Файл: Толмачев, К. Х. Регулирование напряжений в металлических пролетных строениях мостов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
мента Л1, по отношению к моменту от постоянной нагрузки в сере дине пролета. Как видно, распределение изгибающих моментов получается весьма неравномерным. При Ali<^Afq имеем двузначную эпюру (см. рис. 29,6?). В случае M1>Mq изгибающие моменты со средоточиваются в зонах балок, прилегающих к опорам.
Рис. 29. Различные методы расположения напрягаемых |
тросов |
и соответствующие эпюры изгибающих моментов от их |
предва |
рительного напряжения |
|
При шпренгельном расположении тросов (рис. 29, г) в средней части балки на протяжении Ц эксцентриситет е\ является постоян ным, поэтому эпюра моментов, вызываемых предварительным на
пряжением, будет иметь вид прямоугольника. На протяжении участков балки /г изгибающие моменты будут уменьшаться от се-
58
редины пролета к опорам в соответствии с изменением величины эксцентриситета е х. Эпюра моментов в этом случае будет иметь различный вид в зависимости от соотношения величин изгибающих моментов (рис. 29,5, е).
Если тросу, напрягающему балку, придать криволинейное очер тание (рис. 29, ж), то на эпюру моментов от постоянной нагрузки бу дет накладываться эпюра моментов от предварительного напряже ния, также криволинейного очертания (рис. 29, з). В результате можно достичь наиболее благоприятного распределения изгибаю
Рис. 30. Ступенчатая лпюра изгибающих моментов, соот ветствующая расположению различного числа тросов на отдельных участках
ших моментов по длине балки и даже при соответствующем под боре очертания троса (по параболе) совсем устранить их от по стоянной нагрузки.
Более благоприятного распределения изгибающих моментов по
длине балок можно также достичь расположением на отдельных участках балки различного числа напрягаемых элементов. Напри
мер, на |
участке 1\ (рис. 30, а) |
можно |
расположить |
тросы с |
пло |
щадью поперечного сечения Л, |
а на |
участках /2 — тросы с |
пло |
||
щадью |
Причем f |
будет передаваться |
на балку |
си |
|
В этом случае на участке 1\ |
ла Si и соответствующий ей изгибающий момент М\ = Si/j. На уча стках /2 изгибающий момент от предварительного напряжения бу дет равен М2 = S2l2- В результате получится ступенчатая эпюра изгибающих моментов, которая будет накладываться на эпюру от постоянной нагрузки (рис. 30,6).
В настоящее время открывается возможность широкого прак тического применения ступенчатого метода предварительного на пряжения в связи с методом, примененным институтом «Проектстальконструкция» в проекте пролетного строения одного из мо стов. Семипролетные неразрезные балки переменной высоты этого
пролетного строения с тремя пролетами по 109 м были предвари тельно напряжены высокопрочной проволокой, расположенной по верхним поясам в зоне отрицательных опорных моментов.
Натяжные части сконструированы в виде петель высокопрочной проволоки (рис. 31). Каждая петля надевается на два упора, рас-
59
положенные но верхнему поясу. Один из каждой пары упоров — подвижной, что дает возможность, передвигая его домкратом, соз
давать необходимое напряжение.
Рис. 31. Петлевое расположение предварительно напряженной высокопрочной проволоки:
/гидравлические домкраты; 2 — подвижные упоры; 3—неподвижные упоры
После натяжения проволок закрепляют подвижной упор путем
приварки его к поясу балки. При таком |
расположении |
петель в |
|||||||||
среднем участке /3 |
предварительное усилие создается |
натяжением |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
восьми |
проволок. |
На |
|||
|
|
|
|
|
|
участках /г и 1\ предва |
|||||
|
|
|
|
|
|
рительные |
|
напряже |
|||
|
|
|
|
|
|
ния создаются натяже |
|||||
|
|
|
|
|
|
нием |
соответственно |
||||
|
|
|
|
|
|
четырех и двух |
прово |
||||
|
|
|
|
|
|
лок. Таким образом, |
|||||
|
|
|
|
|
|
открывается |
|
возмож |
|||
|
|
|
|
|
|
ность создания предва |
|||||
|
|
|
|
|
|
рительно напряженных |
|||||
|
|
|
|
|
|
балок |
со |
ступенчатой |
|||
|
|
|
|
|
|
эпюрой |
|
изгибающих |
|||
|
|
|
|
|
|
моментов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварит ел ьное |
|||||
|
|
|
|
|
|
напряжение |
с |
успехом |
|||
|
|
|
|
|
|
может |
быть |
примене |
|||
|
|
|
|
|
|
но при проектировании |
|||||
|
|
|
|
|
|
консольных |
и |
нераз |
|||
|
|
|
|
|
|
резных |
балок. |
Распо |
|||
|
|
|
|
|
|
лагать |
тросы нужно в |
||||
Рис. |
32. |
Расположение |
тросов в |
двухконсоль |
соответствии |
с эпюрой |
|||||
ной |
балке |
и эпюры |
от |
предварительного на |
изгибающих |
моментов |
|||||
|
|
пряжения |
|
от постоянной нагрузки |
|||||||
шение которых преследуется |
|
с учетом тех задач, ре |
|||||||||
применением предварительного |
на |
пряжения.
