Файл: Толмачев, К. Х. Регулирование напряжений в металлических пролетных строениях мостов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
I1роцентное же содержание троса в сечении будет меньше, чем со держание высокопрочной проволоки.
Этот анализ указывает на то, что применение стальных кон струкций, предварительно напряженных при помощи высокопроч ной проволоки или тросов, является экономически выгодным и тех нически целесообразным. Именно по этой причине предварительно напряженные конструкции находят себе все. большее и большее распространение и являются наиболее перспективными в своем дальнейшем развитии.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ БАЛОЧНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ НАТЯЖЕНИЯ ВЫСОКОПРОЧНОЙ ПРОВОЛОКИ ИЛИ ТРОСОВ
Предварительно напряженные балки можно получить путем на тяжения высокопрочной проволоки, стальных стержней или тросов, расположенных в уровне нижнего пояса. Стальные стержни под вергают растяжению силой S и закрепляют их в торцах балки. Та
ким образом, балка в уровне расположения этих стержней под вергается сжимающему усилию S. Одновременно вследствие экс центричного приложения силы S в балке возникает изгибающий момент
A1S = Se,
который по знаку будет обратным изгибающим моментам от посто
янной |
и временной Мр нагрузок. В результате в балках возник |
нет расчетный момент |
|
|
Л1 = (Afq + Жр) |
что, естественно, скажется на уменьшении их сечения. Изложенный выше принцип создания предварительно напря
женных балок может быть использован как при изготовлении ба лок на металлургических заводах, так и в процессе сборки их на строительных площадках.
Для постройки мостов небольших пролетов в США и Англии серийно изготовляют двутавровые предварительно напряженные балки типа «Грэт»1, несущая способность которых на 36% выше,
чем ненапряженных балок тех же размеров. В нижнем поясе этих балок (высотой до 1 м) при прокатке предусматривают специаль ные канавки для размещения высокопрочной арматуры, которая при натяжении вдавливается в балку и сцепляется с ней. Для луч шего сцепления арматуры с балкой в канавки засыпают порошок карборунда.
После предварительного напряжения балки подвергают вторич ной прокатке при температуре около 200°, во время которой зака тываются гребни канавок и тем самым обеспечивается закрепление арматуры. Последнее дает возможность разрезать балки на части
,* The Structural Engineer. Ноябрь 1950. В. И. Овсянкин. «Новая техника и передовой опыт в строительстве». 1956, № 5.
53
любой длины, не нарушая при этом эффекта предварительного на пряжения.
Предварительное напряжение балок в процессе их сборки мо
жет быть осуществлено, например, высокопрочной проволокой или тросом при расположениях их в зоне нижнего пояса (рис. 28). При чем трос или высокопрочная проволока может находиться над полкой нижнего пояса (рис. 28, а) или под нижним поясом
(рис. 28, б).
Рис. 28. Расположение напрягаемых |
элементов |
над и под полками |
||
|
нижнего пояса |
балок |
|
|
Предварительно (напряженные конструкции уже |
находят себе |
|||
применение в |
практике мостостроения. Например, |
по схеме а |
||
(см. рис. 28) |
построено пролетное строение |
моста |
через канал в |
Неккаре, которое состоит из двух главных балок со сплошной стен
кой пролетом 34 м. |
Высота балок из St 52 равна 140,5 см, что со |
ставляет примерно |
1 :25 от пролета. Предварительное напряжение |
этих балок создается при помощи четырех тросов, расположенных по нижним поясам, имеющим трубчатое сечение. Тросы составлены из 52 проволок диаметром 5,3 мм, уложенных параллельно, с вре менным сопротивлением 160 кг)мм2. Сила натяжения на каждую балку составила 310 т, что соответствует напряжению в проволоке
6750 кг!см2. Напрягали тросы после установки пролетного строения в пролет продольной накаткой через монтажную промежуточную
опору.
Предварительное напряжение при помощи тросов и применение
других приемов регулирования позволили |
добиться |
при полной |
|||
эксплуатационной |
нагрузке |
напряжений в |
поясах |
ств = |
|
= —1280 кг)см2 и |
он — 4-1500 кг/см2. Без |
предварительного |
на |
пряжения наибольшее напряжение в поясах было бы равным со ответственно —1780 кг!см2 и 4-3850 кг/см2.
Каждая из балок подвергнута предварительному сжатию сила ми, приложенными эксцентрично относительно центра тяжести по перечных сечений. Причем, прилагая разную по величине силу к гибкому напрягаемому элементу, можно регулировать напряжен ное состояние балки. Таким образом, до загружения балку можно
рассматривать как статически определимую с произвольным назна чением силы предварительного напряжения.
При загружении остальной частью постоянной нагрузки в на прягаемом элементе будет возникать дополнительное растягиваю-
54
щее усилие, которое может быть определено при рассмотрении бал ки как статически неопределимой системы.
Усилие Sq в напрягаемом элементе определяется из равенства
При равномерной нагрузке q и при расстоянии напрягаемого элемента от оси балки, равном mh (см. рис. 28),
=— 2
Е1
3tnh 11 -4 - -
В свою очередь сила 5q вызовет напряжения в сечении балки.
Таким образом, балка моста вступит в эксплуатацию с напряже нием:
в нижнем волокне |
аэ= а -)- aq; |
в верхнем волокне |
— Oj-|-aq, |
где о и (Ji — напряжения в |
соответствующих волокнах от предва |
рительного натяжения высокопрочной проволоки;
oq и oq'— напряжения в нижнем и верхнем волокнах от натяже ния высокопрочной проволоки СИЛОЙ Sq.
