже­ нием:

в нижнем волокне

аэ= а -)- aq;

в верхнем волокне

— Oj-|-aq,

где о и (Ji — напряжения в

соответствующих волокнах от предва­

рительного натяжения высокопрочной проволоки;

oq и oq'— напряжения в нижнем и верхнем волокнах от натяже­ ния высокопрочной проволоки СИЛОЙ Sq.

Покажем, как сказывается влияние предварительного напряже­ ния высокопрочной проволоки или тросов на напряженное состоя­ ние поперечного сечения балки. При этом рассмотрим общий слу­ чай, когда гибкий напрягающий элемент находится на расстоянии

I = mh от нейтральной оси поперечного сечения балки.

Момент сопротивления симметричной двутавровой балки

W

(3 - 2k>,

F

6 '

площади стенки Fc к полной площади

где k *=■ —— отношение

F

 

поперечного сечения балки F.

Если напрягающий элемент подвергнут

предварительному на­

тяжению усилием S, то напряжения в крайних фибрах балки опре­

делятся из формулы

 

 

h

 

 

V 4. *

(27)

a==----- 2m + —.

 

W

~~ F

 

 

 

?5


Подставляя выражение момента сопротивления балки, получим, предварительное сжимающее напряжение в нижнем поясе

j = AX3J2? + 1)-2*

(28)

 

F

3 — 2k

'

1

предварительное растягивающее напряжение в верхнем поясе

J]=:Ax3(2^±2fe.

(29)

1

F

3 — 2k

 

'

Эффект предварительного напряжения балок будет зависеть от

величины отношения

 

 

 

 

 

’1_ _3(2ffl- 1)4-2^

/3gv

 

a

-3 (2/л-{-1) — 2£*

1

 

При большой величине

отношения (30)

будет достигнуто

уменьшение суммарных

напряжений не только в нижнем, но и

в

верхнем поясе балки. Поэтому чем больше это отношение, тем боль­ ше конечный эффект, полученный от предварительного напряжения балок. Из формулы (30) явствует, что отношение напряжений верх­ него и нижнего поясов зависит от т и k. При т = 0,5, что соответ­ ствует расположению высокопрочной проволоки в уровне нижнего пояса,

т. е. чем больше k, тем больше отношение напряжений. Это указы­ вает на то, что предварительное напряжение особенно эффективно для балок с малой площадью поперечного сечения поясов.

Исследования, произведенные инж. В. М. Вахуркиным, привели к следующим данным увеличения несущей способности балок в за­

висимости от коэффициента k:

Fc

0,3

0,4

0,5

0,6

0,658

0,7

0,8

0,9

1,0

k = — ....

F

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увеличение несу­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щей

способно­

3

13

20

23

23

23

20

14

5

сти

балок, %

Таким образом, оптимальное значение k = 0,5 для обычных ба­ лок не является оптимальным для предварительно напряженных. Наибольшее увеличение несущей способности балок 23% получает­ ся при k = 0,658. Этим же исследованием доказано, что предваригельное напряжение балок снижает расход стали до 19%, не учи­ тывая затраты высокопрочной проволоки, что несколько снизит размер достигнутой экономии.

Площадь поперечного сечения высокопрочной проволоки

где т — полное напряжение в проволоке.

56


Площадь поперечного сечения балки, исходя из наибольшей предварительного напряжения, по выражению (28)

сS .. 3(2т + 1) —2Л

г=—х —------------------ . 3 (3-2А)

Отношение площадей

 

 

2_= —<3~?-Q—

(32 v

 

 

F 3 (2m 4-1) — 2k

 

Г. т

1

flOO

Л

о о/

При т

отношение-------

изменяется от 4

до 8% в зависимости

 

2

F

 

 

от величины

а

 

 

отношения —.

 

 

Увеличение значения т сказывается на относительном умень шении f — площади поперечного сечения напрягаемого элемента.

При изменении т в пределах от 1 до 2 процентное отношение пло­

щади поперечного

сечения

троса

или высокопрочной

проволоки

колеблется в пределах от 1,43 до 5,0%.

Наряду

с уменьшением

площади f расположение напрягаемого элемента

ниже пояса от­

крывает большие возможности увеличения

несущей

способности

балок,

а значит

и

достижения

большей

экономии

основного-

металла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увеличение несущей способности балок в зависимости от изме

нения

коэффициентов

т и

k характеризуется следующими дач

ными:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т.................................0,5

1

2

3

4

5

 

 

Fc

.... 0,658 0,591

0,549 0,535 0,526 0,521

0,500

 

k= --

 

F

 

несу­

 

 

 

 

 

 

 

Увеличение

 

 

 

 

 

 

 

щей

способно­

52

71

«0

85

87

100

 

сти балок,

%

23

При т, равном от 2 до 3, увеличение несущей способности балки достигает 70—80%. Данные указывают также и на то, что с отдале­

нием троса от оси балки наивыгоднейшая форма балки, характе­ ризуемая коэффициентом т, приближается к форме балки с рав ны.м распределением материала между стенкой и поясами (6 = 0,5)

Предварительно напряженные балки целесообразно конструиро­

вать в виде шпренгельных балок с двумя стойками. Таким реше­ нием достигается, во-первых, более рациональное закрепление

концов тросов, особенно при распределении тросов ниже пояса, иг во-вторых (что является, пожалуй, основным), шпренгельное рас­ положение тросов приводит к более рациональным видам суммар ных эпюр изгибающих моментов.

При расположении тросов или высокопрочной проволоки парал­

лельно нижнему поясу (рис. 29, а)

разгружающий момент

М\ —

= S/] будет постоянным по длине пролета. В результате

будем

иметь одну из эпюр (рис. 29, б, в)

в зависимости от величины mo­

st