На рис. 32 приводится несколько методов расположения тросов в однопролетной балке с двумя консолями. Расположением прямо линейных предварительно напряженных тросов в зоне возникнове-
60
ния |
отрицательных и положительных |
изгибающих |
моментов |
|
(рис. |
32, а) можно получить суммарную эпюру моментов как алге |
|||
браическую сумму эпюры от постоянной |
нагрузки |
и ступенчатой |
||
эпюры от предварительного напряжения |
(рис. 32,6). |
Однако в |
||
этом случае мы получим эпюру с частой переменой |
знаков изги |
|||
бающих моментов. |
|
|
|
Эпюра от предварительного напряжения, приближающаяся по
своему очертанию к эпюре от постоянной |
нагрузки, |
может |
быть |
|
получена применением |
шпренгельного |
расположения |
тросоз |
|
!рис. 32, в, г). Наконец |
можно достичь |
еще более |
равномерного |
распределения изгибающих моментов путем криволинейного распо ложения предварительно напрягаемых тросов (рис. 32, д).
Рис. 33. Расположение тросов в трехпролетной неразрезной балке:
/ — гидравлические домкраты
Расположение предварительно напряженных тросов в неразрез ных балках проиллюстрируем на конкретных примерах.
В проекте моста через р. Рейн на дороге Кобленц—Пфафен- дорф предусмотрено пролетное строение с трехпролетными нераз резными стальными балками (68,5 + 175,0 + 68,5), объединенны ми с железобетонной плитой проезжей части (рис. 33). Первона чально железобетонная плита проезжей части опиралась на глав ные балки через ролики. После изготовления плиты предусмотрено было подвергнуть ее продольному сжатию гидравлическими дом
кратами, упирающимися в специальные упоры на концах балок.
Таким образом, плите было придано предварительное напряжение,
чем устранено возникновение в ней растягивающих напряжений. Объединяли железобетонную плиту с балками свариванием
стальных пластин в местах расположения роликов с поясами.
Для того чтобы полностью использовать допускаемые напряже ния на сжатие и растяжение материала стальных балок, несмотря
на эксцентричное положение нейтральной оси, в объединенной кон струкции неразрезной балки была предусмотрена постановка вы сокопрочных стальных тросов по схеме, изображенной на рис. 33. Стальные тросы в местах перегибов опирались на специальные ро ликовые опоры, что позволяло натягивать их гидравлическими домкратами, установленными на концах неразрезных балок. Таким образом, основная часть изгибающего момента от собственного веса была устранена и заменена продольной сжимающей силой.
Одновременно достигалось снижение растягивающих напряжений в железобетонной плите проезжей части.
Этот проект не был осуществлен. Предложенная проф. Ф. Дишингером и примененная в этом проекте идея предварительного
61
напряжения была использована при восстановлении западной по ловины автомобильного моста в Монтаборе после того, как восточ ная половина его была уже восстановлена. В связи с этим была принята та же самая разбивка моста на пролеты. Пролетное строе
ние неразрезное металлическое с пролетами 37,8 + 50,4 + 37,8.
Высота балок была принята такая же, как и в ранее восстановлен
ной части моста.
На рис. 34 приведены схемы неразрезных балок пролетного
строения этого моста.
Рис. 34. Два варианта расположения тросов в неразрезных балках моста через р. Рейн в Кобленце:
/ — гидравлические домкраты; 2 — желоб; 3— трос
Первый вариант (рис. 34, а) в принципе совпадает с ранее рас смотренным проектом моста через р. Рейн в Кобленце. Отличи тельной особенностью этого моста является то, что железобетон ная плита опиралась на ролики лишь в крайних пролетах неразрез ной балки и на небольших участках средних пролетов. В середине среднего пролета плита с самого начала соединялась с поясами ба
лок наглухо. Так же, как и в проекте моста в Кобленце, высоко прочные тросы в местах перегибов опирались на роликовые опоры.
Во втором варианте (рис. 34, б), который и был практически осуществлен, предусматривается применение предварительно на пряженного троса криволинейного очертания. В связи с этим отпа ла необходимость в применении роликовых опор на перегибах тро са. Тросы, очерченные по квадратной параболе, располагались в специальных желобах, прикрепленных к вертикальным стенкам балок. Причем, из эстетических соображений, желоба располага
лись только на внутренних поверхностях вертикальных стенок ба лок. Для уменьшения трения тросов при предварительном напряже нии как желоба, так и тросы густо покрывались вязкой смазкой.
Потеря предварительного напряжения от трения в статическом
положении была определена при коэффициенте трения |
ц = 0,15, |
|
что дало потерю усилий, равную 8,4%, при условии |
натяжения |
|
троса с обоих концов моста. В действительности, |
как |
показали |
испытания, потеря предварительного натяжения от |
трения оказа- |
62