Покажем, как сказывается влияние предварительного напряже ния высокопрочной проволоки или тросов на напряженное состоя ние поперечного сечения балки. При этом рассмотрим общий слу чай, когда гибкий напрягающий элемент находится на расстоянии
I = mh от нейтральной оси поперечного сечения балки.
Момент сопротивления симметричной двутавровой балки
W |
(3 - 2k>, |
|
F |
6 ' |
|
площади стенки Fc к полной площади |
||
где k *=■ —— отношение |
||
F |
|
|
поперечного сечения балки F. |
Если напрягающий элемент подвергнут |
предварительному на |
|
тяжению усилием S, то напряжения в крайних фибрах балки опре |
||
делятся из формулы |
|
|
h |
|
|
V 4. * |
(27) |
|
a==----- 2m + —. |
|
|
W |
~~ F |
|
|
|
?5 |
Подставляя выражение момента сопротивления балки, получим, предварительное сжимающее напряжение в нижнем поясе
j = AX3J2? + 1)-2* |
(28) |
|||
|
F |
3 — 2k |
' |
1 |
предварительное растягивающее напряжение в верхнем поясе |
||||
J]=:Ax3(2^±2fe. |
(29) |
|||
1 |
F |
3 — 2k |
|
' |
Эффект предварительного напряжения балок будет зависеть от |
||||
величины отношения |
|
|
|
|
|
’1_ _3(2ffl- 1)4-2^ |
/3gv |
||
|
a |
-3 (2/л-{-1) — 2£* |
1 |
|
При большой величине |
отношения (30) |
будет достигнуто |
||
уменьшение суммарных |
напряжений не только в нижнем, но и |
в |
верхнем поясе балки. Поэтому чем больше это отношение, тем боль ше конечный эффект, полученный от предварительного напряжения балок. Из формулы (30) явствует, что отношение напряжений верх него и нижнего поясов зависит от т и k. При т = 0,5, что соответ ствует расположению высокопрочной проволоки в уровне нижнего пояса,
т. е. чем больше k, тем больше отношение напряжений. Это указы вает на то, что предварительное напряжение особенно эффективно для балок с малой площадью поперечного сечения поясов.
Исследования, произведенные инж. В. М. Вахуркиным, привели к следующим данным увеличения несущей способности балок в за
висимости от коэффициента k:
Fc |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,658 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
|
k = — .... |
||||||||||
F |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Увеличение несу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
щей |
способно |
3 |
13 |
20 |
23 |
23 |
23 |
20 |
14 |
5 |
сти |
балок, % |
Таким образом, оптимальное значение k = 0,5 для обычных ба лок не является оптимальным для предварительно напряженных. Наибольшее увеличение несущей способности балок 23% получает ся при k = 0,658. Этим же исследованием доказано, что предваригельное напряжение балок снижает расход стали до 19%, не учи тывая затраты высокопрочной проволоки, что несколько снизит размер достигнутой экономии.
Площадь поперечного сечения высокопрочной проволоки
где т — полное напряжение в проволоке.
56
Площадь поперечного сечения балки, исходя из наибольшей предварительного напряжения, по выражению (28)
сS .. 3(2т + 1) —2Л
г=—х —------------------ . 3 (3-2А)
Отношение площадей
|
|
2_= —<3~?-Q— |
(32 v |
|
|
|
F 3 (2m 4-1) — 2k |
|
|
Г. т |
1 |
flOO |
Л |
о о/ |
При т |
— |
отношение------- |
изменяется от 4 |
до 8% в зависимости |
|
2 |
F |
|
|
от величины |
а |
|
|
|
отношения —. |
|
|
Увеличение значения т сказывается на относительном умень шении f — площади поперечного сечения напрягаемого элемента.
При изменении т в пределах от 1 до 2 процентное отношение пло
щади поперечного |
сечения |
троса |
или высокопрочной |
проволоки |
||||||
колеблется в пределах от 1,43 до 5,0%. |
Наряду |
с уменьшением |
||||||||
площади f расположение напрягаемого элемента |
ниже пояса от |
|||||||||
крывает большие возможности увеличения |
несущей |
способности |
||||||||
балок, |
а значит |
и |
достижения |
большей |
экономии |
основного- |
||||
металла. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Увеличение несущей способности балок в зависимости от изме |
||||||||||
нения |
коэффициентов |
т и |
k характеризуется следующими дач |
|||||||
ными: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т.................................0,5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|||
|
Fc |
.... 0,658 0,591 |
0,549 0,535 0,526 0,521 |
0,500 |
||||||
|
k= -- |
|||||||||
|
F |
|
несу |
|
|
|
|
|
|
|
|
Увеличение |
|
|
|
|
|
|
|||
|
щей |
способно |
52 |
71 |
«0 |
85 |
87 |
100 |
||
|
сти балок, |
% |
23 |
При т, равном от 2 до 3, увеличение несущей способности балки достигает 70—80%. Данные указывают также и на то, что с отдале
нием троса от оси балки наивыгоднейшая форма балки, характе ризуемая коэффициентом т, приближается к форме балки с рав ны.м распределением материала между стенкой и поясами (6 = 0,5)
Предварительно напряженные балки целесообразно конструиро
вать в виде шпренгельных балок с двумя стойками. Таким реше нием достигается, во-первых, более рациональное закрепление
концов тросов, особенно при распределении тросов ниже пояса, иг во-вторых (что является, пожалуй, основным), шпренгельное рас положение тросов приводит к более рациональным видам суммар ных эпюр изгибающих моментов.
При расположении тросов или высокопрочной проволоки парал
лельно нижнему поясу (рис. 29, а) |
разгружающий момент |
М\ — |
= S/] будет постоянным по длине пролета. В результате |
будем |
|
иметь одну из эпюр (рис. 29, б, в) |
в зависимости от величины mo |
st